«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция




Название«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция
страница1/11
Дата08.03.2013
Размер1.07 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





Конференция

"Национального Центра санитарного просвещения населения (САНПРОСВЕТ)"

на тему:


«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России»


москва 2008


Конференция

"Национального Центра санитарного просвещения населения (САНПРОСВЕТ)"

на тему:


«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России»


москва 2008


посвященную актуальным вопросам охраны здоровья населения России.

Конференцию следует рассматривать, как первый шаг на пути реформирования государственной системы охраны здоровья.

Санитарное просвещение, безусловно, необходимый инструмент государственной системы охраны здоровья граждан. Но в отсутствии научно обоснованной концепции государственной политики укрепления и охраны здоровья здоровых граждан санитарное просвещение теряет свой глубокий смысл.

Конференция имеет неоспоримое значение, как первый шаг на пути

формирования государственной политики в области охраны здоровья.

На мой взгляд, следует шире рассматривать проблему охраны здоровья здоровых граждан, не ограничиваясь исключительно санитарным просвещением населения, которое, безусловно, играет важную роль в профилактике заболеваний.

Все согласились, что очень важно, что Совет Федерации уделяет большое внимание вопросам решения наболевших проблем здравоохранения, в частности решению проблемы организации на основе современных интеллектуальных технологий и достижений профилактической медицины мониторинга здоровья населения России, которая является ключевой, не только в плане организации раннего выявления хронических заболеваний, но и в плане создания современной, объективной и эффективной системы контроля проводимых в практическом здравоохранении структурных преобразований и реформ.

Очень важно, что были собраны специалисты самого разного профиля и законодатели, что позволило взглянуть на проблему с разных сторон.

Конференция имеет неоспоримое значение, как первый шаг на пути формирования государственной политики в области охраны здоровья.

Следует шире рассматривать проблему охраны здоровья здоровых граждан, не ограничиваясь исключительно санитарным просвещением населения, которое, безусловно, играет важную роль в профилактике заболеваний.


Участники конференции

Барбашин

Игорь Викторович

референт Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Беляев Александр

Член правления МОД «Здоровье нации»

Борзов

Артур Юрьевич

Член правления МОД «Здоровье нации»

Белкин

Анзор Павлович

старший научный сотрудник института эпидемиологии РАМН

Ван

Игорь Иванович

Член ревизионной комиссии МОД «Здоровье нации»

Володин

Валерий Дмитриевич

председатель правления Межрегионального общественного движения «Здоровье нации», президент «Национального центра санитарного просвещения (САНПРОСВЕТ)»

Вакина

Наталья Алексеевна

Вице-президент Региональной общественной организации инвалидов "Нижегородская диабетическая лига"

Венедиктов

Дмитрий Дмитриевич

Консультант МИАЦ РАМН член–корреспондент РАМН

Верткин

Аркадий Львович

профессор (МГМСУ, ННПОСМП)

Президент Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи

Гнездилов

Михаил Захарович

Начальник отдела парламентских программ Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Денисов

Анатолий Константинович

Вице-президент «Национального центра санитарного просвещения (САНПРОСВЕТ)»

Иванус

Александр Иванович

старший научный сотрудник института проблем управления РАН РФ

Крашевский

Сергей Васильевич

Член правления МОД «Здоровье нации»

Красавченко

Сергей Николаевич

ректор Международного университета в Москве

Костродымов Николай Николаевич

К.М.Н. специалист по демографии

Малышева

Наталья Александровна

Советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Мошетова

Лариса Константиновна

Ректор Российской медицинской академии последипломного образования,

академик РАМН

Медведев

Сергей Александрович

Ведущий консультант информационного отдела Аналитического управления

Мискарян

Иван Александрович

старший лаборант кафедры семейной медицины ММА им. И.М.Сеченова

Попов

Александр Васильевич

Директор клиники ФГУЗ «Клиническая больница №122 им. Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства», г. Санкт-Петербург

Пищита

Александр Николаевич

доктор медицинских наук,

профессор РМАПО, г. Москва.


Полесский

Владимир Александрович

заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова

Рашидов

Наиль Рашидович

врач-психотерапевт клиники терапии и профессиональных болезней ММА им.И.М.Сеченова

Рогов

Сергей Николаевич

ведущий научный сотрудник отдела по изучению проблем семейной медицины НИЦ ММА им. И.М.Сеченова

Синельников

Константин Владимирович

старший научный сотрудник Отдела по изучению проблем семейной медицины НИУ ММА им.И.М.Сеченова

Стаурина

Надежда Викторовна

Медицинский вестник


Сорокина

Наталья Викторовна

Руководитель проектов

Ассоциация медицинских обществ по качеству

Сайткулов

Камиль Ильясович

Ассоциация медицинских обществ по качеству

Туманов

Алексей Викторович

Консультант отдела парламентских программ Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Федосеев

Сергей Владимирович

Директор «Национального центра санитарного просвещения (САНПРОСВЕТ)»,

ген. директор ООО «Стройподряд»

Чудновский

Николай Евгеньевич

Заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Шаповалов

Валентин Викторович

Директор-Главный конструктор Федерального государственного научно-исследовательского и конструкторско-технологического института биотехнических систем, д.т.н., проф.

Щипалов

Владимир Васильевич 

Ведущий советник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Яковлева

Наталья Владимировна

консультанта отдела нормативно-правового регулирования первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи Минздрава РФ



стенограмма

конференции на тему "О законодательном регулировании

санитарного просвещения в России"


24 января 2008 года


Н.Е. Чудновский

Начинаем нашу работу. Сегодня мы наметили провести конференцию на тему "О законодательном регулировании санитарного просвещения в России". Тема исключительно актуальная, здоровье нации становится проблемой. Поэтому мы собрались именно здесь, именно в стенах Совета Федерации, именно в стенах верхней палаты российского парламента. Позиция лидера нашей палаты по этому вопросу известна, он был одним из первых российских политиков, который поднял эту проблему, заострил на ней внимание и предложил ряд конкретных мер.

Порядок работы у нас сегодня довольно плотный, график напряженный, о нем детально вам расскажет Валерий Дмитриевич Володин.

А сейчас я хочу предоставить слово советнику Председателя Совета Федерации Малышевой Наталье Александровне.

Н.А. Малышева

Во-первых, большое спасибо за организацию такой конференции, Валерий Дмитриевич, особое спасибо Вам.

Тема очень важная, но хотелось бы сразу сказать, что законодательство – это инструмент управления. Само по себе управление прежде всего заключается в постановке целей, определения алгоритма достижения этой цели и потом контроля за тем, как мы достигаем цели, как мы совершаем дальнейшие управленческие действия.

Что касается постановки целей, то сегодня в Конституции определено, что Россия является социальным государством, однако, документа, который бы описывал, что такое "социальное государство", у нас нет. Поэтому в жизни возникают всякого рода противоречия, в том числе и с Конституцией, потому что Конституция, с одной стороны, говорит о том, что медицина у нас бесплатная, с другой стороны, говорит совсем другое. Каждый, кто предлагает свой вариант какого бы то ни было нового закона, исходит из своих соображений. И общей базы, которая бы говорила о том, как видится социальное государство или как выстраиваются те или иные направления социального государства, нет.

Поэтому был предложен и сейчас активно разрабатывается проект социальной доктрины Российской Федерации. Этот документ сегодня в рабочем варианте есть. У меня есть с собой несколько экземпляров, которые мы могли бы раздать участникам конференции, чтобы они могли принять участие в разработке этого документа. Смысл документа и заключается в том, чтобы определить идеологию проведения социальной политики.

Сам по себе проект был разработан на основе работ разных творческих коллективов, которые были проведены в разное время. Сейчас эти работы сведены в один проект, они докладывались на Оптинском форуме, на конференции, которая проходила в конце октября и была посвящена памяти академика Дмитрия Семеновича Львова. После этого была достигнута договоренность с Министерством здравоохранения и социального развития о том, чтобы совместно доработать этот документ и отдать на утверждение Президенту. Сейчас идет такой рабочий процесс, который и должен привести нас к цели. В частности одна из проблем при разработке этого документа заключалась в том, чтобы нам, с одной стороны, четко определить цели и в целом алгоритм достижения этих целей, а, с другой стороны, не удариться в отраслевые проблемы. Поэтому Министерство здравоохранения и социального развития предложило свой вариант разделов, они предложили объединить вопросы демографии, семейной политики, здравоохранения и миграционной политики в единый раздел, который будет называться "Стратегия народосбережения России". Есть определенный здравый смысл в этом, но есть опасность, что будут включены слишком разные вопросы. Эти рабочие предложения тоже есть, и сегодня вы их тоже можете получить. Они у нас будут размещены на сайте Координационного совета по социальной стратегии. По крайней мере рабочий процесс идет, и мы были бы рады, если бы наши самые авторитетные, самые квалифицированные специалисты приняли участие в этом процессе.

Если говорить об общей логике документа, наверное, правильный широко известный подход ВОЗ о том, что здоровье на 50% определяется социально-экономическими условиями, укладом жизни, привычками человека. Разные называются цифры, но насколько я помню, 20% - генетика и 10% - это организация здравоохранения непосредственно. Поэтому понятно, что все, что связано со здоровым образом жизни, в большей степени определяет здоровье нации, чем какие-то частные вещи.

Я думаю, что сегодня все эти вопросы будут обсуждаться.

А с точки зрения законодательного регулирования мы видим иерархию документов таким образом, что социальная доктрина определяет идеологию (у нас с вами есть шанс сформулировать эти цели, задачи и идеологию в сжатом виде), этот документ должен утверждаться Президентом, конкретные разделы тоже могут определяться (я приглашаю обратить внимание именно на разделы, которые соответствуют сегодняшней теме). И дальше в социальной доктрине будет присутствовать вся структура, система документов, которые будут определять законодательную иерархию, то есть это стратегия на среднесрочный период, программа на год и региональные программы. Здесь все это есть, я не хочу пересказывать, все документы можно будет посмотреть.

Таким образом, спасибо организаторам, спасибо всем, кто пришел сегодня. Я надеюсь, что у нас будет продуктивный, конструктивный разговор, и мы получим результат, который сможем использовать для дальнейшей работы.

Н.Е. Чудновский

Наш секретариат может это размножить.

А теперь Валерий Дмитриевич, Вам слово.

В.Д. Володин

Уважаемые товарищи, коллеги! Должен сказать большое спасибо тем, кто не опоздал и пришел. Мы собрались в тот период, когда в Москве начинает все больше и больше проявляться простудных заболеваний, гриппа пока нет, но сегодня у нас два докладчика отсутствуют именно по той причине, о которой я сейчас сказал.

Все дело в том, что идея санитарного просвещения, возрождения его или изменения его тактики в нашей стране как раз родилась в тех стенах, в которых мы сейчас находимся, именно в Совете Федерации. Именно два с лишним года назад впервые в Аналитическом управлении создалось мнение, когда необходимо было бы обсудить вопрос о возрождении санитарного просвещения, и мы обсуждали его с Сергеем Михайловичем дважды очно, а больше заочно, через руководителей и сотрудников Аналитического управления.

Вот Наталья Александровна сейчас очень хорошо сказала о том, что 10% - за здоровье нации отвечают органы здравоохранения. Да, правильно по данным Всемирной организации здравоохранения на объем экономических затрат уходит именно 10%. А когда мы говорим о здоровье нации, то мы, в первую очередь, имеем в виду, чтобы сам человек заботился об этом здоровье.

Мне нравится то сравнение, которое я прочитал в одной статье, что можно построить или создать золотую клетку и посадить туда необученную канарейку. Это будет обычный воробей, который не издаст ни одного подобного того, что может издавать обученная канарейка. Так получается и у нас.

Вчера мы видели во время встречи Президента страны с вице-премьером Пензу (все это, наверное, видели). Смотрели прекрасно созданный кардиологический центр, говорили об объемах его нагрузки, но самое главное другое, чтобы сам человек понимал, что ему надо, и что от него могут получить органы здравоохранения при его разумном подходе к своему здоровью. Вот об этом мы забываем. Поэтому в 2006 году мы создали этот Национальный центр санитарного просвещения, который зарегистрировали. Еще раз повторяю, при большой поддержке Сергея Михайловича и большой поддержке сотрудников Аналитического управления.

Прежде чем предоставить нашим коллегам слово, я бы хотел привести один очень практически правильный опыт, который был у нас в стране. Многие здесь по возрасту помнят бывшее Четвертое Главное управление при Министерстве здравоохранения СССР. В этом Четвертом Главном управлении была издана масса литературы для врачей, для контингента, который там обслуживается. Что же в результате получилось? Санитарная культура медицинских работников привела к тому, что каждый врач знал, что и как надо делать с человеком, который прикреплен к этой системе. А результат был такой, я не буду говорить о деталях, касающихся онкологии, кардиологии, я просто приведу один показатель, который был очень характерен. У всех сотрудников и пациентов, которые были прикреплены к Четвертому Главному управлению и соблюдали все условия диспансерного обследования, диспансеризации, которая осуществлялась в этом управлении, средняя продолжительность жизни была на 10 лет больше, нежели жителей города Москвы. Это говорит о многом. Высокая культура медицинских работников, высокая культура контингента, который заботится о своем здоровье, дала такие результаты.

Учитывая, что у нас некоторые докладчики задерживаются, я хотел бы обратиться с просьбой первому выступить, Дмитрий Дмитриевич, к Вам, если Вы готовы. Потому что Дмитрий Дмитриевич Венедиктов – это человек, который много-много лет отработал во Всемирной организации здравоохранения, он бывший заместитель здравоохранения Минздрава СССР, один из руководителей Пироговского движения в нашей стране, человек, который знает, что, как и почему и для чего вообще существует санитарное просвещение. Дмитрий Дмитриевич, пожалуйста, Вам слово.

Д.Д. Венедиктов

Спасибо. Я, конечно, не очень ожидал, что придется первому начинать. Но жребий брошен, поэтому давайте будем отвечать.

Во-первых, я хочу отреагировать на приведенные цифры. Я считаю, что цифры, которые со ссылкой на ВОЗ говорят о том, что система здравоохранения отвечает за 10% здоровья, это цифры лукавые, ничем не обоснованные, но которые появились тогда, когда на врачей стали валить ответственность за все. Люди гибнут на дорогах – виноваты врачи. Допустим, плохое питание – виноваты врачи. Нет медицинской помощи – виноваты врачи. Тогда появились эти цифры, но они стали трактоваться, как желание врачей снять с себя ответственность полностью - вот мы отвечает за 10% – и все. Это абсолютно неверно, потому что система здравоохранения имеет два уровня: общегосударственный, как система охраны здоровья народа, за который отвечают Президент и премьер-министр страны, и ведомственный – это система здравоохранения, которая изучает болезни, которая оказывают медицинскую помощь и так далее. Взаимоотношения между этими системами сложные, они отвечают за все, что направлено на охрану здоровья человека. Взаимоотношения сложные, и Министерство здравоохранения – это генеральный штаб в общей системе, который должен следить за динамикой здоровья, давать рекомендации и осуществлять все мероприятия, которые нужны.

Сегодняшняя тема "Санитарное просвещение" – это только часть большей проблемы, которая сегодня стоит: здравоохранение в России, или охрана здоровья населения, где мы находимся и куда мы собираемся идти дальше.

Сейчас я хотел бы сказать, что было проведено шесть Пироговских съездов врачей с 1995 года, которые били в набат о том, что у нас неблагополучные проблемы есть. Есть лига "Здоровье", есть лига "Здоровье нации", я ее очень поддерживаю, считаю, что это важно, и есть Общественная палата. Выступая позавчера на форуме, Рошаль поставил очень интересный эксперимент. Он говорит: "Мы считаем сейчас, Общественная палата и гражданское общество, что система здравоохранения у нас находится в неудовлетворительном состоянии и требует самых экстренных мер". Кто-то сказал, что не нужно преувеличивать, не нужно обострять и так далее. Он спросил: "Те, кто считает, что у нас здравоохранение хотя бы более или менее ничего, поднимите руки". Ни одной руки не поднялось, потому что мы все понимаем, что дело очень и очень плохо.

Так вот мне представляется, что сегодня очень большой задачей является переход на новый уровень системного понимания здоровья и здравоохранения. У нас этого системного понимания нет. Кризис, о котором мы говорим, демографический кризис, здравоохранный кризис - они все очень сильно переплелись, они уходят очень глубоко и в политические, и в социальные, и в другие вопросы, но они очень опасны. А меры, которые проводились, мероприятия, реформы, они несистемны, они антисистемны, они разрушительны. И сегодня нужно остановиться.

Я бы сказал, что сегодня происходит следующее. Сейчас идет главный спор о том, какая должна быть концепция и стратегия развития здравоохранения. Я очень рад, что все-таки у нас появилась доктрина социальная, доктрина другая, но доктрина или концепция развития здравоохранения сегодня необходима. Сейчас ее начали все готовить. Но что получается? Общественная палата готовит одну концепцию или несколько концепций, Минздрав готовит другую концепцию, да еще пресса сообщает, что готовится она в обстановке абсолютной секретности, и что если кто-то там проговорится, его немедленно увольняют с работы. Экономисты готовят свою концепцию. Причем, очень любопытно, есть группа Ясина, есть такой Институт независимых социальных исследований, который рекомендует здравоохранению, что ему делать, не понимая сущности задач, которые стоят перед здравоохранением. Потому что это так же, как выразить задачу только в рублях, только в долларах, только в ценах. Вот нужно истратить так и так, но нет ответа на вопросы: а сколько нужно тратить, где эти деньги общество может взять и как их истратить наиболее рационально? А задачи, которые стоят перед здравоохранением, они специфичны, они опираются на опыт и достижения медицины. А медицина, в отличие от здравоохранения, – это наука искусства врачевания. То есть когда к вам приходит пациент, вы распознаете заболевание, даете лекарство, даете советы и так далее. Это было 5 тысяч лет, но только в ХХ веке оказалось, что этого недостаточно, что общество должно реагировать на это дело. И вместо клятвы Гиппократа, на которую мы все время ссылаемся, что я, врач, обязуюсь сделать то-то и то-то, нужен трехсторонний договор. Я, врач, обязуюсь сделать то-то и то-то. А что общество обязуется сделать? Это неясно. И что человек обязуется сделаться? (О чем Валерий Дмитриевич говорил). Потому что защитить и сохранить здоровье, если сам человек не принимает в этом активное участие, невозможно. Вот эта задача мне кажется очень и очень острой.

Я не буду долго говорить. Дело в том, что я занимаюсь системным анализом здравоохранения, системным подходом на протяжении последних тридцати с лишним лет, с 1974 года. У меня сейчас вышла книжка, плохо вышла, издана безобразным тиражом, – "Очерки системной теории и стратегии здравоохранения". Я ее предложил, надеясь, что кто-нибудь ее, может издать поприличней. Но самое главное, что здесь изложены какие-то предложения о том, что делать дальше.

Я так понимаю, что нам нужно подходить к этой концепции дальнейшего реформирования здравоохранения. Первая задача которой то, что здравоохранение – это все, что общество делает для защиты и укрепления здоровья каждого человека и всего населения в целом. Эта система должна быть на двух уровнях (она и есть): общегосударственном и ведомственном.

Эта система может быть только единой. А раздробление сегодня на федеральный, региональный и муниципальный уровень – это можно практически использовать и т.д., но это абсолютно неверно в понимании, потому что звенья разорваны.

Вот я тоже смотрел, когда вчера показывали новый Центр высоких технологий. Мне было очень радостно, потому что такие центры нужны. Но, с другой стороны, где-то свербило в сердце: а как этот центр, если он строится на новом месте, без кадров, в отрыве от существующих федеральных, академических и других учреждений, будет работать? Что будет с больным, у которого не только одно сердечное заболевание, а несколько заболеваний? Кто будет выхаживать этого больного, если ему потребуется не пять дней пролежать на койке, а потребуется лежать длительное время для реабилитации?

Сказано, что в этот центр будут поступать пациенты из восьми регионов. А как организована система доставки? Ведь у нас в Советском Союзе была система эшелонирования медицинской помощи, когда каждое вышестоящее звено отвечало за нижестоящее, контролировало, следило и помогало ему. Это результат той военной медицинской доктрины, которая была использована во время войны и которая была применена в мирных условиях. Если мы эту систему не восстановим, не сохраним, то у нас ничего не получится.

У нас есть, чем гордиться в нашем опыте, но назад пути нет. Поэтому нужно сегодня разрабатывать или изучать вопросы уже формирующейся международной системы здравоохранения. ВОЗ – это объективная реальность, если мы не будем ее учитывать и будем работать в ней также плохо или также слабо, как сейчас, то будет очень плохо.

Сейчас выясняется, что птичий грипп в Гонконге, и через неделю все лаборатории мира начинают работать над новой вакциной. Сейчас появляется какое-то, допустим, бедствие стихийное, большие человеческие жертвы, туда устремляется помощь со всех стран. То есть это системный подход и системная концепция, она является необходимой.

Мне представляется, что сейчас нужно сосредоточить все усилия: Совету Федерации, инициативы которого хорошо знаем, они очень интересны, научной общественности, Пироговскому движению, Академии медицинских наук, - должны все начать вырабатывать этот общий план вывода страны из тупика, из кризиса, в котором мы находимся.

И мне представляется, что сегодняшняя задача, которая поставлена, является очень важной в том плане, что нужно, чтобы народ поднялся, каждый человек поднялся на это дело. И здесь речь идет о формировании ответственности за собственный образ жизни и за жизнь окружающих тебя людей.

И я бы сказал, что термин "санитарное просвещение" мне уже где-то перестает нравиться. Он исторический, он очень важный, но в принципе речь должна идти об медико-санитарной, о медицинской культуре населения. Это не просто "мойте руки перед едой", это понимание новой что ли концепции развития медицины.

В медицине сегодня наряду с изучением рака, сердечных заболеваний, инфекций, вирусов становится все более важной проблема изучения механизмов поддержания здоровья, ее называют «санология» или «валеология». Но оказывается, что эти механизмы, которые развиваются на протяжении жизни, они требуют к себе очень большого внимания. И эти механизмы должны быть использованы на общественном уровне, к чему я и хотел бы призвать.

Я бы сказал так, медицинская общественность ждет сейчас, уже тоже чаша терпения переполняется. Надо что-то делать, надо выходить из этого тупика, потому что дальше кроме деградации ничего не будет. И для этого необходимо, первое, понимание этого вопроса. Во-вторых, принятие политического решения. Это зависит от Совета Федерации, от Думы. Страна должна вырваться из этого тупика. Третье. Нужно понимать, что потребуются большие силы и средства. Но страна не может их не найти. И вот тогда потребуется научная концепция, научные доктрины и стратегии этого решения, которые придется выполнять, контролировать, следить и т.д., и т.п.

В.Д. Володин

Спасибо. Я бы хотел всех участников обратить внимание на то, что когда вы регистрировались, вам давался проект нашего с вами решения. И было бы очень желательно, чтобы дополнения, которые будут внесены, потом будут обрабатываться нами вместе с Аналитическим управлением и представляться, как мы договорились с Министерством здравоохранения и социального развития, и будет приниматься общее решение по тем вопросам, которые мы сегодня будем обсуждать.

Если позволите, я бы хотел попросить выступить со своим сообщением ректора, я теперь не знаю, как называется, раньше назывался Центральной службой усовершенствования врачей. Лариса Константиновна Мошетова, академик, пожалуйста.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция iconДекларирование в области пожарной безопасности
Вступивший в силу 1 мая 2009 года Закона РФ от 22. 07. 2008 №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внес...
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция iconИнформация о выполнении Программы правового просвещения избирателей в Свердловской области на 2008 год в первом полугодии 2008 года
Программа правового просвещения избирателей в Свердловской области на 2008 год представляет собой систему стратегических приоритетов...
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция iconУроки бизнеса 56
Шаров А. В., Антипина Н. Н. Законодательное регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации. Текущее состояние и направления...
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция iconЗаконодательное регулирование и перспективы развития
Текст данного сборника размещен на сайте Центрального банка Российской Федерации в сети Интернет
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция icon«Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации»
Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования Астраханской области
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция iconРоссийской Федерации Всероссийская конференция по проблемам правового воспитания и просвещения детей Материалы научно-практической конференции
Маликов Е. Ю.  кандидат юридических наук, председатель Волгоградского регионального отделения общероссийской общественной организации...
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция iconКурс лекций Москва 2010 содержание тема 1 Понятие историко-патриотического просвещения и его актуальность на современном этапе развития российского общества Тема 2
Тематические занятия и беседы, дискуссии и диспуты как технологии историко-патриотического просвещения
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция icon«vi-е Валентеевские чтения» Международная научная конференция, Москва, 22-24 апреля 2010 года
Мгу и 25-летию выхода в свет «Демографического энциклопедического словаря», конференция посвящается исторической демографии, историческим...
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция iconПостановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45 "Об утверждении СанПиН 4 2409-08"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45
«Законодательное регулирование санитарного просвещения в России» москва 2008 Конференция iconИнструкция участникам размещения заказа общие положения законодательное регулирование. Настоящая конкурсная документация подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г.
Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Селивановского района
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница