Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии)




Скачать 192.38 Kb.
НазваниеРеферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии)
Дата06.03.2013
Размер192.38 Kb.
ТипРеферат


ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»


РЕФЕРАТ


Использование технологий ДО в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии).


Проверил: д-р пед. наук, профессор, Смолянинова Ольга Георгиевна Выполнил: слушатель ФПК Василий Никуленков (старший преподаватель кафедры истории России) 


Красноярск 2012

Введение


«Дистанционное образование содержит в себе примечательный парадокс: оно уверенно утвердило своё существование, но не в состоянии определить, что оно такое».


Д. Шел 1988г.



В течение последних трёх десятилетий дистанционные образовательные технологии широко внедряются в образовательную практику, меняя облик образования во многих странах мира.

Дистанционное образование является наиболее адекватным ответом на тот вызов, который нам бросает жизнь. Уже достаточно много лет мы наблюдаем «информационный взрыв» и являемся участниками этого процесса, когда с огромной скоростью обновляются знания (в среднем через 5 лет), появляются новые профессии. Меняются требования к образовательному процессу: теперь это не столько передача знаний от преподавателя к студенту, а формирование навыков использования этих знаний, получать и систематизировать полезную информацию.

Необходимость постоянно повышать уровень образования, свою профессиональную квалификацию существует у значительной части населения Красноярского края. Есть потребность в специалистах с высшим образованием в детских садах и школах, органах управления и других структурах и заинтересованность в этом органов образования, администраций территорий. Дистанционное образование, на наш взгляд, лучше всего подходит для тех, кто имеет опыт обучения, навык работы с компьютером, желание получить образование. Обучаясь по программам, реализуемым с применением дистанционных образовательных технологий, студенты в межсессионный период остаются включенными в учебный процесс, поддерживают взаимодействие с преподавателями.

Ключевыми категориями в дидактике, как известно, являются обучение и образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое явление в педагогике. Исследования содержания научной- педагогической и учебно- педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений, на конференциях и семинарах , показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания этих понятий даже применительно к традиционному образовательному процессу, не говоря уже о ДО. Дистанционное образование - это система в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.


Развитие СДО в мире


Историко-педагогический анализ проблем становления и развития ДО показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. В США в системе ДО обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. В более чем половине университетов используются технологии ДО для обучения взрослых. Для ДО широко используется телевидение и Интернет.

Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Созданный в 1988г. с целью организации заочного высшего образования для взрослых, он является одним из подразделений министерства образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию. В его структуре существует система повышения квалификации, в частности, преподавателей средних школ. Национальный Центр ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в 120 странах мира. Институт ДО в г. Тюбинген разрабатывает программы для обучения с использованием радио и телевидения. В подготовке 2500 учебных курсов принимает участие 5000 преподавателей. Балтийский Университет в Швеции объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона.. По технологиям ДО образование можно получить в университетах городов Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео и Линчепинга. Все учебные задания выполняются вне университета на основе специальных разработок и с консультацией преподавателей. Процесс сдачи экзаменов осуществляется непосредственно в вузе. С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах начинают создаваться Центры ДО, а также так называемые летние университеты, которых насчитывается более 20 с числом студентов в 30 000 человек.

В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из университета необходимый пакет учебных материалов Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более 120 000 слушателей.

Обращает на себя внимание тот факт, что в странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, развитие ДО заметно отстает от развития ДО в других регионах.

Важно отметить, что ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки. Традиционная система обучения, которая предполагает отвлечение служащего на определенный период от рабочего места, и, следовательно, ведет к потерям для компании, оказывается все более неприемлемой. Крупные предприятия часто имеют подразделения, филиалы во всем мире и должны обучать персонал в разных странах. Кроме того, обучение должно происходить быстрыми темпами, чтобы не сдерживать процесс внедрения и реализации новых товаров на рынке. Услуги по обучению персонала должны предоставляться одновременно с появлением новых разработок предприятия. Это приводит к необходимости децентрализации обучения, которое осуществляет предприятие. Оно позволяет избежать перемещения персонала в центр обучения и тем самым получить выигрыш во времени, экономию затрат на транспорт и отвлечение персонала от работы. Таким образом, применение ДО - это шанс для крупного предприятия обеспечить быстрое внедрение на рынок новых товаров в условии постоянной модернизации производства.

Процесс развития ДО в России начался в начале 90-х годов. Количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ на начало 1997 года составило по подсчетам автора более ста.

В 1994-96 годов в Москве прошли международные конференции по дистанционному образованию, в которых участвовали ведущие специалисты США, Великобритании, Канады, Германии, Швеции, Австрии, России и др. Значительный вклад в обеспечение организационной и научной поддержки ДО внесли Всероссийские конференции по дистанционному образованию, организуемые Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики.

Процесс развития ДО в России сдерживается традиционными для России причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей. Стали уже классическими примеры экспериментального ДО в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ). Активно внедряются технологии ДО в МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте (МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения (МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете и других вузах.

Необходимо отметить, что в практике использования телекоммуникаций в образовательных целях много сделано общеобразовательными школами. Примером может служить MOSTNET (Московская школьная телекоммуникационная сеть) - первая экспериментальная компьютерная сеть, которая была создана в 1989 году в рамках проекта ШЭП - "Школьная электронная почта". Проект ШЭП создал прецедент использования компьютерных сетей и проведения телекоммуникационных проектов и стимулировал интерес к педагогическим возможностям этой информационной технологии среди педагогической общественности, включающей педагогов-практиков, управленцев, исследователей. В этой же области проводится работа в Институте проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) А.А. Федосеев и Д.А. Богданова.


Дистанционное образование (ДО) стало реалией современной жизни как в развитых странах Запада, так и в России. По оценке отечественных специалистов, спрос на эту форму образования в стране уже в конце 1990-х годов был сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах [1]. К примеру, Современная гуманитарная академия (СГА), выступавшая одним из зачинателей внедрения ДО, занял первое место в РФ по количеству студентов, имея учебные центры в более чем 350 российских городах и 60 городах стран СНГ. Необходимо понимать под дистанционным образованием, прежде всего, эффективную технологию предоставления комплекса качественных образовательных услуг. Именно в этом плане его и необходимо рассматривать как важный фактор модернизации современного российского образования.

Все начиналось так.

Мощный толчок внедрению новых образовательных технологий дала прошедшая в 1996 г. в Москве конференция с присутствием Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика Майора. После нее группа вузов провела эксперимент: в 1997 г. Современный гуманитарный университет (ныне СГА) и Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а к его концу в 2002 г. в числе участников насчитывалось 17 вузов; сейчас его результаты широко внедряются в практику. Подтверждена способность предоставлять в России качественное образование посредством использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако развитие ДО сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы, психолого-педагогической непроработанностью узловых проблем дидактики, основанной на новых технологиях, отставанием в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию ИКТ, недостаточным количеством современных баз знаний, неразвитостью информационных сетей. Все еще наличествует недооценка социальных последствий упрочения системы ДО, существенным образом меняющих образовательный ресурс страны.

Для России, особенностью которой является наличие огромных территорий с неравномерной плотностью заселения, проблема внедрения ДО стоит особенно остро. Из функционирующих школ лишь 30% расположены в городах, большинство же (70%) находится в сельской местности [2, с. 9]. Как открыть реальную социальную перспективу их выпускникам? Ведь многие из них по объективным причинам не имеют декларированной Конституцией равной возможности закончить среднее образование, а тем более получить высшее. ДО в решении этой проблемы альтернативы нет. Сформулированные ЮНЕСКО два базовых принципа: "образование для всех" и "образование через всю жизнь" сегодня дополнены третьим - "образование на месте проживания", что принципиально невозможно без опоры на информационно-коммуникационные технологии.

В целом ДО развивается опережающими темпами, поэтому говорить о нем как всего лишь поддержке традиционного обучения уже неправомерно. Можно сравнить внедрение ДО с революцией, происшедшей в транспортном деле. 70 лет тому назад в России - тогда СССР - главным был гужевой транспорт, сейчас главным стал автомобильный. Полагаю, через несколько лет будет неузнаваема и сфера образования: в ней будут доминировать современные ИКТ.

Конечно, нужно учитывать зарубежный опыт. Он показывает, что опора лишь на одну из форм донесения знаний через ИКТ не всегда оптимальна. Например, в США 75% тех, кто берет курсы через Интернет, бросают их, недоучившись. Здесь много сложных проблем, касающихся совместимости ИКТ с психологией человека, удобства пользования ими и так далее. Считается обычно, что Интернет - это очень простая технология, она почти ничего не требует от пользователя. Пусть делают у себя люди сайт, а имеющий компьютер всего достигнет сам... Но дело обстоит сложнее, нужны, к примеру, "очеловеченные" формы контакта с преподавателем, умение комбинировать информацию и т.п. Нужна многосложная мотивация к получению знаний, возникающая в ходе общения с преподавателями, и т.д.

Формы ДО разнообразны: от "кейсовой" технологии до спутникового образовательного телевидения. Их применение показывает, что в настоящее время новейшие средства информатики и телекоммуникации позволяют учащимся осуществлять выбор предметов для изучения, а также определять уровень сложности каждого из них, исходя из своих жизненных интересов, планов и профессиональных перспектив. В СГА, например, для целей обучения эксплуатируются два спутника, индустриальным способом производится комплекс учебных средств, включая 5100 рабочих учебников, 4500 телевизионных лекций, 1300 обучающих компьютерных программ, 3300 тестовых баз [2,с.15]. Функционирует двухуровневая телекоммуникационные библиотека с генеральным сервером в Москве, которая содержит объемный образовательный контент, включающий всю полезную информацию из Интернета. Имеется доступ к 9 миллионам наименований монографий, статей, различных учебных материалов. Их можно подавать в любую географическую точку страны. Все это позволяет перейти к новым педагогическим технологиям: безгрупповому обучению, т.е. образованию по индивидуальным учебным планам; бессессионному, т.е. по индивидуальным графикам, и безбумажному усвоению материала (на цифровые библиотеки). Даже в самом небольшом городе можно создать учебный центр, где будут работать через телекоммуникации профессора (и они уже работают, причем весьма эффективно). Данный опыт перенимают и другие вузы.

Понятно, что если студенту приходится пользоваться дистанционной технологией образования, включающей спутниковые телелекции, аудиокурсы, электронное тестирование, обучение по Интернет, ведение электронных индивидуальных учебных досье и т.д., то ему необходимо хорошо владеть соответствующими техническими средствами, прежде всего, компьютером. В СГА действует центр компьютерного обучения (НИИ КО), оснащенный необходимым оборудованием и имеющий структурные подразделения по основным функциям: разработка сценариев обучающих компьютерных программ; исследований в области применения новейших технологий в учебном процессе; программирования и массового производства учебных компьютерных программ. В упомянутом центре проводятся занятия, позволяющие студентам приобрести знания и навыки работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, программами управления базовыми данными; технологиями Интернета и т.д. Действует также телевизионный центр - НИИ телевизионного обучения (НИИ ТО), имеются залы самостоятельных телевизионных занятий, где студентам выделяются индивидуальные рабочие места для выполнения учебных заданий.

ДО - это не только технические новшества, это и социальная инновация, включающая эффективность образовательного процесса. Какие социальные функции ДО наиболее значимы? В первую очередь это резкое расширение для каждого человека возможности выбора оптимальных - по условиям жизни, психофизиологическим особенностям и социальному статусу - форм реализации конституционного права на получение качественного образования. Внедрение ИКТ - ответ на потребность современной цивилизации в массовом и непрерывном образовании, в повышении его качественного уровня в связи с возросшими требованиями к потребителю и производителю материальных и духовных благ.


В настоящее время уже не только общность языка, но и единый принцип организации информационной инфраструктуры общества является решающим условием сохранения государства как целого. И это важный аргумент в пользу всемерного внедрения ИКТ в образовательные процессы всех уровней, поскольку человек и гражданин тем самым налаживает дополнительные каналы связи с обществом и государством, независимо от места проживания.

ДО положительно влияет на решение комплекса социально-экономических проблем в различных регионах России. Обучение населения, предоставление возможности получить высшее образование и тем самым оптимизировать профессиональную деятельность закономерно приводят к ликвидации отставания периферии от столичных центров.

Развитие ДО связано и с изменением взглядов на образование как неизменную систему. Смена парадигмы происходит и в науке в целом, и в системе образования; этот процесс непростой, даже болезненный, но без него невозможно развитие общества на новых началах. В этих условиях именно ДО способствует распространению идей демократизма, плюрализма, утверждению духа свободы; данные идеи закреплены в Законе РФ "Об образовании".

Применение новых технологий обучения опирается на совокупность психологических, педагогических и социальных знаний, а реализация различных методик и программ обучения способствует здоровой конкуренции разных форм организации образовательного процесса.

ДО усиливает значимость индивидуального подхода к учащемуся. Студенты усваивают знания и умения через множество индивидуальных форм учебы - от самостоятельного изучения тем по специально разработанным учебным пособиям, их углубления с помощью обучающих компьютерных программ до различных видов активных семинаров (деловых и операционных игр, дискуссий и т.д.). В связи с этим ощутимо расширение веера образовательных возможностей индивида. ДО дает ему принципиально новые шансы, обеспечивая не только увеличение объема информации, но и приобретение новых навыков и умений. В их числе - умение свободно ориентироваться в современных базах данных, взаимодействовать с членами учебного коллектива в целях достижения общих и социально значимых результатов, повышать уровень интеллектуального развития с опорой на поисковые системы и т.п. О качестве обучения с применением ДО можно судить по успешной аттестации студентов СГА, подтверждающей ежегодно соответствие их знаний, умений и навыков государственным стандартам.

Стандарты качества в системе национального образования разрабатываются с опорой на опыт вузов-"флагманов". Так дело обстоит и в России. Наша академия участвует в таких разработках ДО для других вузов, передает опыт подготовки специалистов. И это уже ощущается вторичными потребителями образовательных услуг -работодателями, а не только первичными - студентами. Необходимо привлечь для участия в разработке стандартов качества и тех, и других, поскольку главная цель ДО -вырастить специалиста, который пойдет на конкретное предприятие и должен там применить полученные знания, умения и навыки.

Качество любого продукта, включая услуги в сфере образования, разумеется, надо контролировать. Допустим, оно контролируется раз в год. А возрастет ли качество, если мы будем контролировать раз в семестр? Или же раз в месяц присылать комиссию? Вряд ли: качество или есть, или его нет. Ректору солидного государственного или негосударственного вуза доверены большие средства - здания, сооружения, компьютеры, лабораторное оборудование, зарплаты и так далее. Первый отвечает за свою деятельность мундиром, а второй еще и своим имуществом. Поэтому надо признать, что вуз сам в состоянии проконтролировать качество, если он аккредитован. В Законе об образовании записано, что аттестация вуза ведется по выпускникам: не менее 50% выпускников вуза должны защитить дипломы перед государственной аттестационной комиссией. Спрос на специалистов (в этом плане мы уверены в своих выпускниках - они неплохо трудоустраиваются) является лучшей аттестацией. Летом 2005 г. СГА выпустил стотысячного специалиста с высшим образованием, получившего диплом государственного образца. Выпускники академии работают практически во всех отраслях народного хозяйства России. Та же картина и в других престижных вузах, внедряющих ДО.


В связи с этим важно, чтобы ДО не рассматривалось как "полулегальное дополнение" к существующей образовательной системе, а имело соответствующий его роли в образовательном процессе правовой статус. Речь не идет об альтернативности существующим видам образования, поскольку ДО не только органически вписывается в образовательную сферу и ее инфраструктуру, но и выступает неотъемлемым компонентом системы воспитания как молодого поколения страны, так и всех граждан без возрастных ограничений. Уже сегодня ясно, что оно может способствовать достижению социально значимой для России цели - реализации непрерывного образования. А промедление в правовом обеспечении ДО тормозит достижение указанной цели.

Внедрение ДО является важным фактором не только для стран СНГ и дальнего зарубежья, способствуя использованию новых возможностей высоких технологий в образовании и "экспорту знаний". Россия остается лидером в области ДО для стран СНГ. Это политически значимый, социально весомый и экономически выгодный факт. Что касается ее лидерства в традиционном образовании, то оно ослабевает: вузы стран СНГ встали на собственные ноги и отплывают от общего материка, которым раньше был Советский Союз. Если Россия будет медлить с легимитизацией ДО, она потеряет свое влияние в сфере образования в странах СНГ. С чем мы сталкиваемся в странах СНГ? С юридической неопределенностью статуса ДО, хотя оно признается как важный ресурс в других отношениях, например, в экономическом. Овладение этим ресурсом в интересах граждан стран СНГ: качественного образования по доступной цене иными способами им не получить. Но это выгодно и России, где сейчас находятся миллионы трудовых мигрантов, и наша страна заинтересована в том, чтобы среди них было больше образованных людей. Известно, что у образованного человека выше производительность труда - где бы он ни работал. ДО предоставляет возможности получить образование по месту проживания: в Армении, Казахстане, Молдавии или Эстонии. Сегодня многие российские вузы на свой страх и риск ведут образовательную деятельность в странах СНГ - и государственные, и негосударственные. На мой взгляд, было бы целесообразнее быстро создать в России ассоциацию вузов, осуществляющих экспорт образования. Если система ДО не будет применена именно российскими учебными заведениями и специалистами, то возникнет ситуация, когда придется пользоваться услугами зарубежных университетов (импорт образования в России уже превышает 5 млрд. долларов в год, по данным ректора МЭСИ В. П. Тихомирова). Негативные последствия неизбежно возникающей при этом "информационно-технологической зависимости" очевидны. И в этом плане ДО не имеет альтернативы. Экспорт российского образования, осуществляемый при поддержке государства, позволит получить не только экономические, но и морально-политические выгоды, повысит международный престиж нашей страны.

Институты и университеты, использующие ДО, вполне способны к самофинансированию за счет оплаты учащимися образовательных услуг. Поэтому речь идет не о дополнительных бюджетных средствах, а о доступных кредитах, финансовых гарантиях и т.д. Однако в государственной финансовой поддержке нуждаются также обучающиеся, и такую поддержку необходимо наращивать в форме льготного налогообложения и грантов тем образовательным учреждениям, которые вкладывают финансовые средства в развитие ДО. Опыт показывает, что внедрение ДО приводит к существенной экономии средств за счет снижения затрат на транспорт, строительство и эксплуатацию новых зданий, в том числе студенческих общежитий, и по целому ряду других позиций.

Постоянно актуальны вопросы: кого учить и сколько времени можно учить? Есть страны, которые для себя эти вопросы кардинально решили: например, США и Китай -две крупнейшие державы - продекларировали всеобщее высшее образование как цель развития образовательных систем. Это не значит, что все задачи там решены, но цель определена. В условиях "экономики знаний" надо обучать как можно больше людей: ведь интеллектуальная работа становится массовой. И для России введение всеобщего высшего образования встает как перспективная стратегическая национальная задача. Использование ИКТ в образовании поможет в решении указанной задачи [3].

Современный солидный вуз должен иметь сеть учебных центров и телекоммуникаций и реализовывать программу обучения на месте проживания студентов. В нем обязательно использование ИКТ не только в обучении студентов, но и в управлении всеми сферами вузовской жизни. В нем наличествует экстерриториальный профессорско-преподавательский состав, есть цифровая библиотека с большими возможностями и т.д. Причем обязательно должна быть кооперация с другими вузами и научными организациями, ибо только совместными усилиями можно обеспечить форсированное применение ИКТ.

Указанные меры предусматриваются Национальной программой развития всеобщего и непрерывного образования на основе ИКТ, принятой в 2004 г. Она предполагает построение образовательной инфраструктуры и технологическое оснащение российского образования, способное обеспечить качественную профессиональную подготовку граждан независимо от места жительства. Одна из целей Программы -создать на местах учебные центры ДО. Предполагается, что по технической оснащенности подобные центры, где бы они ни располагались, не будут отличаться. Объем и качество предоставляемых ими информационных услуг обеспечивают получение профильного образования, включая курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Как видим, технологические новшества "работают" на выравнивание социальных шансов и расширение культурного горизонта граждан.

Заметим: есть значительная статистика и факты, что многие применяют ДО недобросовестно. Но это, как говорится, "другая тема". Следует принимать меры к тем, кто дискредитирует новые технологии в образовательных процессах.

Современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к уровню подготовки кадров. Растет спрос на специалистов, обладающих широким спектром как профессиональных, так и личностных компетенций. Это коммуникативность, профессионализм, умение планировать свою деятельность, аналитические способности, компьютерная грамотность. Большинство из названных компетенций относится к сфере общекультурного уровня, который задает высшее образование, и особенно ДО, опирающееся на ИКТ.

Экспериментально это утверждение подтверждено в ходе исследований, проведенных в СГА в 2004 - 2005 гг. Выборка составила 435 человек. Из них 220 человек с высшим образованием (выпускники юридического, экономического, психологического факультетов и факультета менеджмента СГА, 1997 - 2003 годов), а 215 человек без высшего образования (выпускники средних специальных профессионально-технических училищ, лица с неполным средним специальным, неполным средним образованием) в возрасте от 20 до 50 лет [4, с. 197].

По данным опроса, например, среди выпускников СГА 62% посещали курсы повышения квалификации. В то же время среди лиц без высшего образования лишь 30% занимались на упомянутых курсах. Мы это расцениваем так: ДО является средством не только получения высокоэффективных знаний (и способов их приобретения), но и побуждения к непрерывному образованию. В бизнес-компаниях сегодня ставка делается на высоквалифицированные кадры и непременным условием считается их "компьютерная грамотность", должный уровень которой, судя по опыту, обеспечивается ДО [4, с. 202]. Большинство выпускников СГА смогло повысить свой должностной статус именно благодаря ДО. Об этом свидетельствует снижение среди выпускников вуза доли работников, имеющих должность, не требующую компьютерной квалификации (с 11% до 5%) и роста доли управленцев среднего (с 12% до 16%) и особенно высшего (с 7% до 24%) звена [4, с. 204].

Следует отметить, что дистанционное образование с опорой на ИКТ, выступая важным фактором модернизации, связано с рядом трудностей, тормозящих его использование. Среди них, например, высокая стоимость средств обучения, новейшей техники - далеко не каждый вуз может их приобрести. Немаловажную роль играет и недостаточный уровень компьютерной подготовки значительной части преподавателей и студентов. Несомненно, будущее образования за применением информационных технологий. Приведенные данные подтверждают, что внедрение ДО облегчает учащимся доступность получения новых знаний, более современных учебных материалов, обеспечивает обучение вне зависимости от удаления их от учебного заведения, помогает индивидуализировать учебный процесс. Тем самым оно в единстве с другими формами образования способствует качественному росту интеллектуального потенциала обучаемых, в том числе повышению классности специалистов, выпускаемых высшей школой. Можно без преувеличения сказать, что ДО становится важной частью процесса совершенствования всей сферы образования в нашей стране.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Хуторский А. В. Концепция дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение: Дайджест российской и зарубежной прессы. М.: СГУ, 1999. N 4. С. 21.

2. Карпенко М. П. Вуз XXI века: возможности и решения // Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М, 2005. С. 15 - 24.

3. Карпенко М. П. Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий // Высшее образование в России. 2005. N 6.

4. Крутий И. А., Красина О. В., Чмыхова Е. В. Эффективность инвестиций в человеческий капитал и образовательный ресурс индивида // Человеческий потенциал современной России. М., 2005. С. 184- 206.

5. Ростовцев А. И. «Дистанционное обучение в вузе». Государственный Университет Управления, Москва 2002.

6. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.

7. Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. - Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1996.

8. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.

9. Хекхаузен Х. Мотив власти В кн. Психология и психоанализ власти. - Самара, 1999 Имидж лидера: психологическое пособие для политиков, М., 1994 Хекхаузен Х.



Похожие:

Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconРеферат Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании на примере
Дистанционное образование в гоу впо «Оренбургский государственный университет»
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconРеферат Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании на примере Восточно-Казахстанского государственного технического университета
Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании на примере Восточно-Казахстанского государственного технического...
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconИспользование технологий до в высшем образовании
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconРеферат Использование технологий Дистанционного обучения в высшем образовании
Коснулось это и образования. В получении хорошего образования заинтересован каждый, но многие не могут, например, совмещать работу...
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconИкт в высшем образовании стран, участвующих в проекте, и подробно изложены особенности формирования политики по использованию современных информационных технологий в высшей школе
Применение икт в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconМетодическое пособие по курсовой работе для студентов Современной Гуманитарной Академии
Психология управления человеческими ресурсами на разных этапах жизненного цикла современной компании
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconРеферат использование дистанционного образования
В данной работе совершена попытка рассмотреть это новое образовательное явление с разных сторон, также рассмотрено до на примере...
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconРеферат по предмету Информационные технологии в науке и образовании использование технологий дистанционного образования в российском университете дружбы народов
Использование технологий дистанционного образования в российском университете дружбы народов
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconЛ. К. Раицкая дидактические и психологические основы применения технологий веб в высшем профессиональном образовании
Дидактические и психологические основы применения технологий веб в высшем профессиональном образовании
Реферат Использование технологий до в высшем образовании (на примере Современной Гуманитарной Академии) iconСправочник "абитуриент-мх"
Филиал Современной гуманитарной академии (г. Москва) в г. Перми Лиц. А №166736 от 27. 09. 2006, аккр. В №000599 от 20. 07. 2005
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница