О. С. Габриелян Неорганическая химия




Скачать 101.05 Kb.
НазваниеО. С. Габриелян Неорганическая химия
Дата30.08.2012
Размер101.05 Kb.
ТипДокументы
О.С.Габриелян

Неорганическая химия

9 класс

(2 ч в неделю; всего 68 ч)


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

(4 ч)

Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе Д. И. Менделеева. Свойства ок­сидов, кислот, оснований и солей в свете теории элек­тролитической диссоциации и окисления-восстановле­ния.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система хи­мических элементов Д. И. Менделеева.


Тема 1. Металлы (17 ч)


Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая ре­шетка и металлическая химическая связь. Общие фи­зические свойства металлов. Химические свойства ме­таллов как восстановителей, а также в свете их положе­ния в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов. Ме­таллы в природе. Общие способы их получения. Стро­ение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — окси­ды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфа­ты, нитраты), их свойства и применение в народном хо­зяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной под­группы II группы. Строение атомов. Щелочноземель­ные металлы — простые вещества. Важнейшие соеди­нения щелочноземельных металлов — оксиды, гидро-

ксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфа­ты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и хими­ческие свойства простого вещества. Соединения алю­миния — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химиче­ские свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение желе­за и его соединений для природы и народного хозяйст­ва.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочнозе­мельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие нат­рия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (Ш).

Лабораторные опыты. 1. Получение и взаимодейст­вие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомле­ние с образцами природных соединений натрия, каль­ция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные ре­акции на ионы Fe2+ и Fe3+.


Тема 2. Неметаллы (24 ч)


Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметал­лов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «ме­талл» — «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение ато­мов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кис­лота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства прос­того вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и примене­ние. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойст­ва белого и красного фосфора, их применение. Основ­ные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойст­ва модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: каль­цит, сода, поташ, их значение в природе и жизни чело­века.

Кремний. Строение атома, кристаллический крем­ний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соеди­нений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых ве­ществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюмини­ем. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водоро­дом и кислородом. Взаимодействие концентрирован­ной азотной кислоты с медью. Поглощение углем рас­творенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хло­ра, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, це­мента.

Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 2. Распознавание солей аммония. 3. Ознакомление с природными сили­катами. 4. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 5. Получение углекислого газа и его распознавание.


Тема 3. Практикум № 1. «Получение, свойства и распознавание неорганических веществ» (5 ч)


1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. 2. Получение аммиака и исследование его свойств. 3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат и обрат­но. 4. Решение экспериментальных задач на распозна­вание важнейших катионов и анионов. 5. Практиче­ское осуществление переходов.


ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА


Тема 4. Органические соединения (15 ч)


Вещества органические и неорганические, относи­тельность этого понятия. Причины многообразия угле­родных соединений. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

А л к а н ы. Строение молекулы метана. Понятие о го­мологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Хи­мические свойства алканов: реакция горения, замеще­ния, разложения и изомеризации. Применение метана.

А л к е н ы. Этилен как родоначальник гомологиче­ского ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Поня­тие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимериза­ции этилена. Полиэтилен и его значение.

А л к и н ы. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реак­ция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные пре­дельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органи­ческих веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других уг­леводородов. Взаимодействие этилена с бромной во­дой и раствором перманганата калия. Получение аце­тилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксус­ной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функцио­нальных групп в растворах аминокислот. Цветные ре­акции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крах­мала.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей мо­лекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаи­модействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 4. Взаи­модействие крахмала с йодом.


Тема 5. Практикум № 2. «Получение, свойства и распознавание органических веществ» (3 ч)


1. Получение и свойства этилена. 2. Решение экспе­риментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непре­дельные соединения. 3. Распознавание волокон и пласт­масс.


Тема-модуль. Химические вещества в сельском хозяйстве (5 ч)

(рекомендуется для сельских школ)


Основные направления химизации сельского хозяй­ства.

Растения и почва. Минеральное питание растений. Понятие о почвенном поглощающем комплексе.

Удобрения и их классификация. Органические удобрения: сапропель, торф, навоз и др. Минеральные удобрения, их классификация. Важнейшие калийные, азотные, фосфорные удобрения. Микроудобрения. Проблемы выращивания экологически чистой сель­скохозяйственной продукции.

Химические средства защиты растений. Пестициды, их классификация, важнейшие представители. Техни­ка безопасности при использовании пестицидов в сель­ском хозяйстве.

Стимуляторы роста и плодоношения растений.

Использование веществ в кормовых рационах жи­вотных.

Химическая мелиорация почв. Известкование. Гип­сование.

Химизация сельского хозяйства и пути решения продовольственной проблемы.

Проблема защиты окружающей среды от хими­ческих веществ, применяемых в сельском хозяйст­ве.

Демонстрации. Коллекции органических и мине­ральных удобрений. Образцы микроудобрений. Кол­лекции различных пестицидов. Коллекции стимулято­ров роста и плодоношения растений. Ознакомление с некоторыми минеральными удобрениями (хлорид и фосфат аммония).

Лабораторные опыты. 1. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений. 2. Ознакомле­ние с образцами различных удобрений и пестицидов. 3. Сравнение действия различных удобрений на содер­жание нитратов и нитритов в плодах и овощах.


Тема-модуль. Химия и экология (5 ч)

(рекомендуется для городских школ)


Основные понятия экологии: среда обитания, эко­логические факторы, биосфера и ее основные элемен­ты. Человек и биосфера. Уровни экологических проб­лем: локальный, региональный, глобальный. Взаимо­связь экологии и химии. Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с эколо­гическими понятиями.

Природные и антропогенные источники ве­ществ-загрязнителей окружающей среды. Характер воздействия вредных веществ на человека: общетокси­ческое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное). Норми­рование загрязнений окружающей среды, понятия и критерии нормирования: ЛД50 (летальная доза), ЛК50 (летальная концентрация), ПДВ (предельно допустимые выбросы), ВДК (временно допустимые концентрации). Основные источники загрязнения ат­мосферы и современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ). Источ­ники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биоло­гические). Источники загрязнения литосферы, пробле­ма городских и промышленных свалок и пути ее реше­ния.

Химические элементы и их соединения в биосфере. Биохимические циклы элементов. Биологическая роль и круговороты важнейших неметаллических элементов в биосфере — кислорода, серы, азота, фосфора, угле­рода. Биометаллы — магний, кальций, железо, калий, натрий — и их роль в жизнедеятельности организмов. Антропогенные источники тяжелых металлов — меди, ртути, свинца и др., их воздействие на организм и био­химические циклы. Органические вещества в жизни растений, животных и человека, их хемокоммуникационная роль. Взаимодействие растений и животных посредством органических веществ (красители, паху­чие вещества, феромоны). Токсичность и пути воздей­ствия некоторых органических веществ (спирты, фено­лы, альдегиды, анилин, полициклические углеводоро­ды) на организм человека. Нефть, уголь и охрана окружающей среды. Решение задач, упражнений с эко­логическим содержанием и контролирующих заданий.

Демонстрации. Образцы сточных вод различных предприятий, гальванических шлаков, твердых остат­ков в циклонах и электрофильтрах. Коллекции ве­ществ-коагулянтов, катализаторов, обезвреживающих выбросы в атмосферу. Влияние оксида серы (IV) на растения; действие нефти и нефтепродуктов на расте­ния; влияние синтетических моющих средств на вод­ную экосистему.

Лабораторные опыты. 1. Извлечение ионов меди из промывных вод гальванических ванн меднения мето­дом цементации. 2. Очистка воды от аммиака ионооб­менным способом. 3. Качественные реакции на ни­трат-, нитрит- и фосфат-ионы. 4. Обнаружение серы и азота в органических соединениях. 5. Качественные реакции на ионы тяжелых металлов — свинца, цинка, меди и др.


Литература для учителя

  • Габриелян О. С. Методическое пособие для учителя. Химия. 8—9 кл. — М.: Дрофа, 1998.

  • Габриелян О. С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10—11 кл. 2000.

  • Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 1998.

  • Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 1999.

  • Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Цветкова С. В. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии для классов с углубленным изучением химии в основной школе. — М.: Блик плюс, 1998.

  • Габриелян О. С., Алексеева К. И. Пропедевтический курс химии для 7 кл. — М.: Блик плюс, 1998.

  • Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии. 8 кл. — М.: Блик плюс, 2000.


Требования к результатам усвоения

учебного материала по неорганической химии


Учащиеся должны знать:

положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.


Требования к результатам усвоения

учебного материала по органической химии

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты; в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.


Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Похожие:

О. С. Габриелян Неорганическая химия iconПримерная программа наименование дисциплины «Неорганическая и аналитическая химия»
Дисциплина «Неорганическая и аналитическая химия» относится к обще-профессиональному ветеринарно-биологическому циклу
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению «Химия»
«Неорганическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия», «Химия окружающей среды»
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconОбщая и неорганическая химия. Методическиеуказани я
Учебные занятия по курсу «Общая и неорганическая химия» состоят из лекций, семинаров, лабораторных работ, курсовой работы и домашней...
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconОбщая и неорганическая химия лекция: Основные понятия и
Основные понятия и законы химии. Лекция по курсу «Общая и неорганическая химия» для студентов сельскохозяйственных специальностей...
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconУчебник: «Химия. Неорганическая химия», Г. Е рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Москва «Просвещение»
Учебник: «Химия. Неорганическая химия», Г. Е рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Москва «Просвещение» (с 2005 по 2012 г)
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconРабочая программа дисциплины «Линейная алгебра и аналитическая геометрия»
Профиль подготовки: аналитическая химия, неорганическая химия, органическая и биоорганическая химия
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconУчебного плана мбоу «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №7» Кировского района г. Казани Используемые программы и учебники для изучения на базовом уровне
Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 8 класс; М.: Просвещение, 2008
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconХимия. 10 класс. Габриелян О. С. и др
Учебник «Химия. 10» продолжает и развивает курс химии, изложенный в учебниках «Химия. 8» и «Химия. 9» автора О. С. Габриеляна. Он...
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconУрок Информационная карта урока
Информация об используемом учебнике: Габриелян, О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб для общеобразоват учреждений/ О. С....
О. С. Габриелян Неорганическая химия iconПлан-конспект урока химия как часть естествознания. Понятие о веществе
Рудзитис Г. Е., Ф. Г. Фельдман Неорганическая химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2009-176 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница