Скачать 419.64 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологииРассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮНа заседании кафедры _______________ ЮФУ Декан факультета Протокол №______ (зам.декана по учебной работе) «___»____________200 г. __________________________ Зав.кафедрой________________ __________________________ «____»_______________200 г. Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 5 («Немецкая классическая философия») федерального компонента цикла ОПД специальности 030101 – «философия» заочное отделение Составитель ст. преп. кафедры ИФФА Тихонов А.В. Ростов-на-Дону 2009 Содержание Стр. 1 Пояснительная записка…………………………………………………….2 2 Тематическое планирование курса ……………………………………….3 3 Программа курса …………………………………………………………..4 4 Планы лекций……………… ………………………………….…….…….8 5 Планы семинарских занятий………..………………………………….…10 6 Самостоятельная работа студентов…………….. ……………………….14 7 Темы контрольных работ…………………………………………………20 8 Экзаменационные вопросы………… …………………………………....22 9 Тематика курсовых и дипломных работ ……..…………...……………..23 10 Общий список литературы к курсу ……………...……………………..24 11 Глоссарий……………..……………………………………………...…...30 12 Формы промежуточного контроля…………………………………...…32 Пояснительная записка В данном курсе для изучения предлагаются основные принципы философских систем, традиционно объединяемых в определенную мыслительную формацию «Немецкая классическая философия». Курс посвящен изучению главных работ И. Канта, И. Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга, Г. В.Ф. Гегеля. Вопреки определенной традиции, философия А. Шопенгауэра (как вид «кантианства», и в силу своего противостояния философии Г.В.Ф. Гегеля), а также философия Б. Больцано (как пример критики философии Канта, закладывающий новую традицию философствования) включены в данный курс. Изучение философии Л. Фейербаха предполагается в рамках курса «История зарубежной философии», часть 7. Цель курса: систематическое изложение идей перечисленных философов, а также анализ этих философских учений как типов реагирования на трансцендентальное исследование Канта, как типов переработки поставленных Кантом задач в его «критический» этап творчества. Задачи курса: - представить основополагающие идеи предлагаемых философских учений; - представить исключительную специфику каждого философского учения (учитывая его идейную трансформацию), которая достигается изложением не только общих идей, но и идей частного характера; - составить представление о взаимовлиянии различных философских идей, о различиях интерпретаций тех или иных положений, проводимых западными и отечественными историками философии; Навыки студентов по окончанию курса: развитие навыков чтения и понимания философского текста, развитие умения фиксации философских проблем данного периода и адекватного изложения предлагаемых философских учений; работа с библиографией по данной проблематике и со специализированной литературой. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Программа курса Тема 1 Немецкая классическая философия: ее источники, развитие и главные проблемы. Введение в проблематику «трансцендентального исследования» И. Канта. Специфика и уникальность данной философской формации. Хронологические рамки, персоналии. Философская проблематика субъекта и объекта как критерий образования понятия «Немецкая классическая философия». Исследование природы философского знания как одна из центральных проблем философии данного периода. «Докритический» этап философии И. Канта. Космология Канта: силы, развитие материи. Кант о способности внутреннего чувства у человека. «Критический» этап философии Канта: условия научности метафизики, постановка Юмом проблемы априорной мыслимости, различие между синтетическими и аналитическими суждениями; постановка проблемы возможности метафизики, новый класс суждений, замысел «Критики чистого разума», сущность трансцендентального исследования познавательной способности человека. Б.А. Фохт о проблематике «критического» этапа Канта. Вопрос о «значении философии для науки». Содержание понятий «априорный», «трансцендентальный», «синтетический». Тема 2 И. Кант. «Критика чистого разума». Структура книги «Критика чистого разума». Форма и содержание акта созерцания. Пространство и время как формы созерцания, как чувственные начала познания. Вещь в себе и явление. Понятие трансцендентальной логики. Суждение как результат подведения созерцания под соответствующее понятие. Таблица суждений. Логическая форма суждения. Категории: «чистота», «априоризм», второе начало познания, условие опыта. Дедукция категорий: наличный и возможный опыт. Единство апперцепций, сила продуктивного воображения, привнесение характеристик предметности в многообразие созерцаний. Опыт, разум, природа. Различие «феноменов» и «ноуменов». Схемы временности и время как форма внутреннего восприятия. Разум как формальный принцип функционирования рассудка. Идеи как чистые понятия разума, неизбежность иллюзии. Анализ попыток опредмечивания идей, их выражения в наличном опыте. Критика рациональной космологии и учение об антиномичности разума. Кант о доказательстве бытия Бога. Природа философского знания, история философии. Тема 3 И. Кант. «Критика практического разума». Негативный характер идей в «Критике чистого разума», «учение о методе» как переход к «Критике практического разума». Кант о разных видах «каузальности»: различие «причинности» «теоретической» и «практической» (А. Хинске). Понятие «практической» способности разума. Значимость «идей» в «практическом» разуме, свобода разума. Нравственный закон как второй априорный принцип, понятие практического разума. Формулы «нравственного закона». Различие «моральных» и «легальных» поступков, «гетерономная» и «автономная» мораль, ценность самозаконности разума. «Благо» в «практическом» разуме. Учение от методах воспитания, переход к понятию «цели». Тема 4 И. Кант. «Критика способности суждения». «Критика способности суждения» как соединение двух предыдущих «критик». Суждения с понятием «цели». Третий априорный принцип. Эстетическая способность суждения. Аналитика понятий «прекрасное» и «возвышенное». Подлинная эстетическая оценка, художественное творчество, гений. Диалектика эстетических понятий. Телеологическая способность суждения. Логическое применение понятия «цель». Органические и неорганические системы. Дискурсивное мышление, телеологическое мышление. Целесообразность и нравственный образ жизни. Тема 5 Философия И.Г. Фихте. Творческая эволюция И.Г. Фихте: «первое» и «второе» «наукоучение». Цели и задачи «наукоучения». «Первое» наукоучение»: самоопределяющееся «Я» (чистое сознание) как начало учения. Три «безусловных основоположения» «наукоучения». «Основоположение тождества»: акт самосознания, действие «Я». «Основоположение различия»: саморазличение «Я» от «Не Я». «Основоположение ограничения»: две ситуации бесконечного взаимоопределения «Я» и «Не Я». «Я» «абсолютное». Учение о созерцании. Влияние философии Канта на «наукоучение», теоретическая и практическая части «наукоучения», интерпретация «вещи в себе». Две ситуации бесконечного взаимоопределения «Я» и «Не Я». «Я» «абсолютное». «Второе» «наукоучение»: «Я» «абсолютное» как абсолютное бытие. Догматизм, идеализм, реализм. Фихте о соотношении духа и тела. «Ранний» Фихте о религии: христианство и философия. Откровение в пределах нравственного закона. «Поздний» Фихте о религии: Бог как абсолютное бытие. Тема 6 Философия Ф.В.И. Шеллинга. Творческая эволюция Ф.В.И. Шеллинга: натурфилософия, философия абсолютного тождества, философия откровения. Романтизм философии Шеллинга. Материя как совокупность атрибутов Абсолюта, как единство конечного и бесконечного. Единство как реальность Абсолюта. Природа как развивающееся целое. Задачи и принцип «трансцендентальной» философии. Абсолютное тождество «субъекта» и «объекта». Знание и бытие. Сознание и самосознание. Философия истории: свобода и необходимость, правовые отношения, периоды истории. Художественная интуиция как основа философии. Искусство как «документ» и «орган» философии. Гениальность как двустороннее сочетание «субъекта» и «объекта». Философия откровения. Свобода и судьба. Мифология. Саморазличение Абсолюта. Тема 7 Введение в философскую систему Г.В.Ф. Гегеля. «Феноменология духа». Этапы творчества Г.В.Ф. Гегеля. Онтологизм, реализм и креационизм как главные черты его философии. Действительное содержание философского понятия «диалектика» Гегеля. Некоторые интерпретации философского понятия «диалектика». (А. Тренделенбург, И.А. Ильин, А. Кожев). «Феноменология духа» как введение в систему «зрелого» Гегеля. Структура книги «Феноменология духа». Гегель и романтизм: принципиальное расхождение в понимании природы философии, в понимании процесса постижения Абсолюта. Жизнь сознания, ступени его восхождения. Саморазвитие Истины или Абсолюта. Саморазвитие Истины как саморефлексия. Тема 8 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. Том 1. «Наука логики». «Энциклопедия философских наук»: философия и логика, понятие и его движение. Объективность мысли, принцип совпадения логического и метафизического. Три отношения мысли к объективности. Три момента логического как три момента реального, как выражение природы Абсолюта. Неискаженное представление о «диалектическом» моменте. «Спекулятивное». Учение о бытии: «нечто» и «ничто» как первые абстракции, скачкообразное становление бытия как результат взаимоопределения первых абстракций: качество, количество, мера. Учение о сущности: рефлексия как самосвечение понятия, рефлексия как отличительный момент учения о сущности от учения о понятии. Тождество и различие как рефлектированные моменты отношения сущности с самой собой. Тождество и различие как внутренняя сторона «нечто» и «ничто». Существование как внешность сущности, явление и действительность. Учение о понятии: «самовоплощение» понятия, суждение, умозаключение, идея. Тема 9 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. Том 2. «Философия природы». «Философия природы»: «природа» - инобытие идеи. Идеальная сущность природы: природа как процесс становления Духа, аналогия внутренней логики развития «философии природы» с «наукой логики». Механика: механическое собрание «элементов». Предметы, пространство и время, материя, сила и ее центр, система тел. Абстракция. Физика: природная индивидуальность. Свет, небесные тела и стихии, метеорологический процесс. Магнетизм, электричество, химический процесс. Индивидуализация предметов природы. Органика: живая индивидуальность. Геологическая порода, растительный организм и животный организм как высшая ступень инобытия Идеи. Стремление индивида к всеобщему, переход к «философии духа». Тема 10 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. Том 3. «Философия духа». «Философия духа»: процесс самопознания духа. Связь «Логики» и «Философии духа» (А.Кожев). Критика «пневматологии» и психологии эмпирической. Учение о «субъективном духе»: антропология Гегеля, новое появление «Феноменологии духа», спекулятивная психология. Учение об «объективном духе»: «действительно осуществленное» как «инобытие» духа. Государство, «абсолютное право», «всемирная история». Религиозность и нравственность. Учение об «абсолютном духе»: искусство, религия и философия - формы самопознания духа. Красота как «чувственная форма истины» (А. Гулыга). Формы искусства, исчерпание искусства. Религия. Отличие философии от других форм. Философия как высшая форма самопознания духа. Понятие «тотальность». Тема 11 Атеистический иррационализм А. Шопенгауэра. Творческая эволюция Шопенгауэра. Влияние философии Канта на учение Шопенгауэра о представлении, интерпретация «вещи в себе». Отношение Шопенгауэра к философии Гегеля. Шопенгауэр об объекте и субъекте. Мир как представление и мир как воля. Учение Шопенгауэра о воле. Мировая воля и воля индивидуальная. Тело как явление воли. «Первенство воли» (К. Фишер). Воля и интеллект. Иерархия ступеней объективации воли. «Идеи». Постижение идей (искусство, философия). Связь морального учения Шопенгауэра с его метафизическими взглядами. Жизнь как страдание. «Мотив» и «характер», врожденные типы характера. Действительная природа моральности, моральный поступок. Планы лекций Лекция 1 Немецкая классическая философия: ее источники, развитие и главные проблемы. Введение в проблематику «трансцендентального исследования» И. Канта.
Лекция 2 И. Кант. «Критика чистого разума».
Лекция 3 Философия И.Г. Фихте.
Лекция 4 Философия Ф.В.И. Шеллинга.
Лекция 5 Г.В.Ф. Гегель. «Наука логики».
Лекция 6 «Философия духа» Г.В.Ф. Гегеля.
Лекция 7 А. Шопенгауэр: атеистический иррационализм.
Планы семинарских занятий |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии» История зарубежной философии, ч. 5, в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии» История зарубежной философии, ч. 5, в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии» Г. В. Ф. Гегеля), а также философия Б. Больцано (как пример критики философии Канта, закладывающий новую традицию философствования)... | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов годового курса... |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история зарубежной философии» «история зарубежной философии» федерального компонента цикла опд по специальности 030101 – философия | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история зарубежной философии» | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история зарубежной философии» |
![]() | Кафедра современных проблем философии История зарубежной философии Учебно-методический комплекс Специальность №020100 Философия Москва, 2009 История средневековой философии. Философия эпохи Возрождения и Реформации | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с |