Скачать 1.63 Mb.
|
курсов начальной школы МОУ СОШ №10
Программы отдельных учебных предметов разработаны с учетом особенностей каждого из отобранных учебников выбранного учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП). Программы отдельных учебных предметов, курсов разработаны на основе: - требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; - программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, курсов содержат: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса в учебном плане; 2) общую характеристику учебного предмета, курса в учебном плане; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) содержание курса, тематическое планирование, характеристика деятельности учащихся; 5) ожидаемые результаты; 6) перечень учебной литературы для обеспечения образовательного процесса. Указанные требования представлены в сборнике «Программы четырехлетней начальной школы. «Перспективная начальная школа»» Сост. Р.Г.Чуракова. – М., Академкнига/Учебник, 2010; «Программы начальной школы. Реализация стандартов второго поколения. (в 2-х частях). «Перспективная начальная школа»» Сост. Р.Г.Чуракова. – М., Академкнига/Учебник, 2010. Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: – воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; – ориентацию на результаты образования как системно-образующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования; – гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП; – признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; – обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; – учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; – разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Все выше перечисленные положения нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (далее УМК), реализующего эту систему. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается требований к результатам обучающихся, освоивших ООП: личностным, метапредметным, предметным. Достижение этих результатов становится возможным, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все обучаемые (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) способны успешно учиться в начальной общеобразовательной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из основных условий – личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненней опыт. Опыт ребенка определяется как его возрастом, так и его укорененностью в природно-предметной среде. Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) выдвигают на первый план проблему соотношения обучения и развития. Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности, с учетом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов. То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности. Высокая степень дифференциации заданий и их количество позволяют обучающимся работать в условиях своего актуального развития, и создают возможности индивидуального продвижения вперед. Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из образовательных областей, предусмотренных ФГОС: филологии, математики и информатики, обществознания и естествознания, искусства, технологии, физической культуры. Образовательная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе содержания и организационных форм аудиторных занятий и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательной деятельности. УМК «Перспективная начальная школа» системно учитывает современные особенности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой совместной учебной деятельностью. Он становится членом коллектива, в котором есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Часто он становится участником традиционных народных праздников, обрядов, религиозных действий вне стен школы. Изменилась сама ситуация развития детей. Резко возросла информированность детей. Сегодня СМИ являются существенным фактором формирования у детей картины мира. В силу всех выше изложенных обстоятельств при отборе учебного материала, разработке языка изложения, методического аппарата каждого учебника комплекта учитывались следующие общие положения: – возраст школьника (первокласснику может быть как шесть, так и семь-восемь лет); – разный уровень готовности ребенка к обучению в школе (ребенок, не посещавший детский сад или подготовительную группу при общеобразовательном учреждении, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами); – топографическая принадлежность школьника; – разный уровень владения русским языком, школьник с большим количеством логопедических проблем; – особенности мировосприятия школьника; – разная наполняемость класса.
1.Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого (одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) предполагает ориентацию содержания начального образования на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной (внеурочной) деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в образовательном процессе.
В соответствии с требованиями ФГОС в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий для последующего обучения. Задаваемый в ФГОС базовый уровень образовательных результатов («Выпускник научится») включает систему таких знаний, умений и учебных действий, которые крайне необходимы для успешного обучения. Кроме того, при наличии целенаправленной специальной работы учителя базовый уровень может быть достигнут подавляющим большинством детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Более высокий (по сравнению с базовым) уровень образовательных результатов («Выпускник получит возможность научиться») характеризуется системой учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, и достигается группой одаренных детей.
Само репродуцирование этой двухступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях наглядного обучения является основой для реализации принципа прочности. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения через неоднократное возвращение к пройденному материалу. Однако реализация этого требования на основе деятельностного подхода приводит к принципиально новой организации процесса усвоения, преобразования и применения нового знания. Этап обобщения предшествует каждому возвращению к частному. Именно он дает обучающемуся в руки инструмент (сформированное УУД) для очередного возвращения к частному.
1.3.Типические свойства методической системы УМК «Перспективная начальная школа» 1.Комплектность как типическое свойство УМК обеспечивает единство его установки на формирование личностных и УУД, обеспечивающих умение учиться. Кроме того, к комплектности относится: общий подход к проектной деятельности учащихся (взаимосвязь результатов и форм проектной деятельности, направленность на решение реальной, конкретной задачи и др.); демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону общих словарей, справочников, отсылок в Интернет; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) высказывают разные точки зрения при решении проблемных ситуаций (что важно при объяснении нового материала); единая система обозначений во всех учебниках УМК.
Инструментальность предусматривает перенос формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию с использованием самостоятельно изготовленных инструментов и поделок. Для этого разработана единая система практических задач, в которой взаимно увязываются знания из таких образовательных областей как естествознание, математика, технология. Инструментальность – это максимальное размещение в корпусе учебника методического аппарата, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированная на разноуровневое развитие обучающихся.
Интеграция является основой разворачивания учебного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою предметную, но и общую «картину мира»: математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т. д. Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего средствами не только своего, но и других предметов задачи по формированию личностных результатов и УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных). |
![]() | V. Программы отдельных учебных предметов, курсов Программы отдельных учебных предметов системы учебников «Школа России» обеспечивают в гоу цо №1178 достижение планируемых результатов... | ![]() | Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Программы учебных предметов разработаны на основе примерных программ начального общего образования и авторских программ |
![]() | Программы отдельных учебных предметов, курсов Программы отдельных учебных предметов, курсов, система учебников «Перспектива», «Начальная школа XXI век” обеспечивают в нашем гоу прогимназии №1736 достижение Программы отдельных учебных предметов, курсов, система учебников «Перспектива», «Начальная школа XXI век” обеспечивают в нашем гоу... | ![]() | Характеристика школы моу сош №3 с углубленным изучением отдельных Моу сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов расположена в центральном районе г. Анжеро-Судженска |
![]() | Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» | ![]() | Публичный отчет моу «сош №49 с углубленным изучением отдельных предметов» Коллектив моу «Средняя общеобразовательная школа №49 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2008-2010 учебном году работал... |
![]() | Утверждаю: Рылова Л. В. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин... | ![]() | Публичный отчёт о деятельности моу «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» за 2008-2009 учебный год Моу сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов расположена в центральном районе г. Анжеро-Судженска |
![]() | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов Система учебников «Школа России» Цели и задачи реализации ооп ноо,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3 | ![]() | Публичный отчет моу сош №10 с углублённым изучением отдельных предметов Целевые ориентиры и продуктивность реализации программы развития и образовательной программы |