Скачать 117.01 Kb.
|
![]() Исследовательский проект «Как хорошо уметь считать» Номинация: «Математические науки» Автор: обучающийся 2 а класса Шестеренко Сергей Руководитель: учитель начальных классов высшей категории Ляхова Ольга Михайловна 2011 год Ц ![]() ![]() ![]() Задачи:
Гипотеза: Если я изучу различные счетные машины и научусь ими пользоваться, то я буду быстро выполнять математические действия. Возможно счет в уме удобнее и быстрее всей современной вычислительной техники. План исследования.
Из истории счёта. Изучая подобранную по теме литературу, я узнал, что потребность в счете возникла задолго до того, как сформировалось само понятие числа. Недаром в языках многих народов слово «цифра» произошло от «палец» - ведь именно так, загибая пальцы, считали люди в древности, а не только дети дошкольного возраста. Следовательно, пальцы и стали первой "вычислительной машиной". Огромный переворот в этом деле произошел с изобретением абака - простейшего счетного устройства, состоявшего из обычной доски с полосами, вдоль которых для счета складывались камешки. Абаком пользовались в Древней Греции, Риме и даже в Западной Европе почти до 13 столетия. Изготовлялся абак из бронзы, камня, слоновой кости и цветного стекла. Абак долгое время играл особую роль в арифметике. Существовала даже целая наука о счете при помощи этой "машины". Большой вклад в ее развитие внес французский ученый Герберт. ![]() В V – IV вв. до н.э. созданы древнейшие счёты – «саламинская доска», которая у греков и в Западной Европе назывались «абак». У китайцев – «суан-пан» (VI в.), у ![]() в России – «счёты» (XVI в.). ![]() Долгое время считалось, что русские счеты ведут свое происхождение от китайского суаньпаня. Но, есть отличия. Во-первых, русские счёты имеют горизонтальное расположение спиц с косточками и, во-вторых, для представления чисел использована десятичная (а не пятеричная) система счисления. ![]() С развитием торговли, банковского дела и техники расчеты становились все более сложными, поэтому исследователям не давала покоя мысль о том, как бы переложить этот процесс на “плечи” машин. Многие ученые пытались разрешить эту проблему, и, наконец, в 17 столетии стали появляться первые механические счетные машины. ![]() Так, примерно в 1632 году свой вариант такой машины предложил немецкий ученый, профессор математики Вильгельм Шиккард. ![]() Следующим был французский математик, физик и философ Блез Паскаль, машина которого, созданная в 1642 году, умела складывать и вычитать. Этот механизм стал “прародителем” арифмометров, которые еще не так давно встречались во многих учреждениях нашей страны. ![]() ![]() В 1890 петербургским механиком В. Т. Однером было налажено производство русских счётных машин, прототипов арифмометрам. Арифмометр снабжен механизмом для установки и переноса чисел в счётчик, счётчиком оборотов, счётчиком результата, устройством для гашения результата, ручным или электрическим приводом. Арифмометр наиболее эффективен при выполнении операций умножения и деления С ![]() Со временем человеческий ум изобрел электрические счетные машины, которые арифметические действия производили автоматически или полуавтоматически. В послевоенные годы начала бурно развиваться электроника и появились первые компьютеры - электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Первый массовый электронный калькулятор появился в Англии в 1963 году. Размеры такого калькулятора были как у пишущей машинки, а выполнял он лишь арифметические операции с многоразрядными числами. Вывод: первыми в истории счёта были пальцы, затем счеты, арифмометр и калькулятор. Все это счетные машины, которые помогают людям быстро считать. Первая моя счетная машина - калькулятор. На нём я быстро научился считать. Дело простое, нажимай первое число на кнопки, затем плюс или минус, второе число и равно. Готово. Арифмометр я, к сожалению не нашёл, но как на нём считать, узнал. Счеты я, конечно, в детстве видел и с удовольствием отсчитывал косточки, но это были однозначные числа. С многозначными числами пришлось немного потрудиться. Все получилось. Вывод: Считать интересно!
Научился сам, научи других. Предлагаю алгоритмы, которые помогут всем научиться считать на различных вычислительных машинах. Итак, перед нами счеты. Алгоритм сложения на счетах:
Алгоритм вычитания на счетах:
Алгоритм сложения и вычитания на арифмометре: Сложение
Вычитание
Алгоритм сложения и вычитания на калькуляторе: Сложение
Вычитание
На калькуляторе научились считать все желающие в нашем классе легко, со счётами было труднее. ![]() ![]() Научился считать, а зачем? Надо провести эксперимент, на чем быстрее всего вычисляется результат. Полученные результаты занесу в таблицу. Эксперимент: скорость счета при сложении
Эксперимент: скорость счета при вычитании
Выводы: Мой эксперимент показал:
После эксперимента, мне стало интересно, а знают ли мои друзья и одноклассники, а также другие ребята и взрослые про вычислительные машины и зачем нужно уметь быстро считать. Решил им задать несколько вопросов. В анкетировании приняло участие: 23 ученика второго класса, 9 учеников десятого класса, 10 взрослых. На вопрос «Любите ли вы считать?» второклассники все ответили - да, десятиклассники да ответили 5 человек, 4 ответили не очень, взрослые все ответили да, особенно деньги. На вопрос «Любите вы математику?» второклассники все ответили - да, десятиклассники да ответили 4 человека, 6 ответили не очень, взрослые 7 - любили, 3 - не очень. На вопрос «Умеете ли Вы считать на счетах, арифмометре, калькуляторе? Четверо ребят из второго класса умеют считать на счетах, 19 на калькуляторе. Десятиклассники 2 человека умеют считать на счетах и калькуляторе, 8 только на калькуляторе, а 7 человек не знали, что такое арифмометр. Взрослые все про счетные машины знали, но не умеют пользоваться арифмометром. На вопрос «Зачем людям нужно быстро считать?» второклассники отмечают:
Десятиклассники отмечают:
Взрослые отметили,
Анализ анкет позволяет сделать вывод.
Эй, девчонки и мальчишки! Жизнь сегодня непроста, Зацифрованная слишком – Важно в ней уметь считать. Ведь без правильных расчётов Не построить школ, домов, Не отправиться в полёты, Не открыть других миров. Чтобы сделать симпатичней И комфортней мир вокруг Нужно стать математичней, С королевою наук. С математикой сдружиться, Навести суметь мосты, На уроках потрудиться, Чтобы с нею быть на «ты». И на перемене можно не скучать! Чтоб не прыгать, не скакать, Можно игры тихие выбирать, Можно даже с числами поиграть. Можно карточки с примерами взять И на поле с числами расставлять. Можно, если хочешь, Фигуры разные изображать. Только нужно непременно Хорошо уметь считать! Игра «Поиграй и посчитай» Для игры используется полотно 1 м х 80 см, сделанное из картонных квадратов и соединённых с помощью скотча. В каждом квадрате написаны числа от 1 до 20. Также нужен набор карточек с примерами на сложение и вычитание в пределах 20. а) Играющие раздают поровну всем карточки с примерами. По команде все начинают раскладывать карточки на числа, которые являются значениями данных выражений. Кто первый, тот победил. б) Игровое полотно раскладывается на полу. Один играющий даёт задания, другой их выполняет. Например: правую руку поставь на число, которое соответствует выражению 7 + 2; левую руку – на число, соответствующее 9+6; правую ногу – на число, соответствующее 18 – 7; и так далее. Получаются интересные и смешные фигуры. ![]() ![]() С презентацией проекта выступил перед учащимися начальных классов. Игру мы эту полюбили, Друзьям подарили, правилам научили! На районном конкурсе «Я – исследователь» в 2012 году занял I место. В III Областном конкурсе учебных проектов – 3 место. Использованные ресурсы: «Большая российская энциклопедия» Москва, 2006 г И. Депман «Мир чисел» Ленинград, 1963 г http://www.stihi.ru http://progday.narod.ru/fcount.htm http://ponimalka.info/schet_i_chislo/2#more-2 |
![]() | Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» Сегодня мы продолжим закреплять материал по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» (слайд 1) | ![]() | Тики в 3 классе по теме Обучающая: познакомить разными видами треугольников, научить различать треугольники по характерным признакам. Закрепить знания о... |
![]() | “Сложение и вычитание смешанных чисел” | ![]() | Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей Научить применять знания по данной теме при решении геометрических задач и уравнений |
![]() | Уроков: 1 урок Блок уроков: 1 урок «Сложение и вычитание трехзначных чисел вида 261+124, 378-162» | ![]() | Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме: «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел» Умение ответить на вопрос, какие дроби называются правильными, неправильными, какие числа называются смешанными |
![]() | Тике (Урок сказка) Сегодня на уроке мы должны вспомнить то, что изучали по теме «Величины», вспомнить таблицу умножения, решить уравнения и примеры... | ![]() | Конспект урока математики по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» На доске задания. Каждый, правильно данный ответ соответствует какой – либо букве. Каждый из учащихся записывает в тетради эти буквы,... |
![]() | Вылиток А. А., Грацианова Т. Ю. Сложение и вычитание, установка флагов Перенумеруем биты наборов справа налево от 0 до k Через zi будем обозначать i-й бит набора z, zi{0,1}. Для определения результатов... | ![]() | Урока: урок-закрепление. Тема: Сложение и вычитание в пределах 100 Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи |