Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ




Скачать 382.47 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ
страница1/2
Дата02.03.2013
Размер382.47 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2


МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению

выпускных квалификационных работ


Чебоксары 2012




ББК Х.р30(2)-266.5

УДК 34:378.38(072)


Составитель:

Ж.С. Васильева





Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ / сост. Ж.С. Васильева; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2012. 24 с.


Методические указания подготовлены в соответствии с учебным планом специальности 030501 «Юриспруденция», 030900.62 «Юриспруденция», с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит методические рекомендации по написанию и оформлению выпускных квалификационных работ, приложения.

Для студентов юридического факультета.


Утверждено Учебно-методической комиссией юридического факультета.


Отв. редактор: канд. экон. наук, доцент А.Ю. Александров

общие сведения


В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 г. № 1155 защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования и имеет своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, управленческих и экономических задач;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических, компьютерных, экономических, управленческих и правовых исследований выпускной квалификационной работы;

  • приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы;

  • выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа выполняется на базе теоретических знаний и исследования практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе дисциплин специальности и специализаций, а также в процессе прохождения студентом производственных и преддипломных практик.

Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Результаты защиты выпускной квалификационной работы являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией (ГАК) решения о присвоении соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.

Требования к выпускным квалификационным работам определяются уровнем основной профессиональной образовательной программы и квалификацией (степенью), присваиваемой выпускнику после успешного завершения аттестационных испытаний.


УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ


Порядок, сроки выбора и утверждения темы выпускной квалификационной работы

Выпускные квалификационные работы выполняются в соответствии с примерным перечнем тематических направлений выпускных квалификационных работ по специальности (направлению подготовки) «Юриспруденция».

Студентам предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Студент вправе предложить для выпускной квалификационной работы свою инициативную тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки, а кафедра утвердить ее или мотивированно отказать в утверждении, если тема не представляет научной и практической значимости. Рекомендуется осуществлять выбор темы выпускной квалификационной работы до начала производственной (преддипломной) практики и использовать время производственной (преддипломной) практики для сбора фактического материала по теме.

После выбора темы студент последнего года обучения обращается с письменным заявлением на имя ректора университета, в котором просит кафедру утвердить тему, а также указывает, под чьим руководством хотел бы выполнить выпускную квалификационную работу (приложение 1). Заявления сдаются делопроизводителю кафедры.


Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа, как правило, должна включать следующие основные структурные компоненты: титульный лист; оглавление; введение (2-3 страницы); главы работы, содержащие обзор литературы, описание проведенного исследования, результаты и их обсуждение, выводы; заключение (2-3 страницы); список использованной литературы; приложения.

Первый (титульный) лист выпускной квалификационной работы отражает информацию об образовательном учреждении, где выполнялась работа, об авторе, названии, факультете и выпускающей кафедре, научном руководителе, допуске работы к защите, оценке и других сведениях (приложение 2).

На втором листе дипломной работы находится оглавление. Оно включает все разделы работы (введение, главы и параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения), с указанием страницы начала каждого раздела.

Во введении раскрываются: актуальность темы, цель и задачи исследования; степень освещения темы в литературе с указанием основных научных источников; практическая и теоретическая значимость и новизна выпускной квалификационной работы. Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей выпускной квалификационной работы. В нем должны отсутствовать лишние подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных, новых методах; потребностью практики.

Объект исследования – это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. Например, в психологических исследованиях объектом могут выступать: 1) носители психики (индивид или группа); 2) психические явления.

Предмет исследования – сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Напомним, что предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, различные характеристики отдельных явлений, их взаимовлияния, взаимосвязи.

Цель исследования – желаемый конечный результат исследования. Цели дипломной работы могут быть разнообразными (например, «выявить, исследовать, проанализировать, сопоставить»). В исследовании различные направления целей могут пересекаться, а в одном исследовании может быть несколько целей. Наиболее типичны следующие цели – определение характеристики явлений (не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных), выявление взаимосвязи явлений, изучение динамики явления, описание нового эффекта или нового феномена, обобщение и выявление общих закономерностей явления, создание классификации или типологии.

Постановка задачи исследования – это своего рода выбор путей и средств достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели (например: первая задача – проанализировать, сделать обзор; вторая задача – выявить, сопоставить, сформулировать). В работе может быть поставлено несколько задач. Критерий постановки задач: от общего к частному; задачи должны соответствовать целям работы, раскрывать и детализировать их.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется вкладом, который может внести исследователь в развитие той отрасли знаний, в рамках которой выполняется проект. Например, теоретическая значимость может быть обусловлена уточнением каких-либо научных положений, а практическая – составлением рекомендаций по внедрению этих положений. Отметим, что практическая значимость исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.

Новизна выпускной квалификационной работы заключается в ее отличии от ранее выполненных исследований, в оригинальности основной идеи. Все, что предпринимается в исследовании впервые, характеризует его новизну. Необходимо заметить, что научная новизна – категория относительная. Автору работы важно показать, что тот аспект, в рамках которого рассматривается заявленная тема, в таком объеме или в таком ключе еще не исследован.

Основной текст выпускной квалификационной работы состоит из нескольких глав, чаще всего из 2-3. Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой для последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, рассмотрение и анализ полученных результатов. Логика описания результатов должна соответствовать логике поставленных задач исследования и должна подводить к достижению поставленной цели. Подразделы должны заканчиваться выводами. Про­межуточные выводы подготавливают автора к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию. Выводы – это сжатая, краткая и обобщенная формулировка исследования, они должны соответствовать цели и задачам исследова­ния, подкрепляться статистическими доказательствами.

В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям и задачам исследования. Заключение включает перечень результатов исследования, которые имеют обобщенный вид и раскрывают их смысл. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известным ранее, противоречат или дополняют их. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования и возможность применения полученных результатов на практике. Предложенные автором практические рекомендации должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики) и содержать конкретные указания на способы использования получен­ных результатов.

Список использованной литературы включает все информационные источники, использованные автором.

Выпускная квалификационная работа может иметь и приложения. Приложения включают проекты нормативно-правовых документов, статистические анализы и обзоры, подготовленные автором, схемы, таблицы. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение нумеруется и имеет один информационный массив. Если приложений больше 10, то их рекомендуется объединять по темам и по видам, например, таблицы, графики, расчетный материал и т. д.


Порядок выполнения выпускной квалификационной работы и представления ее к защите

Выпускная квалификационная работа, как правило, пишется непосредственно в вузе. По отдельным дисциплинам выпускная квалификационная работа может выполняться в иных научных или экспертных учреждениях и организациях, а также правоприменительных органах.

В соответствии с темой руководитель выпускной квалификационной работы выдает студенту задание (приложение 3) по изучению объема практики и по сбору материала к выпускной квалификационной работе и календарный график работы на весь период. Один экземпляр задания остается у научного руководителя, а другой у студента.

Руководитель выпускной квалификационной работы оказывает студенту помощь в разработке плана и контролирует выполнение работы (по этапам и в целом).

По предложению руководителя выпускной квалификационной работы в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной квалификационной работы за счет времени, отведенного на руководство выпускной квалификационной работой. Консультантами по отдельным разделам выпускной квалификационной работы могут назначаться профессора и преподаватели университета, а также высококвалифицированные специалисты, научные работники других учреждений и государственных органов.

Рекомендуется предварительная защита выпускной квалификационной работы с предоставлением чернового варианта. Предзащита обеспечивается комиссией из трех преподавателей выпускающей кафедры не менее чем за один месяц до официальной защиты. Результаты предзащиты оформляются протоколом. Выявление недостатки выпускной квалификационной работы должны быть устранены студентом.

Поступившая на кафедру выпускная квалификационная работа регистрируется в журнале кафедры и передается делопроизводителем научному руководителю.

Научный руководитель дает письменный отзыв на выпускную квалификационную работу, в котором должны содержаться: 1) характеристика проделанной студентом работы по всем разделам; 2) оценка качества выполненного студентом исследования; 3) новизна разработки и трудности, с которыми столкнулся студент (дипломник); 4) грамотность и степень самостоятельности студента (дипломника); 5) практическая ценность работы; 6) недостатки, имеющиеся в работе студента; 7) мнение о необходимости внедрения или опубликования результатов проведенного исследования; 8) оценка общей теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельной научной и практической деятельности; 9) рекомендация о допуске работы к защите; 10) мнение научного руководителя об оценке работы.

При несоблюдении требований, предъявляемых к выпускным квалификационным работам, и наличии возможности доработки ее в установленные сроки научный руководитель возвращает работу студенту с указанием направлений ее доработки.

На основании отзыва научного руководителя заведующий кафедрой решает вопрос о допуске работы к защите и делает соответствующую надпись на титульном листе.

При отрицательном отзыве научного руководителя вопрос о допуске выпускной квалификационной работы к защите рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и студента. Выписка из протокола заседания кафедры по данному вопросу представляется в деканат.

Решение о недопуске выпускной квалификационной работы к защите не лишает студента права сдавать итоговые государственные экзамены.

Допущенная к защите выпускная квалификационная работа направляется кафедрой на рецензирование.

Рецензентами могут быть преподаватели других вузов, сотрудники научных учреждений, имеющие ученую степень или ученое звание, а также практические работники по профилю выпускной квалификационной работы, имеющие стаж работы на должностях, требующих наличия высшего юридического образования, не менее пяти лет. В отзыве рецензента оцениваются: 1) актуальность и новизна работы; 2) глубина проработки вопросов в соответствующих разделах; 3) правильность выбора методик исследования; 4) общие результаты с точки зрения поставленной перед дипломником задачи, а также с научной и практи­ческой точки зрения; 5) недостатки; 6) рекомендация о допуске ее к защите; 7) оценка представленной работы.

Таким образом, в отзыве и рецензии (объем которых, как правило, составляет 1-2 страницы) отмечаются как достоинства, так и недостатки выпускной квалификационной работы, делается общий вывод о его уровне и может быть предложена конкретная оценка. Внесение изменений в работу после получения отзыва не разрешается.

По выпускной квалификационной работе представляется не менее одной рецензии.

Не позднее чем за 2 недели до защиты полностью подготовленная (сброшюрованная в твердом переплете) выпускная квалификационная работа с рецензией и отзывом научного руководителя сдается на выпускающую кафедру.


Порядок защиты выпускной квалификационной работы

Надлежащим образом оформленная выпускная квалификационная работа вместе с отзывом и рецензией направляется деканом факультета в государственную аттестационную комиссию для защиты. Защита дипломной работы происходит на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ в порядке, установленном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.

Заседание государственной экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ происходит с соблюдением нижеследующей процедуры.

Председатель государственной экзаменационной комиссии объявляет о защите выпускной квалификационной работы, указывает ее автора и название, научного руководителя, рецензента.

Автор выпускной квалификационной работы излагает существо и основные положения выпускной квалификационной работы и отвечает на вопросы, которые могут задаваться всеми присутствующими. После ответов на вопросы слово предоставляется научному руководителю и консультанту (если они отсутствуют, зачитывается отзыв научного руководителя); затем слово предоставляется рецензенту (если он отсутствует, зачитывается рецензия).

Автору выпускной квалификационной работы предоставляется слово для ответа на замечания, высказанные научным руководителем и рецензентом. В последующей дискуссии имеют право участвовать все присутствующие на защите. По окончании дискуссии автору выпускной квалификационной работы предоставляется заключительное слово.

Государственная экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ после окончания публичной защиты выпускной квалификационной работ, вынесенных на защиту в данном заседании, простым большинством голосов определяет оценку по каждой работе. Затем приглашаются студенты, и председатель оглашает выставленные оценки.

Отметим, что основными качественными критериями оценки дипломной работы являются:

  1. актуальность и новизна темы;

  2. достаточность использованной литературы по теме;

  3. полнота и качество собранных эмпирических данных;

  4. обоснованность привлечения тех или иных методов решения поставленных задач;

  5. глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов;

  6. четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы;

  7. умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам выпускной квалификационной работы, глубина и правильность ответов на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии и замечания рецензентов.

Оценка за диплом может быть снижена в следующих случаях:

  1. Оформление

  1. Наличие ошибок в оформлении титульного листа выпускной квалификационной работы.

  2. Пропуск в оглавлении отдельных параграфов или даже целых глав.

  1. Наличие ошибок в оформлении библиографии.

  2. Отсутствие названий таблиц, графиков, гистограмм.

  3. Отсутствие пояснений и условных обозначений к таблицам и графикам.

  4. Отсутствие авторской интерпретации содержания таблиц и графиков.

  5. Наличие неисправленных опечаток и пропущенных строк.

  1. Содержание

  1. Название работы не отражает ее реальное содержание.

  2. Отсутствие упоминаний важных литературных источников, имеющих прямое отношение к решаемой проблеме и опубликованных в доступной для студента литературе не менее двух лет назад.

  3. Использование больших частей чужих текстов без указания их источника (в том числе – выпускных квалификационных работ других студентов).

  4. Отсутствие анализа научных работ, посвященных проблеме исследования.

2.5. Наличие фактических ошибок в изложении «чужих» экспериментальных результатов или теоретических позиций.

3. Этические аспекты дипломного исследования

  1. Автор нарушил этические нормы, неоправданно раскрыв анонимность участников исследования.

  2. Автор использует данные других исследователей без ссылки на их работы, где эти результаты опубликованы.

  3. Автор формулирует практические рекомендации, которые могут нанести ущерб психологическому благополучию респондентов.

  4. Автор формулирует практические рекомендации, предлагая решения, выходящие за пределы его профессиональной компетентности.

Опыт свидетельствует, что наиболее уязвимыми местами выпускной квалификационной работы являются: 1) нарушение правил оформления работы, неправильное оформление библиографического материала; 2) бессистемное изложение материала; 3) преобладание теоретического материала над материалами собственных исследований; 4) слабость доказательств, неубедительность выводов; 5) обилие цитат, выдержек из книг в ущерб собственным рассуждениям и взглядам автора; 6) расплывчатость заключения. Именно на эти моменты следует обратить внимание студентам при доработке чернового варианта своей работы.

Оценки «отлично» заслуживают выпускные квалификационные работы, темы которых представляют научный или практический интерес, свидетельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач. Структура работы, оцененной на «отлично», должна быть логичной и соответствовать поставленной цели. В ее заключении должны быть представлены четкие, обоснованные выводы, вносящие вклад в разрешение поставленной проблемы и намечающие перспективы ее дальнейшей разработки. Работа должна быть написана литературным языком, тщательно выверена.

Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения выпускной квалификационной работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии.

«Хорошо» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая имеет исследовательский характер, грамотно изложенную теоретическую часть, последовательное изложение материала соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. При её защите студент показывает знания опросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению структуры и порядка работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной деятельности, ориентируется в источниках права, знает действующее законодательство и применяет его при изложении материала и решении практических задач, во время доклада использует наглядные пособия, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы. Выпускная квалификационная работа имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.

«Удовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая имеет исследовательский характер. Теоретическую часть. Базируется на практическом материале, но анализ выполнен поверхностно, в ней просматривается непоследовательность изложения материала. Представлены необоснованные предложения. При её защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на заданные вопросы. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа.

«Неудовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая не носит исследовательского характера, не отвечает требованиям, изложенным в методических рекомендациях кафедры. В работе нет выводов, либо они носят декларативный характер. При защите работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы, при ответе допускает существенные ошибки. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются серьезные критические замечания.

Итоговая оценка ГЭК выводится по принципу учета оценок большинства членов ГЭК, а также руководителя и рецензента.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ


Текст выпускной квалификационной работы оформляется на одной стороне стандартных листов белой бумаги формата А4 (210x297мм), выполнятся в редакторе Word шрифтом Times New Roman 14 пт через 1,5 интервала, выравнивание текста по ширине. Постраничные сноски оформляются шрифтом Times New Roman 10 пт через 1 интервал, выравнивание текста по ширине. При этом соблюдаются следующие размеры полей: верхнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм.

В работе используется сплошная нумерация страниц, которая производится вверху, в середине страницы. Первая страница – титульный лист, вторая страница – оглавление. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. После каждого заголовка и под­заголовка в оглавлении проставляются соответствующие страницы без слова «стр.». Каждый структурный элемент работы начинается с новой страницы. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. Не допускаются какие-либо дополнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя печатать: - 4 -, 4.).

Абзацы делаются с отступлением от левого поля пять знаков (ударов) или 1,25 см на принтере. В отдельные абзацы следует включать обособленные по смыслу части текста. В каждом из них должны содержаться положения, мысли, тесно связанные между собой, объединенные чем-то общим.

Оптимальный общий объем выпускной квалификационной работы специалиста, как правило, 70 машинописных страниц (бакалавра 50 страниц) основного текста, в него не входят приложения и список использованной литературы и источников.

Примерное соотношение между отдельными частями работы следующий: введение – 1-3 страницы, заключение – 2-3 страницы, список использованной литературы и источников – 1-3 страницы. Большую часть работы занимает основная часть.


Оформление текста

Текст работы обычно содержит количественные или порядковые числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, сноски и т.п.

Количественные числительные обозначаются словами (пять лет, а не «5» – цифрой). Если же они согласовываются с падежными окончаниями, то пишется так: получить двести (вин. п.) рублей (род. п.).

Порядковые числительные пишутся словами (например: седьмой, двадцать пятый), а когда обозначаются арабскими цифрами, то они не имеют падежных окончаний, если стоят после существительного (например: гл. 6).

Перечисления в тексте. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний – пишутся в строчку и нумеруются арабскими цифрами или строчными буквами, отделяются запятой (например: закономерности ощущений: 1) адаптация, 2) сенсибилизация, 3) синестезия).

Если перечисления состоят из фраз, то каждое из них пишется с отдельной строчки и отделяется точкой с запятой.

Пример: Задаток, выполняя три функции, является:

а) доказательством заключения основного договора;

б) средством обеспечения исполнения обязательства;

в) средством платежа в счет причитающихся по договору платежей.

Все перечисления должны подчиняться грамматически вводному предложению, предшествующему перечислению.


Использование и оформление цитат

Цитаты используются для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения либо анализа нормативного акта, судебного постановления. Цитаты необходимы, чтобы без искажения передать смысл первоисточника для идентификации взглядов или сопоставления различных точек зрения и т.д. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник. Плагиат является основанием для недопуска выпускной квалификационной работы к защите.

Оформляются цитаты так. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то начинается она с заглавной буквы. Если же цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, то кавычка в конце ставится после многоточия, а указатель сноски – после кавычки.

Например: СЛ. Рубинштейн отмечает: «Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются».

Если цитата воспроизводит только часть предложения, то после открывающей кавычки ставят многоточие. Например: «...», дальше цитируемый текст пишется после многоточия со строчной буквы.

А.Ф. Кони подчеркивает: «...существуют методы исследования памяти путем возбуждения ее к сравнению, к описанию, к распознаванию»2.

Б.Г. Ананьев утверждал, что «...формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху»3.

Оформление цитат подчиняется следующим правилам:

если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы;

если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы;

если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается со строчной буквы, либо цитата начинается с прописной буквы и заканчивается многоточием;

цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике.

Автор, желающий в цитате выделить отдельные слова, после этого в скобках ставит свои инициалы и поясняет: (подчеркнуто мною. – В.Р.); (курсив наш. – П.Р.).


Подстрочные ссылки (сноски)

От основного текста сноски (ссылки) отделяются сплошной короткой чертой. Печатаются они без абзацного отступа арабскими цифрами без скобок и размещаются выше текста строки сноски. Сноски печатаются обычно тем же шрифтом, что и основной текст (шрифтом Times New Roman), но меньшим кеглем – десятым, выравнивание текста по ширине.

Нумеруются сноски последовательно в пределах каждой страницы либо по порядку применительно ко всему документу. Разрывать сноски и переносить их со страницы на страницу либо на обратную сторону листа нельзя.

Например:

С.Л. Рубинштейн отмечает: «Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются»1.

Не следует злоупотреблять ссылками и вносить в них существенные части текста, важные смысловые определения и т.д.

Сноски и ссылки помечаются в тексте арабскими цифрами.

Полное описание источника дается только при первой сноске. При повторных сносках вместо заглавия пишут «Указ. соч.». Если на одной странице несколько ссылок на один источник, то пишут: «Там же» и указывают номер страницы, на которую дается ссылка.

Очередность источников определяется по алфавиту авторов или по датам опубликования ими источников.


Оформление списка литературы и источников

Список использованной литературы и источников – это важная составная часть работы, позволяющая судить о научной культуре и степени фундаментальности проведенного автором исследования. Список содержит библиографические описания используемых источников, сделанные с учетом стандартов, содержащих все обязательные сведения о документе (приложение 4).

Библиографические записи включают в себя:

  1. заголовок (фамилия, инициалы автора; наименование коллективного автора); инициалы ставятся после фамилии;

  2. основное заглавие (сведения о тематике, вид, жанр, назначение произведения и др.);

  3. сведения о составителях, редакторах, об организациях, от имени которых опубликован документ;

  4. сведения об издании (данные о повторности издания, его переработке и т.п.);

  5. место издания (издательство или издающая организация, дата издания. – Количество страниц).

Элементы библиографического описания разделяются между собой знаком точка тире (. —). Источником сведений является титульный лист.

В список не включаются источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не использовались автором. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания (а в подстрочных сносках на них можно ссылаться).

При оформлении списка литературы рекомендуется выделять следующие разделы:

нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются с календарной очередностью их принятия);

судебная практика;

научная и учебная литература;

электронные ресурсы.

Монографии, учебники, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по авторам, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи. При нескольких работах одного автора в списке работы располагаются по алфавиту названий. Если работа написана в соавторстве с другими авторами, то соавторы указываются в списке по алфавиту.

Название произведения, включенное в текст работы, берется в кавычки, но ни в сносках, ни в библиографическом списке кавычки не ставятся.

Инициалы авторов в сносках и библиографическом списке ставятся после фамилий, а инициалы составителей и ответственных редакторов пишутся до их фамилий.

Примеры библиографического описания источников2:

Книга под фамилией автора

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.

Книга под заглавием

2. Психологические механизмы целеобразования / под ред. O.K. Тихомирова. – М.: Наука, 1997. – 231 с.

Статья из журнала

3. Сафуанов Ф.С. Ошибки при назначении комплексной психолого-психиатрической и судебно-психологической экспертизы // Юридическая психология. – 2007. – № 2. – С. 19-21.

Статья из сборника

4. Ратинова Н.А., Кроз М.В. Психологическое воздействие преступника на жертву при доведении до самоубийства // Юридическая психология: сб. науч. тр. Вып. 4 / под науч. ред. О.Д. Ситковской. – М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2009. – С. 37-56.

Произведение из собрания сочинений

5. Выготский Л.С. Проблема возраста // собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 2. – С. 212-234.

Тезисы докладов и материалы конференций

6. Абрамова Г.С. Психическое здоровье в контексте культуры // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы респуб. научно-практ. конф., Брест, 30-31 янв. 2004 г. – Брест: БрГУ им. А.С.Пушкина, 2004. – С. 4-5.

Электронная публикация в Интернете

7. Самовичев Е.Г. Психологическая этиология убийства // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 5. – URL: http:/Avwwipras.ru/10.shtml (дата обращения: 01.12.2011).

Электронная публикация на физическом носителе (CD-ROM, DVD-ROM, электрон, гиб. диск и т.д.)

8. Введенский Л.И. Судьбы философии в России / Л.И. Введенский // История философии: собр. трудов крупнейших философов по истории философии. – М., 2002. – Компакт-диск.


Сокращения

В рукописи все слова следует писать полностью, за исключением словосочетаний «и т.п.», «и т.д.», «и др.», «и пр.», употребляемых в конце фраз после перечислений. Союз «то есть» пишется «т.е.».

Не допускаются такие сокращения: т.к. (так как); т.н. (так называемый); т.о. (таким образом); т.ч. (так что); м.б. (может быть); напр. (например) и т.д.

В различных отраслевых изданиях установлена своя особая система сокращений (например: ГК РФ, ЗК РФ, СК РФ и др.) Первый раз эти кодексы пишутся полностью, а потом сокращенно.

При указании перед фамилией ученой степени, ученого звания, должности допускаются следующие сокращения: акад. (академик); д-р юрид. наук; доц. (доцент); засл. деят. (заслуженный деятель); канд. психол. наук; проф. (профессор) и т.д.

В учебниках, учебных пособиях, практикумах и т.д. специально приводятся указатели сокращений, у юристов эти сокращения касаются кодексов, о чем уже говорилось, и источников, в которых публикуются законы, подзаконные нормативные акты, судебная практика и т.д. Например: СЗ РФ, ВВС РФ и т.д. Точки между букв и в конце букв не ставятся.

После дат сокращают: г. (год), в. (век), а после нескольких дат ставят «гг.», «вв.» (точку между ними не ставят).

Слова «город» и «река» сокращают (г. Москва; р. Волга).

При подготовке работы особое внимание следует уделить выразительности языка, простоте, четкости, сжатости изложения. Следует избегать длинных, запутанных предложений, повторений, лишних слов и словосочетаний.

В работе не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числам: «Я считаю», «Мне кажется», «По моему мнению». Употребимы выражения «На наш взгляд». «По нашему мнению» и т.п., обороты в обезличной форме («считается что», «были получены следующие данные», «разработана методика», «методика была модифицирована», «как показывает анализ результатов» и т.п.). В работе необходим единый стиль изложения материала, орфографическая и синтаксическая грамотность.

Текст должен быть тщательно выверен. Обязанность выверять текст и вносить соответствующие исправления лежит на авторе работы.

Выпускная квалификационная работа должна быть сброшюрована в твердом переплете. Никакие надписи на обложке не допускаются.

При сдаче работы на кафедру она подписывается автором. Подпись и дата проставляется на последней странице работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алиев Т.А., Заболотская Т.А. Академические работы в вузах. Практическое руководство для студентов, магистрантов и аспирантов: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2003. – 146 с.

  2. Гаврилов М.В., Касаткина Е.Г., Никитина О.В. Теория и практика научного труда: учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Гаврилова, Н.Ю. Тяпугиной. – Саратов: Наука, 2009. – 270 с.

  3. Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ по юридической психологии: учеб.-метод. Пособие / сост. Е.А. Вертягина. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. – 48 с.

  4. От составителя до читателя: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Маторина. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. – Вып. 1. – 36 с.

  5. Правила написания дипломных работ. – М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2010. – URL: http://www.psyinst.ru/page.php?p=619 (дата обращения: 02.02.2012).

  6. Правила написания курсовых и дипломных работ студентами всех специальностей и специализаций института психологии. – М.: РГГУ, Институт психологии им. Л.С. Выготского, 2007. – URL: http://ozrp.narod.ru/learn/diplom.html (дата обращения: 02.12.2012).

  7. Советы автору для оформления и печатания рукописей: методические рекомендации / сост. П.В. Рамзаев. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. – 16 с.

Приложение 1

(образец заявления на утверждение темы выпускной квалификационной работы)

Ректору ФГБОУ ВПО

«Чувашский государственный

университета имени И.Н. Ульянова»

профессору Агакову В.Г.

студента 3 (4,5,6) курса

юридического факультета гр. _______

Сидорова Сидора Сидоровича

Тел. _______________________

e-mail: _______________________


заявление.

Прошу утвердить тему моей выпускной квалификационной работы «________________________________________________________________» и назначить научным руководителем ст.преподавателя (доцента, ассистента) кафедры публичного права Петрова П.П.

(дата) (подпись)


Согласовано:

Зав.кафедрой к.э.н., доцент Александров А.Ю.


Научный руководитель Петров П.П.


Приложение 2

(образец титульного листа выпускной квалификационной работы)

МинОбрнауки россии


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»


Юридический факультет

Кафедра публичного права


  1   2

Похожие:

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по созданию презентации при защите курсовых работ, выпускных квалификационных работ
Методические указания предназначены для разработки содержимого презентаций и подготовки слайдов, сопровождающих выступления, доклады,...
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по содержанию презентации для защиты курсовых и выпускных квалификационных работ Санкт-Петербург
Методические указания предназначены для разработки содержимого презентаций и подготовки слайдов, сопровождающих выступления, доклады,...
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconПравила оформления выпускных квалификационных работ студентов Методические указания Санкт-Петербург2011
В санкт-Петербургском государственном политехническом университете выполняются следующие виды выпускных квалификационных работ
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ специальность 030501. 65 «Юриспруденция» Смоленск 2012
Илиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования санкт-петербургский институт
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания к выполнению выпускной
Выполнение выпускных квалификационных работ предусмотрено «Положением об итоговой государственной аттестации». Цель защиты выпускной...
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания к выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения по специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (по отраслям). Лысьва: Лысьвенский филиал гоу впо «Пермский государственный технический университет»
Методические указания к выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения по специальности 050501. 65...
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconРабота подготовлена на кафедре «Автоматизированные станочные системы и инструменты» Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 150400.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ icon«Бакалавр менеджмента». Методические указания по использованию математического моделирования и компьютерных технологий при написании выпускных квалификационных работ разработала кандидат экономических наук, доцент
Методическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей в качестве практического руководства при написании...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница