60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России




Название60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России
страница1/20
Дата31.08.2012
Размер2.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
ОТ АВТОРОВ

60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России.

Самым выдающимся событием этого времени стало бесспорно проведение инициированных императором Александром II Великих реформ - крестьянской, судебной, земской, городской, народного образования, военной и других. Эти крупные общественно-политические преобразования показали стране и Западной Европе, что русская монархия в лице дома Ро­мановых была способна сделать серьезный и решительный шаг в деле при­общения России к европейской цивилизации, к созданию правового российского государства. Попытки правительства императора Алек­сандра III скорректировать в консервативном духе уже действующие реформы в области суда и местного самоуправления в целом не имели успеха.

Вместе с тем дом Романовых в лице Александра II и Александра III и в пореформенную эпоху продолжал оставаться весьма надежным гарантом социально-политической стабильности в государстве. Верховная власть имела прочную опору в умах и душах русских людей. Монархическая идея отличалась жизнеспособностью, была популярна и принимаема обществом.

В пореформенные годы происходил невиданный ранее подъем экономического развития России, вызванный главным образом интенсивным частным предпринимательством, буквально во всех отраслях хозяйственной жизни страны. Закрепились прогрессивные сдвиги в сельском хозяйстве, заметно продвинулась вперед капиталистическая индустриализация легкой и тяжелой промышленности, настоящий бум произошел в строительстве железных дорог, железнодорожного и речного парового транспорта, окончательно сформировался общероссийский рынок.

Во главе всех этих прогрессивных социально-экономических процессов стояла крупная буржуазия, как высшая когорта российского купечества. Именно ей страна была обязана динамичным капиталистическим развитием хозяйственного потенциала, что уже в недалеком будущем долж­но было обеспечить России достойное место среди экономически раз­витых стран Западной Европы.

В пореформенную эпоху продолжалось развитие общественного дви­жения, прежде всего в лице консервативного, либерального и радикального направлений. При этом наибольшие симпатии и поддержку в обществе вызывали либеральные идеи и настроения. С общественным дви­жением были в значительной мере связаны блестящие успехи в развитии просвещения, русской литературы и искусства.

На международной арене Россия сумела достичь ощутимых позитивных результатов  ликвидировать унизительные для нее условия Парижского мира 1856 г., одержать убедительную победу в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., что обеспечило полную независимость Сербии и Черногории от Османской империи, расширение автономии Болгарии. Все это значительно укрепило позиции России как на Балканах, так и на всем европейском континенте. Существенное значение для роста экономического потенциала России имело присоединение к ней территорий Казахстана и Средней Азии, что означало окончательное создание огромной Российской империи.


Над книгой работали:

Глава I — проф. Ю.И.Смыков (§ 3 – к.и.н. С.А.Фролов); глава II — проф. Ю.И.Смыков; главы III-IV — проф. Ю.И.Смыков, проф. Л.Н.Гонча­ренко; глава V — проф. Ю.И.Смыков; глава VI — проф. Ю.И.Смыков, проф. Л.Н.Гончаренко; глава VII — проф. Е.А.Вишлен­кова; глава VIII — проф. Ю.И.Смыков, доц. Г.В.Ибнеева. Список источников и литературы подготовлен доц. А.И.Мухамадеевым, к.и.н. А.В.Скоробогатовым; карты — доц. Ю.Н.Ивановым. Компьютерный набор и верстка — Л.Р.Хасанова.


глава первая


ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II

§ 1. Александр II

Александр II родился в 1818 г. в Московском кремле. Являлся старшим сыном императора Николая I. Из династии Романовых. Объявлен нас­ледником престола в 1825 г. Наставником его был В.А.Жу­ковский, воспитателем – К.К.Мердер; среди учителей – генерал П.П.Ушаков (главный воспитатель), М.М.Сперанский (законодательство), К.И.Арсеньев (статис­тика, история), Е.Ф.Канкрин (финансы), Ф.И.Брунов (внешняя политика).

Александр получил блестящее образование (русский язык, география, статистика, этнография, логика, философия, математика, иност­ранные языки – французский, немецкий, английский, польский). Особое внимание уделялось истории, прежде всего истории России. Не без влияния своего отца искренне полюбил всевозможные военные парады, смотры и т.п. Воспитывался он в спокойной, дружелюбной атмосфере большой семьи Николая I.

Николай I постепенно готовил наследника престола к занятию в будущем наивысшего поста в Российском государстве. С 1834 г. он сенатор, с 1835 г. – член Синода, затем произведен в генерал-майоры и зачислен в Свиту императора, с 1841 г. – член Государственного совета, а через год – член Кабинета министров. В 1842 г. во время отъезда Николая I из столицы на Александра было возложено решение всех государственных дел. Он был председателем Секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848 гг. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. с объявлением Петербургской губернии на военном положении командовал всеми войсками столицы. В свое время (в 1837 г.) он побывал в 29 губерниях Европейской части России, а также в Закавказье и Западной Сибири. Затем путешествовал по Европе. В 1841 г. Александр женился на 16-летней принцессе Марии Гессен-Дармштад­ской (в России – Мария Александровна). В этом браке он имел 6 сыновей и дочь.

Александр II вступил на престол 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Это был уже вполне сложившийся человек, хорошо знакомый с государственной деятельностью, с системой управления страной, отец большого семейства и во многом умудренный жизнью. Современники отмечали в Александре хорошие умственные способности, красивую внешность, веселый нрав и сердечность по отношению к окружающим, прекрасные манеры, большую личную храбрость.

Воцарение Александра II ознаменовалось наступлением «оттепели» в общественно-политической жизни России после режима Николая I. В связи с коронацией, происшедшей в августе 1856 г., новый император дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831 гг., петрашевцам, приостановил на три года рекрутские наборы, списал с крестьян недоимки, 9 тысяч человек освобождались от полицейского надзора. В 1857 г. он принял решение о ликвидации военных поселений. Это было хорошее начало деятельности на посту императора великой и могучей Российской империи. Но главные его свершения были впереди.

Александр II считал необходимым проведение либеральной программы крупномасштабного реформирования страны с целью изменения существующей государственной системы, несостоятельность которой со всей очевидностью обнаружилась в ходе Крымской войны. В результате были тщательно подготовлены и осуществлены знаменитые реформы 60-70-х годов: крестьянская, народного образования, судебная, земская, городская, военная и ряд других. Все эти преобразования отвечали высшим государственным интересам России. Страна сделала крупный шаг в деле построения гражданского общества и правового государства. Вместе с тем Александр II был убежден, что самодержавная монархия – это лучшая и наиболее органичная для России форма правления.

Император осознал необходимость для России вмешаться в судьбу славянских народов на Балканах. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. не только привела к освобождению южных славян от турецкого ига, но и подняла международный авторитет России, укрепила ее позицию в Европе и мире.

Наиболее влиятельными сановниками Александра II в различные го­ды были Я.И.Ростовцев, С.С.Ланской, П.А.Валуев, А.М.Горчаков, Д.А.Ми­лютин, М.Т.Лорис-Меликов.

После подавления Польского восстания 1863-1864 гг. и покушения Д.В.Каракозова в апреле 1866 г. Александр II пошел на уступки консервативному, охранительному курсу. Это выразилось в назначении на высшие государственные посты Д.А.Толстого, Ф.Ф.Тре­пова, П.А.Шува­лова и др. Император и его новое правительство постепенно, но вполне очевидно утрачивали инициативу в проведении крупномасштабных пре­образований, так хорошо начатых с отменой крепостного права. Однако и в этих изменившихся внутриполитических условиях Александр II находит в себе силы принять либеральную городскую реформу (1870) и завершить наконец в 1874 г. прогрессивную военную реформу, начатую еще в 1862 г. В конце своего царствования Александр II был склонен признать необходимость введения в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете.

В мае 1880 г. скончалась императрица Мария Александровна, а в июле этого же года Александр II уже вступил в морганатический брак с молодой княжной Екатериной Долгоруковой. После заключения брака она получила титул и фамилию княгини Юрьевской (по имени князя Юрия Долгорукова, к которому восходил ее род). Брак этот произвел удручающее впечатление на семью императора, на многих представителей правящей элиты.

На Александра II за годы его правления было совершено несколько покушений: Д.В.Каракозовым в Петербурге (1866), польским эмигрантом А.Березовским в Париже (1867), А.К.Соловьевым в Петербурге (1879). В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» принял решение об убийстве императора. С этого времени жизнь Александра II неоднократно буквально висела на волоске, особенно в ноябре 1879 г., когда народовольцы совершили попытку взрыва императорского поезда под Москвой, и в феврале 1880 г., когда С.Н.Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце. Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением в 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с М.Т.Лорис-Меликовым. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И.И.Гриневицким.

§ 2. Отмена крепостного права

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. стало актом национального унижения, показало действительное состояние крепостнической России, обострило социальные противоречия в стране. Перед высшим руководством страны со всей очевидностью встала суровая альтернатива: либо обновить с помощью последовательных либеральных реформ экономический и политический строй государства, либо допустить его превращение во второстепенную европейскую державу или, что еще хуже, быть вовлеченными в мощный социальный конфликт внутри России.

Необходимость проведения реформ признавалась частью дворянст­ва, высшей бюрократии и обосновывалась либеральной интеллигенцией. Причем, представители этих слоев российского общества – К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, А.М.Горчаков, братья Милютины, великий князь Константин Николаевич и другие, в отличие от радикалов, не ставили под сомнение сам принцип самодержавного правления. Их идеалом, по словам Б.Н.Чичерина, были «либеральные меры и сильная власть».

Центральное место среди проведенных в 60-70-е годы XIX в. ре­форм по праву занимает отмена крепостного права. Следует отметить, что к середине XIX в. возможности феодальной системы в сельском хозяйстве России еще не были полностью исчерпаны. В 1802-1855 гг. посевная площадь в стране возросла с 38 до 58 млн. десятин, т.е. на 53%, а валовые сборы хлебов – с 155,8 до 234 млн. четвертей, т.е. на 50%. Вместе с тем, Россия все больше проигрывала в конкурентной борьбе на хлебных рынках Европы с американскими фермерами, производительность крепостного труда не росла, а перспективы экстенсивного развития сельского хозяйства были ограничены.

Могучим ускорителем процесса освобождения крестьян стала Крым­с­кая война. Она выявила хроническую отсталость России от передовых стран Запада, прорвала плотину всеобщего оцепенения, в котором страна находилась в период николаевского правления, подорвала финансовую систему империи, вызвала недовольство крестьянских масс. В 1858 г. в стране было зарегистрировано 86 крестьянских выступлений, в 1859 г. – 90, в 1860 г. – 108.

Известный либеральный публицист и историк К.Д.Кавелин в «За­писке об освобождении крестьян в России» предвидел в случае сохранения крепостного права «...пожар (то есть народное восстание – автор), которого последствия трудно представить». Другой либерал и известный славянофил Ю.Ф.Самарин в работе «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» констатировал, что «терпение народа источается».

Еще громче раздавались голоса представителей революционно-де­мократического лагеря. Настойчивые призывы к освобождению крестьян слышались из Лондона со страниц сборников А.И.Герцена и Н.П.Огарева «Полярная звезда» и «Голоса из России», а с 1857 г. и знаменитого «Колокола». Герценом и Огаревым была выдвинута программа-минимум: «Освобождение слова от цензуры. Освобождение крестьян от помещиков. Освобождение податного сословия от побоев!» С этой программой был солидарен и выходивший в Санкт-Петербурге журнал «Современник», редактировавшийся Н.Г.Черны­шевским, Н.А.Добролюбо­вым, Н.А.Некрасо­вым.

Роль крестьянских выступлений была существенна, но не они сыг­рали решающую роль в отмене крепостного права. Тем более вряд ли можно оценивать положение в стране в 1859-1861 гг. как революционную ситуацию. Россия знала периоды куда более сильных социальных потрясений. Главным было глубокое осознание передовой частью общества, и прежде всего императором Александром II, необходимости и неизбежности отмены крепостного права, ставшего подлинным анахронизмом в значительной степени цивилизованной уже в то время Европе.

Вступив на престол, Александр II прекрасно осознавал, что значительная часть русского дворянства консервативна и уже в силу этого настроена к реформе враждебно. Это обстоятельство вынуждало его искусно лавировать, постепенно приучая помещиков-крепостни­ков к мысли о неизбежности в конечном счете радикальной крестьян­ской реформы. Яркое представление о такой тактике императора дает его знаменитая речь перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Царь, в частности, сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам: это несправедливо – и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

На первых порах шаги Александра II по крестьянскому вопросу мало чем отличались от деятельности его отца, Николая I. Уже в январе 1857 г. был создан очередной секретный комитет по крестьянскому делу, разработавший основные принципы предлагаемой реформы.

Однако пути осуществления задуманного были выбраны совершенно иные. Александр II и его правительство ставили задачу провести свою программу как добровольную инициативу самого дворянства. Осенью 1857 г. дворянство литовских губерний в ответ на запрос генерал-губерна­тора В.И.Назимова, сделанный по настоятельной просьбе Александра II, заявило, что согласно освободить крестьян от крепостной зависимости при условии сохранения земли в руках помещиков. После этого основные принципы предполагаемой реформы были преданы гласности и процесс ее разработки приобрел широкое общественное звучание.

Сначала в трех литовских, а затем и других губерниях страны с января 1858 г. началось создание специальных губернских комитетов из представителей местного дворянства для разработки проектов «улучшения быта помещичьих крестьян». До апреля 1859 г. всего было открыто 45 комитетов. В комитетах кипели страсти, происходило столкновение различных точек зрения по поводу содержания предполагаемой реформы. Общее руководство делом было возложено на Главный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в феврале 1858 г. из секретного комитета, председателем которого стал сам император. Обработка и редактирование представляемых губернскими комитетами проектов возлагались на Редакционные комиссии, действовавшие фактически под руководством заместителя министра внутренних дел Н.А.Милютина. Это был всесторонне образованный человек, обладавший, по мнению современников, «широким государственным умом и гениальностью соображения».

Выдающаяся роль в подготовке отмены крепостного права принадлежала Александру II. Он был инициатором этой идеи и всемерно содействовал ее реализации. Так, в августе-сентябре 1858 г. император посетил 10 губерний (Тверскую, Костромскую, Ярославскую, Нижегородскую, Смо­ленскую и др.), где выступал с речами, отстаивая правительственную программу освобождения крестьян, стремясь ослабить растущее сопротивление консервативных помещиков. Эта нелегкая поездка длилась сорок дней.

Таким образом, в разработке крестьянской реформы участвовали три основные силы: местные дворянские комитеты, Редакционные комиссии, император Александр II. Мощным внешним фактором воздействия на эти силы были настроения представителей реакционных помещичьих кругов, передовой либеральной интеллигенции и революционно-демократиче­ского лагеря, а также самого крестьянства, влияние которого выражалось в постоянно нараставших в это время выступлениях. Подготовленный в конечном счете окончательный проект крестьянской реформы был результатом сложного взаимодействия и взаимовлияния всех вышеперечисленных общественных сил.

Завершению работы над документами крестьянской реформы сопутствовали драматические события. В феврале 1860 г. неожиданно умер стоявший на прогрессивных позициях председатель Редакционных комиссий И.Я.Ростовцев и на его место был назначен консервативный министр юстиции граф В.Н.Панин. Вслед за этим Государственный совет большинством голосов отверг предложенный на его утверждение проект реформы. В этих сложных условиях Александр II проявил мужество и твердость. Он поддержал голосовавшее за реформу меньшинство Государственного совета. 19 февраля 1861 г. император утвердил Манифест и 17 законодательных актов, касавшихся отмены крепостного права в стране.

Реформа 1861 г. затрагивала судьбу 22 млн. помещичьих крестьян, положение которых было особенно тяжелым и которые особенно активно проявляли недовольство своим крепостным состоянием. Суть реформы была изложена в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Местном положении о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях...» и ряде других законодательных актов. Высшим органом осуществления реформы выступал Главный комитет об устройстве сельского состояния, непосредственно подчинявшийся царю. В губерниях создавались Губернские по крестьянским делам присутствия, возглавляемые губернаторами. Центр же тяжести по осуществлению реформы падал на так называемых мировых посредников, избиравшихся из местных дворян и осуществлявших документальное оформление отношений между помещиками и крестьянами в виде ус­тавных грамот. Они закрепляли конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости (в национальном архиве в Санкт-Петербурге сох­ранились заверенные копии свыше 100 тысяч уставных грамот, оригиналы находятся в местных архивах). Уже в июне 1861 г. в стране действовало 1714 мировых посредников, одним из которых был Л.Н.Толстой. В целом весь институт мировых посредников имел буржуазно-прогрессивную направленность.

Реформа четко определяла личные права крестьян. Крепостное их состояние было отменено навсегда. Крестьяне получили статус «свобод­ных сельских обывателей» и право юридического лица. В результате им была дана возможность торговать, заводить фабрики, заниматься ремес­лом, вступать в любые гражданские правоотношения, поступать в «общие учебные заведения» и т.п.

Важнейшей особенностью реформы 1861 г. являлось то, что крестья­не были освобождены с землей. Право на надел получили все пользовавшиеся землей крестьяне, приписанные по 10-й ревизии к данному селению, а также дворовые, пользовавшиеся наделом до марта 1858 г., т.е. до последней переписи крестьян. Размер надела устанавливался по добровольному соглашению между помещиком и крестьянином. Если же такого соглашения не было, то размер надела определялся законодательно. Вся территория страны делилась на три полосы: Нечерноземную, Черноземную и Степную. Каждая из полос, в свою очередь, подразделялась на местности, в которых устанавливался особый нормативный душевой надел для ревизской души. В него входили, кроме усадебной земли, пахотные, пастбищные и сенокосные угодья. Кроме того, для первой и второй полосы устанавливались нормы высшего и низшего надела: в нечерноземной – от 1 до 7 дес. на душу, в черноземной – от 2200 сажень до 6 дес., в степной полосе – от 6 до 12 дес.

Помещик имел право отрезать крестьянские земли в свою пользу в следующих случаях: когда установленные нормы оказывались ниже реальных наделов, находившихся в крестьянском пользовании; если в результате наделения крестьян землей в первой и второй полосе помещику оставалось менее 1/3 общего количества удобной земли, а в третьей полосе – менее половины «общей совокупности принадлежавших ему земель». В том случае, когда размер крестьянского надела оказывался ниже низшей нормы, помещик должен был сделать прирезку или же снизить повиннос­ти.

Изучение уставных грамот позволяет представить картину реального поземельного устройства бывшей помещичьей деревни. В Черноземном центре (Воронежская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская и Тульская губернии) из общего количества крестьян, имевших право на надел (1,7 млн. душ м.п.), 864,5 тыс. (50,1%) получили урезанный надел, у 111,3 (6,7%) надел увеличился, а 747,0 тыс. (43,2%) сохранили свой дореформенный надел в неизменном виде.

В Нечерноземном центре (Владимирская, Калужская, Костромская, Московская, Смоленская, Тверская) из общего количества крестьян, имев­ших право на надел (750,4 тыс. душ м.п.), у 215,5 тыс. (28,7%) надел остался неизменным, у 430,7 тыс. (57,3%) надел сократился, а у 104,2 тыс. (14%) – увеличился. При этом амплитуда колебаний отрезков в отдельных уездах была велика: от 4% и менее до 40% и более. В целом нельзя считать, что в ходе реализации реформы 19 февраля 1861 г. произошло повсеместное и значительное земельное ограбление крестьян помещиками.

За полученный надел крестьяне до перехода на выкуп обязаны были исполнять оброчную или барщинную повинность. Это было так называемое временнообязанное состояние крестьян, рассчитанное на 2 года, то есть до 19 февраля 1863 г. Однако в целом по всей Европейской России душевой оброк уменьшился и объем барщинной повинности резко сократился (в 3-5 раз). Реформа высвободила крестьян из-под пресса феодальных форм эксплуатации, что создало возможности для складывания в деревне буржуазных экономических отношений.

Важной составной частью реформы 1861 г. являлась государственная кредитная выкупная операция. Выкуп крестьянами усадьбы был обязателен для помещика и мог производиться в любое время при отсутствии недоимки. Выкуп полевого надела осуществлялся либо по добровольному соглашению с помещиком, либо по его одностороннему требованию. Посредником между помещиками и крестьянами при осуществлении выкупной операции выступало государство. Крестьяне получали от правительства выкупную ссуду, которую должны были погасить в течение 49 лет по 6% ежегодно. Выкупные ссуды и платежи устанавливались из расчета оброка, который крестьяне платили до реформы. Оброк капитализировался из 6% годовых, и от полученной суммы (так называемая выкупная оценка) помещику выдавалось 75-80%. Остальные 20-25% составляли так называемый дополнительный платеж, который крестьяне вносили единовременно. Практически этот платеж взимался не всегда и главным образом в рассрочку (сроком на 3-10 лет). Ссуда выдавалась крестьянам только при приобретении усадьбы вместе с землей. Всего помещикам было выдано 902 млн. рублей.

В 1881 г. 78% бывших помещичьих крестьян перешло на выкуп. В этом же году был издан закон о переводе всех бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп, что и было осуществлено в 80-х – первой половине 90-х годов. Напряженная обстановка, сложившаяся в деревне (в том числе рост недоимок) привел в 1881 г. к снижению выкупных платежей на 27% годового оклада (12 млн. руб. в год). В 1861-1906 гг. правительство взыскало с бывших помещичьих крестьян свыше 1,6 млрд. рублей. В результате выкупной операции государство получило доход около 700 млн. руб., поскольку выкупные платежи оказались намного больше той суммы, которые правительство выплачивало помещикам. Так, в Черноземном центре казна «выкупала» у помещиков в среднем по региону каждую десятину за 38 руб.50 коп., а продавала ее крестьянам за 63 руб., получая за каждую десятину «чистой прибыли» 24 руб.50 коп. Помещичьи крестьяне Казанской губернии за предоставленную им землю должны были заплатить не более 3,4 млн. руб., а заплатили 6,8 млн., то есть вдвое больше. И все же при всей тяжести выкупа, платежи по нему были ниже дореформенных оброчных. Выкупная операция была буржуазной мерой, которая способствовала зарождению частной собственности на землю.

Реформа коснулась и крестьянского общественного самоуправления, которое фактически было включено в систему органов государственного управления. Более того, сфера действия общинной демократии была расширена. Крестьяне получили самоуправление не только в масштабах своей общины, но и волости. Во главе общины стоял сельский староста, а волостное самоуправление возглавлял волостной старшина. Крестьяне имели и свою общественную полицию, состоявшую из так называемых десятских и сотских, то есть представителей от определенного количества крестьянских дворов. В помощь старостам избирались также сборщики налогов. Все важнейшие дела, касавшиеся крестьянских обществ, решались на сельских и волостных сходах. Став лично свободными, крестьяне должны были исполнять казенные, земские и мирские повинности.

Крупнейшим помещиком в России был дом Романовых. Накануне реформ 60-х годов в его распоряжении находилось свыше 860 тыс. ревизских душ и более 9 млн. десятин земли в 20 губерниях. Условия освобождения удельных крестьян были гораздо лучше освобождения крестьян помещичьих. Они раньше получили гражданские права, а по «Положению» 26 июня 1863 г. были переведены на обязательный выкуп. С 1 июня 1865 года существующий оброк, составлявший казенные и мирские повинности, превращался в выкупные платежи, которые исчислялись в размере 6% от выкупной суммы, выплачиваемой в течение 49 лет. Таким образом, благодаря обязательному выкупу сразу прекращалась феодальная зависимость крестьян от Удела. В общей сложности отрезка в пользу дома Романовых от земли удельных крестьян оказалась невелика – 3,4% (а по новейшим исследованиям Л.Р.Гор­ланова – 2,1%). В отдельных районах велики были и прирезки к дореформенным наделам бывших удельных крестьян. Население удельных «приказов» было подчинено власти государственных, волостных и сельских органов, созданных Положениями 1861 г. Императорская фамилия стала получать денежную компенсацию за крестьян­ские наделы.

24 ноября 1866 г. Александр II утвердил закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях», которых насчитывалось 20 млн. В отличие от «Положений 19 февраля 1861 г.» этот закон содержал лишь юридические нормы о крестьянской земле и повинностях, так как государственные крестьяне были «свободными сельскими обывателями», а их крестьянское самоуправление было оформлено еще реформой П.Д.Киселева в 1838 г. Новый закон устанавливал право владения зем­лей, которой пользовались сельские общества государственных крестьян, но не свыше 8 дес. на душу в малоземельных и 15 дес. на душу в многоземельных губерниях.

На эту землю общества получали «владенные записи» и платили за нее государственную оброчную подать. В течение 20 лет объем оброчной подати не должен был изменяться. Выкупать землю в полную собственность могли общества или владельцы дворовых участков, внося в уездное казначейство всю сумму, равную капитализированной оброчной подати.

Изменения в надельном землевладении бывших государственных крестьян были следующие: на Севере, в Приуралье, Поволжье и Нечерноземном центре произошло некоторое сокращение крестьянских наделов. В Черноземном центре, на Северо-Западе и в Степном районе – небольшое увеличение.

В результате проведенной аграрной реформы страна приобрела уникальный опыт аграрных преобразований, были созданы условия для дальнейшего буржуазного развития пореформенной деревни. Однако сущест­вовала громадная разница в этих стартовых условиях для различных категорий российских крестьян. Так, наименьший средний размер душевого надела в десятинах оказался в пореформенное время во всех регионах Европейской России у бывших помещичьих крестьян (от 2,7 до 5,5 дес.), несколько выше – у бывших удельных (от 3,8 до 7,3 дес.) и наиболее высокий – у бывших государственных (от 4,8 до 11,6 дес.). Кроме количества надельной земли были и другие существенные хозяйственные отличия крестьян этих бывших категорий (количество и качество скота, сельскохозяйственной техники и др.). Они сохранились на весь пореформенный период и в начале ХХ в. Бывшая государственная деревня, как правило, жила лучше и основательнее, чем бывшая помещичья и даже бывшая удельная.

Вместе с тем следует отметить, что реформа не создала слоя мелких собственников в деревне, укрепила общинную ее структуру, законсервировала на долгий срок надельное общинное землепользование. Крестьянин как личность был поставлен в зависимость от общинной организации и в значительной мере от бюрократического аппарата самодержавного государства.

В целом реформа 19 февраля 1861 г. знаменовала собой крупный переломный этап в истории страны, разделительную черту между старой фео­дально-крепостнической Россией и новой, избравшей путь буржуазной цивилизации. В этом заключается ее главное историческое значение.

§ 3. Судебная реформа

Одним из значительных преобразований в серии Великих реформ Алек­сандра II была судебная реформа 1864 г.

Проведение судебной реформы в России было делом давно назревшим. Старая судебная система имела огромное количество недостатков. Наиболее значительными из них были сословность, многоступенчатость, отсутствие гласности и состязательности при вынесении судебного решения, полная зависимость суда от администрации. Действовала порочная система доказательств вины, где самым значимым являлось признание самого обвиняемого. Усугублял положение дел в судебной сфере огромный размах взяточничества. В общем, дореформенная судебная система была абсолютно непригодна для выполнения функций социального регулирования, что затрудняло нормальное развитие страны.

Падение крепостного права в 1861 г. и начавшаяся в связи с этим социальная перестройка в стране особенно ярко осветили всю сущест­вую­щую судебную систему как в высшей степени архаичное и даже уродливое учреждение. С начала 1862 г. в правящих кругах Петербурга началась напряженная работа по созданию проекта судебной реформы. Когда этот проект был создан, он был вынесен на суд общественности и его обсуждение проходило в условиях широкой гласности. Многие высказанные при этом замечания были учтены правительственной комиссией по подготовке окончательного варианта Судебных уставов. В комиссию вошли опытные юристы В.П.Бутков, С.И.Заруд­ный, Н.А.Будковский, К.П.Победоносцев. Большую роль сыграл министр юстиции Д.Н.Замятнин. В ноябре 1864 г. Судебные уставы были утверждены Александром II.

Новые Судебные уставы состоят из 4-х частей: 1) Устав гражданского судопроизводства; 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Учреждение судебных установлений и 4) Устав о наказаниях, налагае­мых мировыми судьями.

Судебная реформа провозглашала начало суда гласного, состязатель­ного и независимого. Судебная власть распространялась на всех граждан России независимо от их сословной принадлежности. В уголовной сфере вводился принцип привлечения к ответственности исключительно по правилам, предлагавшимся в Уставе уголовного судопроизводства. Разрешение гражданских споров теперь являлось исключительной монополией суда.

Согласно Судебной реформе вся территория России была поделена на ряд судебных округов. В каждом из них функционировала следующая структура судебных органов. Первой инстанцией в маловажных гражданских и уголовных делах был мировой судья, который избирался гражданами. На занятие этой должности мог претендовать обладатель определенного уровня образовательного, имущественного и возрастного ценза. Апелляционной инстанцией здесь был съезд мировых судей, который принимал окончательные решения.

В компетенции мировой юстиции находились все дела, рассмотрение которых могло повлечь такие виды наказаний, как: различного рода выговоры, штрафы до 300 руб., заключение в тюрьме не более одного года. Для того чтобы мировой суд был близок и понятен населению, судья был обязан соотносить свои решения не только с буквой закона, но и с нормами обычного права. Причем здесь разбирательство освобождалось от всех видов судебных пошлин. Все это означало появление суда демократичного, быстрого, дешевого и адекватного местным условиям.

Все иски, находившиеся за пределами компетенции мирового судьи, являлись предметом рассмотрения окружных судов и их апелляционной инстанции в лице Судебных палат. Окружной суд и Судебная палата состояли из председателя и нескольких членов. Они назначались государством и могли быть отстранены от должности только по решению суда, т.е. были полностью независимы от административной власти.

Другой гарантией объективности судей было наличие высоких долж­ностных окладов. Судьи выносили свои решения на основе сведений, полученных из выступлений прокурора и адвоката, которые также могли быть смещены со своих должностей исключительно по решению суда. При разрешении уголовных дел использовался суд присяжных заседателей, решения которого являлись окончательными.

Высшим судебным органом были кассационные департаменты Правительствующего Сената. Как видно из названия, они являлись органом надзора за правильностью отправления правосудия и, по существу, за некоторыми исключениями, дел не разбирали.

Судебная реформа наряду с такими институтами, как адвокатура, суд присяжных заседателей, породила еще и нотариат. Для занятия должности нотариуса устанавливался возрастной и образовательный ценз. Кроме того, необходимо было внести значительный денежный залог. За возможные ошибки в работе нотариуса ущерб клиенту автоматически возмещался из суммы залога. Такое устройство нотариата было максимально эффектив­ным.

Реализация судебной реформы началась в 1866 г., когда были открыты Петербургская и Московская судебные палаты. К началу 1870-х гг. практически на всей территории Европейской России судебная реформа была проведена.

Судебная реформа выдвинула талантливейших юристов: адвокатов и прокуроров.

Адвокаты были новым явлением российской действительности. Их появление означало возможность получения квалифицированной юридической помощи. Благодаря своему высокому профессионализму, многие из них стали известны не только на всю Россию, но и за ее пределами.

Замечательной личностью, видным общественным деятелем и юрис­том был К.К.Арсентьев, почетный академик, критик и публицист, первый председатель Петербургского совета присяжных поверенных.

И.А.Урусов начинал карьеру адвоката при Петербургской судебной палате, а затем работал в Москве. Урусов был прекрасным мастером слова. Широкую известность ему принесло участие в ряде «громких» судебных процессов, особенно в нечаевском.

В.Д.Спасович начинал карьеру юриста как специалист в области уголовного права. Долгие годы преподавал в таких известных учебных заведениях, как Петербургский университет и Училище Правоведения. С начала проведения судебной реформы становится присяжным поверенным Петербургской судебной палаты. Обладал блестящими ораторскими способностями, его выступления отличались глубиной и основательностью. Так же как и Урусов, участвовал в нескольких знаменитых процессах, в том числе по «делу В.И.Засулич».

Широкую общероссийскую известность приобрел, благодаря своим замечательным речам, адвокат Ф.Н.Плевако.

Наряду с адвокатами в российской юриспруденции появились и выдающиеся работники прокуратуры. Здесь особенно выделялся А.Ф.Кони. Его профессиональное становление совпало с началом реализации судебной реформы. В качестве помощника, а затем и прокурора окружного суда занимался реализацией судебных уставов в ряде регионов России, в том числе и в Казанской губернии в течение 1870-1871 гг. Талант Кони стал залогом успешной карьеры, пик которой пришелся на бытность его в должности сенатора. Наряду с этим он был известен своей научной и литературной деятельностью.

Впервые в отечественной истории судебная процедура стала гласной и состязательной, а следовательно, всем ясной и понятной. За реформированным судом все более стала признаваться функция наиболее естественного и приемлемого способа решения конфликтов. Поэтому в обществе все прочнее стало укореняться чувство правовой защищенности личности. Например, для Ф.М.Достоевского «новый суд» был синонимом «суда правого».

Судебная реформа 1864 г. была одним из самых значительных дос­тижений в истории России XIX в. С этого события в стране начался важный процесс формирования правового государства и гражданского общест­ва.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России icon6090-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России
России к европейской цивилизации, к созданию правового российского государства. Попытки правительства императора Алек­сандра III...
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России icon6090-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России
России к европейской цивилизации, к созданию правового российского государства. Попытки правительства императора Алек­сандра III...
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России iconПервая половина XIX века весьма значительный и своеобразный этап в истории России
Первая половина XIX века — весьма значительный и своеобразный этап в истории России
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Истории Нового времени XIX – начало XX века, Истории России. XIX века,...
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России iconРабочая программа по истории россии XIX век
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России iconКонференция «роль личности в истории росии XIX века»
Главная идея: расширение знаний учащихся по истории России XIX века, групповая самостоятельная исследовательская работа, составление...
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России iconВопросы к экзамену по спецкурсу «Славяноведение в России в XIX начале XX вв» для 3 и 4 курса кафедры истории южных и западных славян мгу
Определение славяноведения. Содержание предмета. Состояние знаний в России о зарубежных славянах в первой четверти XIX века
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России iconПереплетные руководства конца XIX – начала XX века как источник по истории переплетного дела в России
России в конце XIX – начале XX века все еще остается малоизученной темой. Многие важные аспекты, касающиеся организации переплетного...
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России iconК. А. Соловьев C;lb a2obke >@8A0 8 ;510 во властных отношениях древней Руси XI нача­ла XII века
От Северной войны до войн Рос­сии против Наполеона. (II); Первая половина XIX века. (От войн России против Наполеона до Парижского...
60-90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России iconГосударственная идеология в россии второй четверти XIX века: пропаганда и реализация
Работа выполнена на кафедре истории России Саратовского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница