Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края




Скачать 36.67 Kb.
НазваниеОбраз Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края
Дата05.03.2013
Размер36.67 Kb.
ТипДокументы
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края

Туманова Ольга Сергеевна

Студентка Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Российская Федерация


В традиционной культуре по отношению к новорожденному младенцу используется целый комплекс ритуально-магических действий, носящих как профилактический, так и защитный характер. К их числу можно отнести окачивание ребёнка в бане с произнесением специальных «слов» (также известных как банные приговоры), которые должны оградить ребёнка от болезней. По всей видимости, банные приговоры функционально близки к заговорам, находящимся «на пересечении сфер церковно-христианского и фольклорного знания» [Топорков 2005: 9]. Наше внимание привлекла особая группа приговоров, включающая упоминание бабушки Саломеи / Соломеи / Соломонии / Соломониды («Очисти, банька-парушка, Саломея-бабушка, малое дитё от всех болячек», и т.д.). Несколько текстов такого рода были записаны участниками фольклорных экспедиций ПГНИУ (рук. С.Ю. Королёва), проводившихся в 2009–2011 гг. на территории Чердынского района. Бытуют подобные приговоры и в других районах Северного Прикамья ([Вишерская старина 2002, 29; Подюков 2004, 112]).

Можно было бы предположить, что Соломея-бабушка – это своеобразная персонификация бани, однако более обоснованным представляется другое объяснение этого персонажа. Судя по всему, банные приговоры сохранили упоминание о народной святой Соломии – апокрифическом персонаже, согласно многочисленным народным легендам, присутствовавшей при рождении Христа и обмывавшей его [Русские заговоры 2010: 271]. В память о ней на второй день после Рождества отмечается «бабий день», который также считается неофициальным профессиональным праздником врачей-акушеров.

Согласно двум наиболее авторитетным апокрифическим источникам («Протоевангелию Иакова» и «Евангелию псевдо-Матфея»), при рождении Христа Иосиф привёл к пещере двух повивальных бабок, однако они не помогали Богоматери непосредственно в родах. Одна из повитух, носящая имя Соломия, не поверила в непорочность Девы Марии и испросила разрешения удостовериться в её девственности, за что и была наказана (у Соломии иссохла рука, как только она притронулась к Богородице). Версия апокрифа в «Протоевангелии Иакова» включает в себя также текст покаянной молитвы Соломии (после прочтения которой она обрела исцеление), версия в «Евангелии псевдо-Матфея» – сообщение о том, что чудесно исцелившаяся Соломия идет по свету проповедовать о рождении Спасителя (то есть становится своего рода первым апостолом). Эта апокрифическая святая нередко изображается в развернутой иконографии «Рождества Христова» XV – первой половины XVII вв., а позднее – на старообрядческих иконах.

Образ св. Соломии встречается в различных жанрах русского фольклора – как правило, имеющих отношение к религиозной традиции и испытавших ощутимое влияние книжной традиции. Так, «бабушка Саломея» фигурирует в некоторых вариантах известного духовного стиха «Сон Богородицы» [Такташова 1990: 133]. В русских заговорах, известных по рукописным источникам, образ бабушки Саломеи встречается иногда в неожиданных поджанрах (например, в заговоре на власть, где «бабушка Соломонида» вместе с Христом принимают участие в «народном суде» [Топорков 2005: 207], или в любовном заговоре, где происходит контаминация образов Богородицы и Соломониды («Богородица-Соломонида») [Топорков 2005: 387]).

Очевидно, в этом же ряду можно рассматривать известные нам банные приговоры. В большинстве случаев тексты приговоров с упоминанием бабушки Соломеи носят лаконичный характер; в д. Амбор, однако, был зафиксирован относительно развернутый текст, имеющий выраженное заговорное начало («Не я тебя парю, не я тебя жарю, парит да жарит Соломония да матушка своим шелковым веничком, да на сон, на угомон, на доброе здоровье. Спи с вечера до полночи, с полночи до утра. Как в утробе матери лежал, ничего не знал, ни писку, ни вереску, так и сейчас ничего не знай»). Обычай произносить эти слова передается в семье информантки из поколения в поколение: сама информантка выучила их от матери, а теперь приговаривает, когда моет в бане своих внуков. Очевидно, что обращение к Соломии-бабушке / Саломонии-матушке в такого рода текстах не случайно, хотя информанты, как правило, затрудняются с объяснением того, кем была Соломея (наиболее близкий по смыслу ответ: «Раньше, может, какая-то праведница была или кто»).

Банные приговоры, в которых фигурирует бабушка Соломея / Соломония / Соломонида, фиксировались и в других районах Северного Прикамья: так, в Красновишерском районе к ней обращаются, когда заходят в баню, чтобы она оберегала от нечистой силы; в Усольском районе ее имя фигурирует в словах, которые произносит повитуха, когда в первый раз парит ребенка в бане. Примечательно, что в большинстве подобных текстов все действия с ребёнком (которые, как можно предположить, первоначально выполняла повитуха) приписываются «святой бабушке» Соломее.


Литература:

Вишерская старина 2002 – Вишерская старина: Сборник фольклорно-этнографических материалов по обрядовой традиции Красновишерского района Пермской области / Сост. И.А. Подюков, С.В. Хоробрых, Н.В. Жданова. Пермь, 2002.

Подюков 2004 – Подюков И.А. Усольские древности: Сб-к трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района / Подюков И.А., Белавин А.М., Крыласова Н.Б., Хоробрых С.В. Усолье, 2004.

Русские заговоры 2010 – Русские заговоры из рукописных источников XVII – первой половины XIX в. / Сост., подготовка текстов, статьи и комментарии А.Л. Топоркова. М., 2010.

Такташова 1990 – Такташова Л. Неизвестная старообрядческая икона // Наше наследие. 1990. № 4. С. 132–133.

Топорков 2005 – Топорков А.Л. Заговоры в русской рукописной книжности XV – XIX вв. М., 2005.





Похожие:

Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края iconО министерстве природных ресурсов пермского края
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 06. 06. 2006 n 100 "О временной системе управления Пермским краем и временной...
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края iconОб утверждении программы мероприятий по реализации кадровой политики в сфере государственной гражданской службы пермского края на 2010-2013 годы
Пермского края, на основании пункта 24 статьи 10 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. N 107-пк "О системе исполнительных органов...
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края iconПравительство пермского края постановление
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 06. 06. 2006 n 100 "О временной системе управления Пермским краем и временной...
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края iconАдминистративный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению ежемесячных денежных выплат отдельным категориям населения Пермского края
В соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края (далее Министерство), утвержденным постановлением...
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края icon№ сэд-33-01-02-103 «Об утверждении Перечня государственных услуг», приказываю
В соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края (далее Министерство), утвержденным постановлением...
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края icon№ сэд-33-01-02-103 «Об утверждении Перечня государственных услуг», приказываю
В соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края (далее Министерство), утвержденным постановлением...
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края iconАдминистративный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны
В соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края (далее Министерство), утвержденным постановлением...
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края iconПриказ от 17 июля 2011 г. N сэд-33-01-02-142 об утверждении административного регламента министерства социального развития пермского края по предоставлению
Плана утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти...
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края iconАгентство занятости пермского края 5
Безработные пермского края обошлись федеральному и краевому бюджету в 1 млрд рублей 10
Образ Соломеи-бабушки в банных приговорах Пермского края iconПостановлением Правительства Пермского края от 15. 11. 2007 n 273-п краевой проект
Реализация краевого проекта "24-20" направлена на решение приоритетных проблем социально-экономического развития Пермского края,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница