Примерная программа искусство




Скачать 189.08 Kb.
НазваниеПримерная программа искусство
Дата05.03.2013
Размер189.08 Kb.
ТипПримерная программа
Стандарты 2 поколения

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИСКУССТВО

Пояснительная записка

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и реф­лексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в систе­ме непрерывного образования.

На первый план при изучении предмета «Искусство» вы­носится задача восприятия учащимися произведений искус­ства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формиро­вания и развития художественно-образного мышления.

Особое место отводится изучению отечественного искус­ства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согла­сия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.

Деятельность образовательного учреждения общего образо­вания в обучении искусству должна быть направлена на дос­тижение учащимися следующих личностных результатов:

  • развитие образного восприятия и освоение способов ху­дожественного, творческого самовыражения личности;

  • гармонизация интеллектуального и эмоционального раз­вития личности;

  • формирование мировоззрения, целостного представле ния о мире, о формах бытия искусства;

  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;

  • формирование творческого отношения к проблемам,подготовка к осознанному выбору индивидуальной образова­тельной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе:

  • применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
    аналогов в бытии и динамике развития искусства;

  • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими
    людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

  • развитие критического мышления, способности аргу­ментировать свою точку зрения по поводу произведений искусства;

  • формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику воз­можность научиться:

в познавательной сфере:

  • представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления искус­ства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

  • усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

  • различать изученные виды и жанры искусств;

  • описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

  • классифицировать изученные объекты и явления куль­туры;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;

в ценностно-ориентационной сфере

  • представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях ис­кусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искус­ства;

в коммуникативной сфере:

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

  • использовать методы эстетической коммуникации, ос­ваивать диалоговые формы общения с произведениями искус­ства;

в эстетической сфере:

  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

  • воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осозна­вать их роль в творческой деятельности;

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художест­венным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

  • понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

  • определять зависимость художественной формы от це­ли творческого замысла;

  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эсте­тическом (художественно-образном) материале;

в трудовой сфере:

применять различные художественные материалы, ис­пользовать выразительные средства искусства в своем твор­честве как в традиционных, так и в инновационных (инфор­мационных) технологиях.


Основные содержательные линии при изучении искус­ства:

роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искус­ство народов России и мировой художественный процесс; ис­кусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевиде­ние, компьютерное искусство и его эстетические особенности)

Основными видами учебной деятельности учащихся яв­ляются: восприятие произведений искусства (слушание музы­ки, восприятие произведений пластических искусств, про­смотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художе­ственных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуни­кационных технологий.

Примерные программы основного общего образования по искусству составлены из расчета часов, указанных в Базис­ном учебном плане образовательных учреждений общего об­разования.

Предмет «Искусство» рекомендуется изучать в 8 классе в объеме не менее 35 часов.

СОДЕРЖАНИЕ

Искусство в жизни человека и общества

Роль и место искусства в жизни человека и общества. Первобытное искусство. Искусство Древнего мира. Древ­ний Восток,

Античное искусство и его значение.

Искусство Средневековья

Религиозное и светское искусство Средневековья. Средневековая Европа. Героический эпос Средних веков.

Искусство эпохи Возрождения

Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. Возрождение в Италии. Северное Возрождение.

Искусство эпохи Просвещения и искусство XIX в. Общая характеристика искусства эпохи Просвещения.

Стили и направления западноевропейского искусства эпо­хи Просвещения.

Общая характеристика искусства XIX в. Художественные направления и стили: романтизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм и др.

Искусство народов России

Основные особенности искусства народов России. Искус­ство народов России и мировой художественный процесс.

Национальное и общечеловеческое в произведениях искус­ства. Национальное искусство народов Российской Федерации (на примере искусства своего региона).

Искусство XX начала XXI в.

Искусство XX в. Поиски новых средств выразительности. Современные стили и направления развития искусства. Раз­витие театрального искусства в XX в. и XXI в


Искусство и технический прогресс. Новые виды искус­ства. Кинематограф. Телевидение. Компьютерное искусство и его эстетические особенности.

Новаторство в искусстве XX — начала XXI в.

Практические творческие работы

  1. Восприятие произведений искусства.

  2. Анализ произведений искусства.

  3. Опыт творческой деятельности в различных жанрах и художественных техниках.

  4. Выполнение творческих (исследовательских) проектов по искусству, в том числе с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий.

Объекты культуры для посещения учащимися

  1. Музеи — художественные, краеведческие, мемориаль­ные, декоративно-прикладного искусства.

  2. Художественно-производственные мастерские народных промыслов.

  3. Памятники архитектуры, садово-паркового искусства и т. п.

Выставочные и концертные залы, театры, кинотеатры


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 35 часов)

Содержание курса


Тематическое планирование

характеристика деятельности учащихся


Искусство в жизни человека и общества 6час



Роль и место искусства в жиз­ни человека и общества.

Первобытное искусство. Искусство Древнего мира. Древний Восток.

Античное искусство и его зна­чение




Представление о роли и мес­те искусства в жизни человека и развитии общества. Общечелове­ческие и этнокультурные ценности искусства. Место и роль искусства в развитии общества.

Искусство как явление и как процесс. Традиции и преемствен­ность в искусстве народов мира.

Язык различных видов искус­ства как средство создания худо­жественного образа. Художест­венный образ и его специфика в различных искусствах.

Виды и жанры, стили и на­правления в искусстве. Эпоха и стиль.

Мир в произведениях перво­бытного искусства. Функции пер­вобытного искусства. Мегалити­ческая архитектура.

Искусство Древнего мира. Формирование системы искусств Мифология и эстетические идеалы эпохи в Месопотамии, Древнем Египте

Основные этапы развития ис­кусства Древнего Востока (Индия, Китай, Япония). Шедевры искус­ства Древнего Востока Искусство Древней Греции и Древнего Рима. Мифология и эс­тетические идеалы Античности. Значение и итоги развития антич­ной культуры

Практические творческие работ

Восприятие произведений ис­кусства Древнего мира

Анализ произведений искус­ства изучаемых эпох

Опыт творческой деятельнос­ти в различных жанрах и художе­ственных техниках

Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов по ис­кусству с использованием средств новых информационно-коммуни­кационных технологий



Различать общее и особен­ное в различных видах художест­венной деятельности.

Воспринимать произведения искусства.

Сравнивать виды, жанры, на­правления, стили в искусстве.

Понимать и правильно упо­треблять изученные понятия в устной речи.

Описывать преемственность в художественной культуре наро­дов мира.

Анализировать образы искус­ства разных эпох.

Характеризовать традиции в искусстве народов мира.

Выбирать и использовать различные художественные тех­ники для создания выразительно­го художественного образа



Искусство средневековья 4 часа


Религиозное и светское искус­ство Средневековья

Средневековая Европа. Героический эпос Средних веков


Общая характеристика художе­ственной культуры Средневековья

Византия: ведущая роль архи­тектуры. Византийская мозаика.

Византийские традиции в рус­ском искусстве.

Общая характеристика роман­ского и готического искусства. Образ мира в романском и готи­ческом храме.

Культура духовенства и рыцар­ства. Героический эпос Средних веков.

Практические творческие ра­боты

Восприятие произведений ис­кусства Средних веков.

Анализ произведений искус­ства изучаемой эпохи.

Опыт творческой деятельнос­ти в различных жанрах и художе­ственных техниках.

Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов по истории мировой культуры с ис­пользованием средств новых ин­формационно-коммуникацион­ных технологий

Различать общее и особен­ное в разных видах художествен­ной деятельности

Эмоционально воспринимать произведения искусства.

Классифицировать виды и жанры искусства.

Описывать преемственность в художественной культуре наро­дов мира.

Понимать и правильно упо­треблять изученные понятия в устной речи.

Сопоставлять и анализиро­вать образы искусства разных эпох.

Различать произведения ис­кусства Средневековья.

Характеризовать искусство Средневековья.

Выбирать и использовать различные художественные тех­ники для создания выразительно­го художественного образа


Искусство эпохи возрождения 4 час


Общая характеристика худо­жественной культуры эпохи Воз­рождения.

Возрождение в Италии.

Северное Возрождение


Отражение мира в искусстве эпохи Возрождения. Новый стиль и возвращение к идеалам Антич­ности.

Возрождение в Италии. Тита­ны эпохи Возрождения, много­гранность их творчества.

Северное Возрождение. Эсте­тические идеалы эпохи. Художни­ки Северного Возрождения и ше­девры живописи и скульптуры.

Практические творческие ра­боты

Восприятие произведений ис­кусства эпохи Возрождения.

Анализ произведений искус­ства изучаемой эпохи.

Опыт творческой деятельнос­ти в различных жанрах и художе­ственных техниках.

Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов по истории мировой культуры с ис­пользованием средств новых ин­формационно-коммуникацион­ных технологий

Различать общее и особен­ное в разных видах художествен­ной деятельности.

Эмоционально воспринимать произведения искусства.

Классифицировать виды и жанры искусств.

Понимать и правильно упо­треблять изученные понятия в устной речи.

Систематизировать данные из разных источников на основе эмоционально-образного воспри­ятия.

Различать произведения ис­кусства эпохи Возрождения.

Характеризовать искусство эпохи Возрождения.

Описывать преемственность в художественной культуре эпохи Возрождения

Сопоставлять и анализиро­вать образы искусства разных эпох.

Выбирать и использовать различные художественные тех­ники для создания выразительно­го художественного образа



Искусство эпохи просвещения и 19 века 6 час


Общая характеристика искус­ства эпохи Просвещения. Стили и направления западноевро­пейского искусства эпохи Прос­вещения: барокко, классицизм.

Общая характеристика искус­ства XIX в.

Художественные направления и стили: романтизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм и др


Общая характеристика запад­ноевропейского искусства эпохи Просвещения. Шедевры барокко.

Классицизм и его проявления в художественной культуре За­падной Европы. Образы и тради­ции классицизма в искусстве.


Общая характеристика искус­ства XIX в. Художественные на­правления и стили искусства XIX в.

Романтизм в различных видах художественного творчества. Об­разы и идеалы романтизма. Реа­лизм в разных видах и жанрах ис­кусства и его исторические судь­бы.

Художественные направления и стили конца XIX в.: импрессио­низм, экспрессионизм и др.

Итоги развития искусства в XIX в. и переход к искусству XX в. Рождение новых видов и жанров искусства.


Практические творческие ра-боты

Восприятие произведений ис­кусства эпохи Просвещения.

Анализ произведений искус­ства изучаемой эпохи.

Опыт творческой деятельнос­ти в различных жанрах и художе­ственных техниках.

Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов по ис­кусству с использованием средств новых информационно-коммуни­кационных технологий

Различать общее и особен­ное в разных видах художествен­ной деятельности.

Эмоционально восприни­мать произведения искусства.

Классифицировать жанры и стили искусства.

Понимать и правильно упо­треблять в устной речи изучен­ные понятия.

Систематизировать данные из разных источников на основе эмо­ционально-образного восприятия.

Сопоставлять и анализиро­вать образы искусства разных эпох.

Различать произведения ис­кусства эпохи Просвещения.

Характеризовать художест­венную культуру эпохи Просве­щения и XIX в.

Выбирать и использовать различные художественные тех ники для создания выразительно­го художественного образа

Различать произведения ис­кусства XIX в. Характеризовать искусство

XIX в. Выбирать и использовать различные художественные тех­ники для создания выразительно­го художественного образа


Искусство народов России 9 час


Основные особенности искус­ства народов России. Искусство народов России и мировой худо­жественный процесс.

Национальное и общечелове­ческое в произведениях искус­ства. Национальное искусство на­родов Российской Федерации (на примере искусства своего регио­на)

Истоки и пути становления рус­ского искусства. Основные особен­ности художественного развития народов России. Примеры стилей и направлений русского искусства.

Средневековая монументаль­ная живопись. Древнерусское ис­кусство: Киев, Владимир, Новго­род, Псков. Русская иконопись.

Образ мира в произведениях русской классической и академи­ческой живописи, музыки в Рос­сии в XIX и XX вв.

Культура на рубеже веков. Рождение новых направлений, жанров, видов искусства

Истоки и пути становления национальной культуры народов России, ее основные художест­венные направления (на примере искусства своего региона). Ше­девры национального искусства. Практические творческие ра­боты Восприятие произведений ис­кусства. Анализ национального и об­щечеловеческого в произведени­ях искусства. Опыт творческой деятельнос­ти в различных жанрах и художе­ственных техниках. Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов по ис­кусству с использованием средств новых информационно-коммуни­кационных технологий



Различать общее и особен­ное в разных видах художествен­ной деятельности.

Эмоционально воспринимать произведения искусства.

Понимать и правильно упо­треблять в устной речи изучен­ные понятия.

Систематизировать данные из разных источников на основе эмо­ционально-образного восприятия.

Сопоставлять и анализиро­вать образы русской культуры и национальной культуры других народов Российской Федерации



Искусство 20 и начала 21 века 4 час


Искусство XX в. Поиски новых средств выразительности. Совре­менные стили и направления ис­кусства.

Развитие театрального искус­ства в XX и XXI вв.

Искусство и технический про­гресс. Новые виды искусства. Кине­матограф. Телевидение. Компью­терное искусство и его эстетические особенности.

Новаторство в искусстве XX -начала XXI в


Современные стили и направ­ления развития искусства. Симво­лизм. Модерн. Постмодернизм -«искусство цитат». Традиции теат­рального искусства и их развитие в XX в.

Искусство и технический про­гресс. Взаимодействие и синтез искусств - рождение новых ви­дов и жанров.

Новые виды искусства: кине­матограф, телевидение, компью­терное искусство и его эстетичес­кие особенности.

Новаторство в области изоб­разительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, ки­но.

Шедевры изобразительного ис­кусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино, созданные на основе различных подходов и синтеза искусств.

Искусство XX в. и мировой художественный процесс.

Практические творческие ра­боты

Восприятие произведений со­временного искусства

Анализ современных произ­ведений искусства. Опыт творческой деятельности в различных жанрах и художест­венных техниках. Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов по истории мировой культуры с ис­пользованием средств новых ин­формационно-коммуникацион­ных технологий

Эмоционально воспринимать произведения искусства.

Систематизировать данные из разных источников на основе эмоционально-образного воспри­ятия.

Характеризовать современ­ные черты и направления разви­тия искусства.

Понимать и правильно упо­треблять в устной речи изучен­ные понятия.

Характеризовать искусство XX - начала XXI в.

Сопоставлять и анализиро­вать образы современного искус­ства.

Сравнивать новые виды ис­кусства.

Выбирать и использовать различные художественные тех­ники для создания выразительно­го художественного образа


Рекомендации по оснащению учебного процесса

Главная цель изучения искусства в основной общеобразователь­ной школе - формирование сферы образного (художественного) познания мира. Реализация этой цели ставит перед учителем зада­чи, решения которых можно добиться при соответствующем мате­риально-техническом обеспечении. При этом кабинет искусства может объединять в себе все необходимое для проведения занятий по всем учебным курсам образовательной области «Искусство»: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Искусство».

Знакомство с шедеврами искусства различных эпох, разных форм, жанров, стилей и направлений возможно при оснащении ка­бинета искусства коллекцией аудио- и видеозаписей (аудиокас­сеты, CD и DVD, в том числе электронные учебники и т. п.). Необ­ходимы комплекты печатных пособий, посвященных стилям и направлениям искусства, отдельным его видам и жанрам. Для пол­ноценной реализации учебного курса необходимы хрестоматии и фонохрестоматии музыкальных произведений. Возможно осна­щение кабинета специальными комплектами слайдов и печатными пособиями, посвященными жизни и творчеству выдающихся деяте­лей культуры, художников, композиторов, исполнителей и т. п.

Для кабинета искусства обязательно наличие музыкального центра, включающего в себя устройство для воспроизведения фо­нохрестоматии — аудиокассет, CD и DVD.

Воспитанию интереса к искусству способствует наличие в фонде кабинета фильмов, видеозаписей театральных мюзиклов, концертов (наиболее целесообразна коллекция фильмов и видеофрагментов на DVD-носителях). Для их показа в кабинете должен быть компьютер с большим монитором или выходом на телевизионный экран. Оп­тимальным вариантом для кабинетов искусства является мультиме­дийный проектор, который может работать в условиях минимально­го затемнения. Рекомендуется также дополнять техническое оснаще­ние кабинета комплектом для цифровой фотографии (цифровой фотоаппарат, компьютер, программное обеспечение для обработки и печати цифровой фотографии, принтер).

Кабинет искусства, конечно, должен быть обеспечен специаль­ным оборудованием для рисования: рабочими местами с наклон­ными поверхностями для закрепления бумаги и размещения худо­жественных материалов; уголками для размещения натурных подста­вок; специальной точечной подсветкой; большой доской; стеллажом или специальными шкафами для хранения коллекции художествен­ных объектов, используемых на практических занятиях. Количество рабочих мест и комплектов для практических творческих работ должно соответствовать количеству учащихся в классе.

Для вовлечения учащихся в активную музыкально-исполнительс­кую деятельность желательно иметь комплект простейших музы­кальных инструментов. Количество комплектов (или инструмен­тов) должно соответствовать количеству учащихся в классе.

Желательно иметь в кабинете искусства фортепиано (пианино, рояль), а также аудиосинтезатор с записывающим устройством

Похожие:

Примерная программа искусство iconПрограмма по эстетике «Искусство России и Франции 18 века»
«Искусство Древнего мира» (5 Кл.), «Искусство Средневековья» (6 Кл.), «Искусство Эпохи Возрождения» (7 Кл.), «Искусство Западной...
Примерная программа искусство iconПримерная программа по Изобразительному искусству разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» народного художника России, академика рао б.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №81 г. Краснодара
Примерная программа искусство iconПримерная программа обучения личного состава спасательных служб I. Общие положения примерная
Примерная программа обучения личного состава спасательных служб (далее – Примерная программа) составляет основу подготовки спасательных...
Примерная программа искусство iconПримерная программа дисциплины «Сценография и история костюма»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050800 «История...
Примерная программа искусство iconПримерная программа переподготовки водителей транспортных средств
Настоящая Примерная программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных
Примерная программа искусство iconПримерная программа профиля
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой ходожественной культуре
Примерная программа искусство iconПримерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направления подготовки 070300...
Примерная программа искусство iconРабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края»
Составлена на основе примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края» 8 класс. Разработчики – сотрудники...
Примерная программа искусство iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Примерная программа искусство iconПримерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "E" общие положения
Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "E" (далее Примерная программа) представляет собой минимум...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница