Научно-практическая конференция




Скачать 479.22 Kb.
НазваниеНаучно-практическая конференция
страница1/4
Дата07.03.2013
Размер479.22 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Инновационные процессы в преподавании английского языка в свете ФГОС нового поколения в начальной и средней школе» 22 ноября 2011 года


Открывая этот раздел, хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что все чаще и чаще учителя-практики стремятся в рамках инновационных процессов в современной школе научиться по-новому думать, по-новому работать, по-новому осмыслять свой оригинальный, а подчас совершенно уникальный и неповторимый опыт работы с учениками. Этому, несомненно, оказывают всяческую поддержку сотрудники кафедры гуманитарного образования, которые уже почти 20 лет курируют такое важное направление, каким является полиязыковое образование, в частности, развивающее иноязычное образование в начальной и средней школе, научным руководителем и куратором которого является доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарного образования, профессор НИПКиПРО Надежда Ефимовна Буланкина.

С 6 сентября по 30 ноября 2011 на базе НИПКиПРО учителя английского языка не раз собирались на проблемные авторские семинары в рамках ежегодной научно-практической конференции «Английский язык в современной школе». Состоялись встречи с ведущими отечественными методистами по иностранным языкам, с главным редактором профессионального журнала «Иностранные языки в школе» Надеждой Петровной Каменецкой, к.пед.наук, с автором материалов Единого государственного экзамена и многих учебных пособий по английскому языку, с доктором пед. наук, профессором МГУ Еленой Николаевной Солововой, волонтером Программы Фулбрайт Лео Брауном и американскими писателями.

И вот 22 ноября 2011 учителя английского языка собрались на научно-практический семинар «Инновационные процессы в преподавании английского языка в начальной и средней школе»: познакомились с уникальными технологиями работы в начальной и старшей школе на открытых уроках и мастер-классах (учителя – энтузиасты своего дела - Ольга Федоровна Дроздова, Ирина Михайловна Батищева, Светлана Михайловна Филатова - гимназия №10; Светлана Николаевна Конторовская, Галина Федоровна Шабалина - Лицей информационных технологий).

Особый интерес на семинаре вызвали презентации и научно-методические разработки учителей, приехавших из многих районов города Новосибирска и Новосибирской области (Кыштовка, Черепаново, Чулым, Баган, Бердск, Искитим, Болотное, Кочковский район, Сузуз, Купинский, г. Обь, а также совсем издалека - Каларский район Забайкальского края) и прошедщих повышение квалификации на кафедре гуманитарного образования в этом учебном году. Всего в рамках этого широкомасштабного мероприятия побывало свыше 500 учителей английского языка. Некоторые результаты проведенной работы с этих мероприятий и будут представлены далее.

Подготовила - Буланкина Н.Е.


ПЕРСПЕКТИВЫ КВАЛИТАТИВНОГО

ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

философские размышления


БУЛАНКИНА Н.Е.

доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, декан факультета иностранных языков МПГУ (филиал в г. Новосибирск)

Ключевые слова: развивающее иноязычное образование, методологические проблемы, когнитивное совершенствование младшего школьника, глобализация, социокультурные перемены, человеческий потенциал, личностные результаты, воспитанность.

Современные проблемы образования не вышли за пределы тематики,

волновавшей умы человечества в давно ушедшие от нас времена.

Люди по-прежнему интересуются вопросами назначения

системы образования в обществе, целями и задачами

по его практической реализации, содержанием, формами,

методами и моделями учебно-воспитательной деятельности.


В моменты социокультурных перемен с завидным постоянством ставился и ставится вопрос о смене образовательных парадигм. Например, только в ХХ в. система образования России четыре раза подвергалась радикальному реформированию с соответствующим теоретическим обоснованием и нравственным оправданием производимых в ней изменений. Несмотря на то, что в историческом опыте советского строительства в области образования имелись три различные организационные модели, в конце ХХ в. он (исторический опыт) был весь поставлен под сомнение. Вместо воспроизводства соответствующих характеристик человеческого потенциала идеологи реформ российской школы на первое место выдвинули назначение системы образования как сферы услуг, обеспечивающей свободное развитие личности. Хорошо это или плохо, время покажет [6;17].

Такая постановка проблемы не случайна. Она полностью вписывается в концепцию идейного обоснования и нравственного оправдания глобализации социально-политических и экономических процессов во всем мире, так как позволяет транснациональным корпорациям преодолевать защитные системы стран, обеспечивающие суверенитет национально-государственных интересов. Для решения этой задачи достаточно поставить в центр обсуждаемых проблем развития школы не воспроизводство ею качественных характеристик подрастающих поколений конкретного общества, а ее функции по удовлетворению запросов отдельного «атомизированного» человека. Это позволяет с позиций его индивидуальных интересов подвергнуть критике практически все стороны образовательной политики и под флагом «гуманизации» провести в жизнь решения, атомизирующие социальную среду[7;17].

Именно поэтому в конце XX в. почти во всех развитых странах мира идея кризиса в образовании стала доминирующей. Характерным признаком, объединяющим содержание опубликованных за последнее время работ по проблемам образования, является признание зависимости образования от общей ситуации в социальном развитии страны и, в частности, от процессов, происходящих в России. Авторы многих работ подчеркивают необходимость осуществления принципиальных изменений в системе образования и настаивают на необходимости поиска путей выхода из кризиса. Одни из них являются сторонниками возврата к классическим основам образования, другие видят выход в новой парадигме образования, третьи предлагают методологию хаоса, эклектики, парадоксов, творческого беспорядка и т.д. Все это свидетельствует о чрезвычайной актуальности проблематики, связанной с анализом назначения системы образования в обществе и выяснением в ее функциях соотношения между национально-государственными и интернациональными компонентами[8].

Реализация любых политических решений в сфере образования основывается, в конечном счете, на необходимости достижения определенных целей по формированию качественных характеристик подрастающих и входящих в активную фазу своей жизнедеятельности поколений. В истории российской начальной школы на каждом этапе ее социального развития четко прослеживаются доминирующие цели по реализации ее назначения. Так называемые «развивающие» технологии вполне вписываются в интересы авторов глобализации, а назначение системы образования по обеспечению «свободного развития личности», несмотря на его очевидную несостоятельность, получает значительную социальную поддержку, так как отражает индивидуальный уровень интересов[10;11; 17].

И совершенно верно в свое время отмечала Инесса Львовна Бим, ведущий российский методист по иностранным языкам, что «…воспитание и образование подрастающего поколения обеспечивается всей совокупностью школьных учебных предметов. От того, насколько полно осознается вклад каждого отдельного учебного предмета в это общее дело, в значительной степени зависит его эффективность. Именно поэтому крайне актуально изучение места и роли каждого учебного предмета в этом процессе, в том числе иностранного языка вообще и русского как иностранного в частности»[2].

Продолжая лучшие традиции отечественной теории и методики обучения иностранным языкам, многие исследователи иноязычного образования в начальной школе (М.З.Биболетова, З.Н.Никитенко, В.В.Копылова, Н.Н. Трубанева и многие многие другие) [4], последовательно, системно и достойно развивают в своих работах с учетом конкретных социально-значимых условий идеи развивающего обучения, воплощая их при создании информационно-образовательной среды УМК нового поколения для начальной школы.

Проводя многосторонний и многовекторный анализ иноязычного образования в начальной школе в контексте современной отечественной образовательной и языковой политики, многие специалисты в области развивающего иноязычного образования в начальной школе обращают внимание на то (в частности, З.Н. Никитенко, Е.И.Пассов), что актуальность рассматриваемой проблемы определяется прежде всего тем, что начальное образование, являясь структурным элементом социального института образования, оказывает непосредственное и косвенное влияние на предыдущие и последующие ступени учебно-воспитательной деятельности. Однако его социальное назначение нуждается в постоянном уточнении, осмыслении и государственной поддержке.[14;15;16].

Причем становится важным тот факт, что начальное образование на всех этапах социального развития оказывает заметное влияние на мировоззрение его субъектов, обусловленное их ориентацией не столько на необходимость дальнейшей общеобразовательной учебы детей, сколько на получение ими в будущем определенных профессий. Доминирование данной тенденции, к сожалению, снижает внимание к качественным характеристикам начальной подготовки младших школьников[14].

При этом на начальном образовании, выполняющем исходные и фундаментальные задачи учебно-воспитательного процесса, наиболее болезненно отражаются инновационные действия руководителей системы образования и самостоятельное творчество педагогов, так как вместо анализа действенности обучения и воспитания детей их энергия сосредоточена на реализации авторских учебных планов и программ в целях собственного самоутверждения.

Так как доминирующие в настоящее время идеи развивающего обучения не имеют процедурного разрешения и не основываются на социально значимых характеристиках выпускников учебных заведений, на формирование которых должна быть направлена деятельность системы образования, то для выявления их сущностных характеристик требуется анализ социальных основ развивающего иноязычного образования, с одной стороны, и всестороннее исследование существующих информационно-коммуникационных, образовательных и педагогических технологий с коммуникативной полилоговой развивающей направленностью, с другой стороны на новом уровне [10].

Причем коммуникативные технологии развивающего характера (в терминологической интерпретации восьмидесятых годов прошлого столетия - это система развивающих заданий, принципы которых были разработаны и внедрены в педагогическую практику автором статьи в старшей школе) [5] призваны нести в себе здоровьесберегающий, развивающий (психические и интеллектуальные процессы) потенциал, направленный прежде всего на гармонизацию\гуманизацию взаимодействия непосредственных участников образовательного процесса через языковые и коммуникативные стратегии и стратегемы. При этом вопросам обеспечения адекватности содержания учебно-воспитательного процесса объективной материальной, социальной и духовной действительности также необходимо последовательно и системно уделять должное внимание и поддержку на всех уровнях - государственном, личностном, социально-ориентированном.

А потому современной школе необходимы фундаментальные философские, культурологические, лингвистические, психолого-педагогические и дидактические разработки концептуального и, в первую очередь, интеграционного характера. Такая научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса призвана дать учителю-практику ясные адаптированные для реальной педагогической практики представления о назначении содержания образования, об инструментальных технологиях его передачи в интересах формирования у детей социально значимых знаний, навыков и умений. Данные технологии должны целенаправленно в комплексе, в системе способствовать формированию опыта культурной коммуникации, а также опыта эмоционально-положительного ценностного отношения к себе, к другим, к образовательному процессу, к окружающему миру в целом. И прежде всего содержания лингвистического образования с его гуманитарной компонентой - языковой инструментальной составляющей, позволяющей личности адекватно полиязыковой ситуации в образовании и в окружающем мире применять эффективно современные коммуникативные технологии [5;6;9;10].

Причем коммуникативные технологии развивающего характера (в терминологической интерпретации восьмидесятых годов прошлого столетия - это система развивающих заданий, принципы которых были разработаны и внедрены в педагогическую практику автором статьи в старшей школе) [5] призваны нести в себе здоровьесберегающий, развивающий (психические и интеллектуальные процессы) потенциал, направленный прежде всего на гармонизацию\гуманизацию взаимодействия непосредственных участников образовательного процесса через языковые и коммуникативные стратегии и стратегемы. При этом вопросам обеспечения адекватности содержания учебно-воспитательного процесса объективной материальной, социальной и духовной действительности также необходимо последовательно и системно уделять должное внимание и поддержку на всех уровнях - государственном, личностном, социально-ориентированном.

Приведенные выше аргументы, вне всякого сомнения, являются не только свидетельством чрезвычайной актуальности рассмотрения методологических проблем современной теории и практики обучения детей иностранному языку в начальной школе. Это прежде всего должно касаться его целей в свете культуротворческой и культуросозидающей парадигм, отражающих в наибольшей степени ориентацию на человеческую реальность во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях и выступающей как поиск средств и условий становления человека как творца собственной жизни, но и доказательством их принципиальной новизны для теории и практики обучения иностранным языкам в аспекте места и роли содержания иноязычного образования в системе начальной школы.

Не меньший интерес для учителей-практиков могут представлять исследования отдельных авторов (М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, З.Н.Никитенко и др.), посвященные непосредственно разработке методологических основ когнитивного развития младшего школьника в ходе овладения иноязычной речевой деятельностью. Так, например, в монографии З.Н.Никитенко «Развивающее иноязычное образование в начальной школе»[14], мы находим достаточно продуктивную попытку предъявить авторское видение решения проблемы интеллектуального самосовершенствования личности – динамики развития младшего школьника в процессе развития комплекса когнитивных способностей, которое чрезвычайно ярко представлено в образе личности младшего школьника, овладевающего иностранным языком. Одновременно импонирует не декларативная точка зрения автора исследования относительно того, что «не воспитав нравственность, невозможно обеспечить становление личности с адекватным отношением к окружающему миру и способной к созидательной (а не разрушающей) творческой деятельности»[14].

Причем среди ведущих функций автором фундаментального исследования справедливо выделяются следующие важные компоненты, которые могут быть использованы учителем-практиком в качестве эффективных критериев состоявшегося развития ребенка. К ним можно отнести 1) развитие младшего школьника как человека нравственного, человека культуры и гражданина, 2) социализацию личности – обеспечение вхождения ученика в школьное сообщество и его интеграцию в поликультурный и многоязычный социум, 3) развитие творческого потенциала личности младшего школьника в аспекте сохранения его здоровья (физического, морального, интеллектуального). Такой подход можно признать пионерским в теории и методике ОИЯ, своевременным и продуктивным, достаточно проработанным.

Все чаще в педагогических и дидактических работах, посвященных младшему школьному возрасту, «звучит» тезис относительно необходимости все больше внимания уделять непосредственно учебной деятельности младшего школьника по овладению ИЯ. Концепция универсальных учебных действий [1;12;13] стала в большинстве современных работ и отечественных УМК нового поколения основой для всестороннего духовно-нравственного и когнитивного совершенствования личности обучающегося в процессе изучения ИЯ (М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.П.Каменецкая, В.В.Копылова, Н.Я.Ромашина, З.Н.Никитенко и др.).

Как известно, в его основе лежат психологические условия развития речевой способности языковой личности обучающегося, психолингвистические закономерности становления речевой способности на родном языке, а также нейрофизиологические законы и закономерности совершенствования личности младшего школьника, которые не могут не учитываться, если мы хотим добиться качественных изменений в иноязычном образовании, т.е. стремиться к осуществлению квалитативного, а значит развивающего иноязычного образования в начальной школе.

А потому «вызовы», серьезные «послания» ученых, сделанные в рамках иноязычного образования о настоятельной необходимости исследовать многосторонне и многопланово потенциальные возможности развивающего иноязычного образования в современной школе с новых методологических позиций, и в первую очередь, с позиций гуманизации образовательного пространства, когда столь интенсивно идет апробация и внедрение стандартов нового поколения на всем российском социокультурном пространстве, позволит в будущем говорить о действительно квалитативном, качественном образовании, о его принципиально важных социальных результатах – воспитанность, обученность, развитость в высшей степени компетентной личности выпускника российской школы и российского государства.

  1   2   3   4

Похожие:

Научно-практическая конференция iconПлан на 2012 год научно-технических конференций и семинаров
«Нефть, Газ и Право»Ежегодный практический семинар «Налоги и тэк»xii международная научно-практическая конференция intech-energy...
Научно-практическая конференция iconЧелябинск. Всероссийская он-лайн научно-практическая конференция «Современные психолого-педагогические проблемы университетского образования» Категория: Конференции Всеросийская научно-практическая
Конференция проводится в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом России...
Научно-практическая конференция iconIii республиканская научно-практическая конференция, посвященная 80-летию со дня рождения В. Я. Науменко «Краеведение в учебно-воспитательном процессе школ и вузов»
Хvi республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных...
Научно-практическая конференция iconПрограмма 25,26 апреля. Научно-практическая конференция гуманитарного факультета санкт-Петербург 2012 научно-практическая конференция гуманитарного факультета «гуманитарное образование в инновационном экономическом вузе»
Краюхин Г. А., заслуженный деятель науки рф, д э н., профессор, научный руководитель института магистерских программ
Научно-практическая конференция iconВсероссийская научно-практическая конференция «Проблемы информационной безопасности государства, общества и личности, безопасность нанотехнологий»
С 3 по 5 июня 2009 г в рамках 7 –го Всесибирского форума безопасности будут проводиться: Одиннадцатая Всероссийская научно-практическая...
Научно-практическая конференция iconМеждународная научно-практическая конференция «Евразийское пространство: при- оритеты социально-экономического развития» ориентирована на обсуждение результатов науч- ных исследований, проведенных в рамках комплексного научного направления «Система эпи
Международная научно-практическая конференция Евразийское пространство: при
Научно-практическая конференция iconМеждународная научно-практическая конференция «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения»
Кабинет министров Республики Татарстан (г. Казань) 26 февраля 2010 г проводит Международная научно-практическая конференция «Современные...
Научно-практическая конференция iconНаучно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»
Научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в...
Научно-практическая конференция iconПроведена 12-я международная научно-практическая конференция «Славянский мир на пути к грядущему!». Организаторами конференции выступили
Минске на базе Госучреждения «Республиканского культурно-просветительного Центра Управления делами Президента Республики Беларусь»...
Научно-практическая конференция iconМежрегиональная научно–практическая конференция в рамках фестиваля исследования народной культуры
Февраля 2009г в Однт состоялась Межрегиональная научно–практическая конференция в рамках фестиваля исследования народной культуры...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница