Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц




Скачать 220.17 Kb.
НазваниеПоложение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц
Дата31.08.2012
Размер220.17 Kb.
ТипДокументы
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц

1. Общие положения


1.1. Настоящее положение определяет основные параметры организации учебного процесса в Сургутском государственном педагогическом университете и регламентирует деятельность всех субъектов учебного процесса по реализации основных образовательных программ с использованием кредитно-зачетных единиц.

1.2. Нормативным основанием настоящего Положения явились следующие документы Министерства образования и науки Российской Федерации:

Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц // Письмо Министерства образования от 09.03.2004 № 15-55-357 ин/15;

Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах // Письмо министерства образования РФ от 28.11.2002 № 14-52-988 ин/13

Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц // Приказ министерства образования и науки РФ от 19.07.2005 № 215;

Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений // Письмо Министерства образования РФ от 27.11.2002 № 14-55-996 ин/15;

Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ // Приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 № 4452

Трудовой кодекс Российской Федерации от 01.02.2002 г. Ст.333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников.

1.3. Основные понятия

Кредит или зачетно-кредитная единица определяется как укрупненная единица трудоемкости (вес) освоения студентом учебной дисциплины или иного вида учебной деятельности. В среднем 1 кредитно-зачетная единица соответствует 36 часам трудоемкости. Система кредитно-зачетных единиц – это системный способ описания образовательных программ путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам, и т.д.).

«Нелинейная» организация учебного процесса с использованием системы кредитно-зачетных единиц или индивидуальная траектория освоения ПрОП предполагает блочно-модульный принцип построения и реализации (освоения и преподавания) основной образовательной программы, при котором студенты имеют возможность индивидуально планиро­вать последовательность образовательного процесса в отличие от «линейной» организации, когда все студенты изучают дисциплины образовательной программы строго последовательно в соответствии с логикой обучения, традициями и удоб­ством для вуза.

Основными чертами «нелинейной» системы являются:

-         большая свобода выбора учащимися дисциплин, перечисленных в учебном плане,

-         личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана,

-         вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), содействующих студентам в выборе образовательной траектории, в частности, в выборе изучаемых дисциплин,

-         введение системы кредитно-зачетных единиц (КЗЕ) для оценки трудозатрат студентов и преподавателей по каждой дисциплине,

-         широкие полномочия факультета в организации учебного процесса, в том числе, в определении и учете видов педагогической нагрузки преподавателей,

-         обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах,

-         обязательное использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.

Междисциплинарный образовательный модуль – это содержательно сопряженный, формально нерасчлененный блок учебных дисциплин либо их разделов, объединенный единым целеполаганием, сбалансированной содержательной структурой с выраженными межпредметными связями.

Учебный модуль – это законченный (логически и тематически) блок информации, включающий целевую программу действий, методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленной цели.

Модульно-рейтинговая технология обучения – это организация освоения содержания учебной дисциплины, предполагающая использование относительно автономных, логически и тематически законченных информационных блоков. Оценка степени и уровня освоения содержания модуля осуществляется на основе рейтингового (накопительного) контроля, который в итоге показывает совокупный балл качества усвоения материала.

Линейно-оценочная технология обучения – это организация освоения содержания учебной дисциплины, построенная на линейно-логическом принципе представления информации, предполагающем не автономию тем и разделов, а наоборот, их взаимосвязь и взаимозависимость. Оценка степени и уровня освоения содержания дисциплины осуществляется на основе текущих оценок отдельных элементов учебного курса, которые в итоге показывают средние значения оценки качества усвоения материала.

Учебно-методические комплекс для обеспечения учебного процесса представляют собой совокупность учебных и учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание, формы контроля, средства обучения каждой дисциплины соответствующей профессиональной образовательной программы, а также методики и педагогические сценарии использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий, организации самостоятельной работы студентов и практики.

Основная образовательная программа (ООП) (Письмо МО РФ № 14-52-375) по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

Настоящее положение устанавливает принципы организации и регламентирует деятельность студентов, преподавателей, администрации вуза при введении «нелинейной» организации учебного процесса.

2. Учебные планы

2.1 Типовой (базовый) учебный план, составленный на основании ГОС ВПО является основой для организации процесса подготовки специалиста по специальностям и направлениям подготовки. Типовой (базовый) учебный план является обязательным для всех субъектов учебного процесса. Он определяет срок освоения основной образовательной программы, циклы обучения, компоненты образовательной программы (учебные дисциплины, практики, сессии и т.п.), формы проведения занятий, соотношение аудиторных и внеаудиторных часов и т.д. Типовой (базовый) учебный план сохраняет форму традиционного учебного плана, принятого в университете, но дополняется следующей информацией для каждого компонента образовательной программы (прежде всего, учебной дисциплины):

Общей трудоемкостью в часах;

Трудоемкостью в кредитах (целыми числами);

Количеством часов (общим; часов в неделю) и соответствующими формами аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических (лабораторных) занятий);

Количеством часов КСР;

Количеством часов индивидуальных консультаций;

Указанием номера семестра, полусеместра, в котором изучается дисциплина.

Общее количество кредитов в типовом (базовом) учебном плане не должно превышать 60 кредитов в год (300 кредитов в 5 лет; 240 кредитов в 4 года).

Базовый учебный план по специальности (направлению) формируется деканатом, кафедрами, учебно-методической комиссией факультета, согласуется в учебно-методическом управлении (УМУ) университета.

Типовой (базовый) учебный план утверждается Ученым советом университета. Утвержденные копии стабильных планов хранятся в деканате факультета

2.2.1. Структура типового (базового) учебного плана

Структура типового (базового) учебного плана в кредитах включает несколько блоков учебных дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД, ДПП, ФД). Значимость каждого блока выражена часами трудоемкости дисциплин, входящих в блок, соответствующих ГОС ВПО. Удельный вес каждого блока в структуре учебного плана определяет в кредитах удельный вес учебной дисциплины в общей структуре учебного плана в целом, а также вес одного кредита. В среднем 1 кредит равен 36 академическим часам, но вес кредита для дисциплин разных блоков зависит от веса всего блока дисциплин в учебном плане.

По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образования типовой план должен включать две большие группы дисциплин:

Группа А – дисциплины федерального компонента (обязательные дисциплины) профессиональной образовательной программы;

Группа В – дисциплины НРК и курсы по выбору (выборные дисциплины – вузом или самим студентом).

В свою очередь дисциплины группы А подразделяются на 3 подгруппы дисциплин:

1-я подгруппа включает дисциплины обязательно предполагающие жесткую хронологическую последовательность в изучении. Такая последовательность может быть выражена в явной или неявной форме;

2-я подгруппа включает учебные дисциплины предполагающие не столько хронологическую последовательность (такая, в принципе, также может отмечаться), сколько содержательную сопряженность. Эти дисциплины могут являться основой широких междисциплинарных образовательных модулей. Принципиальное различие между 1-й и 2-й подгруппами заключается в том, что дисциплины 2-й подгруппы в отличие от 1-й – могут изучаться параллельно или формировать межпредметный модуль, в котором комплексно представлено содержание входящих в него дисциплин или их разделов. Вес такого модуля в кредитах соответствует сумме кредитов всех входящих в него дисциплин. Такие модули достаточно мобильны – они могут относиться как к 1-й, так и ко 2-й подгруппам.

3-я подгруппа – это дисциплины, обладающие определенной автономией по отношению к другим дисциплинам и ко времени их изучения в течение освоения образовательной программы.

Дисциплины группы В также подразделяются на 3 подгруппы дисциплин:

1-я подгруппа – дисциплины НРК, предполагающие содержательную сопряженность, но имеющие слабо выраженную последовательность в изучении. Как и дисциплины 2-й подгруппы группы А (федеральных дисциплин), они могут составлять междисциплинарные образовательные модули;

2-я подгруппа – это дисциплины НРК, которые относительно автономны от других учебных дисциплин содержательно и по времени изучения;

3-я подгруппа – это учебные дисциплины по выбору студента (курсы по выбору), которые обладают высокой степенью автономности относительно других дисциплин.

Соотношение трудоемкости между группами и дисциплин устанавливается учебно-методическим управлением (УМУ) университета на основании действующих нормативных документов Минобразования и науки и ГОС ВПО, и вводится приказом проректора по УР.

В условиях индивидуально-ориентированной траектории организации учебного процесса изменяется характер НРК – дисциплины НРК, так же, как и курсы по выбору, могут определяться выбором студента в определенной сумме кредитно-зачетных единиц. На определенное количество кредитов, отведенных для дисциплин НРК (ГСЭ, ОПД, ДПП) может быть предложен широкий перечень различных дисциплин НРК, что создает условия для выбора студентов.

Все дисциплины НРК всех блоков проходят процедуру экспертизы и утверждения у проректора по УР. Аналогичную процедуру проходят также спецкурсы.

Дисциплины группы В и частично группы А (3-я подгруппа) создают реальные условия для организации индивидуальной траектории обучения. С учетом учебных дисциплин группы В и дисциплин 3-й и отчасти 2-й подгруппы группы А мобильность учебного плана составляет до 40%.

Базовыми дисциплинами для определения года (семестра) обучения являются дисциплины группы А (1-я и 2-я подгруппы). Они жестко закреплены в типовом учебном плане за определенным годом и семестром.

2.3. Рабочий (годовой) учебный план ограничивает организацию учебного процесса одним годом. Рабочий учебный план составляется на основании типового (базового) плана с учетом конкретных особенностей предшествующей реализации образовательной программы, а также с учетом выбора студентов (индивидуального учебного плана студентов). Рабочий учебный план направлен преимущественно на организацию деятельности преподавателей. Он служит для расчета трудозатрат преподавателей на реализацию отдельной учебной дисциплины и других видов деятельности.

Его отличием от типового учебного плана является наличие:

- уточненного перечня дисциплин, практик и т.п.;

- уточненного (дробного) количества кредитов;

- уточненной структуры аудиторных часов для каждой дисциплины.

Обязательным элементом рабочего учебного плана является определение трудозатрат преподавателя по каждой позиции плана (в кредитах и ставках).

Рабочие учебные планы составляются ежегодно, хранятся в деканатах факультетов, в УМУ. Рабочий учебный план утверждается проректором по учебной работе.

2.3.1 Расчет ставки учебных поручений преподавателя

Ставка преподавателя – это единица измерения его трудозатрат. Она выражается в часах из расчета 6-ти часового рабочего дня. Ставкой определяется нагрузка преподавателя - вся совокупность учебных поручений по кафедре (включая воспитательную работу и НИР), утвержденных заведующим кафедрой на учебный год.

Измеряемая в часах часть поручений в пределах ставки (6-часового рабочего дня) является аудиторной нагрузкой. В рабочем учебном плане рассчитывается только аудиторная работа, составляющая на 1 ставку 30-40% рабочего времени.

Расчет штатов осуществляется на основании определения полной трудоемкости по каждой дисциплине. Аудиторная нагрузка рассчитывается по утвержденным рабочим планам специальностей, включая контроль СРС. Для определения границ второй половины рабочего дня преподавателя администрацией вуза (УМУ) устанавливаются нормы соотношения аудиторной и внеаудиторной нагрузки, которые вводятся приказом проректора по УР.

В условиях расчета ставки с использованием кредитно-зачетных единиц уменьшается доля аудиторной нагрузки в сторону увеличения методической и научно-исследовательской работы. Для преподавателей, работающих с потоками за - счет унификации учебных планов, для преподавателей специальных кафедр – за счет учета удельного веса блока ДПП в структуре ГОС ВПО

2.4. Индивидуальный учебный план студента ограничивает организацию учебного процесса одним семестром или одним учебным годом. Он составляется на основе типового учебного плана с учетом выбора студентов в части дисциплин национально-регионального компонента (НРК) и курсов по выбору. Его отличает от типового учебного плана индивидуальный перечень учебных дисциплин, расширенный спектр видов учебной нагрузки, включающий курсовые работы, рефераты, зачеты и т.п. Общее количество зачетно-кредитных единиц составляет 60 в год или 30 – в семестр.

2.4.1. Определение зачетно-кредитных единиц для различных видов учебной деятельности

Расчет кредитов как единицы измерения трудоемкости может осуществляться различными методами в зависимости от задач измерения объема нагрузки.

Определение трудозатрат преподавателя (ставки) с использованием кредитов осуществляется автоматически (определение веса дисциплины, количества кредитов, объем ставки) и фиксируется в рабочем учебном плане.

Определение трудозатрат студента с использованием кредитов осуществляется экспертным путем в связи с разнообразием видов учебной деятельности, а также особенностями системы организации обучения (например, отсутствие сессий, введение дистанционных форм обучения и т.п.).

В том и другом случае стоимость одного кредита составляет в среднем 36 часов.

2.4.2. Формирование индивидуального учебного плана

Индивидуальный учебный план формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом, при необходимости с помощью академического консультанта (тьютора). План утверждается деканом, утвержденные копии хранятся у студента и в деканате.

Университет (факультет) организует запись студентов на изучение дисциплин очередного учебного года следующим образом:

Вновь поступивший студент до начала занятий (до 28-29 августа) получает в деканате факультета подготовленный вариант типового индивидуального учебного плана для первокурсника, куда (после консультации в деканате) он может внести свои коррективы до 10 сентября текущего учебного года. Дальнейшие изменения в индивидуальном учебном плане в течение года не допускаются.

Студент второго курса и старше составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год (по установленной форме, при необходимости, после консультации с тьютором), подписывает его, ставит дату и сдает в деканат в период с 15 мая по 1 июня.

Изменения в индивидуальный учебный план (в объеме не более 10% от общего числа кредитов) могут быть внесены студентом в срок до 10 сентября текущего учебного года. В этом случае в деканат подается письменная заявка с указанием изменений (по установленной форме).

По каждой дисциплине УМУ устанавливает минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя – максимальное число студентов в учебном потоке (группе).

В случае если на данную дисциплину в срок до 1 июня записалось число студентов, меньшее минимально установленного, то дисциплина не открывается (не вносится в рабочий план специальности), деканат факультета информирует студентов, делает об этом объявление на информационном стенде; записавшиеся на эту дисциплину студенты должны в срок до 10 сентября подать в деканат заявки об изменениях в индивидуальных планах.

В случае если к данному преподавателю записалось число студентов, большее максимально установленного, то деканат формирует по этой дисциплине второй учебный поток (учебную группу).

Если студент, переведенный на следующий курс, в установленный срок не сдал в деканат свой индивидуальный учебный план, то за основу его обучения деканат принимает типовой рабочий план данного курса.

По результатам анализа индивидуальных планов факультеты составляют рабочие планы и расписание занятий на следующий учебный год (в срок до1 сентября).

При составлении своего индивидуального учебного плана студент обязан строго следовать правилам, изложенным в настоящем Положении, а также:

- учесть в своем плане 100% дисциплин группы (А),

- записаться не меньше, чем на 60 кредитов в учебном году

В процессе обучения студент обязан осваивать учебные дисциплины в строгом соответствии с индивидуальным учебным планом.

Студент имеет право записаться на большее, чем 60, число кредитов в учебном году. В этом случае, при условии успешного выполнения учебного плана, срок обучения может быть сокращен.

Студент имеет право записаться и на меньшее количество годовых кредитов (менее 60), в этом случае срок его обучения продляется на срок более 5 лет. Это могут быть студенты –инвалиды, студенты-спортсмены и т.п..

2.5. Унификация учебных планов

Унификация учебных планов является одним из основных механизмов организации нелинейного учебного процесса. Унификации подлежат типовой и рабочий учебные планы. Максимальная унификация учебных планов смежных специальностей обеспечивает, с одной стороны, наполняемость групп и потоков, с другой – способствует междисциплинарной координации рабочих программ. Эффективными инструментами унификации учебных планов являются:

- формирование междисциплинарных образовательных модулей;

- модульная технология обучения (обучение посредством учебных модулей);

- гибкая сопряженность различных уровней и блоков дисциплин учебного плана (федерального и регионального; ГСЭ,ОПД и т.д.).

3. Учебный процесс

3.1. Учебный год


Университет, действуя в рамках нелинейной модели учебного процесса, организует его таким образом, чтобы обеспечить каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения всех дисциплин специальности и получения студентами (по завершению обучения) академической квалификации в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ГОС и других нормативных документов.

Учебный год в университете подразделяется на два семестра, которые в свою очередь подразделяются на два полусеместра. Всего в учебном году 4 тетраместра. Освоение основной профессиональной образовательной программы предполагает изучение учебных дисциплин по полусеместрам (тетраместрам) что позволяет существенно уменьшить нагрузку на студента в единицу времени (количество дисциплин и форм контроля), сохранив общую структуру учебного плана и семестровое распределение учебных дисциплин и практик. Учебная нагрузка преподавателя также распределяется по тетраместрам, освобождая значительный и компактный массив времени для методической и научно-исследовательской работы.

3.2. Формы организации учебных занятий


Учебный процесс ведется в следующих формах:

аудиторные занятия (групповое планирование):

- лекции,

- практические занятия (семинары),

- практические занятия, практикумы (лабораторные - при наличии оборудования);

аудиторные занятия по контролю СРС (групповое планирование):

- коллоквиумы,

- контрольные работы (письменные), тесты (письменные), минизачеты (устные),

- учебные конференции (защита докладов, проектов, рефератов),

-активизирующие формы (игры, диспуты, дискуссии и т.п.);

аудиторные занятия по контролю СРС (индивидуальное планирование):

- индивидуальные консультации;

индивидуальная внеаудиторная СРС:

- домашние задания,

- рефераты, эссе, доклады,

- курсовая работа.

Другие виды учебной работы:

- учебные практики;

- учебно-производственные практики;

- аттестация по дисциплине;

-итоговая государственная аттестация студентов.

Университет обязан информировать всех студентов о правилах организации учебного процесса, но не обязан согласовывать с каждым учащимся в письменной форме общую схему и детали ведения учебного процесса.

Информация о правилах организации учебного процесса представляется в печатном виде на стендах объявлений факультетов, центра студенческого самоуправления, возможно на сайте.

При формировании индивидуальных планов университет обязан предлагать студентам как выбор дисциплин, так и выбор высококвалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должностей, ученых степеней и званий.

3.3. Система контроля: формы контроля, предмет контроля и частота контроля


Контроль знаний осуществляется как в письменной, так и в устной форме в зависимости от предмета контроля.

3.3.1. Формы контроля

Контроль по учебной дисциплине (практике) подразделяется на три основные формы, предполагающие осуществления контроля каждого студента:

- текущий контроль;

- рубежный контроль;

- итоговый контроль.

Текущий контроль – контроль, который осуществляется в процессе овладения содержанием отдельного учебного элемента дисциплины с целью определения качества достижения поставленных частных задач. Видами текущего контроля являются:

- объявленная заранее и незначительная по времени проведения и времени подготовки контрольная работа, включая небольшой по объему тест;

- самостоятельное выполнение заданий в ходе семинара, практического занятия, лабораторной работы.

- домашняя работа.

Самоконтроль и диагностика также являются видами текущего контроля, но они не должны быть связаны с накоплением баллов.

Рубежный контроль – контроль с целью определения качества усвоения содержания достаточно большого тематического блока (блоков), модуля, достижения задач учения. Формами рубежного контроля являются:

объявленная заранее и значительная по времени проведения и времени подготовки контрольная работа, включая тематически обширный тест;

- коллоквиум;

- устный минизачет;

- учебная конференция с подготовкой и обсуждением докладов, проектов;

- подготовка и защита рефератов.

Рубежный контроль в виде самоконтроля проводится в том случае, если тема (модуль) предназначены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль – контроль с целью определения качества усвоения всей учебной дисциплины, достижения целей изучения всего курса. Формами итогового контроля являются:

Устный экзамен по всему курсу;

- итоговый тест по всему курсу.

Итоговый контроль осуществляется по содержанию всех тем учебной дисциплины каждым студентом (принцип лотереи не допускается).

3.3.2. Организация бессессионного учебного процесса

В условиях рейтинговой (накопительной) системы контроля, при организованной системе текущего и рубежного контроля, четком определении предмета контроля, форма итогового контроля может быть заменена в пользу бессессионного обучения. Итоговая оценка выставляется как накопительная оценка (баллы) по результатам нескольких срезов рубежного контроля. В этом случае рубежный контроль охватывает тематические разделы, включающие все содержание учебной дисциплины.

Время, освободившееся от сессий, может быть перераспределено между теоретическим обучением (выделением специальных недель для курсовых работ) и каникулами.

3.3.3. Частота контроля

В основе организации системы контроля в ходе освоения профессиональной образовательной программы лежит система регулярных аттестаций, частота которых соответствует выбранной преподавателем технологии обучения.

Текущая аттестация проводится ежемесячно для всех студентов с выставлением оценок (баллов) по результатам каждого месяца.

Внутрисеместровая аттестация проводится в середине семестра по результатам учебы 2-х месяцев для всех студентов вуза. По итогам внутрисеместровой аттестации выставляются оценки (баллы) на основании рубежного контроля. В случае, если дисциплина ограничивается полусеместром (тетраместром), то в период внутрисеместровой аттестации проводится итоговый контроль по дисциплине с выставлением баллов (оценок).

Рейтинг студентов в ходе внутрисеместровой аттестации корректирует назначение стипендии.

Семестровая аттестация является итоговой формой фиксации качественных результатов освоения учебной дисциплины. Содержанием семестровой аттестации является итоговый контроль по учебной дисциплине – она заканчивается выставлением итоговых баллов, характеризующих уровень освоения данной дисциплины По итогам аттестации, в случае удовлетворительного уровня освоения учебной дисциплины начисляются кредитно-зачетные единицы. В случае, если дисциплина изучается в течение нескольких семестров, то итоговая оценка (сумма баллов, средняя оценка) выставляется по результатам нескольких семестров. Количество зачетных единиц выставляется как сумма зачетных единиц всех семестров.

3.3.4. Соотношение контроля и аттестации в условиях модульно-рейтиновой и традиционной линейно-оценочной технологии обучения

В модульно-рейтинговой технологии обучения текущий контроль существует только внутри модуля, а рубежный выделяется по отношению ко всей учебной дисциплине. Поэтому итоговая оценка выставляется по результатам рубежного контроля, представляющего собой итог освоения каждого учебного модуля. Время освоения модуля может не совпадать со сроками текущей аттестации. В связи с этим дисциплины, изучаемые в модульно-рейтинговой технологии, имеют кроме обязательной семестровой только внутрисеместровую (без текущей) аттестацию, в которой засчитываются результаты освоения последнего изученного перед аттестацией модуля.

Для учебных дисциплин, построенных в традиционной линейно-оценочной технологии, основным является текущий контроль в рамках всего содержания дисциплины. Рубежный контроль в этом случае - искусственно введенная форма контроля. Итоговая оценка выставляется по результатам текущего контроля в течение всего времени изучения дисциплины. Такой контроль (текущий) организуется с любой частотой, поэтому для учебных дисциплин, построенных в традиционной технологии, сохраняется текущая (ежемесячная) аттестация, а также внутрисеместровая и полусеместровая аттестации.

3.3.5. Рейтинг-контроль

Основным инструментом контроля является рейтинг-контроль – накопительная система баллов по учебной дисциплине, включающих рубежную и текущую аттестации. Количество баллов, переведенное в определенную качественную характеристику, является показателем качества освоения содержания учебной дисциплины. Количества кредитно-зачетных единиц не зависит от качества освоения. Кредиты начисляются в том случае, если качество усвоения содержания дисциплины соответствует удовлетворительному уровню. Учебная дисциплина считается освоенной и по ней начисляются кредиты, если качество освоения (сумма набранных баллов по дисциплине) соответствует определенному уровню (не ниже удовлетворительно или коэффициенту качества 0,5, что соответствует уровню освоения Е в европейской системе ECTS).

Университет (УМУ) разрабатывает общие схемы балльно-рейтингового контроля, а факультеты и кафедры – конкретные схемы и положения о балльно-рейнинговой системе по каждой дисциплине (с разбивкой по трудоемкости, измеренной в зачетных единицах, для каждого этапа рубежного контроля знаний). Организация рейтинга осуществляется в соответствии с Положением об организации рейтингового контроля качества обучения студентов.

3.4. Учебно-методическое обеспечение в условиях организации индивидуальной траектории обучения студентов

3.4.1. Общая характеристика учебно-методического комплекса


Основным элементом учебного плана, требующим учебно-методического обеспечения является учебная дисциплина, а также практика, самостоятельная работа в вузе, включая курсовые работы и подготовку ВКР.

Эффективность индивидуальной подготовки специалиста в условиях системы зачетно-кредитных единиц напрямую зависит от четкого проектирования учебной дисциплины (практики) преподавателем и последующей организации учебной деятельности студента согласно плана.

Проектирование учебной дисциплины предполагает проектирование двух автономных, но в то же время взаимосвязанных блоков – аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих контроль СРС. Учебно-методическое обеспечение дисциплины представляет собой учебно-методический комплекс (УМК).

Учебно-методический комплекс составляют основные и дополнительные учебные и учебно-методические материалы следующего назначения:

  • регламентирующие содержание и порядок освоения учебной дисциплины, самостоятельную работу студентов и учебно-методическую деятельность преподавателей;

  • определяющие теоретическое содержание дисциплины (раздела, предметной области);

  • ориентированные на применение и контроль усвоения учебного материала.

А также иные материалы учебного назначения.

В состав учебно-методических комплексов входят следующие виды учебных и учебно-методических материалов:

  • учебные программы;

  • учебники;

  • учебные пособия;

  • авторские курсы лекций;

  • методические рекомендации (указания);

  • сборники задач;

  • сборники ситуационных заданий, упражнений, тренингов;

  • хрестоматии;

  • лабораторные и иные практикумы;

  • сборники тестов;

  • интегрированные пособия (учебно-методические), включающие тексты, сценарии проведения занятий, контрольные вопросы, упражнения, теоретический материал и т.п.;

  • информационные средства;

  • методики и педагогические сценарии проведения занятий;

  • наглядные дидактические материалы;

  • аудио-видеоматериалы;

  • иные материалы для организации самостоятельной работы студентов и учебно-методической работы преподавателей.

Учебно-методический комплекс может быть подготовлен на различных носителях информации (книжная продукция, дискеты, аудио-видеокассеты и др.) и использоваться в различных технологических средах. Основными критериями использования УМК в учебном процессе является его доступность, тиражность и внутривузовская сертификация.

К основным относятся учебные и учебно-методические материалы, наиболее полно отражающие содержание предметной области, контроль усвоения материала и являющиеся обязательными для обеспечения учебного процесса. В связи с регламентацией самостоятельной работы ГОС ВПО учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов также являются обязательными.

Дополнительные учебные и учебно-методические материалы являются вспомогательными при изучении данной дисциплины, позволяют получать более глубокие знания предметной области или отдельных ее разделов, могут быть использованы студентами при подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ и т.п.

3.4.2. Обязательные элементы учебно-методического комплекса

I. Для учебных дисциплин, включающих лекции, семинарские и практические (лабораторные) занятия:

  1. учебная программа;

  2. учебник, учебные пособия (для дисциплин, обозначенных строкой в учебном плане);

  3. темы семинарских и практических (лабораторных) занятий с методическими рекомендациями к ним;

  4. контрольные материалы для текущего, рубежного и итогового контроля;

  5. темы или часть теоретического содержания дисциплины, выносимое на самостоятельное изучение с методическими рекомендациями и контролирующими материалами к ним;

  6. темы курсовых и дипломных работ;

  7. контрольные работы с методическими рекомендациями для ОЗО

II. Для учебных дисциплин (нормативных), включающих только лекции:

  1. учебная программа;

  2. учебник, учебные пособия (для дисциплин, обозначенных строкой в учебном плане);

  3. контрольные материалы для текущего, рубежного и итогового контроля;

  4. темы или часть теоретического содержание дисциплины, выносимого на самостоятельное изучение с методическими рекомендациями и контролирующими материалами к ним;

  5. темы рефератов (если такая форма предусмотрена и практикуется в курсе);

  6. контрольные работы с методическими рекомендациями для ОЗО

III. Для учебных дисциплин, имеющих практическую направленность и включающих преимущественно только практические, лабораторные занятия, тренинги:

учебная программа;

учебник, учебные пособия (для дисциплин, обозначенных строкой в учебном плане);

темы семинарских и практических (лабораторных) занятий с методическими рекомендациями к ним;

контрольные материалы для текущего, рубежного и итогового контроля;

контрольные работы с методическими рекомендациями для ОЗО:

методические рекомендации к самостоятельной работе по курсу.

IV. Для спецкурсов:

учебная программа.


Данное Положение принято Ученым советом 29.08.06.

Похожие:

Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц icon«21» апреля 2008 г
Ж91 Положение об организации учебного процесса в Сибирском федеральном университете с использованием зачетных единиц (кредитов) и...
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц iconМетодические рекомендации к организации учебного процесса в казанском государственном университете в системе зачетных единиц (кредитов) Балашова Е. Я., Бухмин В. С., Габдрахманова Л. А., Мокичев С. В
Методические рекомендации к организации учебного процесса в Казанском государственном университете в системе зачетных единиц (кредитов)....
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц iconУчебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «Пульмонология детского возраста»
«Об организации учебного процесса в кбгу с использованием системы зачетных единиц», утвержденного Решением Ученого Совета университета...
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц iconО порядке организации учебного процесса, проведения промежуточной и итоговой
Приказом мон рк №152 от 20. 04. 2011 г., Уставом Университета, Правилами внутреннего распорядка, Академическим календарем и графиком...
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц iconПоложение об организации учебного процесса г. Омск
Закономерности, появляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучающегося,от применяемых средств,содержания...
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц iconПравила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям
Ации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям разработаны в соответствии с подпунктом 25 статьи 5 Закона Республики...
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц iconМатематическое моделирование задач нелинейного деформирования в координатах эйлера
Йного деформирования. При численном решении статических задач сильного нелинейного деформирования с использованием метода продолжения...
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц icon2006 года положение об организации образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеский центр г. Челябинск
Положением об организации образовательного процесса в мудод дюц, санитарными правилами и нормативами, другими нормативно-правовыми...
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц iconМетодические рекомендации для преподавателей
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Южно-Уральского профессионального института в организации учебного...
Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц iconПоложение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения
Гоувпо «Оренбургский государственный институт менеджмента» (далее Институт) в системе высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница