Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура)




НазваниеОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура)
страница1/17
Дата03.03.2013
Размер2.17 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ПРОЕКТ программы 17.03.2012


Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






УТВЕРЖДАЮ




Ректор ГБОУ ДПО РМАПО

академик РАМН, профессор

___________Л.К. Мошетова




«_____»____________2012 г.



ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»

(интернатура)


Москва

2012

ОДОБРЕНА

Учебно-методическим советом ГБОУ ДПО РМАПО

«____»___________20_____г. протокол №_______




Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) разработана сотрудниками кафедры клинической лабораторной диагностики (заведующий кафедрой − д.м.н., профессор В.В. Долгов) под руководством ректора ГБОУ ДПО РМАПО – академика РАМН, профессора Л.К. Мошетовой


Рекомендована к утверждению рецензентами:

  1. ____________________________________________________________

(ФИО ученые степень, звание место работы)

  1. ____________________________________________________________

(ФИО ученые степень, звание место работы)


СОДЕРЖАНИЕ



Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»




Пояснительная записка




Требования к уровню подготовки врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика»




Профессиональные компетенции врача-специалиста




Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике




Перечень практических навыков врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике




Требования к государственной (итоговой) аттестации




Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»




ОД.И.00 Обязательные дисциплины




ОД.И.01 Специальные дисциплины




Раздел 1. «Управление качеством клинических лабораторных исследований»




Раздел 2. «Методы и аналитическое оборудование клинических лабораторий»




Разлел 3. «Гематологические исследования»




Раздел 4. «Общеклинические (химико-микроскопические) исследования»




Раздел 5. «Цитологические исследования»




Раздел 6. «Биохимические исследования»




Раздел 7. «Исследования гемостаза»




Раздел 8. «Иммунологические исследования»




Раздел 9. «Лабораторная диагностика заболеваний кожи и заболеваний, передающихся половым путем»




Раздел 10. «Лабораторная диагностика паразитарных болезней»




ОД.И.02 Смежные дисциплины




Раздел 1. «Правовые, организационные и экономические основы лабораторной службы»




Раздел 2. «Медицина катастроф. Охрана труда и санитарно-противоэпидемический в клинических лабораториях»




ОД.И.03 Фундаментальные дисциплины




Раздел 1. «Морфология, физиология, биохимия органов и систем организма»




Раздел 2. «Патогенетические основы заболеваний»




ОД.И.04 Дисциплины по выбору




Раздел 1. «Медико-генетические исследования»




Раздел 2. «Химико-токсикологические исследования и лабораторный контроль лекарственной терапии»




ФД.И.00 Факультативные дисциплины




Раздел 1. «Бактериологические исследования»




Раздел 2. «Вирусологическкие исследования»




ОСК.И.00 Обучающий симуляционный курс послевузовского профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»




П.О.00 Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «клиническая лабораторная диагностика»




Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»




Список литературы




Законодательные и нормативно-правовые документы






СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика»




пп.

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы








































































По методическим вопросам














































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Медицинская диагностика» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) определяется необходимостью стандартизации подготовки врачей-специалистов по данной специальности в соответствии с современными требованиями к качеству медицинских услуг по клинической лабораторной диагностике в условиях интенсивной разработки новых лабораторных технологий, их широкого внедрения в практику на фоне увеличения потребности в эффективном лабораторном обследовании пациентов на этапах диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» - подготовка квалифицированного врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике, обладающего системой профессиональных знаний, умений, навыков и общекультурных, профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности врача по клинической лабораторной диагностике.

Задачи послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»:

  1. Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-специалиста, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определения видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины и профилактики заболеваний.

  2. Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения врача по клинической лабораторной диагностике с целью освоения самостоятельного выполнения лабораторного обследования больных преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях работы, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

  3. Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической лабораторной диагностике в целях формирования умения интерпретировать результаты исследований в диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения.

  4. Совершенствовать знания по лабораторному мониторингу фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, контроля эффективности и безопасности лекарственной терапии.

  5. Сформировать знания о первичной медико-санитарной помощи как вида медицинской помощи в системе здравоохранения. Совершенствовать знания и навыки по лабораторному обследованию при профилактике заболеваний, диспансеризации больных с хроническими заболеваниями, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности.

  6. Совершенствовать знания, умения, навыки по основам организации и оказания экстренной и неотложной помощи, включая вопросы организации и оказания лабораторно-диагностической помощи.

  7. Совершенствовать знания основ социальной гигиены и общественного здоровья населения страны, задач здравоохранения страны в области охраны здоровья населения и перспектив развития здравоохранения.

  8. Сформировать умение оценки основных показателей состояния здоровья населения страны, региона. Совершенствовать знания по вопросам социально опасных заболеваний (ВИЧ и др.) и их профилактики.

  9. Совершенствовать знания основ медицинского страхования.

  10. Совершенствовать знания основ медицинской этики и деонтологии врача, основам медицинской психологии.

В интернатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика». Обучение  ведется  с отрывом  от основного места работы.

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору интерна; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.

Содержание рабочих программ дисциплин представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.И.00) или (ФД.И.00), на втором – порядковый номер дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин - ОД.И.01), далее – порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например, ОД.И.01.1 – Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД.И.01.1.1), номер элемента конкретной темы (ОД.И.01.1.1.1), затем – номер подэлемента (ОД.И.01.1.1.1.1) и т.д.

В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике; 2) практика в стационаре.

Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие профессиональных умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций врача-специалиста.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы и материалов, включая материалы в электронной форме, для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

  • учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

  • клинические базы в медицинских организациях, научно-исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития РФ.

В процессе подготовки врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике (интернатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ, дифференцированного зачета и др.

По окончании обучения в интернатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» (интернатура).

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»

(интернатура)


Врач-специалист по клинической лабораторной диагностике должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по клинической лабораторной диагностике;

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания по клинической лабораторной диагностике, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по клинической лабораторной диагностике;

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к выполнению лабораторных исследований в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, включая стандарты качества клинических лабораторных исследований;

  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, способов оценки функционального состояния организма пациентов для интерпретации результатов лабораторного диагностического обследования;

  • способностью и готовностью составить план информативного лабораторного диагностического обследования с учетом данных об основных патологических симптомах и синдромах заболеваний у пациента, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при наиболее распространенных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм формулировки заключений по лабораторному обследованию с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), международных патоморфологических классификаций, выполнять основные лабораторные исследования мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять клинические лабораторные исследования по оценке безопасности фармакотерапии, основных лечебных мероприятий среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови), выявлять признаки жизнеугрожающих нарушений по результатам лабораторных исследований;

  • способностью и готовностью рекомендовать клиническим специалистам лабораторные исследования для оценки адекватности фармакотерапии, эффективности лечения больных с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, состояния организма матери и плода при протекании беременности;

в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять клинические лабораторные исследования, для оценки состояния организма пациентов при различных реабилитационных мероприятиях (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

в профилактической деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять клинические лабораторные исследования, направленные на выявление риска развития болезней;

  • способностью и готовностью осуществлять мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных болезней, соблюдать санитарные нормы и правила при работе с биологическим материалом;

  • способностью и готовностью проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;

в организационно-управленческой деятельности:

    • способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по оказанию услуг по клинической лабораторной диагностике;

    • способностью и готовностью использовать знания организационной структуры лабораторной службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их лабораторий, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг по клинической лабораторной диагностике.



Перечень знаний1, умений2 и владений3

врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике

(интернатура)

Врач-специалист по клинической лабораторной диагностике должен знать:

  • основы законодательства об охра­не здоровья граждан, основные нормативные и регламентирующие документы в здравоохранении Российской Федерации;

  • основы трудового законодательства;

  • правила врачебной этики;

  • законодательные, нормативно-правовые, инструктивно-методические документы, определяющие деятельность ла­бораторий медицинских организаций и управление качеством клинических лабораторных исследований;

  • морфологию, физиологию, биохимию органов и систем организма человека;

  • основы патоморфологии, патогенеза, основанные на принципах доказательной медицины стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, иммунной, эндокринной систем и крови;

  • клиническую информативность лабораторных исследований с позиций доказательной медицины при наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, иммунной, эндокринной систем и крови;

  • основы патогенеза, диагностики и мониторинга неотложных состоя­ний;

  • международные классификации болезней;

  • основные современные преаналитические и аналитические технологии клинических лабораторных исследований;

  • принципы работы и правила эксплуатации основных типов измерительных приборов, анализаторов и другого оборудования, используемого при выполнении клинических лабораторных исследований;

  • факторы, влияющие на резуль­таты лабораторного исследования на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах;

  • технологию организации и проведения внутрилабораторного и внешнего контроля каче­ства клинических лабораторных исследований;

  • правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций;

  • организацию и объем первой медицинской помо­щи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;

  • правила оказания первой помощи при жизнеугрожающих и неотложных состояниях;

  • основы радиа­ционной безопасности;

  • основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;

  • правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций;


ПО ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ:

  • теорию кроветворения;

  • морфологию клеток костного мозга и элементов крови, показатели гемограммы и миелограммы в норме;

  • особенности гемограммы и миелограммы при реактивных состояниях, заболеваниях органов кроветворения;

  • технологии стандартных и дополнительных лабораторных исследований, необходимых в дифференциальной диагностике и мониторинге лечения заболеваний органов кроветворения;


ПО ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ:

  • физико-химические свойства, морфологию клеточных и других элементов мочи, ликвора, отделяемого женских и мужских половых органов, желудочного сока и пищеварительных секретов в двенадцатипер­стной кишке, кала;

  • особенности физико-химические свойств и морфологии клеточных и других элементов мокроты при инфекционно-воспали­тельных, аллергических, паразитарных заболеваниях легких;

  • мочевые синдромы и их значение в диагностике заболева­ний органов мочевой системы;

  • копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы;

  • изменения состава желудочного сока и пищеварительных секретов в двенадцатипер­стной кишке при заболеваниях пищеварительной системы;

  • особенности физико-химические свойств и морфологии клеточных и других элементов ликвора и выпотных жидкостей при инфекционно-воспалительных процессах, травме и др.;

  • морфологические особенности отделяемого женских и мужских половых органов при инфекционно-воспалительных забо­леваниях мочеполовой системы;

  • основные морфологические характеристики волос, ногтей, эпителия кожи и их изменение при различных патологических процессах;


ПО ЦИТОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ:

  • основы канцерогенеза;

  • основные клинические признаки, особенности метастазирования, основные методы лечения злокачественных опухолей различной лока­лизации;

  • классификации опухолей легких, пищевода, желудка, кишечника, мочевого пузыря, яичника, шейки матки, молочной железы, простаты, щитовидной железы, носоглотки, серозных оболочек;

  • основные цитологические признаки острого и хронического воспа­ления, фоновых и предраковых процессов;

  • цитологические критерии злокачественности новообразования.


ПО БИОХИМИЧЕСКИМ И КОАГУЛОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ:

  • основные процессы метаболизма белков, липидов, углеводов и их регуляции, поддержания водно-минерального, кислотно-щелочного равновесия, гемостаза;

  • лабораторные показатели нарушений обмена веществ, водно-минерального, кислотно-щелочного гомеостаза, функционирования системы гемостаза при наиболее распространенных заболеваниях;


ПО ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ:

  • морфологические характеристики малярийных паразитов, простейших кишечника, возбудителей венерических заболеваний, взрослых особей, яиц, личи­нок гельминтов;


ПО ИММУНОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ:

  • функциональную организацию, компоненты иммунной системы, основные представления о клеточных и гуморальных факторах и механизмах врожденного, приобретенного иммунитета, иммунологической толерантности;

  • антигенные системы эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов человека;

  • лабораторные показатели иммунодефицита, аутоиммунных заболеваний соединительной ткани, бронхов и легких, печени, крови, нервной системы, эндокринных желез, аллергических болезней и реакций;

  • иммунологические лабораторные показатели при диагностике инфекционных болезней;


Врач-специалист по клинической лабораторной диагностике должен уметь:


  • организовать рабочее место для проведения морфологиче­ских (цитологических), биохимических, иммунологических и других исследований;

  • организовать работу среднего медицинского персонала;

  • организовать работу персонала лаборатории;

  • подготовить препарат для микроскопического исследования, пробы биоматериала для биохимических, иммунологических и других лабораторных исследований;

  • приготовить растворы реагентов, красителей для лабораторных исследований;

  • работать на наиболее распространенных лабораторных измерительных приборах, анализаторах и оборудование в соответствии с правилами их эксплуатации;

  • провести контроль качества аналитического этапа выполняемых исследований;

  • организовать выполнение лабораторного исследования в соответствии с требованиями по охране труда, санитарно-эпидемическими требованиями;

  • провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях, неотложных состояниях);

  • выполнить наиболее распространенные лабораторные исследования;

  • оформить учетно-отчетную документацию по клиническим лабораторным исследованиям, предусмотренную действующими нормативными документа­ми;

  • оценить клиническую значимость результатов лабораторных исследований, поставить лабораторный диагноз, определить необходимость дополнительного обследования больного, предложить программу дополнительного обследования больного;

  • провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патологоанатомическим диагнозами, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы;

  • составить план лабораторного обследования пациента на этапе профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, иммунной, эндокринной систем и крови;

  • провести расчет стоимостных показателей лабораторных исследований;

  • провести планирование и анализ деятельности лаборатории;

  • внедрить в практику лаборатории новую технологию и оказать помощь в ее освоении персоналу лаборатории;

  • оказать помощь на догоспитальном этапе при механиче­ской асфиксии, утоплении, поражении электрическим током, переломах, травмах;

  • проводить взятие крови для лабораторного анализа



Врач-специалист по клинической лабораторной диагностике должен владеть:


  • технологией выполнения наиболее распространенных видов общеклинических, биохимических, коагулологических, гематологических, паразитологических, иммунологических и цитологических исследований с использованием лабораторного оборудования и информационных систем;

  • технологией выполнения лабораторных экспресс-исследований;

  • технологией организации и выполнения контроля качества лабораторных исследований;

  • методиками составления плана лабораторного обследования пациентов и интерпретации результатов лабораторных исследований на этапах профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, иммунной, эндокринной систем, крови, а также при неотложных состояниях:

  • технологией взаимодействия с персоналом клинических подразделений по вопросам лабораторного обследования пациентов;

  • технологиями планирования и анализа деятельности и затрат лаборатории;

  • методикой оценки доказательность фактов по клинической лабораторной диагностике, представленных в научно-практических публикациях.


Перечень практических навыков4

врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике

(интернатура)

Врач-специалист по клинической лабораторной диагностике должен владеть следующими практическими навыками:

Общепрофессиональными навыками:

  • выполнения основных лабораторных манипуляций (микроскопирования, дозирования, центрифугирования, взвешивания, фильтрации растворов, приготовления растворов веществ и др.)

  • приготовления, фиксации и окраски препаратов для микроскопического исследования, подготовки проб для биохимических, иммунологических и других исследований;

  • выполнения расчетов, необходимых для приготовления растворов заданных концентраций;

  • пересчета концентраций аналитов и активности ферментов из единиц СИ в общепринятые и наоборот;

  • проведения калибровки лабораторных измерительных приборов;

  • работы на наиболее распространенных лабораторных измерительных приборах, анализаторах и оборудование в соответствии с правилами их эксплуатации;

  • приготовления контрольного материала, расчета и сравнения с допускаемыми пределами воспроизводимости и правильности результатов исследования контрольного материала;

  • выполнения лабораторных исследований бесприборными экспресс-методами;

  • ведения учетно-отчетной документации лаборатории (оформление журнала учета результатов исследований, заполнение бланков результатов анализов и др.);


Специальными профессиональными навыками выполнения ниже перечисленных лабораторных исследований в соответствии с принятыми стандартами:


ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИЕ

(ХИМИКО-МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ) ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование мочи

  • Общий анализ мочи:

  • определение цвета, прозрачности

  • определение относительной плотности

  • реакция мочи рН

  • обнаружение глюкозы

  • определение глюкозы

  • обнаружение белка

  • определение белка

  • обнаружение кетоновых тел

  • обнаружение крови

  • обнаружение билирубина

  • обнаружение уробилиновых тел

  • микроскопия осадка

  • Подсчет количества форменных элементов по Нечипоренко

  • Определение концентрационной способности почек по Зимницкому

  • Обнаружение белка Бенс-Джонса

Исследование желудочной секреции:

  • Обнаружение Helicobacter pylory в материале, полученном при фиброгастроскопии, уреазным методом

Исследование дуоденального содержимого:

  • Определение количества, цвета, прозрачности, относительной плотности, pH

  • Микроскопическое исследование (на лейкоциты, эпителий, кристаллы, слизь, простейшие и др.)

Общий анализ спинномозговой жидкости:

  • определение цвета, прозрачности,

  • определение количества клеточных элементов (цитоз)

  • определение относительной плотности

  • определение белка
  • реакция Ланге, Таката-Ара, Панди и аналогичные

  • определение глюкозы

  • определение хлоридов

  • дифференциальный подсчет клеточных элементов (ликворограмма)

Общий анализ экссудатов и трансудатов:


  • определение количества, характера, цвета, прозрачности

  • определение относительной плотности

  • обнаружение белка (реакция Ривальта)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» (интернатура)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская...
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconПрограмма послевузовского профессионального образования по специальности 03. 00. 10 Ихтиология
Настоящая основная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с временными...
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconПрограмма послевузовского профессионального образования по специальности 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии...
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 05. 11. 07 «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы»
Общая характеристика послевузовского профессионального образования по отрасли
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 10. 02. 19 Теория языка
При разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования использованы следующие основные нормативные...
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирАНтурА) по специальности 14. 00. 09 Педиатрия
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирАНтурА) по специальности
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 25. 00. 30
Министерства образования и науки РФ от 16 март 2011 г. №1365) и рекомендаций Минобрнауки по формированию основных профессиональных...
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconУчебной дисциплины первая медицинская помощь для специальности 060604. 51 Лабораторная диагностика
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconРабочая программа Основы цитологии Индекс сд. 08 По специальности (название, код): 0407-060110 «Лабораторная диагностика»
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню выпускников (гос спо) по специальности: 060110. 51 «Лабораторная диагностика»...
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (интернатура) iconРабочая программа Гистология с гистологической техникой Индекс сд. 03 По специальности (название, код): 0407-060110 «Лабораторная диагностика»
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню выпускников (гос спо) по специальности: 060110. 51 «Лабораторная диагностика»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница