Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило




Скачать 318.45 Kb.
НазваниеПочти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило
страница1/2
Дата02.03.2013
Размер318.45 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.
В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все , а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.
Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.
Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
6 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон 'О днях воинской славы' (Победных днях России)'. Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).
С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной. В этот день в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.




День народного единства (4 ноября):

исторический контекст и возможные формы организации

учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях


В соответствии с Федеральными законами РФ №200-ФЗ «О днях воинской славы (Победных днях) России» от 29.12.2004 и №201-ФЗ «О внесении изменений в ст.112 Трудового кодекса» 4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе"[2], и способствовало окончанию Смуты.

В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей, где тесным образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти, самозванство, гражданская война и иностранная интервенция. По сути, этот исторический пласт можно определить как кризис - династический, социальный, экономический, политический. Иными словами, это была эпоха кризиса российской государственности. Ситуацией воспользовались самозванцы, шведские, а также польские интервенты, которые вторглись в Москву. Патриотическое движение, направленное на борьбу с интервентами, ознаменовалось созданием народного ополчения, которое освободило осенью 1612 года Москву от иностранных захватчиков и показало пример того, как единение всех граждан, независимо от происхождения, веры и положения в обществе, сплочение и солидарность сыграли особую роль в судьбе России.

Это событие, как отмечает директор Института российской истории РАН, профессор, член-корреспондент РАН А.Н.Сахаров, является эпохальным, ключевым в истории России и потому отмечалось в течение столетий российским народом. Это был не только день капитуляции поляков, но и день, когда некоторое время спустя Михаил Романов утвердил празднование иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского и считается, что помогла достигнуть победы и освободить Московский Кремль. Праздник был общенародный, потому что именно события конца октября 1612 года (по старому стилю) действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. И освобождение Москвы, и окончание Смуты произошло благодаря усилиям всего народа России, всех его слоев, всех национальностей и конфессий. Кроме того, важно подчеркнуть, что поскольку в период Смуты фактически разрушилась российская государственность, страну разъедал регионализм и сепаратизм; каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать частью единого государства; в наши внутренние дела вмешались поляки и шведы вполне очевидно, что освобождение Московского Кремля, воссоздание российского государства содействовало общему цивилизационному возрождению России [4].

Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на котором построена вся будущая мощь России.

Учитывая значимость события, существенный вклад Нижнего Новгорода и нижегородцев в формировании патриотического движения, освободившего Москву от интервентов и способствовавшего прекращению Смуты, подготовка и проведение Дня народного единства (4 ноября) открывает широкие возможности для решения целого ряда задач в рамках учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений, консолидации и совместной деятельности педагогов, учащихся, их родителей и общественности.

Предлагаемые рекомендации призваны сориентировать работников образовательных учреждений в пространстве тематики, помочь в выборе форм организации деятельности в преддверии празднования Дня народного единения и никоим образом не ограничивают творческий поиск педагогов и учащихся в данном направлении.

Важным фактором формирования патриотизма является школьное историческое образование, поскольку изучение героических страниц истории России представляет богатые возможности для воспитания учащихся. Благородный гражданский и нравственный опыт лучших людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании. Для реализации поставленных целей могут использоваться разнообразные виды и формы уроков: интегрированные, проблемные, театрализованные, уроки-дискуссии, уроки-конференции и т.п., позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям, умения анализировать и определять их значение в судьбе Отечества.

Многофункциональным средством на всех этапах обучения являются познавательные задания, выполняющие информационную, развивающую и организационно-управляющую функции. В зависимости от степени сложности они классифицируются по следующим уровням: I – усвоение и воспроизведение историко-культурных знаний об Отечестве, формирование представлений об исторических деятелях, явлениях, фактах; II – формирование оценочных суждений под руководством учителя, выявление собственного мнения по поводу предложенных оценочных суждений; III – применение усвоенных знаний для самостоятельной оценки с нравственной позиции предложенных фактов; IV – формирование личностного отношения к событиям и явлениям, навыков самостоятельной оценки в ситуации выбора, а также обоснования своего решения. Примеры подобных заданий представлены в разнообразной методической литературе по истории [например, 8; 14; 15].

Привлечение школьников в процессе учебной деятельности к личностной и нравственной оценке тех или иных явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики, ведь благодаря этому учащиеся знакомятся с разными образцами поведения и имеют возможность выбрать из них наиболее социально значимые. Причем, подобная форма работы может иметь место не только на уроках гуманитарного цикла, что особенно важно в совремннных условиях.

Особый интерес и социальный смысл представляют активные методы и интерактивные приемы, предполагающие организацию совместной деятельности учителя и учащихся: метод художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы-символа) [7]; исследовательский метод (интервьюирование, социологические опросы на улицах города, например, на тему «День народного единства - что мы знаем о нем?» и т.п.). Следует отметить, что перечисленные методы помогают формированию гражданских навыков: обогащения социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу.

Важно отметить, что исключительно значимым фактором становится учет регионального своеобразия, историко-культурного наследия родного края, поскольку при изучении краеведческого материала ученик поставлен в позицию исследователя, стремящегося к самостоятельному поиску исторических фактов. Одной из возможных форм краеведческой и поисковой деятельности, к примеру, может стать разработка и проведение экскурсии (например, по теме «Нижний Новгород – родина второго ополчения»). В зависимости от поставленных педагогом целей, возможностей и возрастных особенностей варьируется степень вовлеченности и самостоятельности учащихся в данном процессе; а сама экскурсия может принимать различные виды («традиционная», «виртуальная», «историческое путешествие» и т.п. )

Гуманизация образования предполагает повышенное внимание к личности, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития. В этой связи целесообразно более подробно познакомить учащихся с биографией и деятельностью героев Нижегородского ополчения К.Минина и Д.Пожарского [см. Приложение 1], используя такие формы как беседа (например, по теме «Патриотческий призыв К.Минина»), мини-конференция (например, по теме «Герои Нижегородского ополчения»), обсуждение докладов и сообщений учащихся, презентация результатов исследовательской деятельности. Весьма приветствуются в данной связи различные межпредметные и внутрипредметные связи.

Одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся в данном контексте может стать проведение конкурса творческих работ (сочинений, эссе) «Нижегородский подвиг в истории России». Подобный конкурс позволит учащимся изложить свои взгляды и представления о значении нижегородского ополчения и вкладе нижегородцев в объединение русской нации и формирование российской государственности.

Новые возможности в процессе организации учебно-воспитательного процесса предоставляют информационные технологии. В процессе подготовки и проведения Дня народного единения, в частности, могут быть использованы мультимедийные обучающие программы и компакт-диски: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия (10СD)», «История России (2CD)», «Россия на рубеже третьего тысячелетия» и другие. К примеру, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории до XIX века» может быть использован как для изучения темы «Смутное время» в рамках курса истории России, так и для демонстрации презентации с целью повторения или создания запоминающегося образа темы. Существенную роль в плане подготовки и проведения праздника может также сыграть организация проектной деятельности с использованием компьютерных технологий (формой реализации которой могут быть, к примеру, компьютерные презентации). Так, могут быть созданы разнообразные индивидуальные, групповые, семейные и иные проекты, объединенные общей целью и тематикой.

Использование разнообразных форм организации деятельности в рамках подготовки и проведения Дня народного единства призвано способствовать популяризации этого праздника, развитию познавательного интереса учащихся к изучению истории России и родного края, а также воспитанию в духе патриотизма и любви к Родине.


Литература и источники

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (Победных днях) России» (Редакция на 29.12.2004) // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_98337.html

  2. День народного единства // http://www.calend.ru/holidays/11-4/0/94/

  3. 4 ноября праздник – День единения России // http://www.holidays-organization.ru/4nov.php

  4. Сахаров А. Праздники не назначаются сверху // http://www.izvestia.ru/community/article739615

  5. В Нижнем Новгороде восстановят храм Иоанна Предтечи // http://www.stroy-price.ru/cgi-bin/getfullnews9.pl?137920

  6. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества. – М., 1993.

  7. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб., 2004.

  8. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде. – М., 2001. С.26-28.

  9. История Отечества: люд, идеи, решения. - М., 1991.

  10. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992.

  11. Назаров В.Д. Смута начала XVII века и исторические судьбы России. // История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1998.

  12. Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев. – Н.Новгород, 1998.

  13. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – М., 1981.

  14. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М., 1995. С.78-88.

  15. Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т.1. – М., 1995.


Начало 

 


 Русский историк, Иван Забелин:

«Всем известно, что древние, в особенности греки и римляне, умели «возделывать» героев. Это уменье заключалось, прежде всего, лишь в том, что они умели изображать в своей истории лучших передовых деятелей».
Слава народа или человека в истории зависит не от славных или бесславных дел, а от умения писателей изображать исторических личностей и их дела. Без этого новому поколению не на чем будет строить идеалы. А безыдейные люди образуют толпу, серую массу.


К примеру, в советские времена в школьных учебниках истории писали об одних героях гражданской войны начала 20 века: Чапаеве, Буденном. После распада СССР они перестали быть героями. Заговорили о подвигах Деникина, Врангеля…  От этой русской привычки вечно менять героев в зависимости от идеологической конъюнктуры родилось поколение 90-х, которым история безразлична.

 

Русский историк, Иван Забелин:

 

Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так дальше. Лицемерить нечего: так думает великое большинство образованных русских людей. Ясное дело, что такая история воспитывать своих героев не может, что на юношеские идеалы она должна действовать угнетательно. Самое лучшее, как юноша может поступить с такой историей, это – совсем не знать, существует ли она. Большинство так и поступает».




Пожарский: «Продадим наших жен и детишек»


Пожарские происходили из стародубских князей суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича. Это была «захудалый» княжеский род, то есть он не играл важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена.



 Дмитрий Пожарский



Расхожим является мнение, что за Дмитрием Михайловичем не знали ни одного блестящего дела, где бы он блеснул воинскими талантами. Так почему же он был выбран нижегородцами как главный воевода? Просто по указке Минина? По одной из версий, Московия тогда была просто бедна знаменитыми полководцами. Шереметев был заперт в Москве. Шеин и Голицын попали в плен. А Пожарский, принимая на себя столь почетную обязанность, выражал сожаление, что Голицын в плену, а то бы он ему с охотой уступил.


Однако нижегородцы никогда не были тупым народом. Может быт, занятия торговлей отточили в них гражданское самосознание, но они не действовали по чьей-либо указке просто так. Земских старост, а тем более воевод они избирали сообща. А значит было за что Пожарского оценить.


Кроме того, многие современники князя утверждали, что Дмитрий Михайлович принял предложение с радостью. Если и высказывал Пожарский сожаление об отсутствии других полководцев, то это было проявлением скромности, а не лени. И это при том, что в то время он залечивал свои раны, полученные в битвах первого ополчения.


Если даже не говорить о воинских доблестях князя, то обнаруживается ряд таких черт в этом характере, которые делали Пожарского достойным выбора нижегородцев. Прежде всего, это относительная прямота князя. Относительная, потому что в ту пору вечной лжи и постоянных доносов Россия не знала безупречных людей. Да и водились такие когда-либо в других странах? В Смутное время Пожарский ничего не просил у польского короля Сигизмунда, не примыкал к «тушинскому вору» Лжедмитрию II. Он всегда был верен тому, кто занимал трон, то есть своему царю. Это была преданность не личности, а одному порядку. В этом была его нравственная связь с нижегородцами.


Кроме того, Пожарский среди своих современников был известен как храбрый и искусный воин. Даже поляки о нем так отзывались.


Первое, записанное летописью, дело Пожарского, еще при Шуйском, в 1608 году, было под Коломною. От Владимира к Москве двигались литовские полки и русские воры. Разведав тайно, где находится их стан, Дмитрий Михайлович придвинулся туда в ночь и утром внезапно напал на врагов, разгромив их и пополнив отечественную казну. Тогда воеводе было 30 лет. На следующий год он сидел в Москве с Шуйским в осаде от «тушинского вора». Многие бояре сбежали от царя в Тушино в поисках боярства и чинов. Пожарский царя не покинул. За это Шуйский позже отблагодарил его вотчиною. К тому времени, род Пожарских считался обедневшим, и вотчина очень спасла положение. А в 1610 году Пожарский воеводствовал в Зарайске. В ту пору погиб племянник царя, талантливый полководец Скопин-Шуйский. Некоторые решили воспользоваться этим обстоятельством, чтобы обвинить Василия Шуйского в убийстве своего родственника и сместить его с трона. И по всем городам понеслись грамоты, требовавшие присяги самозванцу Лжедмитрию II. Тогда дрогнули и Коломна, и Кашира. Зарайск выстоял, благодаря крепости духа прежде всего самого Пожарского.


Когда Василий Шуйский все же был низложен, и собиралось первое ополчение Ляпунова, Пожарский принял в нем участие. Вместе с Ляпуновым они очистили Рязанскую землю от воров, но Дмитрий Михайлович был тяжело ранен в московских боях.


Ко времени формирования второго ополчения он только-только оправился от ранений. Но за дело взялся с большим рвением. На нем, помимо прочего, лежала обязанность по сбору военных налогов. И здесь он проявил такую твердость и энергию, что они иногда казались чрезмерными.

Сборщики били в первую очередь по кошелькам богачей, до конца разорять бедноту никто не собирался. Но в добровольных пожертвованиях, кстати, часто щедростью отличались последние бедняки, дававшие больше, чем от них требовали.


«Если понадобится, мы продадим наших жен и детишек», – эти слова летописи приписывают Дмитрию Михайловичу. Конечно, он не исполнял этого обещания. Однако эта фраза свидетельствует о рвении князя.


Историки-отрицатели, привыкшие во всем искать недостатки героев, часто обвиняют Пожарского в медлительности. Мол, долго он с ополчением стоял в Ярославле, вместо того, чтобы резво бежать к Москве. Но в этом была особая черта народного ополчения. Ополченцы старались действовать предельно осторожно, потому что понимали, какова будет цена их ошибок, а следовательно, и поражения. В том же Ярославле задержка была вызвана отнюдь не нерешительностью князя. Дело в том, что накануне, в конце марта, он получил грамоту, в которой Трубецкой и Заруцкий уверяли его в том, что готовы со своими казаками присоединиться к ополчению. Но Пожарский знал, что до того они присягали тушинскому вору, а после и «воренка» на трон хотели посадить. И только в начале июня Пожарский убедился, что Трубецкой со своим табором больше не с ворами. Кроме того, ополчение ожидало союза с Новгородом. Уладив дела со всех сторон, Пожарский двинулся дальше.


Обвиняют Пожарского и в том, что в самом его войске были смуты и раздоры. Но во втором ополчении были разные люди: разных национальностей, разных сословий, разных уровней. Были и честолюбивцы. Куда без ссор? Но Пожарский не решал этот вопрос по-диктаторски, как Ляпунов. Это правда. Главные его завоевания в том и заключались, что он мирными переговорами, договорами, уговорами привлекал всех к одной мысли: очистить государство от поляков и всяческих воров. В общем, поступал, как настоящий дипломат, где-то идя на уступки, а где-то прогибая других.


Современное Пожарскому общество на первый взгляд никак особенно не выразило ему своей признательности. Но как оно должно было это сделать? Все, что можно было сделать – это наградить его грамотой, вотчиной и пожалованием в бояре. Это оно и сделало. Не на руках же его каждый день носить было! Ничего удивительного, что, сослужив народную службу, Пожарский после избрания царя снова оказался рядовым, правда, в чине боярина. Следует понимать, что Смута не была революцией, перестройкой или еще чем-то, что обычно являет новые места для людей. Пожарский с Мининым просто вернули все на свои места и сами вернулись на свои места. С избранием царя в государстве потянулся обычный царский порядок и жизни, и отношений, и службы.


Вопреки сказаниям некоторых историков, у царя Михаила он пользовался немалым почетом и исполнял поручения столь же важные, как и другие ближние бояре. Во время царского отсутствия берег Москву вместе с Филаретом и Шереметевым. В 1617 году он был отправлен Воеводой в Калугу, где удачно отразил нападение поляков. С 1628 года был воеводой в Новгороде, а в 1632 году участвовал в войне с Польшей.


Опять же не стоит забывать, что при Шуйском Пожарский был рядовым воеводой и рядовым стольником. А при Михаиле он стоит на ратном поле между первыми тогдашними воеводами, в социальном плане он стоит между ближними, родственными царю боярами.


Таким образом, мы должны признать Пожарского главным (если не первым, то вторым) рядом с Мининым героем освобождения и спасения Руси от Смуты. Он не был серой личностью, как пытаются утверждать некоторые. Храбрый, мужественный, искусный воевода, никогда не отступавший от опасности в битвах, он отличался одновременно не свирепыми, а гуманными качествами характера, которые дороги и по сей день.



В 1946 году в Париже образована ЮНЕСКО. Многие до сих пор считают, что ЮНЕСКО – «какая-то организация, которая детей защищает». На самом деле младшую сестренку ООН интересует куда больше: образование, естественные, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. А проще говоря: кого, чему и как учить в новом веке. С 1994 года свое бюро ЮНЕСКО существует и в Москве.



Настя  ИНН, 3 курс

 

Памятник Минину и Пожарскому – один из моих любимых, но вот культ личности я не перевариваю. По-моему, на Красной Площади рядом с ними стоило бы поставить ещё тысячу людей, достойных звания патриотов. Боюсь, правда, места на всех не хватит, но его можно восполнить, если товарищ Ленин подвинется.



05.11.2006 Вчера в Твери прошел крестный ход

04.11.2006 В Москве завершились все митинги, посвященные Дню народного единства

04.11.2006 50% посетителей 4ноября.ру поддерживают праздник

04.11.2006 Миронов поздравил россиян с Днем Народного Единства

04.11.2006 В Грузии растреляны участники Имперского марша

Архив новостей












Минин – «неграмотный мясник»

 

Совсем недавно появились сведения о том, что Кузьма Захарьевич Минин на самом деле был татарином с фамилией Мининбаев. О достоверности этой информации судить не нам. Скажем лишь, что о жизни этого нижегородца до 1611 года ничего не известно. Первое упоминание о нем в летописях идет именно в связи с нижегородским ополчением.



 Кузьма Минин


 

Казалось бы, кто может усомниться в положительности этого героя? Но в сочинении Костомарова «Личности смутного времени» нам рисуется такой портрет этого человека: «Тонкий, хитрый, с крепкою волей, крутого нрава, человек в полном значении практичный, т.е. такой, который, идя к цели, выбирает ближайший путь и не останавливается ни перед какими бы то ни было тягостями и бедствиями для других…»


Другой русский историк Иван Забелин, напротив, пишет «авторитет Минина, как человека высокой честности, высоких патриотических добродетелей, утвердился не фантазиями наших современников, а правдивыми свидетельствами его современников».


А современники считали его чудом. Для них он был человеком благочестивым, не был способен делать подлоги и обманы, потому и занимал должность земского старосты. Не по назначению правительства, а по выбору народа.


Каждый сам волен выбирать, с каким историком соглашаться. Но согласитесь, трудно представить, чтобы народ, зная о низких качествах Минина, позволил бы ему рассуждать земские расправы и выбрал бы его земским старостой. Именно эту должность занимал Кузьма в 1611 году.


Кузьма был неграмотен. Но в те времена это было нормальным. Он занимался торговлей мясом и рыбой, а в народе был человеком заметным и уважаемым.


Самый интересный факт в его биографии – это выступление в избе перед нижегородскими мужиками, когда он призывает всех стать на защиту Отечества. По легенде Минин начал свою горячую речь с того, что рассказал о том, как во сне ему трижды являлся преподобный Сергий. И он якобы просил Минина «разбудить уснувших».


За это многие историки Минина упрекают, мол, он «не считает безнравственным обманывать людей чудесами для хорошей цели». Но стоит опять уже учесть, что легенда писалась намного позже, чем вершились события. А подвиг Минина был чудом для народа. Как в таком незаметном чине совершить такое великое дело!? По убеждению века, это не могло произойти без Божьей помощи, и сам Минин потом был искренне убежден, что он только орудие Промысла. Так в то время мыслили люди, и не могли мыслить иначе, потому что во всех своих делах видели или благословение, или наказание Божье. И сложно сказать, действительно ли Минин говорил о своих сновидениях и преподобном Сергии, либо это уже летописцы занимались художеством.


Здесь же можно добавить, что Минина избрали в земские старосты прямо перед тем, как в Новгород пришла тревожная грамота от патриарха Гермогена. В ней сообщалось, что предводитель казаков Заруцкий хочет посадить на трон «воренка» – сына Лжедмитрия II. Минин воспринял свое избрание как Божье указание о том, что надо срочно действовать. Вот в избе в тот вечер он и начала говорить о бедствиях Отечества, вполне возможно упомянул и то, что были ему какие-то знамения свыше...


Тем не менее, в тот вечер все согласились с тем, что надо уже подниматься со своих мест и идти освобождать Москву. Всем сходом было решено собирать казну и ополчение. Кузьма первый же свое имение и положил перед людьми. Себе почти ничего не оставил.


В ополчении Минин в основном распоряжался казной и занимался обеспечением ополченцев всем необходимым. Он же выдавал жалование. Свои воинские качества Минин продемонстрировал в битве с польским гетманом Ходкевичем под Москвой.


В 1613 году за свой подвиг Минин был возведен царем Михаилом в думные дворяне. Также Кузьме была дарована земля в Нижегородском уезде. Всю оставшуюся жизнь он занимался служебными делами: собирал «первую пятину» (своего рода налог – пятая часть имущества) с гостей и торговцев столицы, занимался сыском в казанских местах по поводу местногл восстания.


В мае 1616 года Минина не стало. Сейчас его прах находится в Нижнем Новгороде.


Несмотря на некоторые попытки изобразить Минина не таким уж идеальным, в современном обществе мало кто сомневается и в его роли, и в его заслугах перед Россией. Не поддается сомнению и тот факт, что современники Минина высоко оценили его подвиг. Однако о другом герое Смутного времени нет такого единодушного мнения. О Пожарском часто говорят, что он находился в тени Минина, был меланхоличен и не имел реального авторитета в своем войске, да и современники Пожарского не оценили его по заслугам. На самом ли деле это так?





















А был ли Сусанин?


Тут бы написать в лучших советских традициях, что «Иван Сусанин всю жизнь сознательно шел к своему подвигу». Но не получается. Хотя бы потому, что о жизни вотчинного старосты села Домнина Костромской области неизвестно почти ничего.



 Фигура Сусанина в группе "Тысячелетие". М.Микешин



Едва ли ни единственным достоверным источником о подвиге Сусанина является грамота Михаила Феодоровича, которой он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери» крестьянину Костромского уезда «Богдашке» Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти».


Еще три грамоты (1641, 1691 и 1837 гг.) были пожалованы потомкам Сусанина, но ничего нового о самом Сусанине они не сообщают.


Героический образ Сусанина появился в русской истории лишь в начале XIX века. Вслед за Щекатовым, упомянувшим подвиг сельского старосты в своем «Географическом словаре», откуда фигуру скопировали Сергей Глинка («История») и Бантыш-Каменский («Словарь достопамятных людей Русской земли»). Новому времени требовались новые персонажи, и Сусанин, как символ самопожертвования и преданности простого человека державной земле русской, пришелся очень кстати. Поэму Рылеева «Иван Сусанин» многие, наверняка, читали в школе, а отрывок из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» (в советское время – «Иван Сусанин») долгое время был государственным гимном России.


И это только верхушка айсберга – среди всех персонажей русской истории, литературы и музыки первой половины XIX века Сусанин, несомненно, был самым «модным». Как итог: в 1838 году в Костроме по указу Николая I был воздвигнут памятник народному герою.


Но в Сусанина поверили не все. Костомаров, не найдя в источниках упоминания о том, что какой-либо польско-литовский отряд подходил к Домнину, скептически отнесся к подвигу костромского крестьянина, увидев в нем «одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время».


Сусанин был «доказан» лишь в 1880-е годы, когда стали обнаруживаться новые архивные документы (по большей части рукописные «предания»), в которых так или иначе шла речь о подвиге домнинского старосты. Они-то и позволили Самарянову соединить противоречивые легенды и домыслы в стройную правдоподобную историю.


Итак, в 1613 году отряд поляков и литовцев подошел к селу Домнину, где в это время жил будущий родоначальник династии Романовых Михаил Феодорович со своей матерью. «Шляхтичи» собирались «убрать» только что избранного царя, чтобы посадить на престол польского королевича Владислава. Недалеко от села им встретился Сусанин, который вызвался проводить отряд до дома Михаила, но завел их в противоположную сторону. В то же время он послал тестя


Богдана Сабинина к царю с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Утром Сусанин сообщил полякам о своем обмане, не выдал, несмотря на жестокие пытки, местонахождение царя и был изрублен «в мелкие куски».

Словом, все указывает на то, что все-таки Сусанин был. А если и не было, его нужно было бы придумать. Потому, что немало на Руси героев, о подвигах которых мы до сих пор ничего не знаем.



В королевстве Тонга празднуется День конституции, которая была принята в 1970 году. Тогда государство получило независимость от Великобритании. Это единственное в Океании монархическое государство, расположенное на цепочке островов в Тихом океане. Все богатство страны – ее земля. Чуть менее 70 тыс. га. Однако Тонга является 150-м членом ВТО.



Женя  25 лет, занят в сфере ИТ.

 

Какой-то очередной новый праздник, день примирения или что-то типа того, введённый после освобождения школы в Беслане?



05.11.2006 Вчера в Твери прошел крестный ход

04.11.2006 В Москве завершились все митинги, посвященные Дню народного единства

04.11.2006 50% посетителей 4ноября.ру поддерживают праздник

04.11.2006 Миронов поздравил россиян с Днем Народного Единства

04.11.2006 В Грузии растреляны участники Имперского марша

Архив новостей















Начало 

 

Слава народа или человека в истории зависит не от славных или бесславных дел, а от умения писателей изображать исторических личностей и их дела. Без этого новому поколению не на чем будет строить идеалы. А безыдейные люди образуют толпу, серую массу.







К примеру, в советские времена в школьных учебниках истории писали об одних героях гражданской войны начала 20 века: Чапаеве, Буденном. После распада СССР они перестали быть героями. Заговорили о подвигах Деникина, Врангеля…  От этой русской привычки вечно менять героев в зависимости от идеологической конъюнктуры родилось поколение 90-х, которым история безразлична.

 

Русский историк, Иван Забелин:

 

Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так дальше. Лицемерить нечего: так думает великое большинство образованных русских людей. Ясное дело, что такая история воспитывать своих героев не может, что на юношеские идеалы она должна действовать угнетательно. Самое лучшее, как юноша может поступить с такой историей, это – совсем не знать, существует ли она. Большинство так и поступает».


А между тем, какие герои, какие идеалы есть в нашей истории! Перехвалить их невозможно. Потому что время столько раз пыталось заставить Россию пойти иным путем или вообще исчезнуть с лица земли. И именно эти люди не позволили стране распасться или быть завоеванной кем-то. В Смутное время страну спасли Минин, Пожарский, патриарх Гермоген, Иван Сусанин и другие, просто бывшие честными гражданами своей страны. Но даже этих героев пытаются если не очернить, то наделить «низкими» чертами, а то и вовсе усомниться в их существовании.


 Русский историк, Иван Забелин:

«Всем известно, что древние, в особенности греки и римляне, умели «возделывать» героев. Это уменье заключалось, прежде всего, лишь в том, что они умели изображать в своей истории лучших передовых деятелей».

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.


В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все , а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.


Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..


Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.


Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.


Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.







  1   2

Похожие:

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconКалендарный план работы гоу сош №939 на ноябрь 2011 года №
Проведение дня воинской славы России: 4 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина...
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconЗдесь мы предлагаем всем, кто интересуется историей, неравнодушен к воспитанию подрастающего поколения информацию о празднике, викторину и список литературы по
Ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов...
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconКалендарный план работы гбоу сош №840 на ноябрь 2011 года №
Тематические классные часы, посвященные освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 году (День народного единства)
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconПрезентация День народного единства
Смуты, сотрясавшей Русское государство почти три десятилетия. 22-26 октября (1-5 ноября по новому стилю) 1612 года победившее ополчение...
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconС 31 мая по 4 июня состоится визит делегация Республики Польша в Кемеровскую область во главе с Воеводой (Губернатором) Силезии г-ном Зигмунтом Лукашчиком
Информация о торгово-экономическом сотрудничестве Кемеровской области и Республики Польша 3
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconЭволюционная патопсихология (перелистывая книгУ б ф. поршнева «о начале человеческой истории»)
Яя взгляды Е. С. Молчановой и И. В. Добрякова (2008), автор напоминает почти забытое имя основателя отечественной исторической психологии...
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconВасилий Смирнов Город Архангельск в начале 30-х годов ХХ столетия (Из записок ссыльного краеведа) Второе издание
Город Архангельск в начале 30-х годов ХХ столетия : (из записок ссыльного краеведа) / В. И. Смирнов; [публ., предисл. Ю. В. Дойкова]....
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconЗакон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74
О протесте Прокурора г. Москвы на настоящий Закон и Закон г. Москвы от 16 июля 2008 года n 36 "О внесении изменений в статьи 2 и...
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconПочти полвека назад яркое переживание, продолжавшееся всего несколько часов, изменило всю мою личную жизнь и научную карьеру. Я, тогда молодой врач-психиатр
Лсд-25. Замечательные психоактивные свойства этого вещества обнаружил в начале 40-х годов 20 века швейцарский химик Альберт Хофман,...
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило iconПостановление от 1 ноября 2005 г. N 850-пп об утверждении положения о комитете по архитектуре и градостроительству города москвы (москомархитектура) (в ред постановлений Правительства Москвы от 12. 09. 2006 n 687-пп, от 02. 06. 2009 n 530-пп)
В соответствии с указом Мэра Москвы от 30 декабря 2003 г. N 103-ум "Об органах исполнительной власти города Москвы" и постановлением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница