Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.




Скачать 88.84 Kb.
НазваниеПрограмма составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Дата28.02.2013
Размер88.84 Kb.
ТипПрограмма
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

(10-12 классы)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Специальные коррекционные занятия по этике и психологии семейной жизни для обучающихся, воспитанников с умеренной степенью умственной отсталости направлены на формирование представлений о семье, её значении в жизни человека. Основная цель программы - практическая подготовка подростков к будущей жизни в семье, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

Методологической и содержательной основой программы являются стандарт общеобразовательной подготовки обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы (под ред. В. В. Воронковой. М., 2002), раздел «Социально-бытовая ориентировка», программа «Этика и психология семейной жизни» для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (Матвеева Н.Б.).

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта навыки необходимые им в будущей семейной жизни.

В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:

  • формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;

  • формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

  • обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

  • формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

  • сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

  • формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

При выборе методов работы по программе следует иметь в виду, что наряду с использованием традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., необходимо применять различные методы и приемы работы, направленные на активизацию учащихся в процессе работы. Развитие ребенка возможно только в деятельности, поэтому неотъемлемой частью занятий являются сюжетно-ролевые игры, инсценировки, драматизация, элементы арт-терапевтических техник.

На занятиях превалируют методики, дающие ребенку возможность действовать и решать самому. Основная черта педагогического процесса - психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личное мнение, личный взгляд. Работая по предлагаемой программе, педагог не должен сдерживать мыслительную активность детей. Следует терпеливо выслушивать все их догадки и суждения, находить подходящие примеры из жизни, а когда надо - сообщить дополнительную информацию. Главное, чтобы дети думали и сами (хотя и с помощью педагога) делали правильные выводы.

Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция мышления подростков, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь.

Программа рассчитана на три года обучения, занятия проводятся один раз в неделю. Учитель по своему усмотрению может изменить предложенное количество часов, отведенное для изучения той или иной темы.


Программное содержание


10 класс


Семья. 10 ч.

1. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. 1 ч.

2. Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности

3. Родственники и родственные отношения. 3 ч.

4. Правила поведения в семье, с родственниками. 3 ч.

5. Обобщение знаний по теме. 1 ч.

Создание семьи. 24 ч.

1. Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). 2 ч.

2. Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. 3 ч.

3. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. 2 ч.

4. Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. 3 ч.

5. Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. 3 ч.

6. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. 4 ч.

7. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? 3 ч.

8. Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака? 3 ч.

9. Урок обобщения знаний по теме. 1 ч.


Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст членов семьи;

  • основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье, семейные традиции;

  • - основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой.

Учащиеся должны уметь:

  • записать имя, отчество, фамилию членов семьи;

  • выполнять правила поведения в семье;

  • выполнять определенные обязанности в семье.


11 класс

Взаимоотношения в молодой семье. 10 ч.

1. Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость. 1 ч.

2. Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.). 4 ч.

3. Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи и т.д.). 4 ч.

4. Обобщение знаний по теме. 1ч.


Быт и экономика молодой семьи. 13 ч.

1. Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм). 4 ч.

2. Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье. 4 ч.

3. Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями. 4 ч.

4. Обобщение знаний по теме. 1 ч.

Конфликты в семье. 11ч.

1. Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи), неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей супруга и т.д. 4 ч.

2. Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения. 3 ч.

3. Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. 3 ч.

4. Урок обобщения знаний по теме. 1 ч.


Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье;

  • место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников;

  • основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи,

  • основы семейного законодательства;

  • основные статьи доходов и расходов семьи.

Учащиеся должны уметь:

  • рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной и деятельности;

  • выполнять определенные обязанности семье;

  • устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, предотвращать конфликты во взаимоотношениях с близкими и окружающими людьми.



12 класс

Ребенок в семье. 20 ч.

1. Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек, создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о её здоровье. Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка их к будущим обязанностям. 3 ч.

2. Значение родителей для ребенка (ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка, тепло, поддержка, ощущение защищенности и т. д.). 2 ч.

3. Что такое материнство? Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. 3 ч.

4. Что такое отцовство? Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку. 3 ч.

5. Особенности воспитания ребенка в различные периоды его жизни: младенец, дошкольник, школьник, подросток. 8 ч.

6. Урок обобщения знаний по теме. 1ч.

Конфликты с родителями. 14 ч.

1. Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка. 1ч.

2. Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей. 2 ч.

3. Причины конфликтов между родителями и детьми — непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни:

  • проблемы с детьми в дошкольном возрасте. 2 ч.;

  • проблемы взаимоотношений с детьми школьного возраста. 2 ч.;

  • особенности подросткового возраста. 2 ч.

4. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми. 2 ч.

5. Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права (и обязанности) родителей на общение со своими детьми. 2 ч.

6. Обобщение знаний по теме. 1 ч.


Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в его воспитании;

  • особенности развития детей на различных возрастных этапах, основные проблемы воспитания ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.



Литература


  1. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М., 1985.

  2. Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1986.

  3. Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991.

  4. Бойко В.В. Ты стал отцом. М., 1977.

  5. Варга Д. Радости родительских забот. М., 1983.

  6. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. М., 1992.

  7. Зацепин В. О жизни супружеской. – М., 1988.

  8. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1988.

  9. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.

  10. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или психология на каждый день. – М., 1999.

  11. Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980.

  12. Медведева И.Я., Шишова Т.П. Книга для трудных родителей. М., 1994.

  13. Нечаева А. Права и обязанности родителей по воспитанию детей. М., 1973.

  14. Низова А.М. Труд в жизни детей. М., 1976.

  15. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. М., 1994.

  16. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Под ред. В. В. Воронковой. М., 2002.

  17. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. / под ред. А.М.Щербаковой, Н.М.Платоновой.

  18. Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». М., 1986.

  19. Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М., 1976.

  20. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. Хрестоматия для старшеклассников. Москва-Чебоксары, 1996.

  21. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. М., 1987.

  22. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1987.

  23. Флоренская Т.А. Я — против «Я». М., 1997.

  24. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка - подросток - девушка. М., 1982.

  25. Энциклопедия молодой женщины. Перевод Беловой Н.И., Козловой Ю.Н. – Саратов, 1992.

  26. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя под редакцией Дубровиной И.В., - М, 1987.

Похожие:

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconПояснительная записка назначение рабочей программы
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, их способностей и возможностей, личностных качеств,...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconПрограмма по географии составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Материалы учебной программы подобраны с таким расчетом,
Материалы учебной программы подобраны с таким расчетом, чтобы дать ученикам необходимый минимум знаний и практических навыков, многие...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconО результатах апробации и внедрения образовательной программы дополнительного образования детей Льнявина Сергея Витальевича «Ансамбль ложкарей «Добры молодцы»
Подберезье Новгородского района, в 2011году разработал и составил программу ансамбля ложкарей «Добры молодцы» в системе дополнительного...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconФизика. 9 класс. Громов С. В., Родина Н. А
Он содержит необходимый теоретический материал с учетом возрастных особенностей учащихся и достаточное количество вопросов, заданий,...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconФизика. 8 класс. Громов С. В., Родина Н. А
Он содержит необходимый теоретический материал с учетом возрастных особенностей учащихся и достаточное количество вопросов, заданий,...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconПримерная программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения,...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconПрограмма элективного курса
С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconРабочая программа содержит 56 тем, включая пропедевтический курс. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Оставшиеся 12 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся
Михайловского Ф. А. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения...
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. iconКонцепция системы контроля и оценки качества знаний, умений и уровня обученности учащихся моу ксош «эврика»
Анализ состояния в системе оценивания выявил наличие и других причи вызывающих субъективизм к оцениванию знаний, умений и навыков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница