Популяция-форма существования вида. Характеристика вида




Скачать 90.17 Kb.
НазваниеПопуляция-форма существования вида. Характеристика вида
Дата03.03.2013
Размер90.17 Kb.
ТипУрок
Тема урока: ПОПУЛЯЦИЯ-ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ВИДА. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА.

Цель: Расширить и углубить знания о форме существования вида. Рассмотреть популяцию как надорганизменную форму жизни, характеризующуюся целостностью и устойчивостью.

Оборудование: презентации, карточки с описанием растений, текст с описанием популяций, кинофрагмент.

Образовательная задача: умение ставить цель, работать с алгоритмом, анализировать текст, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Воспитательные задачи: учиться взаимоотношениям поддержки, сотрудничества, умения работать в группе.

Развитие ключевых компетенций: образовательной,социальной,коммуникативной,толерантной,информационно-технологической.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Класс разбит на 4 группы для коллективно-распределительной деятельности.


Ход урока

Время

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагога

Учащегося

1.Актуализация опорных знаний учащихся о критериях вида.

Интеллектуальная разминка (работа по индивидуальным карточкам)

Вопросы к учащимся:

Давайте вспомним, какой вопрос мы изучали на прошлом уроке?

Дайте определение вида.

Повторение организуется по ранее принятому алгоритму:

1.биологические функции изучаемой системы,

2.состав системы,

3.механизм реализации функций,

4.условия реализации функций,5.результаты нарушений в механизме реализации функций.

Знание критериев вида мы проверим с помощью практической работы.

Соотнесите описание вида с его критериями.

Итоги работы:

учащиеся делают вывод о виде как реально существующей форме жизни, о многообразии признаков вида и необходимости учета всех их при определении, о ведущем значении генетического критерия, обуславливающего репродуктивную изоляцию, о ценности каждого вида и необходимости его охраны.


15 мин.

Организует повторение материала по алгоритму и в виде работы по индивидуальным карточкам:

Вопросы на соотнесение критериев вида и их характеристики. Учитель уточняет ответы учащихся, подводит итоги обсуждения.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и выполняют практическую работу. Получив карточки с описанием видов они выбирают необходимую характеристику вида под каждый критерий. Дают определение вида и его критериев.

Оценивают себя и друг друга.

2.Изучение нового материала.

Демонстрация слайдов(1,2,4) презентации №1

Вступительное слово учителя: продолжая знакомиться с биосистемами надорганизменного уровня более подробно, нам предстоит узнать, как существует вид в природе.

Вопрос: вспоминая географический критерий, скажите, может ли бурый медведь существовать в каждой точке своего ареала?

Предполагаемый ответ: нет, потому что нет условий для его обитания в каждой точке ареала. Условия пригодные для обитания перемежаются с поселениями человека, отсутствием леса, мест кормежки. Следовательно ,вид в пределах ареала встречается группами, устойчиво занимающими определенную территорию и относительно обособленными от других групп особей данного вида, обладающих наибольшим сходством и дающих плодовитое потомство. Эти группы называются популяциями.

(На доске высвечивается слайд с определением популяции).

Гипотеза:

Но возникает вопрос, действительно ли существует в природе такая группировка особей, или это искусственное образование, придуманное человеком для удобства систематизации. Насколько эта структура целостна и устойчива?

Чтобы выяснить это, необходимо проследить, насколько устойчивы внутривидовые взаимоотношения, связывающие популяцию в одну биосистему.

Знания учащимися связей между особями позволяет поставить вопрос: где возникают и накапливаются наследственные изменения?

С помощью учителя школьники приходят к выводу, что в результате размножения наследственные изменения распространяются в популяции, что создает условия для естественного отбора. Следовательно, эволюционный процесс зарождается в недрах популяции.



5 мин.


15 мин.



Ведение эвристической беседы, совместное целеполагание с опорой на алгоритм (см. выше).


Учитель направляет обсуждение вопроса, подводит к выводу,

демонстрирует

слайды и видеофрагменты,

подтверждающие выводы.

Учащиеся с помощью учителя вырабатывают гипотезу и ставят цели и задачи для выработки ответа на поставленный вопрос.


Учащиеся с опорой на знания предыдущих уроков анализируют внутривидовые взаимоотношения различных популяций в ходе практической работы с дополнительной литературой. Затем в ходе обсуждения высказывают мнения по этому вопросу и делают выводы.

Вывод:

1.внутривидовые взаимоотношения половые, родственные, информационные , иерархические, взаимопомощь и конкуренция, а также другие видовые приспособления способствуют увеличению и сохранению потомства, а значит и популяции в целом. Соединяют особей в одно целостное устойчивое образование.

2.популяция – структурная единица вида и единица эволюции.




Учитель выводит слайд с выводами на доску.

Учащиеся записывают выводы в тетрадь.

Вопрос: с помощью, каких характеристик мы можем оценивать и сравнивать различные популяции?

Можем ли мы наблюдать в природе неограниченный рост популяции?

Что в природе сдерживает рост популяции?

В Западной Европе и в России наблюдается увеличение доли более зрелого населения при уменьшении рождаемости? Можем ли мы назвать такую популяцию регрессирующей?


Вывод: популяция обладает набором характеристик. С их помощью мы можем оценивать состояние популяции

и даже прогнозировать судьбу популяции

5 мин.

Демонстрация видеофрагмента о неограниченном росте численности популяций мышей при благоприятных условиях.

Учитель дополняет выводы учащихся

о других характеристиках популяции: плотность популяции, а также демографические

показатели - половая и возрастная структура.


Подводит учащихся к выводу.

Учащиеся делают вывод о том, что численность является одним из основных показателей благополучия популяции.

А с помощью демографических показателей прогнозировать судьбу популяции.


Учащиеся записывают выводы в тетрадь.



Закрепление и проверка знаний с

помощью теста (см. приложение)


5 мин.









Электронные ресурсы к уроку


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5fa63bd-4f6e-4c6a-9bb5-8dee2553f658/?from=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b999ebb7-3660-45e1-8010-9c8e2192f437/%5BBIO9_09-55%5D_%5BMA_03%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/127d9853-5bad-4f2f-9346-eca8fd9e8644/%5BBIO9_09-55%5D_%5BQS_04%5D.html


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aa74459-ddc1-4936-878a-59e2dad7e0f1/%5BBIO9_09-55%5D_%5BQS_05%5D.html


САМОАНАЛИЗ УРОКА.


1.Тема урока: популяция-форма существования вида. Характеристика популяций. Эта тема изучается в разделе «Основы экологии»,которая стоит практически в конце изучаемого курса. Но понятие «вид» и «популяция» используется при изучении тем «Основы генетики», «Эволюционное учение» и другие. Поэтому я решила, не нарушая логику и последовательность изучения различных уровней организации жизни. В начале года изучается клетка, организм изучали в 6,7,8 классах, а затем изучается вид и популяция как

следующий уровень организации жизни.

2.Прохождение темы демонстрируется на 9 в классе, в котором есть хорошая прослойка сильных, заинтересованных, думающих ребят, способных выполнить поставленные перед ними задачи.

3.На уроке решались следующие задачи: углубить и расширить знания учащихся по данной теме. Продолжить формировать интерес к различным формам существования жизни. Умение ставить цели и задачи и добиваться их выполнения. Обращать внимание на работу с терминологическим словарем. Формирование навыков работы в группе, выдвижение гипотезы, анализ справочной литературы, обсуждение, аргументирование

ответа и умение делать выводы.

Была обеспечена комплексность и взаимосвязь этих задач.

4.Тип урока - комбинированный. Были применены : актуализация знаний в работе по индивидуальным заданиям, коллективно-распределительная деятельность при изучении нового материала в форме работы групп по индивидуальным заданиям. Закрепление и контрольно-диагностическая деятельность в виде теста и домашнего задания по учебнику.

5. Выделение главного содержания материала это получение ответа на вопрос гипотезы: является ли популяция устойчивой и целостной структуры. Учащиеся, работая с дополнительной литературой, анализируют связи в различных популяциях. И действительно приходит к выходу, что особи в популяции связывают внутривидовые взаимоотношения, которые делают популяции целостной, неделимой структурой. Эти связи и представляют собой механизм, реализующий функции данной надорганизменной системы.

6. Для раскрытия нового материала используется проблемный метод обучения. По заданной теме путем алгоритма учащиеся формулируют цель работы. Выдвигается гипотеза, ответить на которую учащиеся затрудняются, поэтому следующим этапом предлагается коллективная распределительная деятельность, в ходе которой каждой группой выявляются взаимосвязи внутри структуры надорганизменной биосистемы. Эти взаимосвязи определяются, как механизм реализации функции биосистемы. В ходе коллективной распределительной деятельности, которая является поисковым методом совместно с учителем идет побуждающий диалог способствующий нахождению ответа на вопрос.

7. В группах участвующих в коллективно-распределительной деятельности присутствуют ученики с различной успеваемостью. В ходе анализа текста и его обсуждения в группе каждый может высказать свое мнение и путем коллективного мышления составляется ответ на вопрос.

Формы познавательной деятельности различны и используются с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Во фронтальной работе больше задействованы учащиеся, у которых скорость мыслительных процессов достаточно высокая, поскольку эта технология считается психоинтенсивной. Таких ребят в этом классе достаточно.

Для левополушарных, более склонных к восприятию логических методов - эвристическая беседа. Для правополушарных был использован иллюстративно-объяснительный метод,

который тоже был задействован на уроке, а также фрагмент фильма о взаимоотношениях в природе.

По ведущим каналам восприятия: визуалы могли опираться на презентации, кинофильм, красочные картинки растений, аудиалы могли проявить себя в беседе и выступлениях. Таким образом, методы оптимально соответствовали формированию различных умений и навыков.

8. Высокая работоспособность учащегося во время всего урока достигается и путем создания благоприятной моральной атмосферы, и использованием наглядности в виде кинофрагментов, иллюстраций и дидактического материала в виде многообразных вариантов иллюстрированных карточек и подборки текста из дополнительной литературы.

9. На уроке были последовательны и логичны, решены основные проблемы темы. Поэтому перегрузки домашним заданием не могло быть, т.к. дома требуется закрепить пройденный материал по учебнику.

10. На уроке был реализован основной дидактический принцип от частного к целому, когда учащийся путем анализа типов взаимодействий особей в популяции приходят к общему выводу об основном механизме реализации функции надорганизменной биосистемы.

Похожие:

Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Тема: «Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида»
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconРеферат: Бесполое и половое размножение
Для вида смысл размножения состоит в замещении тех его представителей, которые гибнут, что обеспечивает непрерывность существования...
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconМетодические рекомендации для учителей логопедов и учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня. Характеристика детей, обучающихся по программе VII вида
Система работы по коррекции нарушений речи у детей, обучающихся по програме VII вида
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconУрок по биологии Тема: «Вид. Критерии вида. Популяция»
«микроэволюция», раскрыть его содержание, особо отметить, что микроэволюционные процессы характеризуются небольшими пространственно-временными...
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для приема в магистратуру по направлению 020200 Биология магистерская программа «Физиология человека и животных»
Вид основной таксон в биологии. Внутривидовые и надвидовые таксоны. Проблема реальности вида в биологии. Понятие вида систематического...
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconРоссийская Федерация Управление по образованию и науке администрации города Сочи Краснодарского края
Рабочая программа1 вида «Русский язык» 1 вида, М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, 2006г
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconЛабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику...
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconЛабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику...
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconУрок №1 (43) план конспект урока "вид. Критерии вида"
Задачи урока: Научить учащихся правильно использовать знания о критериях вида в процессе изучения
Популяция-форма существования вида. Характеристика вида iconПрохорова О. А. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1
Перечень рабочих программ мб с(К) №5 VIII вида по предметам учебного плана на 2011-2012 уч год
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница