Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества




Скачать 161.42 Kb.
НазваниеИнфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества
Дата01.03.2013
Размер161.42 Kb.
ТипДокументы
В. А. Куделькин, президент консорциума «ИНТЕГРА-С», академик Всемирной

академии наук комплексной безопасности

e-mail :zaovolga@integra-s.com

В. Ф. Денисов, консультант по управлению проектами, эксперт Национального

технического комитета ТК-22 «Информационные технологии»

e-mail: den-vlad@rambler.ru

ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

И ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

Рассматриваются состояние разработок и проблемы создания систем комплексной безопасности

инфраструктуры регионов, городов, муниципальных образований и предприятий. Предлагается типо-

вая архитектура интегрированных интеллектуальных систем обеспечения комплексной безопасности

общества. Обсуждаются вопросы стандартизации и униификации проектных решений, интегра-

ции и консолидированного ресурсообеспечения инновационных проектов в сфере информационно-

комммуникационных технологий и обеспечения безопасности на разных уровнях управления.

Ключевые слова: инфраструктура, комплексная безопасность, информационные технологии,

электронные коммуникации, стандартизация, интеграция, управление проектами.

Анализ реального состояния систем безопас-

ости стратегических и социально-значимых

ъектов государства, регионов и Городов (муни-

пальных образований), результативности и эф-

ективности их применения в критических ситу-

иях показывает ряд существенных недостатков

проектировании, комплектации и техническом

служивании систем безопасности, установ-

нных на объектах (особенно в социальной

фере). Требуется совершенствование механиз-

ов принятия решения на федеральном и регио-

льном уровне по правовому, организационно-

методическому и техническому обеспечению,

ординации и консолидированному ресурсоо-

спечению проектов, своевременному развер-

ыванию средств и сил обеспечения безопасно-

и в регионах. Особая роль при разработке этих

еханизмов отводится вопросам применения

нформационо-коммуникационных технологий

КТ), унификации и стандартизации системной

хитектуры и компонент интегрированных ин-

ллектуальных систем комплексной безопасно-

и предприятий (ИИСОКБП).

При постановке задач обеспечения комплекс-

ой безопасности общества выделяются три

новных момента.

Во-первых, необходимо обеспечить опреде-

ние и упорядочение объектов и субъектов

зопасности, понятийного аппарата в конкрет-

ых сферах деятельности (безопасность инфра-

руктуры, персонала и населения, продукции,

ружающей среды, технологий и др.), оце-

ить возможности и инструменты интеграции

организационно-правовых, методических и тех-

нических средств обеспечения безопасности на

разных уровнях управления.

Во-вторых, необходима разработка функцио-

нально-полной архитектуры комплексов средств

безопасности объектов с повышенными рисками

угроз безопасности, позволяющей проектными

методами обеспечить «встраивание» компонен-

тов систем безопасности (оборудования средств

защиты ресурсов и ИКТ различных производите-

лей) в действующие организационо-технические

системы управления объектами.

В третьих, обеспечить проектирование, про-

изводство (закупки) необходимого оборудования

и программных средств ИИСОКБП, сертифици-

рованных органами технического регулирования,

оценки соответствия международным и нацио-

нальным стандартам, организовать тестирование

компонент и устройств от разных поставщиков

по условиям совместимости интерфейсов, их

комплексирование и сборку в единую «индиви-

дуальную» интегррированную систему для кон-

кретных объектов.

В такой постановке задача обеспечения «инди-

видуальными» ИИСОКБП конкретных предпри-

ятий сводится к построению моделей описания

объектов предприятия, оценке потенциальных

угроз и рисков, обоснованию моделей поведения

субъектов безопасности и процедур принятия ре-

шений по применению необходимых и достаточ-

ных средств защиты объектов и восстановления

их целостности при возникновении нештатных

и аварийных ситуаций, техногенных катастроф,

противоправных действий субъектов, террори-

стичеких актов и других негативных воздействий.

Существенным является вопрос мотивации,

целепологания и определение «владельцев»

систем комплексной безопасности Городов и

муниципальых образований. Нужны действи-

тельно системные решения, основанные на

научно-обоснованных концепциях и техниче-

ских решениях при проектировании и строи-

тельстве объектов, их оснащении средствами

безопасности, согласованных действиях не толь-

ко МЧС, МВД, но и других структур общества

– законодателей, проектировщиков зданий и тех-

нологий, эксплуатационных служб предприятий,

экологов, медиков и др. Ключевой вопрос – в

чьем ведении должна быть интегрированная си-

стема безопасности Города. Бытующие мнения,

что – в ведении силовых структур – вряд ли, так

как Город, как первичный мегаобъект и субъект

безопасности, включает в себя множество раз-

личных объектов и субъектов с разными мотива-

ми деятельности, технологиями, рисками и т.п.

Понятно, что ни одному ведомству в отдельности

не поднять задачу такой сложности, необходимы

специальные механизмы координации и леги-

тимные процедуры согласований решений таких

проектов на федеральном, региональном и муни-

ципальном уровне. И об этом говорит опыт реа-

лизации модных, но не всегда удачных проектов

создания «Безопасных городов» в России [1].

Анализ состояния безопасности ряда страте-

гических и социально значимых объектов в ре-

гионах России, тенденций развития ИКТ общего

назначения и бурно развивающейся индустрии

средств безопасности позволяет выделить сле-

дующие ключевые понятия для корректной по-

становки задач и выбора средств обеспечения

безопасности предприятий и инфраструктуры

развития регионов [2–5].

Объекты безопасности – объекты инфра-

структуры (здания и сооружения, системы их

жизнеобеспечения, транспорт, энергетика, про-

мышленные предприятия, учреждения социаль-

ной сферы и др. рассматриваются и как источ-

ники угроз для населения и окружающей среды.

На объекты воздействуют внутренние и внешние,

случайные или специально организованные воз-

мущения с различной интенсивностью и уровнем

воздействия, которые могут приводить к наруше-

нию целостности объектов, устойчивости функ-

ционирования, снижению качества и к другим

нежелательным результатам, приводящим к нару-

шению безопасности населения, продукции и тех-

нологий, окружающей среды и общества в целом.

Субъекты безопасности – организационные

структуры, подразделения и персонал предприя-

тий, а также внешние контрагенты и другие нео-

пределенные лица, способные случайно (по не-

знанию, халатности, ошибке) или преднамеренно

нанести вред или ущерб предприятию, выпол-

нять другие противоправные действия. Особая

роль при определении субъектов безопасности

отводится активным элементам организационно-

технических систем, органам управления и ли-

цам, принимающим решения. В общем случае

к органам принятия решений можно относить и

специальные автоматизированные технические

устройства, обладающие определенным уровнем

интеллекта и способным измерить и оценить со-

стояние одного или нескольких показателей безо-

пасности и, на основе заданных правил, принять

решения по нейтрализация угроз, блокировке

дальнейших действий, оповещению персонала и

населения и дать рекомендации по восстановле-

нию целостности объектов.

Модель безопасности предприятия – упоря-

доченная совокупность организационной струк-

туры, материальных и информационных потоков

(документов, сообщений, сигналов), процедур

регистрации событий – инцидентов угроз безо-

пасности, частных моделей оценки и прогноза

показателей безопасности объектов, необходи-

мых ресурсов для реализации мер по оценке ри-

ска угроз и минимизации возможных ущербов в

деятельности предприятия.

Функционально-полная система безопасно-

сти включает средства правового, нормативно-

методического, технического и программного

обеспечения для реализации моделей безопас-

ности в сферах деятельности предприятия и рас-

сматривается как обеспечивающая организацион-

но-техническая система, функционирующая в

распределенной информационно-вычислительной

среде предприятия, выполняющая функции мо-

ниторинга показателей безопасности объектов

и субъектов в реальном масштабе времени, ре-

гламентации использования комплексов средств

защиты объектов и представления услуг (серви-

сов) безопасности для различных групп поль-

зователей, организации текущей эксплуатации,

ремонта, технического обслуживания и сопро-

вождения средств безопасности, установленных

на объектах, и информирования персонала, на-

селения и лиц, принимающих решения на раз-

ных уровнях управления. Обобщенная структура

функционально-полного комплекса средств обе-

спечения комплексной безопасности предприятий

и инфраструктуры регионов приведена на рис. 1.

При проектировании ИИСОКБП для реаль-

ных объектов имеется ряд серьезных проблем

в обосновании выбора проектных решений,

их "встраивания" в существующие структуры

управления. Внедрение ИИСОКБП в регионах

сдерживается практическим отсутствием моде-

лей устройства и безопасности Территорий, не-

полнотой и несогласованностью информацион-

ных баз данных о характеристиках и состоянии

объектов. Особого внимания требуют вопросы

обоснования проектов в сфере строительства жи-

лья и жилищно-коммунального хозяйства, обе-

спечения здоровья, обустройства территории и

транспорта в Городах и муниципальных образо-

ваниях. Требуется согласование базовых понятий

в различных стандартах ИКТ, систем охранной,

противопожарной сигнализации и противокри-

минальной защиты, а также их гармонизации со

стандартами в сфере строительства, экологиии,

образования, здравоохранения, и других сферах.

Существенного изменения требуют сложившие-

ся процедуры организации конкурсов и тендеров

на проектирование и комплектацию ИИСОКБП

по заказам для государственных и муниципаль-

ных нужд, особенно в части оценки качества

проектов и компетентности исполнителей работ,

исключения необоснованного уровня затрат и

сроков исполнения обязательств, известных фак-

тов коррупции при принятии решений о развер-

тывании сил и средств безопасности.

Повысить уровень достоверности исходных

данных и корректность заданий на проектирова-

ние и технико-экономическое обоснование проек-

тов ИИСОКБП позволяет применение методов си-

стемной инженерии и инструментальных средств

моделирования и оценки качества проектов в соот-

ветствии с требованиями стандартов жизненного

цикла систем по ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2006,

ГОСТ РВ 51987-2002 «Информационные техноло-

гии. Комплексы средств автоматизированных си-

стем. Типовые требования и показатели качества

функционирования информационных систем. Об-

щие положения» и ряда стандартов на комплексы

средств защиты материальных и информационных

ресурсов предприятия. Основные положения этих

стандартов поддерживаются математическими мо-

делями разного уровня сложности и инструмента-

ми инновационного управления качеством и ри-

сками в жизненном цикле систем [4].

Учитывая актуальность работ по развитию

инфраструктуры безопасности регионов России

консорциумом «ИНТЕГРА-С» с участием веду-

щих организаций в сфере обеспечения безопас-

ности стратегических объектов (ЦУКС МЧС,

МВД, МИНТРАНС и др.) и информационных

технологий (Секция открытых систем РАН, Ин-

ститут радиотехники и электроники им. В. А.

Котельникова, национальные комитеты по стан-

дартизации: ТК-МТК-22 «Информационные тех-

нологии», ТК-234 «Системы охранной сигнали-

зации и противокриминальной защиты» и др.),

и опыта ряда зарубежных и отечественных раз-

работчиков и поставщиков средств ИКТ сфор-

мулированы основные концепции формирования

типовой архитектуры ИИСОКБП [2,3].

Основными компонентами архитектуры ИИ-

СОКБП являются базовые программно-техни че-

ские (ПТК) и программно-методические (ПМК)

комплексы, которые проектным путем объединя-

ются в «индивидуальную» систему безопасности

для конкретных условий применения на одном или

нескольких объектах разного уровня сложности.

В состав базовой архитектуры ИИСОКБП

(рис. 2.) включаются :

• локальные ПТК сбора данных о состоянии

объектов оперативной обработки информации

и управления исполнительными механизмами

(датчики и преобразователи сигналов систем

жизнеобеспечения, видеокамеры, коммутаторы

и регистраторы, средства контроля доступа, про-

тивопожарной сигнализация и оповещения др.);

• средства автоматизированной подготовки трех-

мерных ЗД-моделей зданий, сооружений и террито-

рии объектов, проектирования и инсталяции конфи-

гурации ИИСОКБП для конкретных объектов;

• распределенная система ПТК видеоконфе-

ренцсвязи предприятия и контрагентов;

• средства хранения информационных ресур-

сов предприятия и показателей состояния объек-

тов и субъектов безопасности;

• средства электронных коммуникаций и до-

ступа в корпоративные сети удаленных пользо-

вателей (с ноутбуков, КПК, сотовых телефонов и

др.);

• средства ведения геоинформационных баз

данных общего и специального назначения;.

• ПМК управления деятельностью подразде-

лений и служб безопасности;

• ПТК идентификации и регистрации вну-

тренних и внешних событий – инцидентов угроз

безопасности и оценки рисков нарушения це-

лостности объектов, субъектов, процессов и ре-

сурсов предприятия;

• средства мониторинга состояния безопасно-

сти территориально распределенных объектов и

субъектов безопасности;

• средства информационной поддержки опе-

ративного взаимодействия служб эксплуатации

ИИСОКББП с внешними пользователями и спец-

службами регионов (МВД, МЧС и др.), включая

соглашения о взаимодействии, организационные

и электронные регламенты, стандарты и форма-

ты обмена данными.

Функционально полный набор компонент

ИИСОКБП является основой создания системы

мониторинга безопасности инфраструктуры ре-

гионов, муниципальных образований, корпора-

ций и отдельных предприятий.

Принципиальным моментом в использовании

распределенных модульных структур ИИСОКБП

является то, что предложенная архитектура являет-

ся открытой и компоненты «индивидуальных» си-

стем безопасности для однотипных объектов мо-

гут быть реализованы на разных ИКТ-платформах

с использованием оборудования и программного

обеспечения различных производителей и инте-

грироваться с действующими автоматизирован-

ными информационными системами предприя-

тий. Необходимые связи между компонентами

определяются унифицированной системой интер-

фейсов взаимодействия между элеметами а также

поддерживаются средствами интеграции и сборки

системы из «готовых» компонент и модулей, их

тестирования на совместимость и работоспособ-

ность в конкретных условиях.

С учетом этих положений разработана и апро-

бирована на ряде объектов транспорта, энергети-

ки, промышленности и социальной сферы техно-

логия проектирования, моделирования и оценки

качества ИИСОКБП, в состав которой входят

основные комплексы инструментов, представ-

ленные на рис. 3.

Рассмотренные подходы и инструменты могут

быть использованы при создании типовой под-

системы мониторинга состояния безопасности

стратегических и социально значимых объектов

на федеральном, региональном и корпоративном

уровне, организации ведения реестров и профи-

лей средств безопасности, баз данных показате-

лей безопасности и сценариев обработки данных

в критических ситуациях. Перспективным направ-

лением развития архитектуры ИИСОКБП являет-

ся совершенствование средств интеллектуальной

обработки данных в системах принятия решений

и вероятностно-статистических методов прогно-

зирования потребностей в ресурсах безопасности

для групп типовых объектов в распределенной

сети центров мониторинга безопасности Террито-

рий (общественной, экологогической, противопо-

жарной, антитеррористической, промышленной

и др.), работающих на основе согласованных ре-

гламентов взимодействия, стандартов открытых

систем и протоколов обмена данными.

Для реализации инновационных проектов обе-

спечения безопасности стратегических объектов

государства и общества, в том числе в рамках

создания «Электронных правительств» («умного

дома», «безопасного города», «электронного пред-

приятия», «электронной губернии и государства»)

предлагается создать специализированную меж-

ведомственную рабочую группу «Оборудование

офисов предприятий средствами интегрированных

интеллектуальных систем обеспечения комплекс-

ной безопасности». В состав рабочей группы на

местах целесообразно включить представителей

заинтересованных органов власти, предприятий и

вузов, общественных профессиональных органи-

заций: системных аналитиков ‒ специалистов по

архитектуре и компонентам систем безопасности,

проектировщиков инженерных систем зданий и

сооружений, разработчиков баз данных, програм-

мистов прикладных задач, специалистов служб

управления проектами предприятий. Основной

задачей таких групп является выработка согласо-

ванных решений и рекомендаций по гармонизации

базовых стандартов, формированию их профилей

для типовых объектов и унификации технических

решений по комплектации предприятий комплек-

сами средствами ИИСОКБП. Участие специали-

стов предприятий в работе таких групп обеспечит

учет реальных потребностей в средствах безопас-

ности, а также минимизацию рисков проектов обе-

спечения безопасности, минимизацию стоимости

владения, улучшение показателей результативно-

сти, надежности и качества технического обслу-

живания систем.



Литература

1. Безопасные города. Правда, итоги и выводы [Электронный ресурс] // Новости безопасности. ‒

№ 3 (28). ‒ Сентябрь-октябрь, 2009. ‒ URL:WWW. Security.News.ru.

2. Денисов, В. Ф. Модели проектирования функционально-полных систем обеспечения предпри-

ятий и интероперабельность / В. Ф. Денисов, С. А. Прохоров, А. А. Федосеев // Труды третьей все-

российской конф. «Стандартизация информационных технологий и интероперабельность» (СИТОП

‒ 2009). ‒ М. : ОИТ и ВС РАН, ФАИТ, 2009. ‒ С. 35‒41.

3. Денисов, В. Ф. Архитектура интегрированных интеллектуальных систем обеспечения комплекс-

ной безопасности государства / В. Ф. Денисов, В. А. Куделькин // Труды третьей всеросийской конф.

«Стандартизация информационных технологий и интероперабельность» (СИТОП ‒ 2009). ‒ М. : ОИТ

и ВС РАН, ФАИТ, 2009. ‒ С. 61‒66.

4. Костогрызов, А. И. Стандартизация, математическое моделирование, рациональное управление

и сертификация в области системной и программной инженерии / А. И. Костогрызов, Г. А. Нистратов. ‒

М. : Вооружение, политика, конверсия, 2004. – 395 с.

5. Прохоров, С. А. Методы и средства проектирования профилей интегрированных систем обеспе-

чения комплексной безопасности предприятий наукоемкого машиностроения / С. А. Прохоров, А. А.

Федосеев, В. Ф. Денисов, А. В. Иващенко. ‒ Самара : Самарский научный

центр РАН, 2009. ‒ 199 с.

Похожие:

Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconИнформационно-коммуникационные технологии и интегрированные системы комплексной безопасности вузам XХI века

Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconС. А. Прохоров, А. А. Федосеев, В. Ф. Денисов, А. В. Иващенко Методы и средства проектирования профилей интегрированных систем обеспечения комплексной безопасности предприятий наукоемкого машиностроения
Состояние и проблемы обеспечения комплексной безопасности предприятий наукоемкого
Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconПрограмма учебной дисциплины «интегрированные системы проектирования и управления»
Дисциплина “ Интегрированные системы проектирования и управления” призвана познакомить студента, обучающегося по направлению 220700...
Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconПрограмма учебной дисциплины «интегрированные системы проектирования и управления»
Дисциплина “ Интегрированные системы проектирования и управления” призвана познакомить студента, обучающегося по направлению 220700...
Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconУтверждаю министр внутренних дел Российской Федерации
Область применения комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconРаспоряжени е
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности...
Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconК подпрограмме «Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий» Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на
«Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий» Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики...
Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconПриказ от 20. 06. 2011 №286 Об обеспечении комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении
Во исполнение письма комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве хмао югры от 25. 05. 2011г. №101, с...
Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconУчебно-методический комплекс дисциплины интеллектуальные информационные системы Специальность: 080801. 65 «Прикладная информатика (в менеджменте)»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Инфраструктура инновационного развития регионов и интегрированные интеллектуальные системы обеспечения комплексной безопасности общества iconОвое обеспечение устойчивого инновационного развития белорусского общества и реализации интересов личности материалы научно-практического семинара 12 ноября 2009г. 2009
Правовое обеспечение устойчивого инновационного развития белорусского общества и реализации интересов личности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница