Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение




НазваниеПроект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение
Дата31.08.2012
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
Проект Концепции областной целевой программы «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2013-2015 годах»


1. Введение


Настоящая Концепция областной целевой программы «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2013-2015 годах» (далее - Концепция) разработана Министерством информационных технологий Ульяновской области в целях повышения качества жизни населения Ульяновской области за счёт широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в социальной сфере, в сфере обеспечения комплексной безопасности Ульяновской области, в сфере управления областным хозяйством, а также в повседневной жизни граждан, повышения эффективности и прозрачности государственного и муниципального управления, доступности и качества государственных услуг для граждан и организаций, уровня информационной открытости исполнительных органов государственной власти (далее - ИОГВ) и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) Ульяновской области и развития информационного общества Ульяновской области.

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти и местного самоуправления.

В связи с этим, в перечень проектов рекомендованных исполнительным органам государственной власти для использования при разработке программных документов, планов и показателей по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период 2012 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2088 №1663-р, внесён проект электронное правительство.

Под электронным правительством в Ульяновской области, в рамках настоящей Концепции, понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Ульяновской области, обеспечивающая за счёт широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области.

Основанием для разработки Концепции являются перечисленные ниже документы: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество 2011-2020», утверждённая Правительством Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р., Концепция создания единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы управления, одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 июня 2009 г. № 90, Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем», Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2009 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет», Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 № 796 «О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг», Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям», Правила разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 947, Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р., Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2007 № 871-р., Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах».

Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы реализации государственной политики в сфере использования ИКТ и формирования в Ульяновской области электронного правительства на период до 2015 года.


2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей будущей Прогораммы приоритетам развития Ульяновской области, закреплённым в Стратегии социально - экономического развития Ульяновской области на период

до 2020 года

Согласно Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, перед Правительством Ульяновской области стоят две ключевые задачи: увеличение валового регионального продукта и снижение дотационности бюджета.

Задачи планируется решать за счёт модернизации экономики региона, направленной на повышение конкурентоспособности производимых в регионе товаров и услуг, за счёт концентрации в регионе качественного человеческого капитала, направленного на формирование слоя квалифицированных специалистов, способных обеспечить качественное изменение и рост экономики, и выполнения миссии Ульяновской области - обеспечения устойчивого социально-экономического развития Ульяновской области за счёт повышения конкурентоспособности экономики и повышения

качества жизни.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 (далее - Стратегия), создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определяет в качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Для достижения поставленных целей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечень проектов по реализации указанных направлений, в том числе проекты в области построения информационного общества:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня её доступности, предоставление на её основе качественных услуг;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ;

обеспечение конкурентоспособности и технологического развития ИКТ;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с исполнительными органами государственной власти;

противодействие использованию потенциала ИКТ в целях угрозы национальным интересам.

Кроме того, практически во всех направлениях социально - экономического развития в качестве инструментов, повышающих эффективность достижения поставленных целей, приводят ИКТ.

Таким образом, цели государственной политики определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. В число показателей развития информационного общества в Российской Федерации, контрольные значения которых определены Стратегией, также включены показатели, отражающие уровень развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах деятельности.

Стратегией также установлено, что информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти, то есть для создания информационного общества высокий уровень развития информационных технологий является необходимым, но не достаточным условием. Необходимо обеспечить возможность внедрения технологий и создать привычку их использования в повседневной жизни. Поскольку информационное общество по своей природе не может быть локальным, то для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания и социального статуса должны соблюдаться единые минимальные федеральные стандарты доступности информационных технологий.

В соответствии с целями и задачами формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, предусмотренными Стратегией, а также с учётом текущего состояния сферы создания и использования информационных технологий в Российской Федерации целью областной целевой программы «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2013-2015 годах» (далее - Программы) является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Достижение целей Программы обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных по подпрограммам. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы. Для каждой подпрограммы определены задачи, решение которых обеспечивает достижение целей Программы.

Достижение целей Программы опосредованно повлияет на макроэкономические показатели. Так, объём валового регионального продукта не является целевым индикатором Программы, но одним из факторов его изменения является сокращение издержек за счёт использования информационных технологий. Кроме того, ряд целевых индикаторов и показателей Программы являются составной частью макроэкономических показателей (например, показатели, отражающие структуру валового регионального продукта и структуру занятости).


3. Обоснование необходимости решения каждой проблемы, заявляемой в проекте Концепции посредством программно - целевого метода

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, организаций, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Минимизация воздействия указанных проблем требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти Ульяновской области.

Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости региональных государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере ИКТ в государственном управлении, информационно-справочной поддержки и оказания услуг населению и организациям, значительно минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счёт создания адекватных механизмов управления исполнением мероприятий, а также повысить результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти Ульяновской области.

4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно - целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Ульяновской области и муниципальных образований Ульяновской области в соответствующей сфере


Альтернативой использованию программно-целевого метода для решения задач по развитию информационного общества в Ульяновской области, является реализация отдельных мероприятий на уровне конкретных органов государственной власти области (ведомственный подход).

На основе ведомственного подхода возможно построение только функциональных элементов подсистемы электронного правительства, направленных на повышение эффективности функционирования отдельных органов государственной власти Ульяновской области.

Взаимодействие ведомственных информационных систем как между собой, так и с населением и организациями Ульяновской области потребует дополнительного согласования на межведомственном уровне, разработки стандартов и технологий обмена информацией, принятия нормативных правовых актов, регламентирующих данное взаимодействие.

Внедрение межведомственных информационных систем, направленных на создание информационно-аналитической, интеграционной и инфраструктурной составляющих электронного правительства без применения программно-целевых методов приведёт к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.

Ведомственный подход целесообразно применять для разработки и внедрения узкоспециализированных информационных систем, не требующих согласования с органами государственной власти Ульяновской области и направленных на реализацию полномочий и предоставление государственных услуг в рамках отдельного органа государственной власти области. Как следствие - риски по внедрению подобных проектов будут минимальны. В случае наделения информационной системы межведомственным характером значительно возрастает риск низкой эффективности функционирования такой информационной системы. Это связано с необходимостью решения многих вопросов и предварительных согласований на межведомственном уровне, таких как разграничение полномочий, финансирования и администрирования отдельных подсистем и др. Для разработки и создания таких систем целесообразно и оправданно использование программно-целевых методов.

Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов эффективного формирования информационного общества повлечет разрозненность усилий органов исполнительной власти, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих задач в этой области, низкую эффективность использования выделяемых средств областного бюджета.

Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с её реализацией, за счёт создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий и созданием необходимых информационных систем.


5. Возможные варианты решения проблемы и оценка, как преимуществ, так и возможных негативных последствий каждого из возможных вариантов


Возможными вариантами решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Ульяновской области являются следующие:

1. Реализация отдельных мер по решению задач информатизации на уровне отдельных исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (ведомственный подход).

Основное преимущество данного варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного программного механизма и осуществление связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

Основные риски данного варианта заключаются в том, что несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленных актуальных задач. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить задачу широкомасштабного внедрения ИКТ для социально-экономического развития Ульяновской области в необходимые сроки.

2. Реализация комплексного программно-целевого механизма формирования информационного общества в Ульяновской области.

Основным преимуществом применения программно-целевого метода является реализация механизма государственной поддержки, направленной на решение задач в области развития и использования ИКТ, что позволит ускорить экономический рост и более эффективно решать социальные проблемы области.

Основные риски данного варианта связаны с длительностью и сложностью организационных процедур согласования, объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы.

На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять также следующие внешние факторы и риски:

экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие региональной сферы ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности Ульяновской области, общей экономической ситуации в стране и в области, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;

организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности большого числа государственных заказчиков и управления очень сложными проектами, требующими согласованной технической политики и перестройки административных процессов и т.п.;

риски, связанные с «человеческим фактором», характерные при осваивании новых технологий;

технологические риски в решении отдельных задач.

В рамках решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Ульяновской области с применением программно-целевого метода Концепцией рассматривается два возможных способа его реализации:

2.1. Реализация Программы при требуемых объёмах финансирования.

При этом поставленные цели, задачи и целевые индикаторы Программы будут достигнуты.

2.2. Реализация Программы в уменьшенном объёме финансирования.

При ограниченном финансировании Программы средства из областного бюджета Ульяновской области должны быть направлены на реализацию наиболее значимых программных мероприятий.

Учитывая, что формирование информационного общества носит комплексный характер и зависит от реализации всех его элементов (информационные системы (подсистем), инфраструктура, нормативной правовой базы, человеческого фактора), к рискам, указанным для программно-целевого подхода в целом, при ограниченном финансировании Программы добавится невозможность реализации части программных мероприятий или их частичная реализация на конец срока реализации Программы и, как следствие, неполное достижение поставленных в целей. При этом можно ожидать сохранение тенденций отставания области по ряду показателей оценки внедрения и использования информационных технологий по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Анализ преимущества и рисков представленных вариантов решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Ульяновской области позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта, а именно реализации комплексного программного механизма формирования информационного общества в Ульяновской области при условии выделения финансирования в требуемых объёмах.


6. Предложения по целям Программы, целевым индикаторам Программы, позволяющим оценивать ход реализации Программы в соответствии с установленным отчётным периодом, на вариантной основе, с обоснованием выбора этих индикаторов

Приоритетными целями реализации Программы до 2015 года являются:

повышение качества жизни населения Ульяновской области за счёт широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни;

повышение эффективности системы государственного и муниципального управления в Ульяновской области, повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов власти на основе использования ИКТ;

рост экономики, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счёт развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использование ИКТ в экономике и стимулирование развития ИКТ сектора.

Исходя из вышеуказанных целей, устанавливаются следующие задачи:

развитие платформы электронного правительства, реализация государственных услуг в электронной форме и принципа «одного окна» для повышения эффективности функционирования системы государственного управления и местного самоуправления, а также повышения оперативности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

развитие региональной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал);

развитие центров телефонного обслуживания;

обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций;

оптимизация разработки и обеспечения функционирования официальных сайтов органов исполнительной власти Ульяновской области;

создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне;

повышение качества медицинских услуг и уровня здоровья граждан на основе широкомасштабного использования ИКТ в деятельности врачей и медицинских учреждений, создание «электронного паспорта здоровья» и интегрированной системы управления здравоохранением;

повышение доступности и качества образования, уровня образованности граждан за счёт внедрения современных ИКТ в систему образования и подготовки кадров;

обеспечение эффективного решения задач социальной защиты населения за счёт создания и развития ИКТ – инфраструктуры и интегрированной системы социальной защиты, внедрение социальной карты гражданина;

повышение сохранности культурных ценностей, доступности услуг в сфере культуры на базе развития информационных систем сферы культуры, оцифровки культурного наследия и предоставления доступа к культурным ценностям через Интернет;

содействие развитию бизнеса за счёт стимулирования использования технологий электронной коммерции предприятиями области;

развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышения качества услуг в этой сфере на основе создания единой системы управления жилищно-коммунальным комплексом и стимулирования использования ИКТ предприятиями ЖКХ;

содействие транспортной инфраструктуры области за счёт создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем, диспетчерского центра, системы управления развитием дорожного хозяйства и других систем в рамках региональной информационной системы управления транспортным комплексом и дорожным хозяйством Ульяновской области;

создание и развитие системы обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций для повышения уровня безопасности жизнедеятельности в области;

содействие решению экологических проблем и поддержка управления природными ресурсами на базе развития профильных информационных систем и кадастров;

создание условий для развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в области, обеспечивающей предоставление государственных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их проживания и места регистрации;

содействие развитию регионального сектора ИКТ, повышение его доли в общем объёме валового регионального продукта и структуре экспорта Ульяновской области, повышение качества подготовки специалистов в области развития и использования ИКТ с учётом потребностей регионального рынка;

повышение уровня квалификации и подготовки работников органов государственной власти и бюджетных организаций в области использования ИКТ в профессиональной деятельности, развитие у населения навыков использования ИКТ;

обеспечение условий для проектирования организационной и информационно - технологической инфраструктуры взаимодействия органов государственной власти Ульяновской области с гражданами, экономическими субъектами, другими органами государственной власти и местного самоуправления на базе развития архитектуры электронного региона;

формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в системе государственного управления и местного самоуправления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка ИКТ в области;

социальная адаптация и развитие творческих способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий, в том числе организация дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому;

совершенствование градостроительной деятельности, осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизация предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности за счёт использования информационных технологий;

совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизация предоставления государственных услуг в области сельского хозяйства за счёт использования информационных технологий;

формирование единого пространства доверия электронной подписи;

развитие системы межведомственного электронного взаимодействия;

формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты;

создание единой системы учёта записей актов гражданского состояния;
развитие защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Ульяновской области;

создание организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей за государственные услуги;

развитие единой системы использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;

проведение мониторинга реализации Программы и экспертизы полученных результатов;

создание региональной платформы "облачных вычислений";
развитие информационных технологий на базе свободного программного обеспечения для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности;

формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций;
расширение перечня универсальных услуг связи;

повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества;

обеспечение сокращения высокого уровня различия в использовании информационных технологий субъектами Российской Федерации;

обеспечение организационной, научно-методической и информационной поддержки реализации Программы и процессов информатизации в области.

В качестве целевых индикаторов и показателей реализации Программы на конец срока её реализации могут выступать:

доля государственных услуг, пре­доставляемых органами государственной власти Ульяновской области в электронном виде;

количество центров общественного доступа к получению государственных услуг в элек­тронном виде (в том числе пунктов коллек­тивного доступа на базе отделений федераль­ной почтовой связи, муниципальных библио­тек и школ), а также количество инфоматов и банкоматов;

число заявителей, получивших государственные и муниципальные услуги через сеть МФЦ;

доля заявителей, удовлетворённая качеством предоставления услуг в сети МФЦ;

расходы консолидированного бюджета на развитие ИКТ на 1000 чел.;

доля населения Ульяновской области, полу­чающего государственные услуги посредст­вом универсальной электронной карты;

количество автоматизированных рабочих мест, подключенных к системе межведомственного электронного документооборота;

количество государственных информационных систем, зарегистрированных в Реестре государственных информационных систем Ульяновской области;

доля государственных учреждений культуры, имеющих центры общественного доступа к электронным фондам (компьютерные аудитории) от общего числа государственных учреждений культуры;

доля музейных фондов, переведённых в электронный вид, от общего количества;

доля государственных библиотек, в которых используется информационные системы учёта и ведения каталогов в электронной форме, от общего количества библиотек Ульяновской области;

доля официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области обеспечивающих их интерактивное присутствие в сети Интернет и удовлетворяющих требованиям законодательства о раскрытии информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

увеличение доли населения, имеющие базовые навыки использования информационно-коммуникационных технологий;

проникновение сотовой подвижной связи (активных сим-карт на 100 чел. населения);

объём услуг связи на душу населения;

доля населения охваченного бесплатным цифровым телерадиовещанием;

доля муниципальных образований Ульяновской области, создавших информационную систему обеспечения градостроительной деятельности от общего числа муниципальных образований Ульяновской области;

доля руководителей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, прошедших обучение или переподготовку в области управления и использования ИКТ в течение последних 3 лет.

Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы могут уточняться в установленном порядке.


6. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы


В Ульяновской области с 2009 года действует областная целевая программа «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2010-2012 годах». В последние два года объёмы финансирования данной программы не превышают 0,00002 % (2010 год) и 0,36 % (2011 год) от расходной части консолидированного бюджета Ульяновской области.

Анализ международного опыта показывает, что реальный результат, позволяющий осуществить существенный качественный скачок в использовании ИКТ, оптимизировать достижение социально-экономических результатов, проявляется при финансировании сферы информатизации из расчёта не менее 2 % от расходной части регионального бюджета. Данный факт отражён и в докладе рабочей группы Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»: «Немаловажным аспектом, который будет иметь большое значение при реализации Стратегии развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, является адекватность объёма финансирования, выделяемого на развитие и внедрение ИКТ. Сегодня мировой опыт свидетельствует о необходимости использования для определения объёмов финансирования макроэкономических показателей. Минимальным для эффективной информатизации является показатель 1,5-2%, позволяющий обеспечить видимый прогресс в развитии и использовании ИКТ для достижения целей социального-экономического развития региона в среднесрочной перспективе».

Таким образом, ежегодное финансирование сферы ИКТ в Ульяновской области должно составлять около 500000,0 млн. рублей, что соответствует реализации Программы в требуемых объёмах финансирования (глава 4 настоящей Концепции). Это не противоречит и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, где указано, что к 2015 году «рост объёма инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом должен увеличиться не менее чем в 2,5 раза» то есть в среднем на 30 % в год.

Очевидно, что на текущий момент назрела необходимость увеличения объёмов финансирования сферы ИКТ в Ульяновской области, поскольку при текущих объёмах финансирования данной сферы и темпах их наращивания для достижения ряда показателей, близких к среднероссийским значениям, в области по некоторым важным направлениям использования ИКТ потребуется десятки лет.

Однако если учесть приведённые выше рекомендации, то объём годового финансирования сферы ИКТ в Ульяновской области должен измениться скачком, что не в полной мере соответствует реальным возможностям областного бюджета Ульяновской области.

Концепция предусматривает подход постепенного наращивания объёмов финансирования сферы ИКТ в Ульяновской области.

Из экспертного анализа исполнения субъектами Приволжского федерального округа Плана Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации видно, что регионы округа значительно различаются по уровню среднедушевых расходов, запланированных на мероприятия по развитию информационного общества.


№12345678910111213142013591567,0Субъект РФУльяновская областьФинансовый год20102011

Регион ПФОРеспублика БашкортостанРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика ТатарстанУдмурдская РеспубликаЧувашская РеспубликаПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область 2014769037,0Значение0,344Запланированное финансирование433956,1 971122,8

План

млн. рублей307,586,44121,06н/д40,866,31146,4660,04139,83199,93183,581030,9193,14133,24*2015999748,0Рейтинг РФ56Фактический объём финансирования5566,2116125,0

Факт

млн. рублей323,886,4474,02н/д36,926,3149,2667,05136,06214,11153,091040,3189,2766,63** Общий объём финансирования Программы на конец срока её реализации составит 2360352,0 тыс. рублей, что соответствует реализации Программы в уменьшенных объёмах финансирования (глава 4 настоящей Концепции).

При этом распределение данных средств в Программе должно быть осуществлено по всем направлениям, зафиксированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, на основе экспертного, а при разработке нормативов, и ресурсного методов.

Предложения по финансированию Программы за счёт средств областного бюджета Ульяновской области носят предельный (прогнозный) характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета Ульяновской области на соответствующий год.

Финансирование реализации поставленных задач в сфере развития информационного общества будет осуществляться:

за счёт текущего финансирования исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;

за счёт финансирования программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых в рамках настоящей Программы.

Для софинансирования Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета и внебюджетных источников, иных источников, не противоречащих законодательству. Внебюджетные средства могут привлекаться за счёт собственных средств организаций и спонсорских средств. Формы и условия участия в реализации мероприятий Программы федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления в Ульяновской области, организаций определяются соответствующими правовыми актами между ними и государственными заказчиками программных мероприятий. При наличии таких актов привлекаемые средства учитываются в объёмах финансирования Программы.


7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и предлагаемого варианта решения проблемы


Настоящая Концепция нацелена на развитие и широкомасштабное использование ИКТ и предполагает в ближайшие годы осуществление и стимулирование масштабных инвестиций в данную отрасль и относится к числу документов стратегического направления, включающего в себя рассмотрение вопросов экономической, технической и социальной сфер, для оценки эффективности решения которых могут использоваться показатели разных категорий.

Поэтому чтобы обосновать целесообразность выделения средств на реализацию Концепции, следует учитывать экономические, технические, социальные и др. эффекты. При этом некоторые из мероприятий приводят к достижению сразу нескольких эффектов. Кроме того, Концепция будет реализовываться одновременно с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р), Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65), Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212), Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 06.05.2008 № 632-р, что приведёт к частичным перекрыванием по целям и численным значениям отдельных показателей ожидаемых конечных результатов.

С учётом вышеперечисленного, оценить эффект реализации Концепции и разработанной на её основе Программы в Ульяновской области представляется возможным по следующим основным направлениям:

повышение качества жизни населения Ульяновской области за счёт более широкого внедрения современных ИКТ в повседневную жизнедеятельность (улучшение условий труда и отдыха, жилищных условий, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности использовать его для улучшения личного и общественного благосостояния, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности);

снижение трудозатрат органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области на организацию обмена информацией на межведомственном уровне за счёт обеспечения доступности государственных и муниципальных информационных ресурсов для заинтересованных ведомств и интеграции государственных и муниципальных информационных систем, развития межведомственной системы электронного документооборота;

уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти и органы местного самоуправления Ульяновской области необходимой информации, снижение количества обращений граждан в органы государственной власти по оказанию услуг, сокращение времени ожидания за счёт повышения оперативности взаимодействия ведомств на основе ИКТ на принципах «одного окна»;

обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей за счёт создания новых и модернизации действующих официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей;

повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление, за счёт создания соответствующих областных информационных систем;

развитие областной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение информационного единства области за счёт формирования единой телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти и органов местного самоуправления области;

рост конкурентоспособности Ульяновской области за счёт снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, повышение эффективности и демократичности государственного управления на всех уровнях;

рост удовлетворённости населения качеством получаемых государственных услуг и повышение его доверия к исполнительным органам государственной власти Ульяновской области (оцениваемые, в том числе, по результатам регулярных социологических исследований);

получение прибыли для тех подпрограмм, которые имеют коммерческую направленность, и содействие повышению производительности труда и темпов роста экономики региона;

повышение объёма и скорости использования информации и в более интенсивном развитии наукоемких производств, связанных, прежде всего, с внедрением ИКТ;

ускорение темпов роста экономики за счёт снижения барьеров входа на рынок и сокращения издержек функционирования организаций сектора ИКТ, за счёт совершенствования нормативной правовой базы в области производства и распространения информационных технологий;

повышение эффективности разработок в секторе ИКТ и увеличение налоговых поступлений в бюджет, за счёт совершенствования нормативной правовой базы по регулированию сектора ИКТ;

повышение возможности скоординированных действий силовых структур и безопасности региона, путём создания единой системы сбора, передачи и обработки информации;

сокращение времени на осуществление сделок, взаимодействие с государственными органами власти, органами местного самоуправления и повышение конкурентоспособности предприятий, за счёт ускорения распространения современных способов передачи информации и внедрению электронного документооборота;

создание единого информационного пространства на всей территории Ульяновской области;

повышение эффективности методов обучения, расширение доступа населения к получению образования за счёт средств дистанционного доступа;

повышение общего уровня грамотности населения в области современных методов работы с информацией;

развитие системы подготовки специалистов для сферы ИКТ;

улучшение качества общего и профессионального образования и медицинского обслуживания;

повышение бюджетной эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств за счёт осуществления в электронной форме регламентов реализации государственных функций и предоставления государственных услуг, сокращения времени и повышения качества принятия управленческих решений за счёт использования ИКТ, исключения дублирования создаваемых информационных систем и обеспечения их эффективного взаимодействия;

снижение административных барьеров и транзакционных издержек для предприятий Ульяновской области;

устойчивое развитие рынка ИКТ, повышение его конкурентноспособности.

В результате создания условий для развития конкурентоспособного сектора ИКТ в Ульяновской области в социально-экономическом развитии региона предполагаются следующие позитивные изменения:

расширение спектра услуг с использованием ИКТ;

рост числа партнёрских международных контактов;

рост объёма экспортируемой продукции высокотехнологичного сектора;

рост числа пользователей ИКТ;

рост эффективности работы предприятий, учреждений, организаций от внедрения ИКТ;

рост сфер и направлений деятельности, использующих ИКТ;

рост числа проектов ИКТ, тиражируемых в сектор экономики;

рост числа предприятий, организаций и учреждений, работающих с применением ИКТ.

При этом социально-экономическая эффективность будет выражаться в следующих показателях:

повышение инвестиционной привлекательности Ульяновской области;

развитие инновационного бизнеса региона;

расширение спектра предоставляемых населению услуг;

продвижение продукции региона на российский и международный рынки;

создание эффективной взаимосвязи образования, науки и производства в сфере ИКТ в регионе;

продвижение региона как производителя интеллектуального продукта;

обеспечение условий для участия региона в международных программах;

формирование экспортной политики региона;

увеличение числа новых рабочих мест в экономике региона;

развитие малого инновационного предпринимательства региона.

Будет обеспечено ускорение процессов информационного обмена как внутри общества и бизнеса, так и между гражданами и государством.

Быстрое развитие сектора ИКТ и применение современных информационных технологий в других отраслях экономики послужат импульсом к развитию региональных высокотехнологичных производств, создадут принципиально новые возможности для наращивания регионального производства.

Реализация Концепции позволит создать единую информационную среду, способствующую социально-экономическому развитию региона, связывающую население, бизнес и органы власти в единый эффективный механизм взаимодействия и развития, при этом:

возрастёт уровень доверия граждан к органам государственной власти и местного самоуправления за счёт обеспечения открытости информации;

повысится качество принимаемых решений за счёт совершенствования механизма государственного управления;

снизятся трудозатраты на обмен информацией;

повысится спрос на ИКТ.

Реализация Концепции и на её основе Программы позволит повысить эффективность и согласованность принятия решений о реализации государственных программ и проектов использования информационных технологий в органах государственной власти в рамках единого портфеля.

Разрабатываемые мероприятия Программы должны быть увязаны с отраслевыми стратегиями каждого ведомства и показателями результативности их деятельности, учитывать уровень развития ведомственной информационно-технологической инфраструктуры и определять социально-экономический эффект от их осуществления.

Настоящая Концепция должна задавать стратегические ориентиры для всех ведомств, участвующих в формировании в Ульяновской области электронного правительства, и обеспечивать прозрачный выбор и корректировку соответствующих приоритетов.

Концепция позволит не только определять приоритеты и общий порядок финансирования программ информатизации, но также исключить дублирование отдельных проектов и заложить основы межведомственной координации в этой сфере.

Иными словами, Концепция станет важным этапом в развитии информационного общества в Ульяновской области.

Предполагается, что оценка эффективности должна быть осуществлена по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы, а при необходимости и после её завершения. Методика оценки эффективности Концепции и Программы разрабатывается Государственным заказчиком-координатором или государственными заказчиками программных мероприятий (проектов) с учётом специфики Программы.

Степень достижения установленных целей, реализации задач и мероприятий Программы определяется на основе анализа достигнутых значений целевых индикаторов.

8. Предложения по государственным заказчикам Концепции и разработчикам проекта Концепции, расчёт затрат на разработку проекта Концепции

Государственным заказчиком Концепции является Министерство информационных технологий Ульяновской области, основным разработчиком Концепции - Отдел развития информационного общества департамента развития инфраструктуры Министерства информационных технологий Ульяновской области.

Затраты на разработку проекта Концепции - не предусмотрены.


9. Предложения по возможным вариантам форм и методам управления реализацией Концепции


9.1. Обеспечение организационной поддержки мероприятий


Система управления реализацией мероприятий Концепции и Программы должна гарантировать достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого из мероприятий, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов.

В Ульяновской области стратегические вопросы развития информационного общества и региональной информатизации координирует Секция по развитию информационного общества Комиссии по модернизации и развитию экономики и социальной инфраструктуры Ульяновской области, утверждённая Постановлением Губернатора Ульяновской области № 10 от 28.01.2011 г. (далее - Секция).

Координация деятельности органов исполнительной власти Ульяновской области в вопросах формирования электронного правительства возлагается на Экспертно - консультативную группу по развитию электронного правительства Секции.

Уполномоченным органом исполнительной власти Ульяновкой области по реализации Концепции и развитию региональной информатизации (далее - Уполномоченный орган) является Министерство информационных технологий Ульяновской области.

Методическое сопровождение и координацию работ в исполнительных органах власти Ульяновской области по внедрению и использованию систем информационной безопасности и защиты персональных данных осуществляет Департамент по вопросам общественной безопасности и Отдел телекоммуникаций и защиты информации Правительства Ульяновской области.

Реализация отраслевых проектов развития и использования ИКТ, формирования элементов электронного правительства осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти Ульяновской области при содействии и под контролем Уполномоченного органа.

Экспертизу и предоставление рекомендаций по техническим, технологическим, программным решениям, принимаемым в целях выполнения мероприятий Концепции и Программы осуществляет Коллегия при Министерстве информационных технологий Ульяновской области по развитию информационного общества на территории Ульяновской области, утвержденная распоряжением Министерства информационных технологий Ульяновской области № 5-рмит от 19.01.2012.

Информационное обеспечение мероприятий Концепции и Программы осуществляет Отдел развития информационного общества департамента развития инфраструктуры Министерства информационных технологий Ульяновской области.

В рамках выполнения Концепции формируется также информационный ресурс в сети Интернет, на котором публикуются сведения о ходе реализации (о стадии и промежуточных результатах) проектов и мероприятий Программы, а также годовой отчёт.


9.2.1. Обеспечение мониторинга реализации Программы


Мониторинг и контроль должны проводиться по каждому мероприятию Программы, каждому исполнительному органу государственной власти. Это позволит проводить анализ конкретных результатов и общих достижений при реализации Программы.

Информация и результаты анализа должны быть занесены в компьютерную систему управления реализацией Программы. Данная система должна быть определена, создана и открыта для доступа заинтересованным сторонам в приоритетном порядке.

Система мониторинга реализации Программы является частью системы управления реализацией Программы и обеспечивает получение обратной связи для решения следующих задач:

- контроль результатов реализации Программы;

- контроль динамики достижения целевых показателей;

- обнаружение отклонений от плана;

- определение рисков и возможных причин их возникновения;

- проведение анализа предполагаемых последствий выявленных рисков;

- подготовка предложений по минимизации выявленных рисков;

- подготовка предложений и рекомендаций по своевременной корректировке программных мероприятий;

- прогнозирование результатов реализации Программы.


9.2.2. Способы реализации Программы


Мониторинг реализации Программы предполагает осуществление периодического сбора, накопления, анализа и представления информации следующими способами:

- обследование ИОГВ и подведомственных им бюджетных учреждений по вопросам использования ИКТ путем внедрения компьютерной системы отчётности, в том числе анкетирования;

- заслушивание руководителей ИОГВ и подведомственных им бюджетных учреждений по отдельным вопросам использования ИКТ;

- выборочные тематические проверки ИОГВ и подведомственных им бюджетных учреждений по вопросам использования ИКТ;

- социологические исследования среди работников ИОГВ и подведомственных им бюджетных учреждений по вопросам использования ИКТ в профессиональной деятельности;

- социологические исследования среди потребителей государственных услуг и услуг, оказываемых областными государственными учреждениями, по вопросам открытости государственных органов и информирования граждан и иных субъектов об их деятельности.

Мониторинг реализации Программы осуществляет Уполномоченный орган.


9.2.3. Показатели реализации Концепции


Основными показателями реализации Концепции являются показатели, определенные Стратегией.

Дополнительные показатели реализации Концепции устанавливаются соответствующими областными и ведомственными целевыми программами, которые определяют конкретные мероприятия и объёмы их финансирования, и направлены на реализацию Концепции.


9.2.4. Мероприятия по автоматизации мониторинга реализации Концепции и Программы


Мероприятия по автоматизации мониторинга Концепции и ОЦП включают:

- разработку и утверждение технических требований к автоматизированной системе мониторинга;

- представление субъектами информационного обмена информации в электронном виде;

- разработку программного обеспечения для ведения электронной базы данных, её анализа и представления результатов мониторинга;

- формирование (включая контроль полноты и достоверности данных по выбранным показателям) и хранение электронной базы данных.


9.2.5. Обеспечение информационной, аналитической и общественной

поддержки реализации Концепции и Программы


Для обеспечения информационной, аналитической и общественной поддержки реализации Концепции и Программы планируется вести работы по следующим основным направлениям:

- мониторинг готовности жителей области к жизни и работе в информационном обществе путем проведения регулярных выборочных социологических опросов;

- осуществление мониторинга и анализа освещения в средствах массовой информации мероприятий, проводимых в рамках Программы, регулярная публикация аналитических обзоров о ходе реализации Концепции и Программы;

- подготовка и публикация различных тематических, информационных и дискуссионных материалов, соответствующих содержанию Концепции;

- проведение заседаний, научно-практических семинаров и конференций с участием и широким освещением в СМИ;

- проведение конкурса на лучшее освещение и пропаганду мероприятий Концепции и Программы в СМИ;

- издание научно-популярных книг, брошюр, журналов, подготовка учебных программ для различных слоев населения.


9.2.6. Механизм реализации Концепции


Реализация настоящей Концепции осуществляется посредством выполнения целевых областных и ведомственных программ, планов мероприятий, разрабатываемых Уполномоченным органом и ИОГВ Ульяновской области с участием органов местного самоуправления Ульяновской области.

Для реализации Концепции и мероприятий Программы в каждом ИОГВ Ульяновской области распоряжением руководителя должен быть назначен ответственный сотрудник из числа специалистов в сфере ИКТ. Данный сотрудник несёт персональную ответственность за подготовку проектно-сметной документации по проектам реализации Концепции и ОЦП, её обоснование, согласование с Уполномоченным органом и последующее управление данными проектами.

В задачи Уполномоченного органа входит:

- общее управление и координация действий по реализации мероприятий Концепции и Программы;

- анализ и согласование отраслевых проектов и программ в рамках реализации Концепции и Программы, и развития отраслевой или региональной информатизации;

- руководство проведением межведомственных проектов, направленных на реализацию Концепции;

- мониторинг и оценка эффективности реализации Концепции и Программы.

Уполномоченный орган регулярно осуществляет оценку реализации Программы, рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы, проводит проверку выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования бюджетных и программных средств.

Уполномоченный орган подготавливает предложения и обоснования по

межведомственным проектам (мероприятиям) Концепции и Программы для финансирования в очередном финансовом году, исходя из возможностей бюджетов всех уровней.

Подготовку проектно-сметной документации и её обоснование для отраслевых проектов, направленных на реализацию Концепции, осуществляют ИОГВ Ульяновской области по согласованию с Уполномоченным органом и при его содействии.

В связи с необходимостью проведения большого объёма исследований и аналитических разработок деятельность рабочих групп может поддерживаться за счёт средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы соответствующих ведомств: государственных заказчиков, других заинтересованных министерств и ведомств, органов власти Ульяновской области, предприятий и организаций.

Для уточнения отраслевых задач, определенных Концепцией, форм взаимодействия с органами местного самоуправления в Ульяновской области ИОГВ Ульяновской области разрабатывают ведомственные концепции информатизации, которые утверждаются приказом руководителя после согласования с Уполномоченным органом. Ведомственные концепции базируются на основных направлениях и принципах, определенных Концепцией.

Бюджетные средства выделяются поэтапно в рамках областных и ведомственных целевых программ, планов мероприятий с учётом оценки эффективности реализации мероприятий Концепции. Содержание и объёмы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, уточняются ежегодно на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.

Софинансирование мероприятий, направленных на реализацию Концепции и Программы, осуществляется за счёт средств федерального бюджета и бюджетов ИОГВ Ульяновской области в рамках федеральных целевых, ведомственных, региональных программ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Ульяновской области.


10. Анализ итогов реализации ОЦП в предыдущие годы


Проблема формирования и развития в Ульяновской области информационного общества, учитывая комплексный характер процессов информатизации, нуждается в системном анализе, предусматривающем как оценку состояния использования ИКТ в Ульяновской области, так и характеристику основных направлений развития информатизации.

Институтом развития информационного общества по заказу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации в ходе ежегодного мониторинга определяется индекс готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу (далее - индекс). Индекс Российских регионов строится на показателях, характеризующих три ключевых фактора электронного развития (ИКТ - инфраструктуры, человеческого капитала, экономической среды) и показателях доступа и использования ИКТ для развития в шести сферах деятельности (ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления, ИКТ в бизнесе, использование ИКТ в домохозяйствах и населением, ИКТ в медицине, ИКТ в культуре, ИКТ в образовании). Для построения Индекса в 2009-2010 году использовалось более 70 показателей, характеризующих социально-экономическое развитие регионов и уровень использования ИКТ.

Композитный индекс готовности Ульяновской области к информационному обществу, состоящий из индекс-компонентов «Факторы развития информационного общества» и «Использование ИКТ для развития», приведён в таблице 1.


Рейтинг в ФО12Процент

финансирования1,3 %17,7 %

Процент исполнения105,30100,0061,14н/д90,38100,0033,64111,6797,301070983,39100,998,050,01

* Средства, запланированные в областной целевой программе «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2010-2012 годах» на 2010 год

** Средства затраченные в 2010 году на проекты в сфере ИКТ в целом по региональным программам, в том числе по ОЦП - 5566,2 млн. рублей.


Среднедушевые затраты на информатизацию в целом не зависят от уровня технологического и экономического развития региона. Расходы зависят от направления расходования средств, структуры программных мероприятий и доли типовых решений, внедряемых в рамках программ.

Неравномерное среднедушевое финансирование в различных регионах в перспективе создаёт риски неисполнения поставленной Президентом России задачи снижения уровня цифрового неравенства.

Исходя из вышеперечисленного, Концепцией предусматривается установить объём финансирования начального этапа выполнения Программы (2013) в размере 591567,0 тыс. рублей, что составит около 2 % от расходной части консолидированного бюджета Ульяновской области, или 457 рублей на человека. В дальнейшем в соответствии со Стратегией в Ульяновской области предусматривается наращивание объёмов финансирования Программы минимум на 30% ежегодно.

В итоге, ежегодные объёмы финансирования Программы на период 2013-2015 гг., составят:


В Российской Федерации по композитному индексу готовности к информационному обществу Ульяновская область занимает 56 место, а среди субъектов Приволжского федерального округа - 12 место.

По состоянию на февраль 2012 года в рамках действующей ОЦП, принятой к исполнению в 2009 году и открытой к финансированию в 2010 году, из областного бюджета выделено 121691,2 тыс. рублей, что составило 19 % от запланированных объёмов финансирования.


Средства были направлены на реализацию следующих задач ОЦП:

4066,2 тыс. рублей на проведение мероприятий по подготовке к реализации Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», обеспечение доступа к корпоративной сети передачи данных, внедрение программного комплекса АМИРС, закупку компьютерной техники и запчастей;

1500,0 тыс. рублей на создание информационно-аналитической системы мониторинга работы сердечнососудистых центров Ульяновской области, на приобретение компьютерного и коммуникационного оборудования, системного программного обеспечения, монтаж локальных вычислительных сетей.

В связи с тем, что в соответствии с рекомендациями Заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации 14 апреля 2011 года от 03.05.2011 № А4-6016, была разработана региональная Программа модернизации здравоохранения Ульяновской области на 2011-2012 годы, финансирование мероприятий ОЦП, направленных на информатизацию системы здравоохранения было приостановлено в 2011-2012 годы.

В целях реализации мероприятий по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров (далее – МФЦ) было выделено 9800,0 тыс. рублей. В результате, если в конце 2010 года в Ульяновской области действовала сеть из 15 МФЦ в 13 районах и в областном центре, то в настоящее время сеть состоит из 25 МФЦ во всех 24 муниципальных образованиях Ульяновской области.

В сети МФЦ предоставляется 137 наименований услуг: 15 федеральных, 73 региональных, 28 муниципальных и 21 дополнительная услуга. Все муниципальные услуги, 17 региональных и 4 федеральные (всего 49 услуг) предоставляются универсальными операторами МФЦ.

В настоящее время среднемесячное количество граждан, которые обращаются в МФЦ, составляет 13,9 тыс. человек.

Основной показатель эффективности работы МФЦ – это растущий спрос на его услуги со стороны населения. Так, если в 2009 году МФЦ предоставил 4,5 тыс. услуг, то в 2010 - 82,5 тыс. услуг. Прогнозировалось, что в 2011 году данный показатель составит 130 тысяч. Но по итогам года объём оказанных услуг удвоился и составил почти 173,5 тысячи.

Приоритетность этой задачи очевидна, так как она реализует цель повышения качества и доступности предоставления услуг.

На реализацию мероприятий по совершенствованию системы электронного документооборота было выделено 600,0 тыс. рублей.

Единая система электронного документооборота (далее – ЕСЭД) Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области внедрена в Правительстве Ульяновской области с целью автоматизации документооборота, повышения исполнительской дисциплины на всех уровнях, повышения оперативности в принятии решений, формирования единого информационного пространства органов исполнительной власти и местного самоуправления Ульяновской области.

В системе электронного документооборота ежедневно работают более 700 государственных гражданских и муниципальных служащих из более чем 200 организаций. К системе подключены все ИОГВ и ОМСУ Ульяновской области вплоть до каждого поселения.

Благодаря единой СЭД, полностью в электронном виде происходит деловая переписка между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Ульяновской области. В электронном виде осуществляется доставка поручений и напоминание о сроках исполнения, ознакомление с корреспонденцией и нормативными актами, отправка отчётов об исполнении поручений и прочий документооборот. Таким образом, обеспечена 100% процентная оперативность доставки документов, их доступность,  контроль исполнения, прозрачность переписки. Количество электронных документов превышает 100 тысяч в год.

За 2011 год ещё 120 государственных служащих получили доступ к ЕСЭД.

Организованы работы по повышению отказоустойчивости системы за счёт кластеризации и виртуализации серверов, ежедневного автоматического резервного копирования данных. Создан сервер терминального доступа к ЕСЭД для администраций поселений. Организован перевод ЕСЭД на новую версию CompanyMedia 3.5. Организована интеграция ЕСЭД с автоматизированной информационной системой по работе с обращениями граждан и организаций  Администрации Президента РФ.

На территории Ульяновской области с 2010 года начата реализация инновационного проекта «Единая интеграционная пространственная геоинформационная система Ульяновской области» (далее - ГИС), на реализацию которого было выделено 80000,0 тыс. рублей в 2011 году. Проект по созданию ГИС включает в себя 5 этапов, срок их завершения - март 2013 года.

В результате реализации проекта будет создана геоинформационная база данных, представляющая собой интегрированную информационно-программную интерактивную базу данных для ЭВМ, включающую 2-хмерные и 3-хмерные пространственные изображения, а также связанные базы данных картографической, кадастровой, реестровой и иной пространственно-инфраструктурной информации. Создание на основе
ГИС единой платформы различных ведомств позволит эффективно решать задачи электронного правительства, оказывать сотни видов электронных услуг для населения, а также повысить эффективность принимаемых управленческих решений.

В сентябре 2011 года был завершен второй этап реализации проекта, в ходе которого выполнено следующее: цифровая картографическая основа городов Димитровграда, Ульяновска и Новоульяновска, Мелекесского района; классификатор топографических объектов, включающий типы домов, спортивных сооружений, мостов, проездов, рек, озёр и так далее; цифровая трёхмерная модель городов Ульяновск, Новоульяновск, Димитровград, а также Инзенского, Мелекесского, Павловского и Чердаклинского районов Ульяновской области; многомасштабная растровая цифровая трёхмерная модель территории Вешкаймского, Карсунского, Новомалыклинского, Новоспасского, Сенгилеевского, Старомайнского, Радищевского, Ульяновского районов Ульяновской области; база данных фотографий строений городов Ульяновск (3000 фотографий) и Димитровград (3000 фотографий) Ульяновской области; база данных 3Д моделей: разнохарактерных объектов недвижимости города Димитровград Ульяновской области и основных зданий развитой застройки города Ульяновск Ульяновской области; навигационная база данных: навигационный граф городских дорог городов Ульяновск и Димитровград Ульяновской области и навигационный граф дорог, а именно Вешкаймского, Карсунского, Майнского, Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Старомайнского, Сурского, Теренгульского, Ульяновского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области; компилированный 3Д-проект Единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области, работающий под управлением ПО «Informap Navigator».

В целях реализации мероприятий по стимулированию граждан к освоению информационно-коммуникационных технологий, содействию формированию образовательной среды, реализации комплексных образовательных программ в сфере ИКТ было выделены средства в размере 1300,0 тыс. рублей и направлены на организацию и проведение:

- 7-ой Всероссийской конференции «Электронные услуги и сервисы на основе использования пространственных данных», в которой приняли участие порядка 130 человек: представители научно-исследовательских, производственных, инженерных, проектно-конструкторских, информационных институтов и вузов России, а также администраций субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Конференция проводилась Правительством Ульяновской области совместно с некоммерческой общественной организацией «ГИС-Ассоциация»;
- Поволжской олимпиады по информационным технологиям для студентов и аспирантов в сфере информационных технологий
«Волга ИТ-2011», финальный этап которой состоялся 26 ноября 2011 года в Ульяновском государственном университете. Мероприятие ежегодно проводится по инициативе Правительства Ульяновской области при поддержке ульяновских вузов, Ульяновской молодёжной общественной организации «Городской студенческий совет», а также ведущих ИТ-компаний и операторов сотовой связи, представленных в регионе. Цель олимпиады - обеспечение ИТ-отрасли региона и всего Поволжья квалифицированными и перспективными кадрами, поддержка выпускников и учащихся технических специальностей, повышение престижа профессии ИТ-специалиста. Всего в олимпиаде приняли участие 400 человек из всех 14ти регионов ПФО;

- Координационного совещание по реализации № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в Приволжском федеральном округе (далее – ПФО), прошедшего 11 ноября 2011 года в Ульяновске. Данное совещание проходило под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации и Правительства Ульяновской области в целях повышения эффективности работы в сфере государственного и муниципального управления.

Из областного бюджета на внедрение информационных технологий в процессы управления учреждениями начального профессионального образования было выделено 600,0 тысяч рублей, которые были направлены на приобретение пользовательских прав на лицензионное программное обеспечение «Автоматизированная система управления процессами оказания услуг в сфере среднего профессионального образования» на 25 рабочих мест (далее – Система).

Система предназначена для оказания в электронном виде следующих услуг: предоставление информации об организации среднего профессионального образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ; предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в государственные образовательные учреждения Ульяновской области; предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках.

В рамках исполнения данного мероприятия, проведено обучение операторов учреждений среднего профессионального образования по работе с Автоматизированной системой управления процессами оказания услуг в сфере среднего профессионального образования.

В настоящее время Система функционирует в штатном режиме.

На создание всесторонней информационной среды по историко-культурному наследию Ульяновской области из областного бюджета профинансировано выделение 1971,2 тыс. рублей. Средства были направлены в частности на инвентаризацию (обследование) объектов культурного наследия федерального и регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Вешкаймского, Карсунского и Сурского районов Ульяновской области.

На внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте Ульяновской области из областного бюджета в 2011 году было выделено 1000,0 тыс. рублей. На эти средства ООО «ЭлТранс» приобрело программное обеспечение для центра обработки транспортных транзакций, транспортных терминалов (12 шт.), терминалов пополнения счёта (3 шт.), транспортных карт (1000 шт.). Средства освоены в полном объёме.

3500,0 тыс. рублей были направлены на подготовку к реализации на территории Ульяновской области Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

В рамках данного мероприятия, с целью замены парка компьютерной техники на судебных участках мировых судей и поддержания в рабочем состоянии уже имеющейся компьютерной техники и КСПД было приобретено компьютерное и коммуникационное оборудование для развёртывания программного средства «Автоматизированная система судебного делопроизводства» (далее - АС СД) на участках мировых судей Ульяновской области; приобретено сетевое оборудование для обеспечения доступа мировых судей Ульяновской области к сети Интернет; созданы и ведётся сопровождение веб-сайтов мировых судей Ульяновской области; внедрены программные средства АС СД; проведено обучение сотрудников работе на специализированном программном обеспечении.

415,0 тыс. рублей были направлены на создание единой информационной системы управления государственной ветеринарной службы Ульяновской области: подготовлены технико-экономические задания на проведение запроса котировок и заключены договоры на приобретение компьютерной техники в 13 государственных учреждениях ветеринарии для обеспечения их современным оборудованием; приобретено 6 ноутбуков, 6 компьютеров, 10 принтеров, 1 сканер, 4 монитора, 11 системных блоков, 4 клавиатуры и мыши, 1 планшетный компьютер.

2613,8 тыс. рублей направлены на создание информационно-аналитической системы надзорно-контрольной деятельности в сфере образования, обеспечение эффективного информационного взаимодействия.

5289,8 тыс. рублей направлены на лицензирование программного обеспечения ИОГВ, их подведомственных учреждений, а также ОМСУ и их подведомственных учреждений.

Кроме того, в рамках реализации ОЦП, на разработку технического проекта по созданию Системы-112 на территории Ульяновской области были направлены средства в объёме - 2700,0 тысяч рублей, на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Ульяновской области - 3000,0 тысяч рублей; на разработку проекта по реконструкции автоматизированной системы оповещения населения - 3325,0 тысяч рублей.

Мероприятия Программы являются основой развития информационного общества и формирования электронного правительства, поэтому финансирование ОЦП должно быть обеспечено в полном объёме. В результате реализации ведомственных задач Программы ожидается формирование эффективной системы управления регионом и предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий и функционирования электронного правительства Ульяновской области, широкомасштабное применение информационных технологий во всех отраслях народного хозяйства области, развитие промышленности информационно-коммуникационных технологий, формирование информационного общества. Реализация Программы должна повысить доступность и качество оказания медицинской помощи, образования и культуры, повысить безопасность наших граждан.











Похожие:

Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconКонцепция областной целевой программы «Развитие информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах» Введение 3
Глобализация и развитие информационного общества стремительно меняют облик современного мира. Сущность информационного общества определяет...
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconС. С. Галант паспорт информатизации
Муниципальная целевая программа «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, повышение...
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconПаспорт информатизации
Утверждена Решением Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» Районная целевая программа «Развитие информационного...
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconОбластная целевая программа
Рассмотрев проект областной целевой программы "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Челябинской...
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconРефератов по дисциплине "использование информационных и коммуникационных технологий в образовании"
Использование информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconРабочая программа по дисциплине (Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе)
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconА. А. Малюк Защита информации: современные проблемы интенсивное развитие и использование современных информационных технологий привели в настоящее время к серьезным качественным изменениям в экономической, со
Человечество фактически переживает этап формирования нового информационного общества
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconПостановление от 19 ноября 2009 г. N 990 об утверждении областной целевой программы "информатизация воронежской области на 2010 2014 годы" (в ред постановлений правительства Воронежской области от 17. 03. 2010 n 187, от 11. 10. 2010 n 850)
Об утверждении концепции и разработке областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2010 2014 годы" в целях...
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий» «Изучение опыта применения информационных технологий в ес»
Основой такого перехода является технологическая революция, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных...
Проект Концепции областной целевой программы Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение iconИспользование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет
Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница