М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни




Скачать 324.09 Kb.
НазваниеМ. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни
Дата02.03.2013
Размер324.09 Kb.
ТипРеферат
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали


Реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой (Псковский Вольный университет)

РЫЦАРСКИЙ ЭТОС И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ



Этос – это стиль жизни какой-то общественной группы общая ориентация какой-то культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая выражена в явном виде, либо может быть выведена из поведения людей. Мы занимаемся этосом какой – либо группы, когда констатируем, например, что ее членам присуща склонность решать конфликты мирным путем, или напротив постоянно утверждать свое превосходство с оружием в руках. Термин этос применяется к группам, а не к индивидам. Его объем выходит за рамки ценностей, которыми занимается этика. Это один из основных терминов социальной культуры.

Личностный образец – реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию.

Воссоздание рыцарского этоса, каким он сложился в Европе, лучше всего начать с гомеровских поэм, прежде всего с “Илиады”. Гомеровские поэмы – эпос, в котором описывается жизнь рыцарской элиты. Систему ценностей гомеровского рыцаря можно воссоздать при помощи личностного образца рыцаря и его подруги.

Прежде всего, бросается в глаза роль, которую играет происхождение рыцаря. Благородное происхождение было необходимым условием благородства. Однако с происхождением связано не только благородство, но и красота. Гомеровские рыцари особенно чувствительны к красоте человеческого тела. Облик мужчины должен излучать силу; он должен быть искусным атлетом. Эти умения служат его отличительным классовым признаком, ведь их приобретение требует свободного времени. Также рыцаря отличает красивая речь и учтивость. Речь на протяжении веков служила признаком классовой принадлежности. Отвага – необходимейшая добродетель, а обвинение в трусости – наихудшее из оскорблений. Но главная черта, от которой зависит все остальное – это забота о чести, стремление к славе и отличию. Социальные контакты в этом мире обязательно требует установления степени заслуг.

Мирная жизнь рыцаря не заполнена трудами. Они любили пляски, роскошные обеды, музыку и пение. Однако это не относилось к женщинам. Даже самые знатные из них усердно хлопотали по хозяйству, командуя целым штабом прислуги. Герои Гомера ценят семейную жизнь в атмосфере гармонии. Семья – моногамная. Законное потомство в семьях немногочисленно.

Старость глубоко уважалась в семье, и в не ее, ибо с возрастом прибавляется знание людей и обычаев. Приобретению жизненного опыта способствуют частые путешествия и приключения в чужих краях, что богатая приключениями биография Одиссея явно свидетельствует в его пользу.

В целом, аристократические образцы, были образцами аристократов, нарисованными аристократами. Одним из образцов исторического значения – был образец Аристотеля – “человека по праву гордого”. “По праву гордый” у Аристотеля руководствовался нормами обязательными и в военное, и в мирное время. Он должен быть высоким, красивым, в движениях не спешен. Наибольшее внешнее благо для человека “по праву гордого” – это его честь. Он щедр и широк по натуре. “По праву гордый” может себе позволить открыто любить и ненавидеть.

Мужество и щедрость – общие черты гомеровского рыцаря и человека “по праву гордого”. Но у последнего, сильнее мотив независимости и самодостаточности. Также человеку у Аристотеля необходимо благородное происхождение и богатство. Ни в каком умении не следует достигать совершенства.

Черты героев Гомера выступают ярче на фоне личностного образца, восхваляемого в “Трудах и днях” Гесиода. Ни происхождение, ни красота не интересуют Гесиода. Не заботит его и достижение первенства и связанных с ним почестей. Все достигается личностными усилиями. Гесиод не советует наживать богатство насилием или грабежом. В то время как у Гомера сила была законом, у Гесиода законы установлены Зевсом. Для его жизненной установки характерна осторожность, недоверие и стремление обезопасить себя на все случаи жизни. Гесиод горячо восхваляет хозяйственную самодостаточность, достигаемую трудом, порядком и бережливостью.

Особый мир сложился в Спарте. Военная служба была единственным занятием спартиатов. Законы запрещали заниматься им торговлей и ремеслом, и вообще обогащаться. Спартиаты не обращали внимание, ни на красоту, ни на одежду. Одного хитона считалось достаточно на все времена года. Послушание должно было быть не только беспрекословным, но и служить предметом гордости. Воспитание строилось на похвалах и порицаниях. Забота о силе и ловкости стояла у спартанца на первом месте. Физическая культура, как известно, была обязательна и для женщин, которые принимали участие в состязании на половину обнаженными. Такая чрезмерная свобода женщин осуждалась Аристотелем.

Дисциплинированность, умение переносить боль, пренебрежение к смерти, необходимая на войне способность быстро принимать решения, скромность, некорыстолюбие, мужество – вот чего требовали от спартанцев. Спартанцы не были индивидуалистами, если согласиться с тем что в своей военно – лагерной жизни они все стремились делать сообща.

Если под рыцарским этосом понимать этос правящего класса, свободного от хозяйственных забот, презирающего любое занятие, кроме военного, заполняющего свой досуг спортом, охотой и пиршествами, то этос спартанцев можно назвать рыцарским наравне с гомеровским этосом.

Несмотря на сходную во многом позицию в социальной структуре, несмотря на одинаковую свободу от хозяйственных забот, одинаковое презрение к любым невоенным занятиям и одинаково высокую оценку мужества как главной добродетели воина, различия между образом воина у Гомера и в Спарте существенны. У Гомера – индивидуализм во всех перечисленных выше значениях, многократно подчеркиваемая роль разума, роль личного опыта, приобретаемого в многочисленных путешествиях (“Одиссея”). В Спарте – стадность, послушание, отсутствие потребности в независимости, пренебрежение к интеллектуальным достоинствам и всяческие препоны проникновению чужеземной мудрости. У Гомера – восхваление гармоничной семейной жизни и чувствительность к красоте человека, а в Спарте – семья по существу разрушена, невысокая эстетическая культура и искусство, подчиненное интересам власти.

Особое место в истории занимает рыцарский этос, воссозданный по французским куртуазным романам, то есть поэм о славных сражениях рыцарей,по большей части из круга Карла Великого. Куртуазный роман получил распространение в 12 веке. Такие романы сочиняли, например, Кретьен де Труа и Мария Французская.

Рыцарь в этих романах должен был исходить из благородного рода. Правда, иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги. По мере развития городов и усиления их значения – можно было купить звание рыцаря. Но в куртуазной литературе герой непременно блистал великолепным генеалогическим древом. Рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью. Его красоту подчеркивала одежда. Мужская красота перестает играть особую роль лишь в буржуазном этосе, здесь ей на смену приходит достойная внешность, респектабельность, а красота требуется уже только от женщин, и лишь за ней оставляется право на украшения, которые еще в 18 веке не возбранялось носить и мужчинам.

От рыцаря требовалась сила. Иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили 60-80 кг. Эту силу он проявлял обычно, подобно Гераклу в младенчестве. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Слава требовала неустанного подтверждения, все новых и новых испытаний. Рыцарь не мог спокойно слушать о чужих успехах. Для него не было смысла делать добрые дела, если им суждено было остаться неизвестными. Недостаток мужества – самое тяжелое обвинение. Супружество не отличалось тогда особой прочностью.- рыцарь пребывал постоянно вне дома в поисках славы. Сыновья воспитывались при чужих дворах, но род проявлял сплоченность, если речь заходила о мести.

Короли в поэмах средневековья изображались обычно людьми не слишком героическими, даже если речь шла о таких фигурах, как Карл Великий или король Артур.

Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько его поведение в бою. Правила игры, обязательные в сражении, диктовались уважением к противнику, гордостью, игровой жизненной установкой, гуманностью. Использование слабостей противника не приносило рыцарю славы, убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором. Нельзя было убивать противника сзади. Гибель в бою была хорошим завершением биографии, так как рыцарю было трудно смириться с ролью беспомощного старика. Он по-особому относился к своему коню, к оружию, прежде всего к мечу.

“Сражаться и любить” – вот лозунг рыцаря. Его отношение к женщине зависело от того кем она была. Заботливость и обожание могли относиться только к даме из своего сословия. Однако быть влюбленным относилось к числу обязанностей рыцаря. Любовь должна была быть взаимной и верной, преодолевать нешуточные трудности и длительную разлуку. Обычная тема куртуазного романа – испытание верности. Любовь к даме сердца должна облагораживать рыцаря. Но лишь с куртуазными романами в 12 веке приходит во Францию обожание женщин.

В позднем средневековье, чтобы стать рыцарем, надо было удовлетворять следующим условиям – человек должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков. Он должен защищать церковь, вдов и сирот, заботиться о поданных, быть храбрым и смелым. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах,повсюду искать отличия и любить своего созюрена и оберегать его.

Церковь, как известно, старалась использовать рыцарство в своих интересах. Но христианская оболочка рыцарства была очень тонка. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни.

Рыцарство критиковали и тогдашнее духовенство, и менестрели, и мещане, и крестьяне, и сами рыцари. Их обвиняли в жадности, в нападениях на путешественников, в ограблении церквей, в нарушении клятвы, в разврате, в битье жен, в несоблюдении правил, обязательных при поединках, в неуважении к жизни заложников. Сожалели о невежестве рыцарей, которые в большинстве своем были безграмотны.

Эпохой расцвета куртуазного романа был 12 века. Но начиная с 14 века рыцарская идеология все меньше принимается всерьез. Причины ее упадка были различны. Обесценивание денег в 1313 году привело к разорению многих баронов. Дата этой девальвации совпала с изобретением пороха. Это привело к снижению роли конницы.

Этосу рыцарей средневековья присуще далеко идущее сходство с этосом гомеровских рыцарей. Война и доходы, связанные с землевладением, были основой существования в обоих случаях. Также в обоих случаях налицо неустанное стремление к славе и превосходству, первенствующее значение храбрости, необходимой для защиты свое чести, измеряемой количеством побежденных врагов и преодоленных опасностей, обязательная щедрость, постоянное обращение к категориям стыда и чести.

Данный этос рассматривается как реакция на угрозу. В первом случае – наплыва “выскочек”, а во втором - на угрозу своему положению в условиях постоянно враждебного окружения. В явной форме рыцарский кодекс был сформулирован в позднем средневековье, когда рост значения бюргерства вынудил рыцарство разработать “оборонительную” кодификацию собственных норм.

И у Гомера и среди средневековых рыцарей было распространено то что все были знакомы и все друг о друге знали. Рыцарские группы обнаруживают сходство с преступными группировками, действующими вне закона. Тех и других объединяет презрение к закону, склонность поддерживать справедливость, не выходя за рамки собственной группы. “Рыцарский этос правомерно определять как инивидуалистический”(стр. 106)

РЫЦАРИ В РОЛИ ПРИДВОРНОГО




Институт двора как коллектива людей, зависящих от могущественной особы, обладающей властью и золотом, восходит ко временам очень давним. Но расцвет светской придворной культуры, ориентированной на развлечения, неизменно ассоциируются с эпохой европейского Возрождения. Образ жизни, сложившийся в этих условиях постоянных развлечений, требовал новых личностных образцов. Новые потребности стимулируют появление огромного числа пособий по придворным манерам и хорошему воспитанию. Среди них самый возвышенный тон берет “Придворный” Б. Кастильоне.

От придворного требуется иметь благородных предков. Аристотель от человека “по праву гордого” требовал высокого роста. У Кастильоне , иначе. Высокий рост ни к чему, ибо ему соответствует вялость ума. К тому же человек среднего роста ловчее в различных, спортивных состязаниях. Придворному достаточно участвовать в турнирах, ездить верхом, метать копье, играть в мяч . особенно пристало придворному изящество и некоторая небрежность.

Придворный у Кастильоне занят, прежде всего, собственным, мирским совершенством и его отображением в глазах окружающих. Совершенный придворный владеет латынью и греческим, читает поэтов, ораторов, историков, пишет стихами и прозой, играет на разных инструментах и рисует. В беседе придворный избегает злобных и ядовитых замечаний и намеков. Отправляясь туда, где его еще никто не знает , он должен постараться, чтобы хорошая слава о нем опередила его появление при новом дворе. Придворный своими достоинствами должен завоевать расположение повелителя до такой степени, которая позволяет говорить ему правду и указывать верный путь.

Женщина при дворе должна уметь танцевать, играть на инструментах (но не на флейте). Она должна тактично поддерживать беседу.

В придворном Кастильоне продолжаются рыцарские мотивы, рассмотренные у Гомера, Аристотеля и в средние века. Тоже стремление к славе, тоже желание избежать клейма профессионализма и отгородиться от всего плебейского, культивирование спорта как занятия для избранных, располагающих свободным временем, та же связь между престижем и числом зависимых людей.

Среди обширной литературы следует выделить нарисованные шевалье де Мере образец “honnete homme”, который как считают историки нравов, не утратил своего значения в придворной жизни Франции вплоть до Великой Французской революции. Чтобы достичь совершенства в этом искусстве, необходимо сочетание хорошего происхождения и хорошего воспитания. Славу приносят деяния. Нет ничего важнее, чем заслужить признание и любовь тех, кто знает, что хорошо, а что плохо. Ведя беседу следует постоянно помнить о языке – он не должен иметь ничего общего с языком черни.

Перед нами одна из разновидностей рыцарского этоса, хотя сражаются здесь не оружием, а на словесных дуэлях. Если сопоставить де Мере с Кастильоне, а сходство между ними имеется, то нельзя не заметить, что тон итальянского автора возвышеннее. Итальянский придворный хотел быть советчиком и моральным наставником своему государю, отвергая лесть как способ повлиять на него и любые пути завоевания его благосклонности, кроме личных заслуг. Де Мере не одобряет светских людей, которые ударяются в морализаторство. Обоих авторов объединяет отсутствие, какой-бы то ни было, религиозности. Их личностные образцы совершенно мирские.

ДЖЕНТЛЬМЕН



Прослеживая дальнейшие судьбы рыцарского этоса, мы встречаем образец джентльмена. В 12 столетии слово “джентьмен” обозначало человека, который не трудиться – во всяком случае, руками. В 1400 году в “Британской энциклопедии” слово “джентльмен” означало то же самое, что благорожденный и не связывалось с принадлежностью к определенной группе. Лишь около 1414 года в судебных регистрах это слово начинает означать определенную социальную категорию – младших сыновей, лишенных наследства в силу обычая единонаследия.

Томас Смит в трактате “Об английском государстве” делит англичан на 4 разряда: 1) джентльмены 2) граждане и горожане 3) йомены, то есть мелкие землевладельцы 4) ремесленники и крестьяне. В разряд джентльменов входит высшее дворянство, состоящее из всех членов высшей палаты парламента, от герцогов до баронов, и дворянство не столь высокого звания. Смит не возражает против доступности звания джентльмена: чем больше джентльменов, тем больше людей, принимающих на себя джентльменские обязанность. Джентльмен должен выделяться отвагой и щедростью; его одежда должнf соответствовать его положению. От него требуется большая образованность.

Спор о том, кого можно, а кого нельзя считать джентльменом, продолжался столетиями, и следует отметить наиболее известных его участников. Среди них Генри Пичем. В трактате о совершенном джентльмене он пишет, что можно получить дворянство благодаря добродетели и можно лишиться его вследствие пороков. Бедность может сочетаться с дворянством. Адвокатов, врачей он считает возможным отнести к джентльменам, за исключением хирургов, акушерок и шарлатанов (они работают руками). Исключаются из числа джентльменов все те, кто зарабатывает себе на жизнь: художники и актеры, скрипачи и фокусники. Автор ценит образованность, причем до такой степени, что хвалит за нее даже женщин.

Рассмотрим основные черты джентльмена, сохранившиеся до 2 мировой войны. Наиболее важным изменением была неуклонная демократизация этого образца. Поначалу главным выступает знатное происхождение, генеалогическое древо, право ношения герба. В более поздних определениях подчеркиваются личные достоинства. Слово джентльмен лишается классового или морального содержания и становится просто вежливой формой обращения или упоминания о человеке. Теперь уже нет речи ни о красоте, ни о силе – качествах, столь существенных для рыцаря средневековья. Джентльмену достаточно было иметь достойный вид. Он ни вкоем образом не может зарабатывать себе на жизнь. Табу ручного труда сохраняется еще в начале 20 века.

Будущих джентльменов подобно средневековым рыцарям, воспитывали вне дома, особое значение придавалось хорошим манерам. Джентльмен занимался любительским спортом, командными видами спорта. Это развивало чувство причастности к коллективу. Однако это ощущение сохранялось только на собственный класс. Свободное распоряжение своим временем входило непременной составной частью в это понятие наряду со стремлением избежать клейма профессионализма.

Один из отличительных признаков джентльмена – его речь. Джентльмену полагалось иметь какие-то познания в древних языках. Это смягчало политические трения. Джентльмен должен был быть сдержан и заботиться о своей репутации. Джентльмену присуще спокойствие и уверенность в себе. Браки заключались в узком кругу элиты, так что она состояла по большей части из родственников.

Вторая мировая война заставила многое пересмотреть в этом образце. Упало значение ритуального элемента. Англичанина с детства приучали заниматься общественными делами. Воспитывался он не при дворе, ареной его деятельности был не двор, а парламент.

РЫЦАРСКИЙ ЭТОС В НОВОМ СВЕТЕ



Наличие в США аристократии обычно отрицалось; американскую культуру считают плебейской и именно этим серьезно отличающейся от европейской культуры. Но и в здесь обнаруживаются отзвуки рыцарского этоса.

В середине 19 века американцы утвердились во мнении, что их культура распадается на демократическую и меркантильную культуру Севера(янки) и аристократическую культуру Юга. Янки считались наследниками английских пуритан, а южане - потомками кавалеров (роялисты, сражавшиеся в период Английской буржуазной революции на стороне Карла 1), разделявшими ценности сельского дворянства (джентри).

В США сложилось свое понимание джентльмена. Джентльмен не кривит душой, он хозяин своих поступков и показывает это своим поведением; он всегда независим, никому и ничему не угождает – ни людям, ни мнениям,ни деньгам. Джентльмен во всем руководствуется собственным чувством справедливости – вот основа рыцарства. Понятие джентльмена полагает вежливость и доброжелательность. Изысканные манеры – устрашающий барьер для невеж. Господствующими идеалами становятся престиж, безопасность и успех. Деньги – простое следствие личных достоинств человека.

Торгово-промышленный характер этой страны выдвигает на первый план мирные добродетели. В США ценится смелость деловых начинаний. Мужество, как и в феодальном средневековье, ставиться особенно высоко, но уже не военное, а скорее стойкость в борьбе с превратностями судьбы и в борьбе с природой. Общественное мнение настоятельно предписывает трудиться, тогда, как в аристократическом обществе трудиться означало потерять честь.

Таким образом, личностные образцы рыцарского этоса окончательно складываются в средневековье. Возрастание роли бюргерства заставляет правящую элиту выработать кодекс, который можно было бы противопоставить притязаниям “3 сословия” на продвижение в обществе. Рыцарская культура не относилась к числу “семейных культур”. В то время как одни искали славу на полях сражений, другие подчеркивали значение мирных рыцарских добродетелей. Стойким пережитком рыцарства была дуэль. Рыцарь не мог подчиняться чужой воле, он сам хотел быть своим судьей. Еще один пережиток рыцарских традиций – преувеличенная деликатность в денежных вопросах. Английский этикет не допускал разговоров о деньгах в светском кругу.


БУРЖУАЗНАЯ МОРАЛЬ



Буржуазная мораль – определенная система норм, которую представители различных социальных групп считали типичной для буржуазии, по крайней мере, со второй половины 19 века. Также это совокупность норм и лишь тех поступков, которые ими санкционировались. Одни говорят о буржуазии и имеют в виду сословие, наделенное особыми правами и противостоящие дворянству или городскому плебству. Другие нередко буржуазию понимали как совокупность людей, живущих в городе, то есть группу выделенную на основании экологического критерия. Буржуазия у Маркса и Энгельса – это привилегированный класс, противостоящий пролетариату. Авторы, писавшие в капиталистических странах, выделяли 3 категории в составе “среднего класса”: 1) те, кто считает себя связанным с пролетариатом 2) тех, кто тянется к высшим слоям, усваивая их классовое сознание и идеологию 3) те, кто представляет “средний класс” в его чистом виде. На практике к буржуазии относились профессии крайне неоднородные. Лавочники, ремесленники, учителя и преподаватели, частные и государственные служащие, военнослужащие низших рангов, священники скромных рангов, врачи и адвокаты, журналисты и художники, крестьяне. “Средний класс” во многих странах многочислен и влиятелен.

Буржуазная мораль была атакована с трех сторон сразу: левыми силами – во имя новой , передовой, пролетарской морали; дворянством – как и прежде, во имя давних привилегий, которые оно оправдывало мнимым своим превосходством; наконец богемой – людьми искусства. Две первые выступали с ясно выраженных классовых позиций, тогда как 3 – я не представляла никакого определенного класса. Критика в трех своих разновидностях, была критикой мелкой буржуазии.

Левые обвиняли ее в противоречивости психологии (психология буржуазии во многом определяется промежуточностью положения), в индивидуализме и склонности к анархии, в миролюбии и в стремлении к безопасности, в бережливости и эгоизме, в посредственности и в филистерстве. Дворяне утверждали, что мещанин, есть худшее от рождения. Он падок на деньги, расчетлив, трусоват и миролюбив. Дворянская критика имела целью лишь защиту собственных привилегий и чувства собственного превосходства. Богема обвиняла “средний класс” в мещанской приземленности притязаний, в чрезмерной любви к деньгам, в мещанской невосприимчивости к красоте, в ограниченности и в филистерстве. Рассмотрим несколько личностных образцов, которые выражают особенности буржуазии в Новом Свете, во Франции и в Англии.

КЛАСИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БУРЖУАЗНОЙ МОРАЛИ. БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН



Классическую модель буржуазной морали в США представил Б. Франклин. Наставления Франклина адресовались мелкой буржуазии и служили ее интересам. Его личностный образец нес жизненную установку человека, который всем обязан себе самому. Положение в обществе должно определяться личными заслугами. Честность – вот лучшая политика. Идеал – это человек, заслуживающий кредита. Франклин выделяет 3 основных добродетели, обеспечивающих кредит: трудолюбие, точное соблюдение денежных обязательств и бережливость. Бережливость Франклина – была ради непрерывного оборота капитала, с верой в его “производительную силу”. Это было не боязливое откладывание на черный день, а накопление “с творческим размахом восходящего капитализма” (стр. 278). Призывы к бережливости не включались в кодекс дворянской морали.

КУПЕЦ И ДЖЕНТЛЬМЕН У ДАНИЕЛЯ ДЕФО



Дефо уже полностью осознает роль буржуазии в Англии, роль купца и денег, которые сосредотачивает в своих руках буржуазия и за которые все можно купить. Правда, у разбогатевших мещан нет знатных предков; зато у них есть надежный фундамент для основания нового рода – деньги. Настоящий джентльмен для Дефо – это джентльмен по воспитанию, а не неотесанный джентльмен по рождению. Джентльмены недавно ставшие таковыми, оказываются у Дефо лучшими джентльменами, чем потомственные.

Человек у Дефо – это его манеры. Они служат защитой и завоеванию положения в обществе. Культивирование дворянских традиций в мещанском этосе может быть с одинаковой вероятностью следствием страха перед социальной деградацией, так и стремлением подняться выше. В сочинениях Дефо, несомненно изображен новый личностный образец, сформировавшийся под сильным влиянием купеческого образца. Но это новый образец создан не для того, чтобы вытеснить образец джентльмена. Купцы у Дефо: 1) те, которые сами не производят того, чем торгуют 2) те, которые производят то, чем торгуют 3) те, кто производят, но не торгуют сами. Богатых купцов Дефо не жалует и обвинет их в притеснительстве и участии в разорении бедняков. Деньги у Дефо – обязательное условие добродетели. Купец должен быть трудолюбивым и бережливым, терпеливым и сдержанным, честным. Никаких путешествий и избегать политики. Образцовый купец – это человек оседлый, семьянин. В Англии выражение “джентльмен – купец” – не нелепость, так как купец занимает здесь особое положение из-за постоянного притока людей купеческого сословия в дворянское, и наоборот.

Образец купца у Дефо проиллюстрирован в “Робинзоне Крузо”. Отшельнеческая разновидность “человека, всем обязанному себе самому”, появилась как раз вовремя, в эпоху молодого капитализма и экспансий. В робинзонаде все мещанские добродетели получают глубочайшее оправдание. Тому, кто был воспитан в рыцарских понятиях, на необитаемом острове пришлось бы или усвоить мещанские добродетели, или погибнуть. Здесь требовалась бережливость, предусмотрительность, трудолюбие, терпение и упорство. Мыслить, нужно было, в категориях прибыли и убытков и методично бороться с трудностями.

У Дефо и Франклина много совпадений в их личностных образцах: расчет на свои силы, трудолюбие и стойкость, бережливость и терпение, предусмотрительную расчетливость и методичность. Обоих сближает вера в силу науки и рационального мышления; оба – сторонники религиозной терпимости. У Франклина отсутствует какое-либо рассуждение о продвижении по социальной лестнице. Для него оно сводиться к богатству и уважению в обществе. Франклин призывает обогащаться в рамках своих сословий.

БУРЖУАЗНАЯ ЭТИКА В РАЗВИТИИ КАПИТАЛИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ



Буржуа старого стиля, преобладавший до 18 века, по мере развития капитализма уступает место новому типу. В 18 веке деньги еще считают лишь средством. По мере развития капитализма экономическая активность все реже проявляется, как отношение человека к человеку. Бизнесмен маниакально поглощен своим предприятием и прибылью. Бережливость уже не присуща личностному стилю жизни.

М. Вебер в своей работе “Протестантская этика и дух капитализма” выделял, что получает массовое распространение сплав экономики и религии. Вера в то, что надлежит слушаться Бога, а не людей, была одной из важнейших предпосылок формирования индивидуализма Нового времени. Богатство становится для пуритан наградой за примерную жизнь, обогащение – религиозно – этической миссией, призванием. Если пуританизм поначалу сопротивлялся капитализму и лишь затем начал уступать, то это делалось под давлением экономического развития, которое им предшествовало. Вебер утверждает,что пуританская этика способствовала развитию капитализма. Также подчеркивается роль секты в ослаблении цеховой солидарности и расчистке пути для экономического индивидуализма с его беспощадной конкуренцией.

Другие факторы, содействующие развитию капитализма:

  1. недооценка роли католиков в развитии капитализма в Голландии

  2. политические писатели Возрождения (Макиавелли), экономические писатели той же эпохи своими рассуждениями о деньгах, обмене, цене побуждали сосредотачивать внимание на прибыли

  3. недооценка великих географических открытий в роли развития капитализма

  4. отстранение пуритан от участия в государственной жизни Англии – это побуждало их к занятиям торговлей и промыслами

  5. недооценка Вебером неоднородности пуританских доктрин. Например, последователи кальвинизма (Бакстер) советовал при выборе профессии считаться прежде всего с ее этической стороной, затем с ее важностью для общества, в третьих – с ее доходностью.



НОРМАТИВНЫЙ ОБРАЗЕЦ ГРАЖДАНИНА У ВОЛЬНЕЯ



В своих работах “Катехизис” и “Руины” Вольней выделяет свой личностный образец. Портрет образцового гражданина, воспитанного Великой Французской революцией: человек просвященный, предусмотрительный, прозорливый, умеренный во всем, мужественный и активный. Труд – воспитывает в человека всевозможные добродетели, подавляет пагубное влечение, дарует здоровье и силы. Добродетели у Вольнея : личные, семейные, общественные. Добродетель – достаточной условие зажиточности (согласно с Франклином, и в отличие от Дефо). Образцовый гражданин хорошо управляет своим домом. Сбережение денег обеспечивает человека на будущее, охраняет его от тревог и беспокойства. И вообще, отношение человека к деньгам становиться показателем его уровня нравственности. Уравновешенный бюджет – надежное мерило добродетели.

Вольней утверждает, что жить человека в обществе заставляют законы природы. Оно необходимо для поддержания человеческих жизней. Общество для Вольнея – это совокупность людей, живущих сообща из-за взаимного интереса. Главная норма – справедливость –поступай с другими только так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но все хорошо тогда, когда между тем, что мы даем, и тем, что получаем, соблюдается равновесие. Это равновесие – основа общественной жизни.

Идеологи французской буржуазии накануне Великой Французской революции проповедовали не аскетизм, а стремление к удовольствиям и уклонение от страданий. Их гедонизм был прежде всего частью борьбы против религии и этики, связанных со старым миром абсолютистской монархии и феодальных традиций.

Существуют многочисленные аналогии между Вольнеем и Франклином. Критика аскетизма, измерение добродетели полезностью, восхваление трудолюбия и аккуратности, убеждение, что отношение человека к деньгам характеризует уровень его нравственности, а уравновешенный бюджет – есть мерило добродетели – вот некоторые из общих черт. Франклин излагал свои советы как примерный хозяин, обращаясь к мелкой буржуазии. У Вольнея они адресованы средней буржуазии.

Дворянские образцы не интересовали людей Нового Света. Другое дело Дефо. Его сочинения об образцовом купце и образцовом гражданине позволили проследить трансформацию образца джентльмена под влиянием буржуазии. Отныне, принадлежность к числу джентльменов должна была определяться личными достоинствами, уровнем образования и джентльменскими манерами, а подобными качествами может обладать любой буржуа, разбогатевший благодаря “мещанским добродетелям”. Этика, проиллюстрированная на примерах Дефо и Франклина, складывалась одновременно с развитием протестанстских сект. В начале, под буржуазной моралью понимался, прежде всего, некий набор лозунгов, некая идеология.

Французская буржуазия в своих эмансипаторских стремлениях шла путем борьбы с религией, тогда как английская использовала религию в своих целях. В 19 веке наблюдалось взаимопроникновение буржуазных, дворянских этических образцов. По мере дальнейшей внутриклассовой дифферинциации буржуазии и возникновения в период имперализма огромных состояний мы отметили распространение еще одной разновидности буржуазной морали, которая представляла собой сплав буржуазных и дворянских элементов. В том, что разбогатевшая буржуазия подражает дворянству нет ничего нового. Однако в конце 19 века подобный сплав становиться делом обычным.

Похожие:

М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconСписок зачётных вопросов по
Понятия морали, нравственности. Анализ различных дефиниций морали, нравственности
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconИсследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности
Нравственный долг, категорический императив Канта и золотое правило нравственности
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconЛаборатории и мастер-классы
Руководители: В. Г. Александрова, доктор педагогических наук, профессор мгпу, Рыцарь Гуманной Педагогики (Москва); И. А. Киршин,...
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconКафедра этнографии и антропологии
Санкт-Петербургского государственного технического университета (ппи спбгту), Псковский областной институт повышения квалификации...
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconДипломная работа по истории как вид квалификационного научного исследования. Современные требования к дипломной работе по истории 6 > Выбор направления и темы
Программа курса "Методика дипломного исследования по отечественной истории" для студентов исторического факультета / Под общ ред...
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconОбщая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зе (72 часа) Цель дисциплины
Дать студентам систематические знания о проблемах морали и нравственности, теории нравственности как науки о морали, рассматривая...
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconПрограмма курса по правоведению
Ицах учебников истории сообщались лишь отдельные факты из правового аспекта жизни общества, как того требовало формационное изложение...
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconБернхард Хеннен Меч эльфов. Рыцарь из рода Других Меч эльфов 2
«Бернхард Хеннен "Меч эльфов. Рыцарь из рода Других"»: Книжный клуб "Клуб семейного досуга"; Харьков, Белгород; 2010
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconГуз ульяновский областной Хоспис
«Этика» (лат., греч.) – «благо», «долг»: 1) учение о морали, ее сущности, значении для человека и общественной истории; 2) система...
М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали реферативное изложение по источнику: М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 выполнено Е. Осиповой Псковский Вольный уни iconШпаргалка по Отечественной истории
Предмет и метод исторического исследования. Отечественная история в контексте мировой истории
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница