Особенности физического развития школьников




Скачать 31.97 Kb.
НазваниеОсобенности физического развития школьников
Дата03.03.2013
Размер31.97 Kb.
ТипДокументы
Хаматова Р.М., Хакимова А.Х. Особенности физического развития школьников с различными типами гемодинамики // Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции «Экология образования: актуальные проблемы». Часть. 1., Том 1. – Архангельск: ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001. – С. 430-432.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕМОДИНАМИКИ

Хаматова Р.М., Хакимова А.Х.

Набережночелнинский государственный педагогический институт г.Набережные Челны



Известно, что существует три варианта перестройки гемодинамики: гипо-, эу- и гиперкинетический типы кровообращения (соответственно ГТК, ЭТК и ГрТК) [1]. В настоящее время сложилось два четких направления в общем русле изучения типологии сердечно-сосудистой системы. Во-первых, это исследования кардиологии спорта, где устоялась точка зрения об экономизации функций при гипокинетическом варианте кровообращения и соответствии его большему уровню тренированности. Во-вторых, это клинические исследования, основывающиеся на данных наблюдений над людьми с сердечно-сосудистой патологией, у которых также формируется гипокинетический тип гемодинамики.

Таким образом, оценка типов кровообращения в данных литературы часто не только различна, но и противоположна. А видимая связь типов кровообращения с такими важными сторонами человеческой жизни как двигательная активность и сердечно-сосудистая патология говорит не только об актуальности проблемы, но и намечает ряд вопросов для возрастной физиологии, которые и определили цель нашего исследования: изучить физическое развитие у школьников 8-16 лет с различными типами гемодинамики.

Согласно результатам нашего исследования, для девочек и мальчиков 8-16 лет с ГрТК характерны меньшие значения, по сравнению с гипокинетическим типом, массы и длины тела, площади поверхности тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, тощей массы тела. Вместе с тем, школьники с ГТК характеризуется относительной брахиморфностью, так как имеет пониженные значения индекса Вервека. Известно, что брахиморфность у детей является причиной возникновения избыточной массы [2]. В наших исследованиях именно школьники с ГТК имели повышенные значения количества липидов и массо-ростового индекса, что указывает на избыточную массу тела. Вышесказанное подкрепляется исследованиями, показавшими взаимосвязь заболеваний обменного характера и ГТК [3].

Напротив, дети от 8 до 16 лет с ГрТК имели пониженные показатели физического развития и характеризовались относительной долихоморфностью, предполагающей усиленное поглощение глюкозы тканями и потребление кислорода [4]. Данный факт подтверждается исследованиями, выявившими зависимость минутного объема крови от адреналина, ускоряющего гликогенолиз и липолиз, а также от инсулина, ускоряющего утилизацию глюкозы тканями у взрослых с ГрТК [5].

Возможно, при ГТК поступающие в организм с пищей жиры большей частью не используются непосредственно, а откладываются в жировой ткани, также как и липиды, синтезирующиеся в организме. Известно, что при распаде жирных кислот образуется ацетоацетат, являющийся одним из видов топлива для сердечной мышцы. Образование ацетоацетата повышается в условиях голодания [6], обеспечивая мобилизацию энергетических резервов.

Обоснованным становится создание основного запаса - энергетического депо - на случай стресса и голодания, при которых ГТК становится малоэффективным. Вследствие снижения доставки кислорода и снабжения основными субстратами тканей может происходить повреждение миокарда с уменьшением силы сокращения сердца и его производительности. При этом снижение сократительной функции миокарда у детей с ГТК [7] компенсируется ростом сопротивления сосудистого русла, что в свою очередь может вести к нарушению механической работы желудочков. В этом случае ацетоацетат может функционировать в условиях стресса и голодания как агент, обеспечивающий сохранение ГТК. Косвенным подтверждением наличия такого мобилизирующего агента может служить обнаруженный нами факт большей физической работоспособности у детей 8-16 лет с ГТК.

ЛИТЕРАТУРА


1. Шхвацабая И.К., Константинов Е.Н. и др. - Кардиология. –1981. -№ 3. -С.10-13. – 2. Клиорин А.И. Ожирение в детском возрасте. -Л.: Медицина,1989. –256 с. –3. Карвэ М.Д., Катышева О.В., Виноградова И.В. и др. Значение гомеостатической функции почек в формировании типов гемодинамики у детей в препубертатном периоде // Физиология человека. -1989. -Том.15. -№ 6.-С.93. – 4. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. – М.: КРУК, 1998. – 416 с. – 5. Яковлев Г.М., Карлов В.А. Типы кровообращения здорового человека: нейрогуморальная регуляция минутного объема кровообращения в условиях покоя. 1.Гиперкинетический тип // Физиология человека. -1992. -Том.18. -№ 6. -С.86. – 6. Страйер Л. Биохимия. -М.: Мир, 1985. – Т..2. -308 с. – 7. Хаматова Р.М. Типологические особенности кровообращения у детей 8-16 лет. – Дисс. … канд. биол. наук. – Казань, 2000. -147 с.

Похожие:

Особенности физического развития школьников icon№ п/п фио
Особенности физического и функционального развития детей младшего школьного возраста
Особенности физического развития школьников iconВозрастные особенности развития детей
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо...
Особенности физического развития школьников iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Важные именно с точки зрения личностного, духовно-нравственного, социального, познавательного, интеллектуального, коммуникативного,...
Особенности физического развития школьников iconШкольников и педагогов «первые шаги в науку» Особенности использования детского фольклора на
Способность же понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным показателем уровня развития школьника. Она выступает...
Особенности физического развития школьников iconДоклад Шамсутдиновой Н. С
Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее....
Особенности физического развития школьников iconКонцепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ
Проблемы физического развития и укрепления здоровья учащихся в настоящее время являются наиболее актуальными
Особенности физического развития школьников iconОбразовательная программа образовательного учреждения
Особенности обучения на первой ступени общего образования, возрастные особенности младших школьников
Особенности физического развития школьников iconКонституциональные особенности физического статуса, вегетативной регуляции и метаболизма клеток иммунной системы в юношеском возрасте
Работа выполнена на кафедре анатомии человека гоу впо «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф....
Особенности физического развития школьников iconОсобенности организации нетрадиционных малых форм физкультурно-оздоровительной работы с учащимися начальной школы
Управление школой как условие развития субъектов образовательного процесса. Особенности физкультурно-оздоровительной работы в школе;...
Особенности физического развития школьников iconМетодические рекомендаци по подготовке школьников к олимпиадам
Современный этап развития общества резко обострил проблему поиска одаренных школьников и создания условий для из развития в наиболее...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница