Алгоритмы




Скачать 66.11 Kb.
НазваниеАлгоритмы
Дата01.03.2013
Размер66.11 Kb.
ТипУрок
8-9 класс

Основы алгоритмизации. Понятие об алгоритме. Применение алгоритмов. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов: линейные, циклические, с условием. Способы описания алгоритмов.

Тема урока: Алгоритмы

Цель урока: Повторить и закрепить в игровой форме материал изученной темы.

Задачи урока:

Учебные:

  • обобщение и систематизация знаний по теме “Алгоритмы”;

  • формирование навыков практического применения знаний.

Развивающие:

  • развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

  • развитие навыков практического применения знаний;

Воспитательные:

  • повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.

  • воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-сюрприз.

План урока

  1. Организационный момент. Мотивация знаний.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Работа в группах.

  4. Индивидуальная работа на компьютере.

  5. Итог.

  6. Рефлексия.

Оборудование:

  • презентация,

  • черный закрытый ящик или коробка,

  • небольшой плакат с написанными буквами, заклеенными бумагой,

  • 3 листа А3, фломастеры, готовые фигуры для блок-схемы,

  • файл с меню готовых форм на каждый компьютер – рабочее место,

  • бумага с клейкой основой для проведения рефлексии.


Ход урока

В ходе урока используется презентация.


1. Организационный момент. Мотивационное начало.

- Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.

И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.

- У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.

- Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – вспомнить основные понятия темы “Алгоритмы” и улучшить ваши достижения в применении знаний на практике.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий” (слайд 1).

- Вы готовы проверить свои знания?

- Тогда внимание! (музыка)

- Ящик - сюрприз! (внести черный ящик)

- Вам интересно, что в этом ящике?

- Внимание! Вопрос: этот предмет является копией того, кто достоин награды за свои труды, ибо его имя увековечено во многих сферах человеческой деятельности. Что находится в черном ящике?

- Для открытия Черного ящика вам, юные информатики, нужен код, который вы сможете узнать, успешно пройдя три уровня (указать записи на доске)

- Ваш интерес не пропал?

- Тогда вперед к открытию!

2. Актуализация знаний. Уровень “Вопрос – ответ” (слайд 2)

- Уровень первый.

- Повторение – мать учения. Так говорили великие. Прежде, чем браться за дело, нужно посмотреть, какие у нас есть знания.

Вопросы (слайд 3):

  • В сказке герою даётся поручение: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что”. Можно ли этот набор действий считать алгоритмом?

  • Какие основные алгоритмические конструкции вы знаете?

  • Почему в числе алгоритмических конструкций вы не назвали вспомогательный алгоритм? Что такое вспомогательный алгоритм. Какая алгоритмическая конструкция описывает вспомогательный алгоритм?

  • Какие вы знаете способы записи алгоритмов? В чем особенность записи в виде блок-схемы?

  • Укажите номер блок-схемы, соответствующей разветвляющемуся алгоритму (3).

  • Под каким номером на рисунке представлен циклический алгоритм (2). Цикл какого вида, здесь представлен (цикл с постусловием)?


<Рисунок 1>

- Молодцы! Вы успешно прошли первый уровень. Вы можете открыть три буквы.

- А мы переходим на второй уровень, где вы должны показать умения составлять алгоритмы.

3. Работа в группах

Оборудование: лист А5, заготовки фигур блок – схем, фломастеры

- Вам предстоит провести исследование отрывка из литературного произведения, которое вы изучаете на уроках литературы. Исследовать вы будете по алгоритму, который лежит перед вами (время работы 5 минут, слайд 6).

Алгоритм исследования:

1. Прочитайте отрывок из литературного произведения.

2. Найдите в отрывке ситуацию, которую можно представить в виде алгоритмической конструкции.

3. Представьте развитие ситуации в виде блок-схемы и/или на алгоритмическом языке.

4. Результат оформите на альбомном листе.

Задания группам

Задание 1 (слайд 7).

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки. До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать – сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.) (А.П.Чехов. Пересолил.)

Задание 2 (слайд 8).

- Замечательная книга! – отвечает Эля и спрашивает маму, хватит ли ей ста рублей в месяц.

Мама смеется: она была рада ста рублям хотя бы в год, только бы деньги были бы верные. На это брат ей замечает, что у нее слишком скромные желания, и уходит на почту.

Он каждый день ходит на почту – справляться, не прибыла ли его книга. С тех пор как он отправил свой рубль, прошло больше недели, но книги нет. А жить то ведь надо!..

… Можете нас поздравить: книга пришла! ... (Шалом Алейхем. Мальчик Мотл.)

Задание 3 (слайд 9).

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе. Сторож-старик, очумевший от молчания и одиночества, обрадовался ей, как вернувшейся дочке, и хлопотал, не жалея здоровья, над устройством ее жилья.

Оборудовав кое-как школу, выписав самое необходимое из округа, Мария Никифоровна через два месяца начала учение. (А.П. Платонов. Песчаная учительница.)

Этап проверки работы: представитель каждой группы вывешивает плакат на доске, объясняет, какой это вид алгоритма. Другие группы проверяют правильность работы.

- Вы успешно справились со своей работой, а это значит, что второй уровень позади и вы можете открыть еще три буквы.

- А мы переходим на третий уровень “Финальный”.

4. Индивидуальная работа.

- У вас у каждого на столе лежит квадратик зеленого или оранжевого цвета. Те, у кого квадратик зеленого цвета – будут выполнять работу за компьютером. Алгоритм вашей работы вы найдете на рабочем столе справа.

- А обладатели оранжевого квадратика остаются за партами и выполняют задание, которое лежит на столе рядом с вами. Время работы – 7 минут.

Работа за компьютером.

Задание: из представленных команд составить алгоритм.

Оборудование: Графический редактор, файл с меню готовых форм “Элементы блок - схемы алгоритма” (слайд 11).


Рисунок 2

Алгоритм выполнения работы “Мозаика”

Откройте графический файл “Мозаика” на Рабочем столе компьютера.

Вспомните правило написания букв “з” и “с” в приставках.

Используя операции перемещения, составьте “Алгоритм написания “з” или “с” в приставках”

- Сравните свой алгоритм с тем, который представлен на доске. У кого все верно? У кого есть ошибки? Вам нужно вспомнить правило точнее. Обратитесь к учебнику русского языка. Спасибо. Присаживайтесь за парты. Те, у кого все верно открывают оставшиеся две буквы.

- Те, кто работал за партами, сдайте свои работы на проверку.

5. Итог урока (слайд 12, 13, 14).

- Итак, нам известны все буквы кода. Осталось узнать, что это за слово. Я даю вам подсказку – алгоритм составления слова, записанный языком графики. Что же это за слово?

- Правильно! Алгоритм.

- Я вас поздравляю, код найден, Черный ящик открыт. Напомню вопрос: …

(учитель достает из ящика портрет Аль Хорезми, слайд 15)

- Вот тот, чье имя увековечено во многих науках и сферах деятельности людей. Кто же он?

- Аль Хорезми – великий математик древности.

- Я поздравляю вас, вы прекрасно справились с поставленной задачей. Ответ найден.

6. Рефлексия.

- Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы повторили основные моменты темы “Алгоритмы” и успешно применили свои знания в практических ситуациях.

- А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте такое настроение, которое сейчас у вас и приклейте их на экран монитора

(слайд 16).

Ребята, мне приятно было работать с Вами на уроке, надеюсь, что это взаимно. И в заключении я хочу поделиться с Вами своим настроением и подарить Вам мой смайлик.

До свидания. Желаю Вам успехов.


Литература:

Бутакова О.Ю. Урок на тему «Черные ящики»//Информатика в школе.- 2006.- №8.- С.94

Авербух и др. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2002

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: Базовый курс: Учебник: 7-9 класс.- М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.- С.195-218




Похожие:

Алгоритмы iconРеферат по информатике и икт по теме: «Алгоритмы»
Я выбрал тему учебно-методического комплекса «Алгоритмы», так как она является одной из главной тем в информатике
Алгоритмы iconРеферат по информатике и икт по теме: “ Разветвляющиеся алгоритмы”
Я выбрал тему: «Разветвляющиеся алгоритмы», потому что они очень часто применяются в алгоритмизации и программировании. Без знания...
Алгоритмы iconПрограмма курса лекций «алгоритмы дискретной оптимизации»
Алгоритмы вставки и удаления за константное время. Применение стеков для вычисления последовательности операций в обратной польской...
Алгоритмы iconI. быстрые алгоритмы. Область вычислительной математики, которая называется быстрые алгоритмы
Область вычислительной математики, которая называется быстрые алгоритмы, появилась в 1960 году
Алгоритмы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы №1 по дисциплине Информатика На тему: Линейные алгоритмы. Разветвляющиеся алгоритмы для студентов II курса заочного отделения специальности
Контрольная работа — это самостоятельная работа студента по дисциплине «Информатика»
Алгоритмы iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине "Структуры и алгоритмы обработки данных в эвм"
При изучении дисциплины "Структуры и алгоритмы обработки данных в эвм" предполагается выполнение лабораторных работ, которые охватывают...
Алгоритмы icon1, А. К. Егоров 2, Г. Н. Розоринов 2 1 Министерство внутренних дел Украины
Предложены алгоритмы оценивания многомерных функций распределения вероятностей с усреднением по ансамблю реализаций и по времени....
Алгоритмы iconФильтр Калмана Лекция 12 Общие сведения по теории фильтрации
На нем основаны многие рекурсивные алгоритмы, известные как алгоритм Калмана. Среди всех алгоритмов следует выделить алгоритмы фильтрации,...
Алгоритмы iconОб одном подходе к верификации компьютерных игр
Подход включает метод описания и верификации компонентной модели игры, совместности и сбалансированности правил игры. Расчёт вычислительной...
Алгоритмы iconЛекция: Алгоритмы синхронизации: версия для печати и pda для корректного взаимодействия процессов недостаточно одних организационных усилий операционной системы.
Необходимы определенные внутренние изменения в поведении процессов. В настоящей лекции рассматриваются вопросы, связанные с такими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница