Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения




НазваниеОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения
страница1/13
Дата07.03.2013
Размер1.4 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
«Утверждаю»

Заведующая МДОУ № 15

___________Нискова Т.И.

«____» __________ 2010г.


Принята на заседании

педагогического

совета МДОУ № 15

протокол № _1____

от «__01___»_09_______ 2010г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


муниципального дошкольного образовательного учреждения

г. Мурманска

детского сада комбинированного вида № 15


г. Мурманск

2010


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада комбинированного вида № 15 разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 15 является звеном муниципальной системы образования г. Мурманска. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада комбинированного вида № 15 в соответствии с «Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений города Мурманска» утверждённым решением Мурманского городского Совета от 10.06.2005 № 10-130 выступает комитет по образованию администрации г. Мурманска.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 15 в своей деятельности руководствуется

- Конституцией РФ,

- Законом РФ «Об образовании»,

- законодательством Российской Федерации,

- законодательством Мурманской области,

- нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Мурманской области, администрации г. Мурманска, комитета по образованию г. Мурманска,

- Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666,

- Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада комбинированного вида № 15, утверждённым комитетом по образованию администрации г. Мурманска.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 15 создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Порядок комплектования МДОУ детского сада комбинированного вида № 15 является следующим:

- 3 группы общеразвивающей направленности детей от 1,5 до 3 лет;

- 6 групп общеразвивающей направленности детей от 3 до 7 лет;

-2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 7 лет.

Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.

Концепция дошкольного воспитания, одобренная коллегией Госкомитета по народно­му образованию от 16.06.89 г. №7/1, провозгла­сила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как «этап под­готовки к будущей жизни – к школе». Отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действую­щие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

В определении готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость», т.е. тот уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка и не ухудшат его здоровья.

Формирование готовности предусматривает следующие основные направления:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;

  • психологическая подготовка дошкольников к обучению в на­чальной школе;

  • формирование знаний и умений детей;

  • развитие общекультурных умений и навыков у детей.





Моделирование образа выпускника нашего дошкольного учреждения является основой для разработки структурно-целевых ориентиров воспитательно-образовательной системы. Создание образа обусловлено своеоб­разием направлений и программ образовательной работы коллек­тива, социальным запросам родителей и педагогов школы, своеоб­разием самого дошкольного периода.

Готовность ребенка к школь­ному обучению определяется физической, личностной, интел­лектуальной готовностью.

Физическая готовность состояние здоровья, определен­ный уровень морфофункциональной зрелости организма ре­бенка, необходимый уровень развития двигательных навы­ков и качеств, в особенности тонких моторных координации, физическая и умственная рабо­тоспособность.

Личностная готовность — определенный уровень произ­вольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению (познава­тельной и социальной), актив­ность, инициативность, самосто­ятельность, ответственность, Умение слушать другого и со­гласовывать с ним свои действия, руководствоваться установлен­ными правилами, умение рабо­тать в группе.

Интеллектуальная го­товность — развитие образ­ного мышления, воображения и творчества, а также основ сло­весно-логического мышления: владение средствами познава­тельной деятельности (сравне­ние, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моде­лирование), децентрацией (учет позиции другого человека при анализе ситуации), родным язы­ком и основными формами речи (диалог, монолог), элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности (констру­ирование, рисование, лепка, раз­личные игры и др.) — выделе­ние задачи из общего контекста деятельности, осознание и обоб­щение способов решения, пла­нирование и контроль; наличие представлений о мире людей, вещей, природе.


Программа «Детство» даёт подробное описание компетентности выпускника дошкольного учреждения в плане физического интеллектуального развития, развития психических процессов, социальной зрелости и воспитания личностных качеств.

Особенность нашего дошкольного учреждения в том, что большинство наших выпускников продолжают обучение в СОШ № 27 микрорайона. Следовательно, наши выпускники должны соответствовать предполагаемой этой школой модели выпускника. Нами совместно с педагогами начальных классов СОШ № 27 выработан единый взгляд на желаемый для школы образ выпускника. В модели выпускника – дошкольника указан потенциал, которым должен владеть ребёнок при поступлении в первый класс.

1. Психофизический потенциал — база, с которой ребенок прихо­дит в ДОУ. Потенциал определяет дальнейшее развитие и включает:

  • соматическое здоровье;

  • физическое развитие (овладение различными видами дви­жений на уровне своего возраста, развитие двигательных качеств);

  • развитие сенсомоторной координации.

2. Интеллектуальный потенциал включает:

  • интеллектуальное развитие;

  • наличие познавательной потребности, мотивации;

  • готовность к умственному напряжению (интеллектуальная работоспособность);

  • субъективная готовность к школе (сформированность пред­посылок к учебной деятельности).

3. Творческий потенциал включает:

  • креативность в продуктивной деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивной, музыкально-двигатель­ной, театральной);

  • развитое воображение;

  • умение творчески и нестандартно мыслить.

4. Эмоционально-волевой потенциал включает:

  • произвольность;

  • знание основных моральных эталонов и норм, умение оце­нивать поведение и поступки других людей и самого себя с помощью нравственных эталонов;

  • сформированность волевых качеств (дисциплинированнос­ти, самостоятельности, настойчивости, организованности, инициативности) и привычек (культурно-гигиенических, к регулярному труду, напряжению в деятельности).

5. Коммуникативный потенциал включает:

  • коммуникативные навыки и умения (договариваться, при­ходить к общему решению, планировать деятельность, учи­тывать мнение партнера, распределять обязанности).

6. Личностный потенциал включает:

  • положительный образ «Я»;

  • эмоционально-положительную, адекватную самооценку;

  • благополучие внутреннего мира (нормальный уровень тре­вожности).

Содержание образовательного процесса муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 15 определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, установленными Министерством образования и науки РФ и с учётом психофизического развития и возможностей детей.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Цель муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада комбинированного вида № 15 по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

- всесторонне формировать личность ребёнка с учётом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, корректировать и компенсировать нарушения развития.

Основными задачами Учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здо­ровья детей;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ дошкольного, коррекционного и дополнительного образования и обеспечения воспитания детей.

В соответствии с приложением к лицензии в Учреждении реализуются следующие программы воспитания и обучения дошкольников:



КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ:



Возраст


«Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович.

Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой;

коррекционная программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под редакцией Филичевой и Чиркиной


от 3 до 7 лет


ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:




«Наследие» под редакцией Е.В.Соловьевой

от 3 до 7 лет

«Театр-творчество-дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной

от 3 до 7 лет


Образовательный процесс в дошкольном учреждении осуществляется с учётом природно-климатических условий Крайнего Севера (более раннее наступление зимы, частые потепления зимой, более позднее наступление весны, полярная ночь и снижение остроты зрения в условиях искусственного освещения, снижение активности в образовательном процессе к декабрю).

Программа реализуется в условиях Кольского Заполярья и имеет некоторые особенности:

- организованные формы обучения дошкольников планируются и проводятся с 15 сентября по 15 мая;

- после выхода из полярной ночи проводятся тематические каникулярные дни, которые предполагают исключение занятий, требующих высокой умственной нагрузки, приоритет отдаётся физкультурным досугам, занятиям художественно – эстетического цикла;

- занятия по ознакомлению с природой проводятся на краеведческом материале, с использованием региональных методических пособий;

- в содержание работы вводятся занятия по ознакомлению детей с традициями русского народа, коренных жителей Кольского Заполярья – саамов, поморов, национальностей детей группы;

- в образовательном процессе активно используются здоровьесберегающие технологии.


Принципы и подходы к формированию Программы.

  • Принцип гуманизма – признания самоценности личности.

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

  • Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

  • Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, сред­ства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком не­обходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиоло­гических, психических особенностей, состояния физического здо­ровья, социально-нравственных представлений).

  • Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу, половому признаку.

  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

  • Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональ­ной культуре и данному социуму.

  • Принцип вариативности и инвариантности.

  • Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

  • Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  • Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра.




  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА

ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Вся жизнедеятельность человека складывается из определённых ритмов: бодрствование – сон, умственная деятельность - физическая нагрузка и т.д. Для успешного развития детей в ДОУ необходимо соблюдение таких биоритмов. Более привычное название ритмов – режим, т.е. точно установленный распорядок жизни, труда, отдыха, сна, питания. Рациональный оздоровительный режим является основным гигиеническим и профилактическим средством жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Чёткое выполнение режима способствует регулированию базовых физиологических потребностей ребёнка, стабильности поведения, приучает его к организованности, активности, помогает сохранять устойчивую работоспособность.

Требования к организации режима дня раскрыты в «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах для ДОУ - СанПиН 2.4.1.1249-03.»

2.12.1. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 – 7 лет составляет 5,5 – 6 часов.

2.12.2. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день; в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом де­тей домой.

При температуре воздуха ниже 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

2.12.3. Во время прогулки с детьми необходимо прово­дить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для де­тей дошкольного возраста - 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон орга­низуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмо­циональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомен­дуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие вос­питателя (или его помощника) в спальне обязательно.

2.12.5. Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) зани­мает в режиме дня не менее 3 – 4 часов.

Вставлены режимы групп.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа дошкольного образования
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №167»
...
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида»
Цели и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №147»
...
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179»
Образовательная программа доу. Методические рекомендации к разработке. Спб., 2005. стр
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconПаспорт программы наименование Программы Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного бюджетного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №56 «Северяночка» Основание для разработки программы
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного бюджетного образовательного учреждения детского сада компенсирующего...
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального дошкольного
Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного учреждения детский сад общеразвивающего вида №151 разработана в...
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconПояснительная записка Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №71 «Румяные щечки»
Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №222»
Заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения«Детский сад комбинированного вида №222»
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница