Рабочая программа дисциплины Социальная антропология




Скачать 156.07 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Социальная антропология
Дата03.03.2013
Размер156.07 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ


____________ С. С. Аванесов


" " февраля 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

Социальная антропология


Направление подготовки

040100 Социология


Профиль подготовки

Общий


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Социальная антропология» являются:

– формирование представления о предмете, методах и задачах социальной антропологии, ее основных категориях и понятиях, месте среди других наук о человеке

– ознакомление студентов с актуальными антропологическими проблемами, содержанием и особенностями профессиональной деятельности антропологов

– формирование возможности практического применения полученных знаний о социуме в профессиональной и личной траектории развития.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социальная антропология» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в шестом семестре третьего года обучения. Он представляет собой вариативную часть профессионального цикла Б.3. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б.1 ГСЭ «Философия», «История», а также с учебными курсами из профессионального цикла Б 3 «Основы социологии», «Методология и методы социологического исследования» и «История социологии».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Дисциплина «Социальная антропология» предназначена для формирования элементов общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

– способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

– способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

– способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

– способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: объект, предмет и основные проблемы социальной антропологии; место социальной антропологии в ряду других наук о человеке и обществе; основные антропологические понятия;

уметь: использовать базовые теоретические модели и понятия для исследования социальной, культурной и антропологической реальности;

    4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Социальная антропология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа, из них 54 аудиторных, экзамен.





п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек-ции

Семинары

СРС

1.

Место и статус социальной антропологии среди гуманитарных наук. Развитие антропологических знаний в европейской науке

6

1

2

2

4

Анализ дебатов

2.

Эволюционизм как первая научная парадигма в антропологии

6

2-3

4

4

8

3.

Культурно-историческая школа Ф. Боаса. Учение А. Кребера

6

4-5

4

4

8

4.

Социологическая школа Э. Дюркгейма и позитивизм в антропологии. М. Мосс и социоцентризм. Л. Леви-Брюль и проблема дологического мышления

6

6-7

2

2

4

5.

Психологическая антропология. Психология народов В. Вундта. Концепция «культуры-личности» Рут Бенедикт. Антропология детства М. Мид

6

8

0

4

4

Групповые доклады

6.

Функционализм Б. Малиновского. Критика эволюционизма. Прикладная антропология. Функционализм А. Редклиф-Брауна. Критика психологизма. Социологический подход. Э. Эванс-Причард – оксфордская школа

6

9-10

2

4

6

Эссе

7.

Структурализм в антропологии. К. Леви-Стросс и анализ мифа. Бинарные оппозиции

6

11-12

2

2

4

8.

Когнитивная антропология. Исследования национального характера М. Мид. Мышление и культура М. Коул и С. Скрибнера. Принцип лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа

6

13-14

2

4

6

9.

Культурный релятивизм. Принцип равноправия культур. Принцип неэквивалентности культурных норм. Учение М. Херсковица. Преодоление евроцентризма. Принцип толерантности.

6

15-16

2

4

6

10.

Интерпретативная антропология К. Гирца. Культура через этнографическое описание и интерпретацию. Метод вживления в культуру

6

17-18

2

2

4







Итого

6

18

22

32

54+36

Экзамен

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению, дебатов и кейс-стади, а также написание индивидуальных проектов. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными формами и этапами оценки текущей успеваемости и контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются:

1. Анализ дебатов

2. Эссе

3. Отчет по кейсу

4. Проблемный коллоквиум.

5. Устный экзамен.


Примеры оценочных средств


1. Анализ дебатов по теме «Диффузионизм или изоляционизм: что полнее отражает историческую реальность?». Проанализируйте ход дебатов и ответьте на следующие вопросы:

– укажите основные области столкновения мнений и обоснуйте свой ответ;

– оцените полноту и убедительность содержания аргументов и доказательств каждой из команд;

– оцените структуру и способ построения выступлений каждой из команд;

– дайте свой ответ на вопрос об эвристичности указанных теорий

2. Эссе

Целью написания эссе является формирование навыков творческого профессионального видения проблемы, гипотетического анализа соответствующего фрагмента социальной и культурной реальности, а также экспликации полученных результатов.

Академическое эссе базируется на результатах критического анализа опубликованных материалов и исследований по теме, проведенного студентом самостоятельно.

Критерии оценки:

– обзор литературы (научной) по теме: полнота, соответствие теме эссе

– характеристика проблематики исследовательских работ по теме

– характеристика позиций авторов научных работ по обсуждаемым проблемам

– критический разбор аргументации авторов представляемых работ

– представление собственной позиции автора эссе по этим проблемам, ее аргументированная защита.

Оценивается также правильность оформления библиографического аппарата (ссылок) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным публикациям.


Примерные темы эссе


1. Классический эволюционизм: основные понятия, теоретические модели развития культуры. Критический анализ

2. Л. Г. Морган и Э. Б. Тайлор о родовой организации: определения, характеристики, формы родовой организации и этапы ее исторического развития.

3. Теория культуры Л.Уайта: определение, структура, эволюция культуры.

4. Дж. Стьюард и теория эволюции социальных систем

5. Ф. Боас: критика эволюционизма, диффузионизма и границы сравнительного метода

6. Антропология социализации в работах исследователей психологичесокго направления («Культура и личность»).

7. Лингвистическая антропология: характеристика основных направлений исследований.

8. Дар, обмен и их роль в поддержании социальной структуры (М. Мосс. Очерк о даре).

9. Антропологическое изучение тела и психологических феноменов в работах М. Мосса.

10. Структурная антропология К. Леви-Строса. Структурный анализ мифа: оснвоные понятия и процедуры.

11. Развитие теории ритуала в работах А. Ван Геннепа, В. Тэрнера, А.К. Байбурина.

12. Интерпретация культур: К. Гирц о целях, задачах, практике и методах этнографического исследования

13. Критическое направление в антропологии: постмодернистское переосмысление традиционных академических практик

14. Изучение религии в работах Э. Тайлора, Дж. Фрэзера. Проблемы происхожденифя и эволюции религиозных систем. Критический анализ.

15. Религиозная проблематика в работах Э. Дюркгейма, Б. Малиновского, К. Гирца.

16. Социальные функции и контекст религиозных практик. Критический анализ.


4. Кейс-стади. Тема «Описание этноса с социологической точки зрения»

Задания:

– Опишите основные элементы жизнедеятельности этноса

– Опишите изменение структур этничности на примере одного этноса

– Опишите факторы этнического самосознания в современной культуре


5. Проблемный коллоквиум.

Предполагается активизация аналитического потенциала студентов, формирование навыков профессионального взгляда на проблемы, имеющие достаточно широкий социокультурный контекст. Целью ответов на проблемные вопросы не является дать абсолютно правильный ответ - некоторые из них не имеют однозначного разрешения.

Примерные проблемные вопросы к коллоквиуму

Как определяется объект и предметная область этнографии, этнологии, социальной и культурной антропологии разными авторами?

Как определяется ими предметная область этнографии, этнологии, социальной и культурной антропологии?

Как формулируется «основной закон культурной эволюции», или «Закон Уайта»?

Как соотносятся социальные универсалии и общечеловеческие характеристики?

Типы культур и направления трансляции культурной информации пр М.Мид

Основные характеристики социальных институтов (по Б. Малиновскому)

Прикладная антропология и колониальное наследие: критический анализ

Классификация техник тела (по М.Моссу)

Как в рамках гипотезы Б.Л. Уорфа соотносятся структуры языка и картина мира его носителей?

Дайте определение понятиям «бинарные оппозиции», «инверсия», «корреляция», «медиация» и охарактеризуйте их место в рамках структурного анализа К. Леви-Строса.

Что понимается под интерпретацией в контексте этнографического изучения культур? Почему К. Гирц говорит об этнографии как «интерпретации интерпретаций»?

Связаны ли различия в наименованиях научной дисциплины с различиями в подходах к определению ее предметной области?

6. Вопросы к экзамену


1. Предмет социальной антропологии. Основные исторические школы социальной антропологии

2. Принципы организации и основные черты архаических обществ в отличие от современных. Остаточные формы сакральности в современных обществах.

3. Эволюционистский подход в понимании человеческих обществ. Представители эволюционизма.

4. Критика эволюционного, культурного и биологического расизма. Основные представители расистского мировоззрения.

5. Концепция «пралогического мышления» Леви–Брюля и критика ее в работах К. Леви-Стросса.

6. Критика концепции прогресса в работах Ф.Боаса и К.Леви Стросса.

7. Ф.Боас – основатель школы американской культурной антропологии

8. Основные тезисы книги Ф.Боаса «Ум первобытного человека»(1933)

9. Концепция лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа

10. Книга Рут Бенедикт «Хризантема и меч» (1946). Особенности японского традиционного общества.

11. Книга Маргарет Мид «Взросление на Самоа». Статус ребенка в архаических обшествах.

12. Понятие времени в архаических обществах: миф вечного возвращения. Понятие сакрального линейного времени.

13. Марсель Мосс «Эссе о даре». Дар и отдаривание как тотальный социальный факт архаического общества.

14. Структура родства по К.Леви-Строссу.

15. «Структурная антропология» К. Леви Стросса

16. Колдуны, целительство, искусство маски по К. Леви-Строссу («Структурная антропология»)

17. Функционализм Бронислава Малиновского.

18. Школа английской социальной антропологии (Б. Малиновский. Радклифф-Браун, Эванс-Причард). Основные концепты.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Обязательная

Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии; Методы этнологии; Некоторые проблемы методологии общественных наук // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997

Геннеп, А.ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М.: Изд.фирма «Восточная литература» РАН, 2002

Гирц К. “Насыщенное описание”: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц, К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004

Дюркгейм Э. Метод социологии //Западноевропейская социология ХIX-начала ХХ веков. М., 1996

Емельянов Ю.Н. Антропология как комплексная наука о человеке и культуре//Культуральная антропология. Учебное пособие. Под ред. Ю.Н. Емельянова, Н.Г. Скворцова. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1996

Кребер А.Л. Конфигурации развития культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997

Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х ТТ. Т.3. М., СПб.: "Университетская книга", 2000. .

Леви-Строс, К. Структурная антропология. — М.: Главная редакция восточной литературы, 1983

Леви-Строс, К. Структурная антропология. / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М., 2001.

Лич, Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Изд.фирма "Восточная лит-ра" РАН, 2001

Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: О.Г.И., 1999·

Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями// Культура и мир детства. М., 1988

Морган Л.Г. [1851]. Лига ходеносауни, или ирокезов. М.: "Наука", 1983

Мосс М. Очерк о даре//Общества, обмен, личность. М., 1997

Радклиф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит-ра" РАН, 2001

Радклиф-Браун, А.Р. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами// Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997

Тайлор, Эд.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989. С.18 – 34

Тайлор, Эд.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989

Тэрнер, В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура //Символ и ритуал. М., 1983

Тэрнер, В. Символы в африканском ритуале //Символ и ритуал. М., 1983

Уайт, Л.А. Энергия и эволюция культуры// Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997

Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М.: Изд.группа «Прогресс», 1999

Эванс-Причард Э.Э. Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997

Шурц Г. История первобытной культуры.Т.1-2. М., 2010


Дополнительная литература


Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1978.

Барт Р. Воображение знака, Структурализм как деятельность //Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд.группа "Прогресс", "Универс", 1994

Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд.группа "Прогресс", "Универс", 1994

Белик А.А. Культурология: антропологические теории культур. М., 1998.

Боас Ф. Ум первобытного человека. М. – Л., 1926.

Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-ц. Кучково поле, 2000

Гофман И.Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6). Перевод М. С. Добряковой. 1988. (фрагменты по выбору).

Кребер А.Л. Стиль и цивилизации // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.

Классен Х. Дж. М. Проблемы, парадоксы и перспектива эволюционизма// Альтернативные пути к цивилизации. Под ред. Н.Н. Крадина. М.: Логос, 2000

Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб.: Европейский Дом, 2002

Лотман Ю.М. Тезисы к семиотическому изучению культур // Семиосфера. СПб., 2001.

Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М., 1996

Леви-Стросс, К. Структура и форма (Размышления над одной работой Владимира Проппа) // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М.:"Наука", 1985

Мид М. Отцовство у человека – социальное изобретение// Культура и мир детства. М., 1988

Мосс М. Техники тела//Общества, обмен, личность. М., 1997

Морган Л.Г. [1851]. Лига ходеносауни, или ирокезов. М.: "Наука", 1983

Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934

Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений // Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия. Харьков, СПб., 2001

Тэйлор Эд. Б.. Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации. М. – Пг.: "Мысль", 1924 [1881].

О.М.Фрейденберг. Поэтика сюжета и жанра/Подготовка текста и общая редакция Н.В.Брагинской. М.: "Лабиринт" 1997

Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. СПб., 2011

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.

Хаймс Д. Два типа лингвистической относительности // Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.

Хаймс Д. Этнография речи // Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.

Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. Пер. с англ. А.Л. Елфимова. М.: Вост. лит., 2003

Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Сетевые ресурсы:

  1. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

  2. Библиотека Интернет-журнала Antropologia.ru

  3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

– наличие компьютерного класса;

– наличие доступного для студента выхода в Интернет;

– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040010 «Социология».


Автор: Свистунов Валерий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии и логики

Рецензент: Аванесов Сергей Сергеевич, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания и социальной философии


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.


Похожие:

Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconРабочая программа социальная антропология код дисциплины по учебному плану: дв «Социальная антропология» Для студентов направления: 080200. 62 «Менеджмент»
Целью курса является обучение студентов современ­ному знанию о «человеческом измерении» процессов, протекающих в системе «общество,...
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconЦелями освоения дисциплины Социальная антропология являются
Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном...
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconПрограмма дисциплины «Социальная антропология» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconПрограмма дисциплины «Социальная и экономическая антропология» для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconПрограмма дисциплины «Социальная и экономическая антропология» для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconРабочая программа учебной дисциплины политическая антропология
Политическая антропология – дисциплина, изучающая народы мира с целью выявления особенностей политической организации в исторической...
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 15 Политическая антропология (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
В области обучения целью освоения дисциплины «Политическая антропология» по бакалаврской программе по направлению 030200 Политология...
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconПрограмма дисциплины Социальная антропология
Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconПрограмма учебной дисциплины «Социология и социальная антропология»
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры "Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках"
Рабочая программа дисциплины Социальная антропология iconРабочая программа учебной дисциплины «физическая антропология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части математического, естественно-научного цикла студентам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница