4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования




Скачать 286.99 Kb.
Название4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования
страница1/4
Дата04.03.2013
Размер286.99 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4

4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования




Введение


1 Целесообразность данной разработки определяется стремлением снять остроту противоречий, проявившихся в ходе незавершенной многолетней работы над проектом «Стандартов» и приступить к планомерной деятельности по обновлению содержания общего среднего образования с ясными этапами и сроками завершения.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время со «Стандартами», требует оперативных действий. С одной стороны, ненормально положение, при котором вопреки «Закону об образования» этот важный документ отсутствует. С другой стороны, одновременно действующие в настоящее время «Обязательный минимум» (1997 г.) и проект стандартов, не получивший поддержки профессионального сообщества, но утвержденный приказом и. о. министра образования от 5 марта 2004 г., во многом противоречат друг другу. Тем самым возникла ситуация неопределенности, крайне затрудняющая работу школ, работу по созданию программ и участников работу школ, работы по созданию программ и учебников нового поколения. Фактическое отсутствие нормативных документов затрудняет и работу по экспертизе учебников.

2. Содержание общего среднего образования, описываемое в нормативных документах, должно отражать известное единство взглядов профессиональных сообществ и общества в целом. Многолетний неудачный опыт работы над «Стандартами» указывает на то, что привычный путь создания учебного плана и развернутых учебных программ не дает результата: противоречия между специалистами, придерживающихся различных взглядов и концепций, не удается снять.

Анализ материалов дискуссий указывает на то, что споры главным образом ведутся вокруг проблемы распределения учебного времени по различным предметам, включения или невключения той или иной темы или раздела, вокруг предлагаемых конкретных методических решений. Иными словами, отсутствие единства взглядов на содержание школьного образования определяется принципиальными различиями методических позиций.

Существенно отметить при этом, что дискуссии ведутся, как правило, между представителями одного предмета. Учебные программы различных учебных дисциплин слабо согласованы. Большой объем полного свода учебных программ делает содержание общего среднего образования необозримым в целом.

3. История работы над «Стандартами» показывает, что следование традиционной схеме создания содержания образования, при которой сначала формируется учебный план, а затем подробные учебные программы, не приводит к результату. Эта схема действовала в период, когда базовые документы утверждались волевым решением. В условиях плюрализма мнений и демократических процедур обсуждения схема не действует. Необходимо, следовательно, искать иные подходы. В основу данной разработки положены следующие идеи, сформулированные в отечественной педагогике.

1) Как известно, наиболее масштабная реформа содержания общего среднего образования проводилась в нашей стране в 60-х — 70-х годах. Центральную комиссию АН СССР и АПН СССР по разработке содержания возглавлял вице-президент АПН СССР А. И. Маркушевич. В ходе реформы проявились многочисленные трудности, обусловленные и принципиальной новизной содержания по ряду предметов, и перегрузкой. А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения ядра школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его оболочек, варьирующейся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея не была реализована.

2) Следует напомнить, что формирование новой программы по математике в середине 60-х годов начиналось с документа «Объем знаний по математике для восьмилетней школы», разработанной Комиссией по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмогорова. Этот очень краткий документ содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в «Объеме знаний» не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены более подробные учебные программы.

3) В известной монографии «Теоретические основы содержания общего среднего образования» (Под редакцией В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983) был предложен культурологический принцип: источник формирования содержания общего среднего образования— культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.

Согласно этой концепции, формирование содержания общего среднего образования осуществляется в несколько этапов:

I этап (допредметный) — этап формирования общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.

II этап — предметный. Здесь определяется состав учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

III этап — создание учебных материалов.

IV этап — организация процесса обучения.

V этап — присвоение учениками нового содержания.

4) Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности учащихся описывает деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ ведущих видов деятельности, выделение ведущих идей и понятий.

4. Предлагаемая концепция объединяет описанные идеи «Фундаментальное ядро содержания общего образования» — документ, в котором фиксируется набор ключевых фактов, понятий, идей, методов и теорий, относящихся к наукам, представленным в школьном курсе. Это те элементы научного знания и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Идея выделения фундаментального ядра — составная часть разрабатываемой новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания школьных предметов.

Первая проблема — социально-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией системы современных запросов и ожиданий в сфере образования со стороны личности, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и, соответственно, должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

Принципиально важно отметить, что «Фундаментальное ядро» — весьма лаконичный документ, фиксирующий основные контуры содержания общего образования. В то время как Тезаурус школьного курса насчитывает по разным оценкам от 15000 до 2000 терминов, в «Фундаментальное ядро» должны войти лишь несколько сот терминов первого ряда.

5. Прилагательное «фундаментальное», содержащееся в названии обсуждаемого документа, призвано подчеркнуть, что традиционный для отечественной школы принцип фундаментальности образования должен быть сохранен.

В ходе дискуссий вокруг проблемы «Стандартов» выяснилось, что наиболее принципиальное значение имеют расхождения во взглядах традиционалистов — сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования), и модернистов, критикующих содержание за перегрузку и чрезмерный «сциентизм». Высказываются мнения о целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системы обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.

Опыт советской и российской школы показывает, что при правильной организации высокие цели, ставящиеся перед системой общего образования, достижимы. Именно благодаря принципу фундаментальности образования мы имели признанные достижения в прошлом. В эпоху становления «новой экономики» — экономики знаний — значение этого принципа только возрастает, поскольку качество образования становится условием конкурентоспособности страны, а наукоемкие технологии — необходимым условием прогресса. Явное выделение ядра знаний на традиционно высоком для российской школы уровне призвано противодействовать предпринимаемым попыткам примитивизации образования. Вместе с тем в процессе разработки «фундаментального ядра» необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

Наряду с фундаментальным знанием должны быть намечены основные формы деятельности и соответствующие классы задач, умения решать которые свидетельствуют о функциональной грамотности.

6. Краткость описания содержания образования в «Фундаментальном ядре» позволяет с новых позиций приступить к решению старой нерешенной проблемы межпредметных связей. Как правило, представители различных наук совместно обсуждают лишь распределение учебного времени. Отсутствует единый взгляд на содержание образования, согласование учебных задач, трактовку понятий, встречающихся при изучении разных предметов. В большой мере такое положение вещей обусловлено тем обстоятельством, что согласовать пространные учебные программы различных предметов весьма затруднительно. — Формат «Фундаментального ядра» позволяет провести согласование различных областей знания на этапе разработки. Окончательная редакция каждой из выделенных рубрик должна осуществляться после перекрестного обсуждения, с учетом мнений специалистов, представляющих другие области знаний.

7. В основу положен следующий целевой принцип:

Цель общего среднего образования — гуманистическое воспитание , т.е.:

— содействие достойному, культуро- и природосообразному проживанию школьного периода жизни; содействие полному раскрытию природного потенциала учащихся с учетом их особенностей, склонностей и способностей;

— воспитание на образцах отечественной и мировой культуры.

Основные задачи общего среднего образования:

- 1) формирование и развитие личности:

- 2) развитие способности к свободной ориентации в современном мире и принятию

самостоятельных решений;

- 3) воспитание гражданина России, что предполагает: а) формирование правосознания и уважения к Закону; б) воспитание патриотизма, понимаемого как личная ответственность за сохранение пространства, освоенного предками, ответственность за сохранение и приумножение отечественной культуры.

Сформулированные цели и задачи фиксируют в самой обобщенной форме критерии отбора содержания общего образования, реализуемые при описании содержания областей знания с учетом их специфики.

8. Идеологическим основанием для отбора служат общие цели школы, а также «предметные» цели, ставящиеся при изучении той или иной области знаний (см. ниже пояснительные записки).

Инструментальное основание — принадлежность того или иного элемента к наиболее существенным сферам осваиваемого социокультурного опыта;

— общекультурное развитие;

— личностное и социальное развитие;

— прикладная направленность (практическая деятельность, предпрофессиональная подготовка и т. д.).

9. Неизбежная консервативность массовой системы образования исключает революционные решения. Поэтому состав областей знания, которые должны быть представлены в школьном курсе, определяется достаточно однозначно. Выделяется гуманитарный цикл, ответственный по преимуществу за формирование ценностной сферы, а также естественно-научный и математический цикл, ориентированный главным образом на рациональное знание. Такое традиционное деление несколько условно, но удобно.

В гуманитарный цикл входят: язык (русский и иностранный), литература, география, история, обществознание, искусство. К естественно-научному циклу относятся: математика и информатика, физика, химия, биология.

Следует подчеркнуть особое значение русского языка и математики. Эти предметы определяют способности к мышлению и коммуникации, пониманию смыслов и самостоятельным рассуждениям. Поэтому они являются базовыми предметами школьного курса. В настоящее время, в эпоху бурного развития информационных технологий, к базовым предметам может быть отнесена и информатика.

10. Разработка фундаментального ядра началась в 2005 г. На этом этапе были составлены рабочие варианты текстов, описывающих содержание выделенных областей знаний; подготовлена развернутая концепция. Была доказана принципиальная возможность создания документа, нового для отечественной и зарубежной школы. Однако тексты, относящиеся к различным областям знаний, часто довольно существенно расходились по форме, стилю, степени подробности и уровню общности изложения, что не позволяло говорить о наличии завершенного целостного документа.

11. В соответствии с планом в 2006-м году осуществлена доработка проекта, подготовленного в 2005-м году:

— существенно переработаны разделы «Биология», «Физика», «Литература», «Искусство», «Иностранный язык», «География», «Обществознание», «Информатика», которые в предыдущем варианте носили чрезмерно академический характер и были явно перегружены;

— проведена общая редакция текста с целью придания стилистического единства, с целью достижения единого уровня общности изложения;

— осуществлена интеграция текстов, представляющих единую область знания («Всемирная история» и «История России»; «Литература» и «Искусство»; «Основы философии», «Основы экономики» и «Основы права»).

— проведена экспертиза РАН.

  1   2   3   4

Похожие:

4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconКонцепция фундаментального ядра содержания общего образования 3 фундаментальное ядро
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ,...
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconКонцепция фундаментального ядра содержания общего образования 3 фундаментальное ядро
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ,...
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconПроект концепции научного содержания предметных областей на основе «фундаментального ядра содержания общего образования»
России как сильного и стабильного государства. Поэтому патриотическое воспитание должно строиться на положениях, имеющих объективно-научную...
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconПримерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,
Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы...
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconОбразовательная программа начального общего образования мбоу «дуниловская основная общеобразовательная школа»
С целью анализа особенностей и возможностей по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания начального...
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 24. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010
«Разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования», задачи I «Совершенствование содержания...
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconПримерная программа по биологии для основ­ной школы составлена на основе фундаменталь­ного ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего об­разования,
Стандарт второго поколения: примерная программа по биологии для основной школы (проект)
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconПрограмма по информатике и икт в рамках основного общего образования (7-9 классы) и внеурочной деятельности
«Школьный университет», направлена на реализацию основного и дополнительного образования в рамках проекта «Разработка, апробация...
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования iconРоссийской Федерации Национальный фонд подготовки кадров Стратегия модернизации содержания общего образования
Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.:...
4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования icon4. 4 Отключение автоматической настройки загрузчика при установке ядра
Статья ориентирована на начинающих пользователей, разобраны опции ядра и дан пример настроки ядра для рабочей станции. Для сборки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница