 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «МУЗЕЙ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» ТОМСКИЕ МУЗЕИ Музеи школ, учреждений начального профессионального и среднего специального образования Материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области» Под редакцией Э.И. Черняка Издательство Томского университета 2012 УДК 069:373.5(571.16) ББК 63.3(2)+79.1(2РОС–4ТОМ) Т 56 Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я Л.В. Попадейкина – методист по краеведению и школьным музеям областного Центра военно-патриотического воспитания и краеведения Т.В. Родионова – хранитель фондов НОЦ «Музей и культурное наследие» Т.И. Ширко – к.и.н., научный сотрудник НОЦ «Музей и культурное наследие» С.А. Некрылов – д-р ист. наук, профессор Э.И. Черняк – д-р ист. наук, профессор (отв. редактор) Томские музеи. Музеи школ, учреждений начального Т 56 профессионального и среднего специального образования: Сб. статей (Материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области») / Под ред. Э.И. Черняка. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – 260 с. ISBN 978-5-7511-2068-9 Сборник содержит материалы, рассказывающие о создании и развитии музеев школ и учреждений начального профессионального и среднего спе- циального образования. Охарактеризованы основные этапы формирования, а также ключевые направления и итоги практической работы музеев этого профиля, рассмотрены место и роль музеев учреждений образования в учеб- ном процессе и социокультурной адаптации детей и подростков. Для аспирантов, преподавателей и исследователей в области гуманитар- ных дисциплин, а также всех интересующихся историей, теорией и практи- кой музейного дела. УДК 069:373.5(571.16) ББК 63.3(2)+79.1(2РОС–4ТОМ) Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Томской области, проект № 10-01-67103а/Т «Историко-культурное пространство Сибири в контексте модернизации (на примере Томской губернии на рубеже XIX–XX вв.)», проект № 10-01-00189а «Сибирские музеи в период культурно-исторической трансформации: характеристика роли музеев в культурной, социальной и политической жизни общества (XX – начало XXI в.)» ISBN 978-5-7511-2068-9 Ó Томский государственный университет, 2012 ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Музеи образовательных учреждений можно отнести к одному из феноменов отечественной культуры и образования. В период зарож- дения и формирования сети школьных учреждений школьным музе- ем называли собрание наглядных материалов, служивших для осу- ществления принципа предметности образования. В течение сравни- тельно короткого времени они получили широкое распространение в педагогической практике как центры музейно-педагогической рабо- ты в школе, основой которых является собрание предметов музейно- го значения, созданное при активном участии педагогов, учащихся, родителей и самого широкого круга заинтересованных лиц – выпу- скников, ветеранов, односельчан и др. Иными словами, это музей для детей и руками детей. Условно вести отсчет истории школьных музеев Томска и облас- ти можно с открытия в 1880 г. Педагогического музея, созданного по инициативе П.И. Макушина – главы исполнительной училищной комиссии в городской Думе Томска. Начало музею было положено проведением литературных вечеров по естествознанию, обществен- ной и частной гигиене, изящной словесности (еженедельно по втор- никам), истории, географии и педагогике (по пятницам), для которых были приобретены учебные пособия. Просуществовал Педагогиче- ский музей до 1924 г., а его экспонаты были переданы в Томский краевой (ныне – Томский областной краеведческий) музей. Открытие школьных музеев в Томской области возобновилось в 1950-х годах. Так, в 1951 г. по инициативе учителя истории мужской семилетней школы № 7 г. Томска Николая Витальевича Татаурова был открыт школьный историко-краеведческий музей – первый в Томской области школьный музей1. Началось создание музея с исто- 1 ГАТО. Ф. Р-1313. Оп. 1. Д. 182. Л. 13; Д. 209. Л. 1; Д. 212. Л. 11; Д. 213, Л. 2; Та- тауров Н. Рождение музея // Учительская газета. 1954. 9 окт. (№ 81). С. 3. |