Объективное знание. Эволюционный подход К. Р. Поппер Karl R. Popper. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach First Edition — 1972 Revised Edition — 1979 Clarendon Press, Oxford Перевод с английского Д. Г. Лахути Ответственный редактор В. Н. Садовский
Москва, 2002 Настоящее издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 00-03-16075)
Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д. Г. Лахути. Отв. ред. В. Н. Садовский. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 384 с. ISBN 5-8360-0327-0
Книга выдающегося философа и логика XX века Карла Раймунда Поппера «Объективное знание» вышла первым изданием в 1972, вторым — исправленным и дополненным, с которого сделан русский перевод, в 1979 г. В ряду сочинений Поппера она занимает особое место: это — третья, после «Логики научного исследования» (1934, 1959) и «Предположений и опровержений» (1963), его классическая работа по философии, теории познания и логике науки. В ней подводятся итоги предшествующих исследований Поппером проблем индукции, фальсификационизма, критического рационализма, правдоподобности научных теорий и др., а также излагаются полученные к моменту ее написания результаты его разработок теории трех миров, роли понятия «истина» в философии науки, проблем эволюционной эпистемологии и т.д. Последние проблемы были в центре внимания Поппера до конца его жизни. В русском переводе этой книги публикуется «Послесловие к русскому изданию «Объективного знания»«, написанное одним из учеников, соавторов и ближайших друзей Карла Поппера Дэвидом Миллером. ББК87 © Estate of Sir Karl Popper, 2002 © Karl R. Popper, 1972, 1979 © Послесловие: David Miller, 2002 © Перевод на русский язык: Д. Г. Лахути, 2002 © Издание на русском языке: Эдиториал УРСС, 2002
Все права защищены. Никакая часть настоящей книги не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на то нет письменного разрешения владельцев.
Издательство «Эдиториал УРСС». 113208, г. Москва, ул. Чертановская, д. 2/11. Лицензия ИД №03216 от 10.11.2000 г. Гигиенический сертификат на выпуск книжной продукции №77.ФЦ.8.953.П.270.3.99 от 30.03.99 г. Подписано к печати 03.09.2002 г. Формат 60x90/16. Тираж 2000 экз. Печ. л. 24. Зак. № 516 Отпечатано в типографии ИПО «Профиздат». 109044, г. Москва, Крутицкий вал, 18. Посвящается Альфреду Тарскому Оглавление Оглавление 2 Предисловие 7 Выражение благодарности 7 Глава 1. Предположительное знание: мое решение проблемы индукции* 9 1. Проблема индукции с точки зрения здравого смысла 10 2. Две юмовские проблемы индукции 10 3. Важные следствия концепции Юма 11 4. Мой подход к проблеме индукции 12 5. Логическая проблема индукции: переформулировка и решение 13 6. Комментарии к моему решению логической проблемы индукции 14 7. Предпочтительность теорий и поиски истины 17 8. Подкрепление: достоинства невероятности 20 9. Прагматическая предпочтительность 23 10. Предыстория моей переформулировки юмовской психологической проблемы индукции 24 11. Переформулировка психологической проблемы индукции 26 12. Традиционная проблема индукции и несостоятельность всех принципов или правил индукции 27 13. За рамками проблем индукции и демаркации 28 Глава 2. Два облика здравого смысла: аргумент за реализм здравого смысла и против теории познания здравого смысла* 29 1. Апология философии 29 2. Ненадежный исходный пункт: здравый смысл и его критика 30 3. Сравнение с альтернативными подходами 32 4. Реализм 33 5. Аргументы за реализм 33 6. Замечания об истинности 38 7. Содержание, истинностное содержание и ложностное содержание 40 8. Замечания о правдоподобности 44 9. Правдоподобность и поиск истины 45 10. Истина и правдоподобность как цели 48 11. Комментарии к понятиям истины и правдоподобности 48 12. Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле 50 13. Критика теории познания, основанной на здравом смысле 52 14. Критика субъективистской теории познания 52 15. До-дарвиновский характер теории познания, основанной на здравом смысле 53 16. Очерк эволюционной эпистемологии 54 17. Фоновое знание в сочетании с проблемами 57 18. Всякое знание, в том числе и наши наблюдения, пронизано теорией 57 19. Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию 58 20. Знание в объективном смысле 58 21. Поиск несомненности и главная слабость теории познания, основанной на здравом смысле 60 22. Аналитические замечания о несомненности 62 23. Метод науки 64 24. Критическое обсуждение, рациональное предпочтение и проблема аналитичности наших выборов и предсказаний 64 25. Наука: рост знания путем критики и изобретательности 66 Дополнительные соображения об индукции 66 26. Юмовские проблемы каузации и индукции 66 27. Почему юмовская логическая проблема индукции глубже его проблемы причинности? 70 28. Вклад Канта: объективное знание 71 29. Решение юмовского парадокса: возрождение рациональности52) 72 30. Путаница, связанная с проблемой индукции 74 31. Что остается от неправильно поставленной проблемы оправдания индукции? 75 32. Динамический скептицизм: конфронтация с Юмом 77 33. Анализ аргумента от невероятности случайностей 78 34. Резюме: критическая философия здравого смысла 80 Глава 3. Эпистемология без субъекта знания* 81 1. Три тезиса об эпистемологии и третьем мире 81 2. Биологический подход к третьему миру 86 3. Объективность и автономия третьего мира 88 4. Язык, критика и третий мир 91 5. Исторические замечания 93 5.1. Платонизм и неоплатонизм 93 5.2. Гегель 95 5.3. Больцано и Фреге 96 5.4. Эмпиризм 96 6. Оценка и критика эпистемологии Брауэра 97 7. Субъективизм в логике, теории вероятностей и физике 105 7.1. Эпистемическая логика 106 7.2. Теория вероятностей 106 7.3. Физика 107 8. Логика и биология научного исследования (discovery) 107 9. Открытие (discovery), гуманизм и самотрансцендентальность 110 Избранная библиография 112 Библиографическая заметка (1978) 114 Глава 4. О теории объективного разума* 115 1. Плюрализм и тезис о трех мирах 115 2. Причинные отношения трех миров 116 3. Объективность третьего мира 117 4. Третий мир как продукт человека 119 5. Проблема понимания 121 6. Психологические процессы мышления и объекты третьего мира 123 7. Понимание и решение проблем 124 8. Очень тривиальный пример 126 9. Случай объективного исторического понимания|8) 127 10. Значение [value] проблем 134 11. Понимание («герменевтика») в гуманитарных науках 136 12. Сравнение с методом субъективного «разыгрывания истории заново» [re-enactment] Коллингвуда 139 Глава 5. Цель науки* 142 Избранная библиография 151 Библиографическое замечание 152 Глава 6. Об облаках и часах* 152 I 152 II 153 III 155 IV 156 VI 159 VII 160 VIII 162 IX 164 X 167 XI 169 XII 170 XIII 171 XIV 173 XV 176 XVI 176 XVII 177 XVIII 178 XIX 181 XX 182 XXI 183 XXII 183 XXIII 185 XXIV 187 Глава 7. Эволюция и древо познания* 189 1. Некоторые замечания о проблемах и о росте знания 190 2. Замечания о методе в биологии и особенно в теории эволюции 195 3. Предположение: «Генетический дуализм» 200 Добавление. Подающий надежды бихевиористический монстр 205 Глава 8. Реалистический взгляд на логику, физику и историю* 207 1. Реализм и плюрализм: редукция против эмерджентности 210 2. Плюрализм и эмерджентность в истории 214 3. Реализм и субъективизм в физике 217 4. Реализм в логике 219 Глава 9. Философские комментарии к теории истины Тарского* 228 I 228 II 231 III 233 IV 234 V 235 VI 236 Добавление. Замечание к определению истины по Тарскому* 239 Приложение 1. Бадья и прожектор: две теории познания* 242 I 242 II 243 III 244 IV 245 V 247 VI 248 VII 249 VIII 250 IX 253 X 254 XI 255 XII 256 Приложение 2. Дополнительные замечания 257 Избранная библиография 266 Послесловие к русскому изданию «Объективного знания»* 267 Замечания о переводе некоторых основных терминов 271 Именной указатель 275 Предметный указатель 281
Предисловие 10 Выражение благодарности 11 Глава 1. Предположительное знание: мое решение проблемы индукции 12 1. Проблема индукции с точки зрения здравого смысла 13 2. Две юмовские проблемы индукции 14 3. Важные следствия концепции Юма 15 4. Мой подход к проблеме индукции 16 5. Логическая проблема индукции: переформулировка и решение 17 6. Комментарии к моему решению логической проблемы индукции 19 7. Предпочтительность теорий и поиски истины 23 8. Подкрепление: достоинства невероятности 27 9. Прагматическая предпочтительность 30 10. Предыстория моей переформулировки юмовской психологической проблемы индукции 33 11. Переформулировка психологической проблемы индукции 35 12. Традиционная проблема индукции и несостоятельность всех принципов или правил индукции 36 13. За рамками проблем индукции и демаркации 38 Глава 2. Два облика здравого смысла: аргумент за реализм здравого смысла и против теории познания здравого смысла 40 1. Апология философии 40 2. Ненадежный исходный пункт: здравый смысл и его критика 41 3. Сравнение с альтернативными подходами 43 4. Реализм 45 5. Аргументы за реализм 45 6. Замечания об истинности 51 7. Содержание, истинностное содержание и ложностное содержание 54 8. Замечания о правдоподобности 58 9. Правдоподобность и поиск истины 60 10. Истина и правдоподобность как цели 63 (7:) 11. Комментарии к понятиям истины и правдоподобности .. 64 12. Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле 66 13. Критика теории познания, основанной на здравом смысле 68 14. Критика субъективистской теории познания 70 15. До-дарвиновский характер теории познания, основанной на здравом смысле 71 16. Очерк эволюционной эпистемологии 72 17. Фоновое знание в сочетании с проблемами 75 18. Всякое знание, в том числе и наши наблюдения, пронизано теорией 76 19. Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию 77 20. Знание в объективном смысле 77 21. Поиск несомненности и главная слабость теории познания, основанной на здравом смысле 79 22. Аналитические замечания о несомненности 82 23. Метод науки 84 24. Критическое обсуждение, рациональное предпочтение и проблема аналитичности наших выборов и предсказаний . 85 25. Наука: рост знания путем критики и изобретательности 88 Дополнительные соображения об индукции 88 26. Юмовские проблемы каузации и индукции 88 27. Почему юмовская логическая проблема индукции глубже его проблемы причинности? 93 28. Вклад Канта: объективное знание 94 29. Решение юмовского парадокса: возрождение рациональности 96 30. Путаница, связанная с проблемой индукции 98 31. Что остается от неправильно поставленной проблемы оправдания индукции? 99 32. Динамический скептицизм: конфронтация с Юмом 101 33. Анализ аргумента от невероятности случайностей 103 34. Резюме: критическая философия здравого смысла 105 Глава 3. Эпистемология без субъекта знания 108 1. Три тезиса об эпистемологии и третьем мире 108 2. Биологический подход к третьему миру 114 3. Объективность и автономия третьего мира 116 4. Язык, критика и третий мир 121 5. Исторические замечания 123 5.1. Платонизм и неоплатонизм 123 5.2. Гегель 126 (8:) 5.3. Больцано и Фреге 127 5.4. Эмпиризм 128 6. Оценка и критика эпистемологии Брауэра 129 7. Субъективизм в логике, теории вероятностей и физике 140 7.1. Эпистемическая логика 140 7.2. Теория вероятностей 141 7.3. Физика 141 8. Логика и биология научного исследования (discovery) 142 9. Открытие (discovery), гуманизм и самотрансцендентальность 146 Избранная библиография 149 Библиографическая заметка (1978) 152 Глава 4. О теории объективного разума 153 1. Плюрализм и тезис о трех мирах 153 2. Причинные отношения трех миров 155 3. Объективность третьего мира 156 4. Третий мир как продукт человека 158 5. Проблема понимания 161 6. Психологические процессы мышления и объекты третьего мира 162 7. Понимание и решение проблем 164 8. Очень тривиальный пример 166 9. Случай объективного исторического понимания 168 10. Значение [value] проблем 177 11. Понимание («герменевтика») в гуманитарных науках 179 12. Сравнение с методом субъективного «разыгрывания истории заново» [re-enactment] Коллингвуда 183 Глава 5. Цель науки 187 Избранная библиография 198 Библиографическое замечание 199 Глава 6. Об облаках и часах. Подход к проблеме рациональности и человеческой свободы . 200 Глава 7. Эволюция и древо познания 248 1. Некоторые замечания о проблемах и о росте знания 249 2. Замечания о методе в биологии и особенно в теории эволюции 255 3. Предположение: «Генетический дуализм» 262 Добавление. Подающий надежды бихевиористический монстр 268 Глава 8. Реалистический взгляд на логику, физику и историю 272 1. Реализм и плюрализм: редукция против эмерджентности . 275 2. Плюрализм и эмерджентность в истории 281 3. Реализм и субъективизм в физике 286 4. Реализм в логике 288 Глава 9. Философские комментарии к теории истины Тарского 301 Добавление. Замечание к определению истины по Тарскому 315 Приложение 1. Бадья и прожектор: две теории познания 320 Приложение 2. Дополнительные замечания 337 Избранная библиография 346 Дэвид Миллер. Послесловие к русскому изданию «Объективного знания» 348 Д. Г. Лахути. Замечания о переводе некоторых основных терминов 353 Именной указатель 357 Предметный указатель 362 |