Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43




НазваниеКашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43
Дата28.02.2013
Размер1.22 Mb.
ТипДокументы

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ





ПИНЯГИНА О.В.,

КАШИНА О.А.,

АНДРИАНОВА А.А.


Практикум

по программированию

на языке JAVA


УДК 004.43

ББК 32.973.26 – 018.1


Печатается по постановлению редакционно-издательского совета

факультета вычислительной математики и кибернетики

Казанского государственного университета


Рецензенты:

………………………………..

………………………………….


Пинягина О.В., Кашина О.А., Андрианова А.А.

Практикум по программированию на языке Java.: Учебное пособие/ О.В. Пинягина, О.А. Кашина, А.А. Андрианова – Казань: Казанский государственный университет, 2007. – 141 с.


В данном учебном пособии рассматриваются основы языка Java, создание Java-апплетов и Java-приложений, сервлетов и Java Server Pages. Пособие разработано для поддержки компьютерных занятий по курсу “Учебная практика. Java” для студентов, обучающихся по специальности “061800 – Математические методы в экономике” и ориентировано на читателя, знакомого с языком C++, а, следовательно, имеющего представление об объектно-ориентированном программировании. В качестве среды программирования используется JDK 1.4 (или более поздняя версия) и редактор JCreator.

Web-ресурс по данному курсу находится на сайте кафедры экономической кибернетики по адресу: http://kek.ksu.ru/EOS/JAVA/default.html.


 Казанский государственный

университет, 2007

 Пинягина О.В., Кашина О.А.,

Андрианова А.А., 2007

Содержание


Содержание 3

Предисловие 5

Что нужно для программирования на Java 7

Глава 1. Основы языка Java 8

Создание первого апплета 8

Синтаксис языка. Типы данных. Константы и переменные. Массивы. 11

Классы для типов данных и структур данных 16

Операции Java 18

Операторы Java 19

Глава 2. Объектно-ориентированные принципы Java 21

Инкапсуляция 21

Наследование 24

Абстрактные классы и интерфейсы 25

Полиморфизм 27

Внутренние классы 30

Глава 3. Разработка апплетов 32

Работа с графикой 32

Работа со шрифтами 33

Передача внешних данных в апплет. 35

AWT и обработка событий 39

Обработка событий мыши 47

Обработка событий клавиатуры 51

Работа с потоками 53

Глава 4. Разработка приложений 61

Создание первого приложения 61

Работа с исключениями 62

Работа с файлами 65

Сериализация 72

Работа с базами данных 74

Создание оконных приложений 79

Сетевые приложения 84

Глава 5. Немного о сервлетах и Java Server Pages 93

Что нужно для разработки сервлетов и JSP? 93

Пример сервлета 94

Пример JSP 96

Передача файла из HTML-формы сервлету 98

Апплет как интерфейс к сервлету 100

Использование сервлетов для генерации GIF-изображений 106

Практические задания 109

Задание 1 109

Задание 2 110

Задание 3 111

Задание 4 111

Задание 5. 112

Задание 6 112

Задание 7 114

Приложение 1. ЧАсто задаваемые ВОпросы 115

Приложение 2. Как работать с JCreator 120

Приложение 3. Введение в настраиваемые типы данных 123

Приложение 4. Работа с JDK в режиме командной строки 126

Приложение 5. Коды примеров 130

Литература 143

Предисловие



Язык Java – одно из самых новых и модных средств программирования нашего времени. Он начинал разрабатываться как часть проекта создания передового программного обеспечения для различных бытовых приборов. Можно сказать, что он произошел от языка C++, сохранив 80% его мощности и лишь 20% сложности (первая версия языка была создана в 1995 г. и называлась Oak). Это сокращение сложности привело, как ни странно, к тому, что Java получился более "объектно-ориентированным", чем его славный предок.

Но, разумеется, новый язык был разработан не просто для того, чтобы программисты тратили меньше времени и сил на его изучение. Java имеет собственные характерные черты.

Во-первых, в отличие от других языков программирования, в которых программы компилируются для конкретных типов процессоров, Java создает машинно-независимый промежуточный код, называемый "кодом виртуальной машины". И только при выполнении апплета или запуске автономной программы вызывается так называемая "виртуальная машина Java", которая переводит этот код в двоичный код конкретного процессора. Таким образом, написанная на Java программа будет работать под большинством операционных систем. Заманчиво, не правда ли? Но за любое преимущество приходится чем-то расплачиваться. В данном случае – тем, что у виртуальной машины очень низкая скорость работы. Программы, написанные, к примеру, на языке C и скомпилированные под определенную платформу, выполняются в 10-20 раз быстрее, чем на Java. Закон сохранения: выигрываем в универсальности – проигрываем в скорости (хотя в настоящее время разработаны компиляторы, которые сразу преобразуют исходный код программы в код определенной операционной системы).

Во-вторых, на языке Java можно писать не только автономные программы, но и специальные модули для размещения на web-страницах. Эти модули называются апплетами, а средства их просмотра встроены в большинство браузеров.

В-третьих, язык Java оказался также удобным для разработки web-приложений на серверной стороне – это так называемые сервлеты и Java Server Pages. Созданы несколько web-серверов на платформе Java.

Что же касается первоначальной идеи создания языка Java – разработки программ для бытовой техники то она в настоящее время выражается, главным образом, в технологии создания «умных домов», а также в разработке игр и прочих приложений для сотовых телефонов и других устройств.


Первая глава учебника рассматривает основные конструкции языка и их применение. Вторая глава посвящена объектно-ориентированным принципам Java. В третьей и четвертой главах рассматриваются разнообразные вопросы, касающиеся построения апплетов и приложений. В пятой главе изложены основы создания сервлетов и Java Server Pages.

Что нужно для программирования на Java



Для работы с Java необходимы следующие программные средства:

  • JDK,

  • графическая оболочка,

  • справочная система.

Базовая часть средств разработки программ на Java представлена в программном комплексе JDK (Java Developer Kit) от компании Sun. Не путайте JDK с JRE (Java Runtime Environment). Второй является составной частью первого и служит только для запуска Java-программ, но никак не для их создания.

Учтите, что без JDK вам никак не обойтись. Даже если вы установите какие-либо редакторы для Java, за их красивым графическим интерфейсом зачастую будет скрываться все тот же JDK.

Установите дистрибутив JDK (он называется как-нибудь вроде j2sdk1_4_0-win.exe) в какой-либо каталог, например, в C:\ j2sdk1.4.0. Теперь можно приступать к написанию программ на Java.

Хотя Java-апплеты и Java-приложения можно запускать в режиме командной строки, разумеется, удобнее использовать какой-либо редактор с графическим интерфейсом, например, JCreator.

При изучении любого нового языка или среды программирования каждый уважающий себя программист использует справочную систему с описанием всех возможностей данного языка. В онлайн-режиме (при наличии доступа в Интернет) удобно применять справочную систему ресурса http://java.sun.com.

Глава 1. Основы языка Java




Создание первого апплета



Апплет – это специальный модуль для размещения на web-странице. Средства просмотра апплетов встроены в большинство браузеров.

Создадим апплет типа "Hello, world!". Для создания апплета выполним следующие действия. Сначала создадим исходный текст апплета. Запустим редактор JCreator и наберем в нем текст


// Простой пример апплета


import java.awt.*;

import java.applet.*;


public class FirstApplet extends Applet

{

String s="Изучаем Java!!!";


public void paint(Graphics g)

{

Font f =new Font("Times New Roman", Font.BOLD, 24);

g.setFont(f);

g.drawString(s, 5, 25);

}

}


В первых строках подключаются стандартные пакеты Java, содержащие классы для работы с графикой и апплетами.

Стандартные классы Java скомпонованы в так называемые пакеты, хранящиеся в архивных файлах с расширением .jar. Система пакетов похожа на систему каталогов и подкаталогов (если архив раскрыть, то как раз и получится некоторая иерархия каталогов и файлов). Таким образом, команда import java.awt.*; (не забывайте точку с запятой!) представляет собой инструкцию: "подключить все классы, содержащиеся в подкаталоге awt корневого каталога классов java".

Любой апплет, который вы создаете, представляет собой производный класс от стандартного класса Applet. В нашем апплете переопределяется только один метод – paint (перерисовка окна). В качестве параметра он получает графический контекст окна.

Метод paint вызывается автоматически каждый раз, когда апплет нуждается в перерисовке. Для принудительной перерисовки следует вызывать метод repaint без параметров, который сам вызовет метод paint.

Текст в окно будем выводить крупным шрифтом размером 24, поэтому сначала создадим объект класса Font. Обратите внимание, что в одном и том же операторе объявляется переменная font типа Font и создается сам объект с помощью операции new. Для этого вызывается конструктор объекта с тремя параметрами. В качестве второго аргумента передается значение статической переменной BOLD класса Font. Выберем созданный шрифт в контекст окна и напечатаем строку "Изучаем Java!".

Любой файл c исходным текстом апплета на Java должен иметь расширение .java. Кроме того, он должен иметь имя, совпадающее с именем класса. Поэтому нам придется сохранить файл под именем FirstApplet.java.


Включите файл в проект и откомпилируйте. Если в файле были синтаксические ошибки, будут выданы соответствующие сообщения. Если ошибок не было, будет создан файл FirstApplet.class.

Для того чтобы запустить апплет на выполнение, нужно создать HTML-страницу следующего вида:




Applet title




Похожие:

Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconПрактикум по программированию на языке паскаль учебно
Касторнов А. Ф., Касторнова В. А. Практикум по программированию на языке паскаль. Учебно-методическое пособие. – М.: Иио рао, 2011....
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconОбщие представления о языке Java 6
Виртуальная Java-машина, байт-код, jit-компиляция. Категории программ, написанных на языке Java 9
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconМобильных телефонов на c++ и java 2 me м осква, 2005 удк 004. 438
Г26 Symbian os. Программирование мобильных телефонов на C++ и Java 2 me. — М: дмк пресс, 2005. 448 с: ил
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconЖ. К. Нурбекова теоретико-методологические основы обучения программированию Павлодар удк 004. 45
Рекомендовано ученым советом Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconПрограмма по курсу: современные технологии программирования на языке
Данный курс предполагает базовое знание языка java. Курс рассчитан на изучение не самого языка, а технологии программирования на...
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconАрхитектура компьютера (Часть 2) Луганск 20 11 удк 004. 031., 004. 032. 8
Архитектура компьютера (часть 2): учебное пособие. – Л.: Лну имени Тараса Шевченко, 2011. – 190 с
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconТрансляция кода из Groovy в Java в Intellij idea
Это Scala [10], Clojure [11], Groovy [12], Jruby [13] и Jython [14]– портированные версии Ruby и Python. Все они появились как альтернатива...
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconПрактикум по алгоритмизации и программированию
Лабораторная работа Первые программы на qbasic
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconУчебник Русский язык 1 Т. М. Андрианова. Букварь Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю»
В. А. Илюхина. Прописи для читающих детей №1, №2, №3, №4 к «Букварю» Т. М. Андриановой
Кашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43 iconВ. В. Кулямин Лекция Язык программирования Java и технологии Java
После разработки архитектуры можно переходить к разработке отдельных компонентов будущей системы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница