Профессионально-этические основы социальной работы




НазваниеПрофессионально-этические основы социальной работы
страница1/6
Дата05.03.2013
Размер1.1 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ






ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




Рабочая программа учебной дисциплины

по специальности 040101.65 «Социальная работа»


Данный учебный курс также является частью образовательной
программы укрупненной группы 040000 «Социальные науки»
по направлению 040101.62 «Социальная работа» (бакалавриат)


Красноярск

2005


Одобрено на заседании

кафедры теории и методики

социальной работы


Зав. кафедрой Жижко Е.В.


27 декабря 2005 г.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 35.05.00 «Социальная работа»

Составитель Е.В. Жижко




Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е.В. Жижко. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2005. 90 с.


Рабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности «Социальная работа».


© Красноярский

государственный

университет,

2005

© Составление. Е.В. Жижко,

2005

Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки специалиста

по специальности 35.05.00 «Социальная работа»



ОПД.Ф11


Профессионально-этические основы

социальной работы


Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе.

Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы.

Деонтологические вопросы социальной работы.

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.




108

часа


Организационно-методический раздел


Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Этика в социальной работе – одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять взаимодействие с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений. Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Её нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе.

Объект изучения этики социальной работы – профессиональная мораль специалистов, предмет – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников. Цель этики социальной работы – обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, основные задачи – нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений; формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

Учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.

Социальная работа представляет собой разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса.

Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.

Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.

Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования.


Цель курса - формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях социальной работы как деятельности и профессиональной морали специалистов социальной работы; раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности; формирование основ ценностно-этического мышления специалиста социальной работы.


Задачи курса:


  • изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;

  • изучение конфессионально-этических оснований социальной работы;

  • анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;

  • изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;

  • изучение деонтологических вопросов социальной работы и ее отдельных видов;

  • анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.


Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Учебный курс изучается после того, как студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы и сформировано представление об ее смысле и содержании.

Структура учебного курса.


Структура учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя лекционные и семинарские занятия, самостоятельную работу студентов и текущий и итоговый контроль их знаний.

В процессе лекционных занятий студенты получают и осваивают основные теоретические сведения в области профессионально-этических основ социальной работы, их эволюции, тенденций развития, сущности и содержании основных элементов профессионально-этической системы и их взаимосвязи.

На семинарских занятиях студенты демонстрируют уровень овладения теоретическими знаниями и осваивают навыки их практического применения в целом и на примере конкретных ситуаций.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, выполнение контрольной работы (реферата) на предложенную тему, подготовку к промежуточному и итоговому контролю.

Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в семинарских занятиях, оценку уровня формальных знаний по итогам тестирования и оценку глубины их знаний и уровня ценностно-этического мышления по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый экзамен по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в области профессионально-этических основ социальной работы и умения творчески применять их на практике.

В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.


Требования к уровню освоения содержания курса:


  • владеть знаниями в области этико-аксиологических и этико-конфессиональных оснований социальной работы, знать их основные элементы и взаимосвязи между ними;

  • уметь применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности;

  • знать основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;

  • владеть навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;

  • знать основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;

  • знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;

  • знать смысл и содержание профессионального долга социального работника, уметь выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации;

  • знать основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;

  • уметь выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;

  • знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и профессионального социального работника в частности;

  • владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.


При изучении курса от студента требуется:


  • Углубленное изучение тем на семинарских занятиях с использованием разнообразных форм (доклады, проблемно-деловые игры, групповая работа, дискуссии и др.).

  • Обязательное выполнение всех контрольных письменных работ.

  • Обязательная отработка (в письменной или устной форме) пропущенной темы.

  • Привлечение новейшей научной литературы и нормативных актов при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям.

  • Написание реферата по одной из тем и защита его на семинарском занятии в группе.


Форма итогового контроля:


По окончании курса студенты сдают зачет; применяется модульно-рейтинговая система, позволяющая студенту выйти на его автоматическое получение.


Условные обозначения, используемые в данном тексте:


 – домашняя работа, которую необходимо выполнить письменно к семинару.



– работа, которая будет выполняться письменно на семинаре.

Распределение часов курса по темам и видам работ

для студентов дневной формы обучения


Наименование тем

Все-го ча-сов

Аудиторные занятия (час.)

Самос-тояте-льная работа

в том числе

Лекции

семи-

нары

Тема 1. Введение в учебную дисциплину “Профессионально-этические основы социальной работы”

3

1

0

2

Тема 2. Этические законы в жизни человека

5

1

2

2

Тема 3. Этика как наука

3

1

0

2

Тема 4. Место и роль ценностей в социальной работе.

8

2

1

5

Тема 5. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность и типология

7

1

1

5

Тема 6. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: от первобытного общества до наших дней

10

0

4

6

Тема 7. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: конфессионально-этические основания социальной работы в христианских странах

9

4

1

4

Тема 8. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: идеи благотворительности и милосердия в религиях мира

8

0

4

4

Тема 9. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы

6

2

0

4

Тема 10. Профессионально-этические кодексы социальной работы и других видов профессиональной деятельности: сущность, основные понятия, принципы, моральные нормы, взаимовлияние

11

1

4

6

Тема 11. Этические проблемы исследований в социальной работе

5

2

1

2

Тема 12. Деонтологические вопросы социальной работы

22

2

10

10

Тема 13. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

4

0

2

2

Тема 14. Этикет социального работника

3

0

2

1

Тема 15. Профессиональный отбор специалистов социальной работы: этапы, принципы, методы, этические аспекты

4

0

2

2

ИТОГО:

108

17

34

57


Распределение часов курса по темам и видам работ

для студентов заочной формы обучения


Наименование тем

Все-го ча-сов

Аудиторные занятия (час.)

Самос-тояте-льная работа

в том числе

Лекции

семи-

нары

Тема 1. Введение в учебную дисциплину “Профессионально-этические основы социальной работы”

6,5

0,5

0

6

Тема 2. Этические законы в жизни человека

6,5

0,5

0

6

Тема 3. Этика как наука

7

1

0

6

Тема 4. Место и роль ценностей в социальной работе.

6,5

0,5

0

6

Тема 5. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность и типология

7

1

0

6

Тема 6. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: от первобытного общества до наших дней

6,5

0,5

0

6

Тема 7. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: конфессионально-этические основания социальной работы в христианских странах

8

2

0

6

Тема 8. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: идеи благотворительности и милосердия в религиях мира

6

0

0

6

Тема 9. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы

7

1

0

6

Тема 10. Профессионально-этические кодексы социальной работы и других видов профессиональной деятельности: сущность, основные понятия, принципы, моральные нормы, взаимовлияние

7

1

0

6

Тема 11. Этические проблемы исследований в социальной работе

7

1

0

6

Тема 12. Деонтологические вопросы социальной работы

13

1

4

8

Тема 13. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

6

0

0

6

Тема 14. Этикет социального работника

7

1

0

6

Тема 15. Профессиональный отбор специалистов социальной работы: этапы, принципы, методы, этические аспекты

7

1

0

6

ИТОГО:

108

12

4

92


Распределение часов курса по темам и видам работ

для студентов заочной формы обучения (второе высшее)


Наименование тем

Все-го ча-сов

Аудиторные занятия (час.)

Самос-тояте-льная работа

в том числе

Лекции

семи-

нары

Тема 1. Введение в учебную дисциплину “Профессионально-этические основы социальной работы”

6,5

0,5

0

6

Тема 2. Этические законы в жизни человека

6,5

0,5

0

6

Тема 3. Этика как наука

6,5

0,5

0

6

Тема 4. Место и роль ценностей в социальной работе.

6,5

0,5

0

6

Тема 5. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность и типология

6,5

0,5

0

6

Тема 6. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: от первобытного общества до наших дней

6,5

0,5

0

6

Тема 7. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: конфессионально-этические основания социальной работы в христианских странах

7

1

0

6

Тема 8. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы и социальной помощи в России и за рубежом: идеи благотворительности и милосердия в религиях мира

6

0

0

6

Тема 9. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы

6

0

0

6

Тема 10. Профессионально-этические кодексы социальной работы и других видов профессиональной деятельности: сущность, основные понятия, принципы, моральные нормы, взаимовлияние

7

1

0

6

Тема 11. Этические проблемы исследований в социальной работе

7

1

0

6

Тема 12. Деонтологические вопросы социальной работы

18

0

4

14

Тема 13. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

6

0

0

6

Тема 14. Этикет социального работника

6

0

0

6

Тема 15. Профессиональный отбор специалистов социальной работы: этапы, принципы, методы, этические аспекты

6

0

0

6

ИТОГО:

108

6

4

98

СТРУКТУРА КУРСА




  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Профессионально-этические основы социальной работы iconПрофессионально-этические основы социальной работы
Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр...
Профессионально-этические основы социальной работы iconПрограмма дисциплины Профессионально-этические основы социальной работы переподготовка по программе «Теория и практика социальной работы»
Социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной...
Профессионально-этические основы социальной работы iconПрофессионально-этические основы социальной работы курс лекций
Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Профессионально-этические основы социальной работы iconМедведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник/ Г. П.
Бадя Л. В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) \\ Российский журнал социальной работы. 1995. №1
Профессионально-этические основы социальной работы iconРабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы»
Формирование у студентов теоретических знаний о природе социального труда, профессионально-этических основах социальной работы, категориях...
Профессионально-этические основы социальной работы icon«Профессионально-этические основы социальной работы»
Роль морали и нравственности в становлении социального обслуживания в современной России
Профессионально-этические основы социальной работы iconВопросы к экзамену и контрольной работе по дисциплине «Педагогика»
Вопросы к зачету по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы» 16
Профессионально-этические основы социальной работы icon«Профессионально-этические основы в социальной работе»
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Профессионально-этические основы социальной работы iconРасписание занятий 3 курса
Примечание: занятия по физической культуре, педагогике, социальной политике, правовому обеспечению социальной работы, теории социальной...
Профессионально-этические основы социальной работы iconЭтические основы социальной работы
Авторы: д-р социол наук, профессор, зав кафедрой социальных технологий И. Ф. Албегова, к пол н., ст преподаватель кафедры социальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница