Программа профильного элективного курса по физике. “




НазваниеПрограмма профильного элективного курса по физике. “
страница1/5
Дата02.03.2013
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

А.Н.Ершов “Механика в жизни и физике

Программа

профильного элективного курса по физике.


Механика для пользы и удовольствия”


Автор: учитель физики МОУ “Краснолиманская СОШ”

п. Красноармейский

Романовского района Саратовской области

Ершов А.Н.

Пояснительная записка.


Название данного курса имеет своё объяснение. Какие вопросы вызывают у учеников наибольший интерес или, наоборот, приводят их в заблуждение? Какие вопросы становятся для людей причиной наиболее бурных дискуссий? Да, те вопросы, ответы на которые, казалось бы, всем давно известны.

При рассмотрении роли, которую играет в жизни людей физика, прежде всего бросается в глаза такое её свойство, как полезность. Польза физики заключается в том, что её достижения значительно облегчают жизнь и труд людей. И когда говорят, что физика окружает нас повсюду, то чаще всего имеют в виду именно этот процесс стремительного внедрения достижений физики во все сферы человеческой деятельности.

Однако люди занимаются физикой не только потому, что она полезна. Физика ещё и красива. Разговор о красоте и удовольствии её изучать вести гораздо сложнее, чем о её полезности – здесь многое зависит от индивидуальной точки зрения. Одни видят красоту физики в изящности её логических построений, другие находят очарование в лаконичности и ясности языка формул, третьи видят красоту физики в её неисчерпаемости, бесконечности познания окружающего мира, четвёртые – в яростной напряжённости мысли и остроте споров, из которых рождается истина. А есть ещё точки зрения пятых, шестых…

Автор предлагаемого материала видит красоту физики в том, что даже в тех явлениях, к которым мы привыкли настолько, что не обращаем на них никакого внимания, можно обнаружить интереснейшие физические процессы. Иногда внимательное рассмотрение привычных, обыденных явлений открывает в них совершенно неожиданные стороны. Примерам таких “физических неожиданностей” и посвящён этот курс.

Трудность такого подхода в том, что о многих процессах рассказать очень непросто – есть трудности, например, вычислительного характера. Физика устроена так, что действительно интересные вещи начинаются в ней с некоторой степени сложности. При разговоре на “школьном уровне” изложение приходится упрощать настолько, что иногда теряется самое интересное. Для понимания по-настоящему красивых вещей школьникам ещё надо подрасти и узнать много нового. В этом и состоит одна из задач данного курса. А одна из прекрасных особенностей физики состоит в том, что чем больше её узнаёшь, тем интереснее она становится – дать возможность почувствовать это - другая, не менее важная задача.

Автор курса стремится не столько сообщить ученикам новые знания, сколько помочь им “узнать то, что он знает”, т.е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к возможному их применению. Достигается это рассмотрением замысловатых вопросов, занимательного рассказа учителя, парадоксов и неожиданных сопоставлений из физики, относящихся к кругу повседневных явлений, научно-фантастической беллетристики или, как принято теперь говорить ”виртуальной реальности”, словом, ко всему, что находится за пределами кабинета физики, способно привлечь внимание любознательного ученика.

Задача автора – придать изложению интересную форму, сообщить привлекательность на первый взгляд трудному или давно известному. Он надеется, что сработает старая психологическая аксиома интерес – внимание – понимание – усвоение.

Поэтому главная задача курса – возбудить деятельность научного воображения, привить детям желание мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многообразие ассоциаций физических знаний с явлениями жизни, с тем, с чем обычно входит в соприкосновение. Для оживления интереса введён также вычислительный материал и работа на компьютерах.

Цели курса:

- формирование и развитие у учащихся теоретических и практических знаний в области физики.

- развитие интереса к изучаемому предмету, желаний и умений использовать полученные знания в повседневной жизни


Задачи курса:

  1. Расширение теоретической и практической части учебной программы по «Механике» и формирование вычислительных навыков учащихся при изучении физики.

  2. Развитие творческой самостоятельности учащихся.

  3. Усиление связи обучения с жизнью.

  4. Развитие творческих способностей, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

  5. Совершенствование навыков работы с компьютером.

Основные принципы:

Принцип новизны – данный курс предоставляет учащимся знания, не содержащиеся в базовом курсе.

Принцип цикличности – учащиеся имеют возможность несколько раз и в разных вариантах выполнить работу, соответствующую целям курса.

Принцип практичности – итоговые результаты имеют практическое значение.

Принцип мотивированности – активизирует познавательный интерес учащихся и способствует выбору профессиональной ориентации.

Принцип генерализации знаний – при работе с предлагаемым материалом выделяется главное, системообразующее, концентрируется внимание учащихся на основных понятиях и законах.

Принцип индивидуальности – эффективность развития личности находится в прямой зависимости от индивидуальной деятельности учеников.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

· наблюдать и изучать явления в окружающей действительности с точки зрения физики;

· описывать результаты наблюдений;

· выдвигать гипотезы;

· отбирать необходимое в наблюдаемых явлениях ,

· выполнять необходимые вычисления;

· представлять результаты своих наблюдений и вычислений;

· интерпретировать результаты ;

· делать выводы;

· обсуждать результаты изученного, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

· цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;

· роль собственных наблюдений в познании;

· соотношение теории и эксперимента в познании, умение делать необходимые вычисления;

Вид курса: углубление и расширение уровня знаний по изучаемому предмету.

Ведущий компонент: научные знания.

Структура курса - блочно - модульная

Элективный курс рассчитан на 34 урока, по одному уроку в неделю.

Логическая структура, формы организации учебного процесса, отчётность учащихся.

Давайте ещё раз вспомним всем известную связку- интерес – внимание – понимание - усвоение.

В каждом разделе порядок проведения занятий следующий:

1. Лекции – рассказы учителя, побуждающие учеников к дискуссии ( интерес – внимание).

Создание условий для возникновения дискуссии, спора – непременное условие и главная задача учителя на данном этапе.

2. Конференции, семинары или “круглые столы”, которые проводятся в два занятия. Класс, заранее разделённый на четыре (или иное количество групп), работает следующим образом: на первом занятии две группы представляют свои доклады и сообщения, две другие – выступают их оппонентами., на втором занятии их функции меняются наоборот.

Описанная выше, и дальнейшая работа, а именно: подготовка компьютерных презентаций и представление их ученикам, которым ещё предстоит изучать механику, завершают следующее звено связки – понимание. Понимание не только необходимости изучать физику, но и делиться своими знаниями с другими.

Описанный порядок при проведении курса повторяется трижды для усиления эффективности в достижении поставленных целей.

3. Небольшой физический практикум (желательны несложные, доступные для проведения в любой школе и не входящие в школьный учебник опыты и демонстрации) является последним этапом – усвоением. На каждом занятии все группы получают или готовят сами оборудование для двух - трёх опытов, проводят их, представляют другим группам, отвечают на вопросы друг а, спорят…

Результаты этой работы также сводятся в виде презентаций.

Подобный подход к работе позволит учителю объективно оценить деятельность каждого ученика. Кроме того, учитель получает богатый материал для дальнейшей работы. Построение курса оставляет пользователю широкие возможности для внесений изменений и дополнений.


Учебно – тематический план


п/п

Содержание программы

Количество

часов

Форма

проведения

Образовательный продукт

I.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7-8


9-10.

11.


II.

1.

2.

3.

4.

5-6.


7-8.

9.


III.

1.


2.

3.

4-5.


6-7.

8.


IV.

1.


2.


3.


4-5.

6.

Как тормозит автомобиль?

Цели и задачи курса. Несколько слов о трении.

Что происходит при трении колёс?

Что такое силы инерции?

Вернёмся к ускоряющемуся автомобилю

Сопротивление воздуха. Торможение по прямой.

Занос.

Конференция или “круглый стол”


Работа над компьютерными презентациями.

Представление собранного материала в виде презентаций учащимся 7-8 классов.


Как поворачивают поезда?

Первые неожиданности.

Первый шаг к разгадке.

Второй ша к разгадке.

Что происходит на самом деле?

Конференция или “круглый стол”


Работа над компьютерными презентациями.

Представление собранного материала в виде презентаций учащимся 7-8 классов.


Почему не падает велосипед?

О разнице между двух – и трёхколесными велосипедами.

Факторы устойчивости.

Что такое гироскоп?

Конференция или “круглый стол”


Работа над компьютерными презентациями.

Представление собранного материала в виде презентаций учащимся 7-8 классов.


Физический практикум.

Опыты по механике (возможные варианты см. ниже в тематических разработках).

Опыты по механике


Опыты по механике


Подготовка презентаций

Защита презентаций

11

1

1

1

1

1

1

2


2

1


9

1

1

1

1

2


2

1


8

1


1

1

2


2

1


6

1


1


1


2

1


Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Доклады, обсуждение и дискуссия.

Работа на компьютере

Ученик в роли учителя


Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Доклады, обсуждение и дискуссия.

Работа на компьютере

Ученик в роли учителя


Лекция-рассказ


Лекция-рассказ

Лекция-рассказ

Доклады, обсуждение и дискуссия.

Работа на компьютере

Ученик в роли учителя


Самостоятельная работа учеников.

Самостоятельная работа учеников.

Самостоятельная работа учеников.

Работа на компьютере

Доклады, обсуждение и дискуссия.



Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Доклады учеников


Презентация

Учебный Материал для дальнейшей работы учителя.


Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Доклады учеников.

Презентация.

Учебный Материал для дальнейшей работы учителя.


Конспект


Конспект

Конспект

Доклады учеников.

Презентация.

Материал для дальнейшей работы учителя.


Письменный отчёт


Письменный отчёт


Письменный отчёт


Презентация

Материал для

работы

учителя



Методические разработки тем занятий.


I. КАК ТОРМОЗИТ АВТОМОБИЛЬ?

Занятия 1- 6 представляет собой занимательные лекции – рассказы учителя из области механики с обязательной дискуссией и составлением конспекта, в котором будут содержаться ответы на вопросы, которые возникнут у учеников в процессе данной дискуссии.

Цель этих занятий: расширить круг знаний, вызвать дополнительный интерес к физике и, как следствие, повышенное внимание к изучению этого предмета.

Далее приводятся необходимые проведения занятий материалы.

Урок №1: Цели и задачи курса. Несколько слов о трении.

Где-то на белом свете.

Там, где всегда мороз.

Трутся спиной медведи

О земную ось...

Песня из кинофильма «Кавказская пленница»

Характер движения автомобиля определяется прежде всего характером взаимодействия его колес с дорогой. Поэтому трение колес автомобиля о дорогу мы рассмотрим в первую очередь, здесь тоже имеются своеобразные неожиданности. Однако предварительно целесообразно вспомнить основные понятия, относя­щиеся к явлению сухого трения твердых тел.

При соприкосновении твердых тел между ними начи­нают действовать силы. В соответствии с третьим законом Ньютона, эти силы равны по величине и противоположны по направлению. На рис. 1 они обозначены R1 и R2 Составляющие сил R1и R2, направленные перпендикулярно поверхности соприкосновения и обозначенные на рис. 1 N1u N2, называются силами нормального давления, а составляющие Fтр1 и Fтр2, направленные по касательной к поверхности соприкосновения, называются силами трения. Пусть тело лежит на шероховатой горизонтальной поверхности. Будем действовать на него горизонтальной




Рис. 1.
силой G, которая постепенно увеличивается. До тех пор, пока эта сила не превзойдет некоторой величины Fmax , те­ло будет находиться в покое, потому что со стороны шеро­ховатой поверхности на него будет действовать так назы­ваемая сила трения покоя. Сила трения покоя всегда на­правлена противоположно внешней силе G и всегда урав­новешивает ее, поскольку абсолютная величина силы трения покоя может принимать любое значение от нуля до Fmax. Если значение внешней силы G будет больше Fmax, то возникнет скольжение тела по шероховатой поверхности. При этом со стороны поверхности на него будет действо­вать сила трения скольжения. Как правило, значение этой силы несколько меньше Fmaxc, но различие это неве­лико, и им можно пренебречь. В дальнейшем мы будем' считать, что сила трения скольжения равна максимальной силе -трения покоя.

Первым из известных нам исследователей сухого тре­ния был Леонардо да Винчи (1452—1519). Свои опыты он проделал примерно 450 лет назад, но результатов не опубликовал. Они были обнаружены в его трудах уже после того, как законы трения были вновь открыты фран­цузскими учеными Гийомом Амонтоном (1663—1705) и Шарлем Кулоном (1736—1806). Вот эти законы:

1. Сила трения Fтр прямо пропорциональна силе нормального давления N:

Frp=kN.

Коэффициент пропорциональности k называется коэффициентом трения.

2.Сила трения не зависит от площади контакта между двумя поверхностями.

3.Коэффициент трения зависит от свойств трущихся поверхностей.

4. Сила трения не зависит от скорости движения тела.

Впоследствии выяснилось, что последний закон выполняется не точно— сила трения оказалась хотя и слабо,


но зависящей от скорости взаимного перемещения тел. На рис.2 сплошной линией показана наблюдаемая на опыте зависимость FTр от v, a штриховая линия соответствует упрощённому представлению о ней.

Рис. 2


Поскольку зависимость силы трения от скорости выражена слабо, ею часто пренебрегают. Все это приводит к тому, что для данной пары веществ коэффициент трения можно считать постоянной величиной, не зависящей ни от скорости их относительного движения, ни от силы нормального давления. Так ведут себя практически все твердые тела при не слишком больших скоростях. Тем интереснее случаи, когда утверждение о постоянстве коэффициента трения для данной пары веществ не выполняется. Типичным примером такого случая является трение автомобильного колеса о дорогу.

Урок №2: Что происходит при трении колёс?

Однако это справедливо для твёрдых тел,

но не распространяется на взаимодействие

между шиной и дорогой.

В.В.Бекман “Гоночные автомобили”




Рис. 3

Хорошей иллюстрацией того, что при трении
резины о дорогу не выполняются некоторые законы, спра-
ведливые для трения твердых тел, может служить рис. 3, где представлена эволюция профиля гоночных шин.
За шесть лет (с 1984 по 1990) отношение высоты профиля шины к ее ширине уменьшилось с 0,6 до 0,3. Благодаря этому увеличи­лась площадь контакта с дорогой и улучшилось сцепление колеса с дорожным полотном. Для твердых тел, как вы знаете, увеличение площади соприкосновения не приводит к заметному увеличению силы трения. Нетрудно понять, почему для шины дело обстоит по-другому: благодаря своей эластичности шина вдавливается в углубления поверхности дороги, а в таких условиях увеличение площади контакта увеличивает силу сцепления с дорогой. Ясно, что чем мягче резина покрышки, тем заметнее этот эффект. Для увеличения площади контакта профилю протектора часто придают вогнутую форму. После нака­чивания профиль выпрямляется и поверхность катания становится цилиндрической, что дает максимальную пло­щадь контакта с дорогой.

Для рассмотрения еще одного эффекта, связанно­го с трением шины о дорогу, нам необходимо вычислить тормозной путь автомобиля. Сделать это не­сложно.

При резком торможении автомобиля его колеса (как правило, все четыре) перестают вращаться и начинают скользить по дороге. Возникающая при этом сила трения тормозит автомобиль и в конце концов он останавлива­ется. Путь, проходимый автомобилем от момента полного срабатывания тормозной системы до полной остановки, называется тормозным путем. Именно эта величина нас и интересует.

Сила трения, действующая на автомобиль, определяется по формуле:

F,p=k N,

где k - коэффициент трения, а N — сила давления проскальзывающих колес на дорогу. Если автомобиль тормозит всеми четырьмя колесами, то эта сила равна весу

P = mg и тогда


Fтр=kmq


Замедление автомобиля а определяется соотношением
a = FTp/m=kg

Путь, проходимый автомобилем, имеющим начальную скорость v0, до полной остановки, можно найти по формуле


S= v02/2a=v02/2kg.

Для использования этой формулы необходимо знать значение коэффициента трения k. Этот коэффициент зависит от типа дорожного покрытия, поэтому для определенности мы будем рассматривать только случай торможения на сухом асфальте. Коэффициент трения резины об асфальт можно найти с помощью несложного эксперимента. Поместим кусочек резины от автомобильной покрышки на пластинку из асфальта и начнем постепенно увеличивать угол а, образуемый плоскостью пластинки с горизонтом. Зная значение угла, при котором начнется скольжение резины по наклонной плоскости, можно определить коэффициент трения резины об асфальт. Действительно, скольжение начнётся тогда, когда скатывающая сила Flf,= /mg sin a равна максимальному значению силы трения покоя F= k N=kmg cosa. Из равенства FCK=FTp получим связь коэффициента тре­ния k с углом , при котором начинается скольжение:

k = tg a.

Если провести этот эксперимент для резины и асфальта, то нетрудно убедиться, что угол а равен примерно 400 , а коэффициент трения приблизительно равен 0,8.

Теперь мы можем определить тормозной путь автомобиля для любой начальной скорости. Пусть скорость автомобиля равна, например, 10 м/с, тогда из формулы получим для тормозного пути значение 6,4 м.

Неожиданности начнутся тогда, когда мы попытаемся сравнить полученный нами результат с тем, что происхо­дит на самом деле. Приведем таблицу, в которой имеются данные по зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости (см. табл. 1).

Таблица 1


Тип автомобиля


Нагрузка

Наибольший тормозной путь, м

(v = 36км/ч)

Легковой Автомобиль Автомобиль массой до 9 т


Автомобиль массой бо­лее 9 т


Автобус

Без нагрузки

Без нагрузки

С полной нагрузкой

Без нагрузки

С полной нагрузкой

7,2

11,5

11,5

11,0

13,5

11,0


11,0


13,5


11,0



Очень странно. В некоторых случаях тормозной путь отличается от полученного нами почти в 2 раза. Кроме того, он зависит от массы автомобиля, что с точки зрения проделанных нами вычислений совершенно непонятно: никакой зависимости тормозного пути от массы в формулах нет, масса сократилась в процессе вычислений. Причины такого несогласования с экспериментом непонятны - ведь для коэффициента трения мы брали значение, полученное в самом эксперименте. Может быть, для других значений скорости теоретическое значение тормозного пути будет лучше согласовываться с экспериментом?

Нет, не будет. Чтобы убедиться в этом, вычислим по формуле замедление автомобиля при коэффициенте трения 0,8: а = kg = 0,8-9,8 = 7,8 (м/с2)

А какое значение имеет замедление автомобиля на самом деле? Приведем еще таблицу, где указаны требования, которым должно удовлетворять замедление автомобиля при торможении (см. табл. 2).


Тип транспортных

средств

Допустимое замедление, м/с2

До 1995г



После 1995г


Легковой автомобиль

Автобус массой более 5т.

Грузовой автомобиль

Автопоезд



5,8

5,0

4,4

4,4




7,0

6,0

5,5

5,5


5,5


5,5


С 1995г. требования к замедлению автомобиля возросли, однако все равно числа в табл. 2 меньше получен­иями значения 7,84 м/с2, поэтому тормозной путь автомобиля будет больше того значения, которое получено из формулы при любом значении скорости. Кроме, того, из этой таблицы видно, что тяжелые автомо­били тормозятся медленнее легких.

Мы снова сталкиваемся с невыполнением законов, справедливых для трения твердых тел. Во-первых, сила трения скольжения оказывается значительно (иногда почти в 2 раза) меньше силы трения покоя. Обычно эти величины почти равны между собой. Во-вторых, коэффициент трения сильно зависит от веса автомобиля, а для твердых тел коэффициент трения обычно имеет постоянное значение в очень широких пределах изменения нагрузки. В чем причина таких отклонений от привычных зако­номерностей? Мы сами легко догадаемся об этом, если вспомним; что при скольжении по асфальту шина оставляет за собой черный след. При трении шина разру­шается и именно разрушение приводит к качественным изменениям характера трения.

Существует несколько видов разрушения шины: абразивный износ, усталостный износ, однако наибольшее влияние на характер взаимодействия шины с дорогой в момент торможения оказывает износ посредством «скатывания».

Если рассмотреть при большом увеличении след на асфальте, оставленный шиной при торможении, то можно увидеть частицы резины, которые были содраны с по- крышки при торможении. Потрите ластиком по какой - нибудь шероховатой поверхности, посмотрите на оставленный им след,— и вы получите достаточно точное представление о том, как выглядят частицы резины, оставленные покрышкой на асфальте. Они имеют форму палочек с круглым сечением, толщина которых возрастает от концов к середине. Нетрудно догадаться, как сказывается наличие таких палочек на процессе торможения - они намного уменьшают коэффициент трения. Колесо начинает катиться по таким вращающимся круглым палочкам и вследствие этого сила трения резко уменьшается. Слово «катиться» в предыдущем предложении, возможно, выбрано не совсем удачно — колесо само не вращается, но более подходящее подобрать трудно.

Особенно сильно предрасположенность к износу посредством скатывания проявляется у мягких резин. При скольжении резины в одном направлении на ее поверхности наблюдается рисунок истирания, который называется рисунком Шелламаха и представляет собой систему чередующихся гребней и впадин, перпендикулярны направлению проскальзывания.

Таким образом, разрушение покрышки качественно изменяет характер трения, что приводит к отклонениям от законов трения, справедливых для большинства твёрдых тел. Если резина не разрушается, то коэффициент трения равен 0,8, но как только от покрышки начнут отрываться кусочки резины, он падает до 0,6 и ниже. Становится понятным, почему тяжелые aвтомобили имеют больший тормозной путь, чем легкие: при большей силе давления процесс разрушения идет интенсивнее, следовательно, между колесом и асфальтом образуется больше круглых частиц резины и все эффекты, связанные с их присутствием, усиливаются.

Теперь понятно, почему водителям рекомендуют «не тормозить юзом», т. е. не блокировать полностью вращение колёс. Для уменьшения тормозного пути на асфальте тормозить надо так, чтобы колеса находились на грани проскальзывания, но не скользили — при этом сила трения будет максимальной. Как только начнется скольжение колеса, сила трения сразу резко уменьшится. Подчеркнём ещё раз, что это относится к торможению на асфальте. В других случаях, например, когда автомобиль движется по рыхлому снегу или гравию, для сокра­щения тормозного пути выгоднее тормозить именно юзом, скользящее колесо образует перед собой вал снега или гравия, интенсивно тормозящий движение. На гладкой поверхности льда также выгоднее тормозить юзом, но механизм роста коэффициента трения при блокировке колёс здесь более сложный.

Вы видите, что при трении колес о дорогу наблюдаются многочисленные отклонения от законов трения твердых тел и это очень осложняет жизнь конструкторам автомобильных покрышек. Например, для увеличения коэффициента сцепления целесообразно выбирать для шины резину помягче, но при этом усилится износ посредством скатывания. Или более сложный пример. Вы уже знаете об одной из причин, приводящих к точу, что шины стараются делать широкими: при увеличении площади контакта улучшается сцепление шины с дорогой. Однако это не единственная причина. Во-первых, широкие шины изнашиваются медленнее узких. Во-вторых, увеличение приводит к созданию более благоприятных для шины тепловых условий. Дело в том, что при высоких температурах шина плавится и коэффициент трения резко падает. Поэтому выделяющееся при трении тепло стремится распределиться по максимально возможной площади, не допуская плавления резины. Казалось бы, чем шире шина - тем лучше. Действительно, исходя из изложенных соображений, шины гоночных автомобилей иногда делают широкими и гладкими (поверхность «слик» — без рисунка), но для установки на серийные легковые автомобили такие шины совершенно непригодны. На мокрой дороге гладкие шины начинают играть для автомобиля роль
своеобразных «водных лыж». Машина начинает скользить по тонкой пленке воды, не касаясь дороги, автомобиль полностью лишается управляемости. Это явление называется аквапланированием. Тенденция к нему возрастает с ростом ширины шины, и понятно, что, выигрывая в коэффициенте сцепления на сухой дороге, широкие гладкие шины проигрывают и безопасности движения на мокрой. Для предотвращения аквапланирования необходимо удалять воду из зоны контакта шины с дорогой — приходится жертвовать гладкостью поверхности и придавать протектору рельефность, чтобы по канавкам протектора вода могла уходить из зоны контакта.

Таким образом, выбор того или иного параметра характеризующего шину, является результатом взвешивания многочисленных «за» и «против», и, выигрывав в одном, конструктор неизбежно теряет в чем-то другом.

Перейдем теперь к рассмотрению некоторых режимом движения автомобиля.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа профильного элективного курса по физике. “ iconПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по физике» 10 – 11 класс
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconПрограмма элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике»
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconПрограмма профильного элективного курса по физике «Избранные вопросы курса физики»
Курс состоит из 3 основных разделов(тем). Каждый раздел включает несколько тем. В процессе изучения курса знания, приобретённые уч-ся...
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconПрограмма предметно-ориентированного элективного курса по физике для 9 класса
В связи с модернизацией Российского образования и переходом на профильное обучение на третьей ступени образования мной создана программа...
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconАвторская учебная программа элективного курса «готовимся к егэ по физике»
Изучение программы элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности...
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconРабочая программа элективного курса по химии «На перекрёстках естественнонаучных дисциплин» Афонина Р. Ф., учитель химии
Программа межпредметного элективного курса «На перекрёстках естественнонаучных дисциплин» включает материал двух блоков: для предпрофильного...
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconПрограмма элективного курса по физике «Человек и электромагнетизм»
Программа элективного курса «Человек и электромагнетизм» предназначается для учащихся 8 класса, рассчитана на 8 часов
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconПрограмма профильного обучения элективного курса по алгебре и началам анализа
Элективный курс профильного обучения посвящен одному из традиционных разделов элементарной математики: решению рациональных и иррациональных...
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconПрограмма элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля. Учитель физики и астрономии школы №1151, к ф. м н. Б. Ф. Мочалов, методист по физике омц зелао и. П. Кутко
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля
Программа профильного элективного курса по физике. “ iconТезисы автор : Болтаева Татьяна Петровна
Программа элективного курса профильного обучения для учащихся 10-11 классов «3D дизайн интерьера»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница