Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников




Скачать 69.13 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников
Дата05.03.2013
Размер69.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников


К составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной деятельности в межаттестационный период. Аттестуемый может сосредоточить свое внимание на результатах, полученных за последние три года.

Приложением к самоанализу может являться портфолио, куда входят копии наградных документов, документов о повышении квалификации, отзывы, методические разработки, другие материалы, подтверждающие содержание самоанализа, также можно приложить представление администрации образовательного учреждения или методических служб.

Самоанализ позволяет ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были усовершенствованы?» и др.


Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки

В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание на следующие моменты:

  • степень понимания аттестуемым педагогом основных позиций государственной политики в области образования (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции)

  • уровень профессионального мышления педагога (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный результат)

  • вклад аттестуемого педагога в формирование положительного имиджа образовательного учреждения

  • саморазвитие педагога как путь к вершинам профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по самообразованию)

  • творческий портрет педагога (индивидуальный методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал, кругозор и эрудиция)

  • уровень профессиональной компетентности (владение современными технологиями)

  • логика и стиль изложения (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)

  • соответствие содержания предъявляемым требованиям

  • уровень достижений (результаты обучения, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)



Структура самоанализа


  1. Титульный лист – оформляется на отдельной странице (Приложение 1).


Частые ошибки: отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование образовательного учреждения, излишняя информация.


  1. Информационная справка или визитная карточка педагога, которая может включать:

  • сведения об образовании,

  • стаж работы аттестуемого,

  • специфика образовательного учреждения,

  • характеристика контингента учащихся, воспитанников,

  • объем учебной нагрузки,

  • а также девизы, педагогическое кредо,

  • поощрения и награды.




  1. Основная часть, при составлении которой следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми к первой или высшей квалификационной категории (п.30-31 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2011года № 209).


Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности


    1. Особенности программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса:

  • необходимо обосновать свой выбор учебно-методического комплекса

  • раскрыть целесообразность использования в работе модифицированной или авторской программы (для педагогов дополнительного образования, педагогов-коррекционников, социальных педагогов, педагогов-психологов)

  • использование авторских методик

б) Современные образовательные технологии как основа эффективной практической деятельности педагога:

  • раскрыть приемы отдельных образовательных технологий на конкретных примерах

  • проанализировать результаты применения


Частые ошибки: простое перечисление технологий, отсутствие примеров и анализа полученных результатов.


Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания


а) Методическая деятельность:

  • наличие собственных методических разработок, работа по созданию дидактических материалов, учебных пособий, репертуарных сборников, сценариев

  • собственное сочинение стихов, музыки, танцевальных номеров, используемых в учебном процессе



б) Инновационная деятельность:

  • апробация и внедрение новых программ, технологий, участие в проектной деятельности, ведение исследовательской деятельности, работа с одаренными детьми


в) Непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога:

  • самостоятельное изучение современной научно-методической литературы (указать источники)

  • обращение к ресурсам Интернет

  • работа над темой по самообразованию (формулировка темы и ее актуальность, этапы освоения, полученные результаты)

  • повышение квалификации


г) Распространение собственного педагогического опыта:

  • участие в научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах

  • участие в конкурсах профессионального мастерства

  • представление опыта перед слушателями курсов повышения квалификации

  • наставническая деятельность (руководство педагогической практикой, творческой группой, руководство методическим объединением)


д) Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, социальными службами:


  • ДОУ, СОШ, ДМШ, педколледжем, педакадемией, библиотеками, музеями, творческими союзами, концертными организациями, художественными коллективами (осветить целесообразность и результаты взаимодействия).


Наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, с учетом результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.


  • Представленные результаты в виде таблиц, диаграмм необходимо дополнить комментариями и пояснениями, провести анализ.

  • Педагогические работники, у которых результаты работы не могут быть представлены в конкретных цифрах, процентах, могут предоставить планы мероприятий и отчеты (социальный педагог), а также использовать метод описания (музыкальный руководитель в детском доме), либо приложить результаты диагностических исследований с пояснениями.



Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.


1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.


2. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.


3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Образец титульного листа Приложение 1.


Наименование образовательного учреждения по уставу


Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя (указать предмет), педагога дополнительного образования (указать профиль, например, педагога-хормейстера), тренера-преподавателя (указать вид спорта) и т.д.


ФИО (полностью)


Город, район, год

Похожие:

Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные...
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconСостав экспертных групп для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников государственных и
Состав экспертных групп для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников...
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации для аттестации педагогических работников
...
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по составлению заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников
Спецификацию контрольно-измерительных материалов для квалификационного экзамена при проведении аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconНауки и молодежной политики забайкальского края приказ
Об установлении соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к высшей и первой квалификационным...
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по организации и проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Гоу дпо «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград.
Методические рекомендации предназначены для психологов, медицинских работников, специалистов по социальной работе, специалистов учреждений...
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации Серия: Подготовка экспертов высшего профессионального образования
Экспертная оценка проведения, организации и результатов научно-исследовательской деятельности в вузе. Методические рекомендации....
Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению августовских педагогических совещаний работников образования саратовской области
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница