Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ)




Скачать 361.32 Kb.
НазваниеРелигиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ)
страница1/3
Дата07.03.2013
Размер361.32 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


МИКРЮКОВ Владимир Олегович


РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ ТЕРРОРЕ

(социально-философский анализ)


Специальность 09.00.11. –

социальная философия


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных наук ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России».


Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент

Малов Алексей Викторович


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Носков Юрий Геннадьевич

(ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»),


доктор философских наук, профессор

Беркут Виктор Петрович

(ФГОУ ВПО «Военно-технический университет при Федеральном агентстве специального строительства»)


Ведущая организация: ФГВОУ ВПО «Военная академия

Ракетных войск стратегического

назначения имени Петра Великого»


Защита диссертации состоится «22» октября 2009 года в ____ часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (Д.212.155.08) при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, 10а.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного областного университета по указанному адресу.

С авторефератом диссертации можно ознакомиться на веб-сайте МГОУ по адресу: www.mgou.ru в разделе «Авторефераты».


Автореферат разослан «___» сентября 2009 года.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, доцент Л.А. Демина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Начиная с 90-х годов XX века, резко возросло влияние террора на ход и развитие экономических, духовных и социально-политических процессов в мире. Глобализация мирового сообщества приводит к тому, что именно религиозные конфликты и противостояния повсеместно выходят на первый план, независимо от политического устройства и экономического потенциала государств.

Актуальность исследования роли религиозного фактора в современном терроре обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых. Глобализация мирового пространства сопровождается значительными изменениями в системах социума. Наряду с усложнением социальных структур, появлением новых типов социального взаимодействия приобретает новые формы и модификации террор, одно из самых тревожных явлений современности. Религия при этом становится средством оправдания преступлений, совершенных той или иной террористической организацией, члены которой идентифицируют себя в качестве представителей конкретной религиозной ветви, отстаивающей интересы своей конфессии. Кроме того, религиозный фактор может сознательно использоваться лидерами данных организаций при формировании особого типа мировоззрения их членов.

Во-вторых. Сама неоднозначность восприятия современного террора при единодушной оценке его как «мирового зла» настоятельно требует уточнения соотношения понятий «террор», «терроризм», «террористическая деятельность», выявления особенностей их детерминации в современных парадигмах философии. Исследование религиозного фактора в данном контексте представляется актуальным, так как именно он придаёт этим явлениям новые характеристики, и сегодня мы имеем дело с качественно новой религиозной волной распространения террора.1

В-третьих. Для выявления сущности любого социального явления необходим анализ его глубинных онтологических оснований. Не является исключением и террор. Соответственно, воздействие религиозного фактора на террор нуждается в отдельном целенаправленном социально-философском исследовании, в детальном осмыслении сущности и содержания данного процесса. Помимо этого, сама систематизация многообразных религиозных идей, воздействующих на террор, познание возникающих в ходе данного воздействия противоречий, невозможно без привлечения познавательного инструментария социальной философии.

В-четвертых. Для современного мирового сообщества остаётся нерешённой проблема формирования адекватного отпора террору и терроризму. Практика показывает, что даже ООН не может придти к выработке единой системы по борьбе с террором, принять решение, которое устраивало бы все страны. Но определённые действия, предпринимаемые в мире по противодействию террору, их результаты, позволяют надеяться, что проблема распространения террора опирающегося на религиозную почву рано или поздно решится. Кроме того, проанализировав религиозные идеи, наиболее часто использующиеся для оправдания террора, становится возможным разработка рекомендаций по предупреждению проявлений данного социального явления.

Степень научной разработанности проблемы. Учитывая, что данная работа связана с уточнением сущности и содержания целого ряда сложных, многозначных понятий (террор, терроризм, религиозный фактор и т.д.), с современным их употреблением становится понятным важность их социально-философского осмысления.

Первоначально интерес к познанию сущности террора проявляли зарубежные учёные, так как западная цивилизация раньше столкнулась с проблемой уяснения причин и истоков этого социального феномена, а также необходимостью борьбы с ним. Так, И. Александер считает, что террор просуществует ещё много лет, потому, что имеются региональные, этнонациональные и религиозные конфликты, которые не поддаются легким решениям, поэтому в будущем можно ожидать только худшего.1 Для данного исследования интересен подход У. Лакера, который замечает, что террор, мотивируемый религиозно-национальными побуждениями, никоим образом не является исключительным достоянием мусульман. Он есть среди христиан, евреев, индусов, в других странах и группах, но для современного этапа он преимущественно распространен в странах, где ислам преобладает или сосуществует с другими религиями и традициями.1 У. Лакер также исследует сложные проблемы насилия и жестокости, делает прогнозы о судьбе террора в будущем. В его работах содержится обстоятельный анализ истории развития религиозного фанатизма в мире, его истоки, а также исследуется угроза, которую террор несет миру. 2

Для западных официальных кругов и исследователей свойственно расширительное толкование терроризма как всеобщего зла. Так, Госдепартамент США под терроризмом понимает «заранее обдуманное, политически мотивированное насилие, осуществляемое против невоенных целей субнациональными группами или неизвестными лицами, обычно с намерением повлиять на публику».3 В Великобритании толкуют терроризм как «осуществление или угрозу осуществления политических, религиозных или идеологических целей; действие, которое предполагает значительное насилие против личности или собственности».4 А Б. Хоффман считает, что терроризм – это «намеренное создание и использование страха путем применения насилия или угроза насилия ради достижения политических изменений».5

Отечественные исследователи обратились к проблеме сущности террора и терроризма только в начале 90-х годов XX в. С началом боевых действий на Северном Кавказе эта тема приобрела для России особое звучание.

Проблемы терроризма, террора и борьбы с ними стали одними из наиболее актуальных для российской науки, породив многообразие подходов к пониманию сущности данных феноменов. Так, Н.В. Мелентьева и Б.Г. Чурков видят в терроризме разновидность социального конфликта6; Э. Ги Дебор и Р.Р. Вахитов считают террор порождением западной виртуальной культуры1; И.В. Рыжов, Н.А. Сляднева под терроризмом понимают особую социально-информационную технологию воздействия на общественное сознание,2 а И.В. Манацков — иррациональную реакцию на несправедливость, «революцию помешанных».3

Думается, разграничение понятий «террор» и «терроризм», как это делает, например, А. Бернгард, способствовало бы более осознанному употреблению и правомерному использованию этих терминов.4 Но современное функционирование данных явлений в социуме существенно расходится с этим широко распространенным убеждением. А проблема их соотношения пока остается не раскрытой.

Безусловно, можно отметить социально-философские исследования, посвященные терроризму, представленные трудами М.Н. Шахова, Н.Б. Шулевского, диссертационными работами В.В. Кафтана, А.Ш. Киракосяна, С.И. Краснова, В.И. Шулова,5 в которых проводится сущностной анализ терроризма и террора как социальных явлений, выделяются их содержательные элементы, но они не внесли ясность в рассматриваемую проблематику. Кроме того, в данных работах религиозный фактор практически не рассматривается.

Особый интерес для данного исследования представляют работы, посвященные выявлению сущности, содержания и форм проявления непосредственно религиозного фактора в различных социальных явлениях. Здесь следует отметить труды В.А. Ераносяна, В.Н. Рагузина, Ю.А. Сибирцевой, авторы которых выделяют существенные признаки религиозного фактора.1 Основательный анализ религиозного фактора в системе национальной безопасности был проведён Ю.Г. Носковым.2 Он под религиозным фактором понимает «понятие, служащее для обозначения воздействия, оказываемого со стороны религии на тот или иной социальный объект и представляющий в данных конкретных условиях особое значение для функционирования и исследования этого объекта».3 Однако анализ содержания данного понятия предусматривает дальнейшее его совершенствование.

Отдельные исследования роли религиозного фактора в общественной жизни были проведены О.В. Золотаревым, И.В. Ильиным, Н.Н. Кудриной, М.П. Мчедловым, А.Б. Наумец, Т.С. Саидбаевым, С.Б. Филатовым, Д.Е. Фурманом, В.И. Шведовым.4 Эти авторы указывают на взаимосвязь и определенную обусловленность политического, экономического, этнонационального компонента в системе общеполитических процессов и взаимосвязь с ними религиозного фактора. Они обращают внимание на масштабные многоаспектные изменения, происходящие в современном мире, рассматривают содержание и направленность геополитических процессов. В своих работах авторы аргументировано показали место России в новом глобальном мире. Но религиозному фактору в современном терроре данные исследователи не уделяют должного внимания.

А.В. Малашенко и И.Т. Рябовая рассматривают конфессиональный фактор, опираясь на концепции ислама и христианства.1 В их работах имеется основательный анализ источниковой базы современного религиозного террора, но целостной социально-философской концепции они не выдвигают, а изучают отдельные компоненты проблемы. С.А. Мельков рассматривает характер, содержание и особенности исламских военно-политических идей и механизмы их реализации.2 Ему удалось определить роль исламского фактора в формировании военной политики государства, раскрыть его структуру и специфику. Он предлагает использовать систему мер и способов военно-политического реагирования на возрастающую активность исламистов, используя позитивный потенциал государственно-исламских отношений при организации противодействия агрессивному исламизму.

Анализ имеющейся научной литературы позволяет выделить статьи, монографии, документы, рассматривающие воздействие религиозных идей на современный террор. Среди ученых, исследующих противоречивость трактовок религиозных текстов, следует назвать З.С. Арухова, А.А. Игнатенко, А.В. Малашенко, А.Ж. Шоманова и др.3 Эти исследователи доказывают, что в Библии, Коране и иных священных источниках довольно часто встречаются отрывки, которые могут быть интерпретированы абсолютно по-разному. Соответственно, содержащиеся в них идеи, могут стать основой для реализации порой противоречащих между собой целей.

Наиболее основательный анализ религиозных идей современного террора проведён Б.Г. Чурковым.4 Автор исследует компоненты террористической мотивационно-ценностной системы, а также религиозные идеи и истоки крайней агрессивности современных террористов. Также значительный вклад в изучение религиозного мировоззрения террористов, роли религиозного фактора в его формировании внесли И.М. Добаев, B.Н. Немчина и др.1 Р.Ф. Сиразетдинов, в частности, с социально-философских позиций анализирует мировоззренческие основания современного террора, особое внимание уделяя историческим и современным религиозным идеям террора.2

Религиозный экстремизм стал предметом научного рассмотрения в работах таких авторов, как Л.А. Баширов, В.И. Власов, А.В. Журавский, А.И. Кудрявцев, Р.А. Лопаткин, А.А. Нуруллаев, Э.А. Паин, М.П. Телякавов, А.А. Ярлыкапов.3 Поднимаемые данными авторами вопросы продолжают оставаться дискуссионными, требуют научной разработки и использования специального терминологического аппарата для анализа критериев и признаков таких феноменов социальной жизни, как экстремизм, радикализм, их истоков и тенденций трансформации.

Радикализм и фундаментализм на основе исламских текстов анализируются в исследованиях Р.Г. Абдулатипова, З.С. Арухова, Л.А. Баширова, Г.П. Герейханова, Е.В. Крицкого, А.В. Кудрявцева, Г.М. Курбанова.4 Также в названных трудах проводится анализ идей ислама, радикального исламского фундаментализма и экстремизма.

Среди авторов, изучающих сущность религиозного террора и терроризма, выделяются А.А. Мантаев и Л.И. Медведко, исследующие сущность «джихада» и его взаимосвязь с террором.1

Характеру и особенностям новых религиозных организаций, имеющих в своей основе идеологию экстремизма, были посвящены исследования Е.Г. Балагушкина, И.Р. Григулевича, А.Ю. Григоренко, П.С. Гуревича, А.И. Хвыли-Олинтера, Т.А. Бажан, И.В. Понкина, диакона А. Кураева

В работах В.А. Колосова, А.Г. Никитиной, А.А. Нуруллаева, Э.Г. Филимонова, Е.С. Элбакян, Н.А. Трофимчука, М.П. Свищева рассматриваются новые угрозы, связанные с религиозным фактором, и, прежде всего, с экспансией нетрадиционных для России религиозных форм.2

Анализ изложенных в указанных работах идей показывает, что они не утратили своей актуальности и заметно обогащают современные представления о религиозном факторе в современном терроре. Вместе с тем необходимо отметить, что без пристального внимания отечественных философов пока еще остается проблема классификации религиозных идей воздействующих на террор, что представляется весьма актуальным. Между тем глобализационные процессы, происходящие в мире, настоятельно требуют усилить внимание к данной классификации, выявить факторы, ведущие к активизации международного террора.

Поэтому учёные уделяют повышенное внимание рассмотрению религиозного фактора, как одного из наиболее существенно влияющих на разрастание террора до глобальных масштабов. При этом в отдельных работах сделан акцент на социально-экономические и политические противоречия, порождаемых неравенством между странами.3 Н.Д. Мочалин, С.Е. Новак и др. отмечают, что террор в начале XXI века в условиях глобализации получил новый качественный скачок в своём развитии.1 А.М. Шелехов считает, что главная причина этого в том, что существующие методы оценки и прогнозирования общественных явлений несовершенны.2

С.В. Джораеву, С.З. Канаеву, Р.А. Набиеву удалось проанализировать роль религиозного фактора в конфликтных и переходных обществах, его влияние на глобальную и национальную безопасность, выяснить причины религиозного ренессанса в мире и в нашей стране, состояние отношений государства и религиозных институтов.3

Среди учёных, исследующих эволюцию воздействия религиозного фактора на террор, следует отметить работу А. Гейфман, которая изучает специфику проявления террора в России в период с 1894 по 1917 год, уделяя особое внимание бурным годам первой русской революции (1905-1907) и исследуя значение внезапной эскалации насилия после относительного затишья.4 Особый интерес для настоящего исследования представляет работа О.М. Нечипоренко, в которой он анализирует проявления террора в библейских сюжетах и делает вывод, что воздействие на террор со стороны религиозного фактора имеет глубокие корни.5 Можно также отметить исследования М. Иорданова, Е. Серебряковой, А.И. Суворова, внесшие определённый вклад в познание истоков террора и терроризма.6

Выявлению опасности террора для общества на современном этапе посвящены работы В. Замкового, М. Ильчикова, Е.Н. Каратуевой, Н.Н. Кудриной и др.1 Интересен подход Б. Хоффмана, который подчеркивает, что для современного миропорядка характерна активизация религиозного фактора в терроре. Он отмечает, что такой процесс связан как с большинством мировых религий, так и с менее значительными сектами и культами.2

Отдавая должное вкладу данных авторов, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры социально-философского анализа динамики воздействия религиозного фактора на современный террор. Это позволяет расширить диапазон данного исследования, так как эта проблема заслуживает более пристального внимания.

Отдельные направления дальнейшего воздействия религиозного фактора на современный террор выделяются Б. Луисом, который считает, что религиозный террор является «своеобразным ответом на экспансию секуляризированной западной цивилизации».3 Важную особенность современного религиозного террора подчеркивают В.А. Соснин и Т.А. Нестик – отсутствие единого контролирующего центра, т.е. его сетевую природу.4 Соединение антиглобалистов с религиозными террористами отмечают Е. Стаб, М. Пилисак и А. Вонг.5

Однако до конца неизученными остаются вопросы: соотношения таких понятий как «террор» и «терроризм»; выявления основных религиозных идей, оправдывающих террор; обоснования основных тенденций функционирования религиозного фактора в терроре.

Объектом диссертационного исследования является террор как многоплановое социальное явление современности.

Предметом является воздействие религиозного фактора на современный террор.

Цель исследования: выявить роль и специфику проявления религиозного фактора в современном терроре.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:

- рассмотреть и уточнить содержание категорий «террор», «терроризм», «религиозный фактор»;

- классифицировать религиозные идеи, которые используются для оправдания террора;

- раскрыть особенности воздействия религиозного фактора на современный террор в контексте проблемы глобализации;

- определить тенденции воздействия религиозного фактора на современный террор.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по проблемам сущности и содержания террора и терроризма, их взаимосвязи с религиозным фактором. В работе представлены такие методологические подходы, как диалектический, системный, структурно-функциональный. Особое внимание уделяется синергетическому подходу с его принципами открытости, энтропийности, сложности, свободы и т.д.

Использовались также конкретные методы систематизации и классификации, теоретического обобщения, описания и др. В исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическую базу исследования составили: социологические данные, полученные специалистами ИСПИ РАН и RAND Corporation, международное и российское антитеррористическое законодательство; материалы периодической печати по проблемам современного террора, опирающегося на религиозную идеологию и практику.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее значимость в рамках представлений о воздействии религиозного фактора на современный террор, дается характеристика степени разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи диссертации, логическая структура и методологические подходы к исследованию проблемы. Введение содержит также описание теоретических источников, научной новизны и практической значимости исследования. В нем формируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные о публикациях по теме работы.

В первом разделе диссертации: «Социально-философские основания анализа воздействия религиозного фактора на современный террор» исследуются противоречия, воздействующие на характер и тенденции развития террора как социального явления; выявляются причины возникновения террора; выделяются типы современного террора, раскрывается их содержание; проводится сущностной, функциональный и деятельностный анализ основных категорий диссертационного исследования: «террор», «терроризм», «террористическая деятельность», «террористический акт», «религиозный фактор»; формируется авторская концепция понимания сущности современного террора; рассматриваются методологические принципы анализа воздействия религиозного фактора на современный террор.

Во втором разделе: «Религиозные идеи как составная часть современного террора» проводится классификация религиозных идей, использующихся для оправдания современного террора, по различным основаниям, характеризуется их сущность; раскрываются причины феномена террора, оправдывающегося религиозными идеями, анализируются его духовно-идейные основы.

В третьем разделе: «Динамика и формы проявления религиозного фактора в терроре» определяются основные этапы эволюции, прослеживаются особенности и тенденции воздействия религиозного фактора на террор; анализируются формы проявления данного воздействия: радикализм, экстремизм, фанатизм, фундаментализм, определяется их сущность и содержание в контексте социально-философского исследования.

В заключении формулируются теоретические выводы и результаты исследования, раскрывающие содержание положений, выносимых на защиту.

  1   2   3

Похожие:

Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconЕстественная и социальная адаптация человека (социально-философский анализ)
Фгбоу впо «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского»
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconСоциально-философский анализ эволюции проблемы языка: (информационно-коммуникативный аспект)
Работа выполнена на кафедре философии Красноярского государственного аграрного университета
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconСтратегия обеспечения национальных интересов россии в кавказском регионе: социально-философский анализ
Ведущая организация: Московский государственный университет приборостроения и информатики
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconЛитература: Основная литература
Маркова Г. Г. Формирование культуры 20 века. Социально-философский анализ. Ставрополь. 2001
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconИсламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ
Работа выполнена в Центре мировой экономики и глобальных проблем Дипломатической академии мид россии
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconИнтегральная медицина: социально философский анализ сущности, концептуальных оснований и перспектив
Улан Удэ – 2011Работа выполнена на кафедре философии Бурятского государственного университета
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconСоциально-философский анализ феномена языковых игр
Туркулец А. В., доктор философских наук, профессор, Хабаровская государственная академия экономики и права, кафедра гуманитарных...
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconКонцептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поморский государственный университет...
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconТрансформация российской государственности: социально-философский анализ
Защита состоится 2 ноября 2007 г в 16 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам К. 212. 263. 05 в Тверском...
Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ) iconПрограмма дисциплины религиозный фактор в современной политике для направления 030200. 68 «Политология»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница