Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья)




Скачать 200.87 Kb.
НазваниеРеализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья)
Дата28.02.2013
Размер200.87 Kb.
ТипСтатья


«Реализация идей Д.Б.Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья)».


Тарасовой Марины Геннадьевны, учителя музыки

МОУ СОШ с. Гребнево Щелковского района Московской области.


Содержание


Глава 1. Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном процессе………………………………………………….…….3


Глава 2. Содержание предмета «Музыка» и организация учебного

процесса…………………………………………………………………….…….10


Список использованной литературы…………………………………………...19


Глава 1. Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном процессе.

В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным социологических исследований, она находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой попсовой, музыки все более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом остается маловостребованной.

В связи с этим первая задача учителя музыки—приобщать своих воспитанников к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, эмоционально, эстетически откликаться на выраженные в ней эмоции, чувства, мысли начиная с первого класса, с первых уроков.

Вторая задача—изучение учителем современных жанров, стилей, направлений поп-музыки в ее лучших образцах и демонстрация этой музыки на уроках наряду с народным и классическим музыкальным наследием.

Как и всякое другое искусство, музыка оперирует художественными образами, что роднит ее с другими видами искусства и создает базу для осуществления связей с ними. В XXIвеке, когда мышление человека активно технологизируется, развитие образной сферы приобретает все большее значение. Социальное значение музыкального искусства, которое Л.Н.Толстой называл «стенография чувств», огромно. Сегодня образное мышление и образное восприятие мира необходимы людям всех социальностей и профессий. Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить свой жизненный опыт, пережить те эмоции и чувства, которые он, быть может, ранее не ощущал в жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе , к другим людям и к миру в целом.

Каждый человек, в том числе ребенок, чувствует, выражает, осознает музыку по-своему. Общение с ней – процесс творческий. Каждый стремиться услышать в ней то, что важно лично для него, что отвечает его внутреннему состоянию и стоящим передним вопросам. Один воспринимает и слышит в ней красоту гармонии, музыкальных форм, у другого рождается круг образных ассоциаций, третий ищет и находит в общении с музыкой способ самовыражения и самопознания. Вот почему так важно знание музыкантом-педагогом музыкальных предпочтений, интересов, потребностей учащихся, их отношения к музыке. Только при этом условии процесс музыкального образования может стать эффективным.

Нельзя не учитывать и те реальные изменения , которые происходят в обществе, в частности, рост популярности тех или иных жанров (например, мюзикла), которыми увлекается подрастающее поколение. Учителю музыки следует быть, по возможности, в курсе всех тех новшеств, которые имеют место в музыкальной жизни, и пытаться отразить их в той или иной форме в содержании музыкальных занятий. При этом важно поддерживать интерес детей не только к классической музыке, но и к образцам так называемой легкой музыки самых различных жанров, если эта музыка талантлива и представляет собой художественную ценность.

Существуют различные теоретические представления о роли музыкального искусства в развитии детей.

Выше уже было сказано о традициях отечественного музыкального образования, исходящих из убеждения о широких возможностях музыки в формировании духовной сферы человека. Однако нередко можно услышать и иное мнение, согласно которому музыка не способна оказывать действенного влияния на духовный мир человека. Приверженцы этой точки зрения свою позицию объясняют тем, что многие отличающиеся своей жестокостью люди были знатоками и любителями классической музыки. И факты такие действительно есть. Но виновата в этом не сама музыка, а та почва, тот жизненный опыт человека, с которым она оказывается во взаимодействии. И именно этим в значительной мере обусловлено то, что одна и та же музыка в одном случае будет побуждать доброе начало, в другом— играть негативную роль.

Сказанное, однако, относится в полной мере далеко не к любым произведениям. Хорошо известно существование большого количества «музыкальных образцов», нацеленных главным образом на их физиологическое воздействие, что часто травмирует психику, особенно детскую. Поэтому задача учителя музыки заключается, прежде всего в том, чтобы с самого начала воспитывать положительные эстетические эмоции на основе общения с высокохудожественной музыкой, способной пробудить в ребенке доброе чувство. Эта позиция должна стать определяющей при организации всей профессиональной деятельности учителя музыки.

«Значение музыки в школе, - подчеркивает Д.Б.Кабалевский, - далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».1

Одним из «вечных» вопросов в педагогике музыкального образования является вопрос о том, можно ли на музыкальных занятиях демонстрировать в качестве образца музыку низкого художественного качества. Обычно в процессе его обсуждения выявляется невозможность однозначного ответа.

В современном конфликтном мире особую значимость приобретает направленность художественно-педагогической работы на насыщение эмоционально-эстетической атмосферы школы чувством радости от общения с музыкой, от музыкальных занятий.

Музыкант-педагог из Франции Ж.Снидерс пишет: «Я живу надеждой и верой, что все дети когда-то захотят получить в школе радость от общения с музыкой. Я хочу подчеркнуть очень простую мысль: музыка создана, чтобы быть общей частью красоты, чтобы порождать опыты восприятия красоты. А красота существует для того, чтобы дарить радость. Радость эстетическую, радость специфическую—отличную от всех остальных удовольствий, которая является неотъемлемой частью духовных культурных радостей… Главное—это достичь активного восприятия музыки и непосредственного активного восхищения от общения с ней».2

При этом исследователь обращает внимание на необходимость добиваться поставленной задачи — «вызывания» радости буквально во всех проявлениях общения детей с музыкой. «Творческая музыкальная деятельность ребенка,--подчеркивает он,--непременно должна играть значительную роль в музыкальном обучении школьников, и эта область, где наиболее заметен прогресс в музыкальной педагогике.

Современная педагогика должна пользоваться такими методами, которые дают возможность ученикам под руководством преподавателя сочинять несложные музыкальные произведения. Надо учитывать, что дети творчески прогрессируют там, где испытывают удовольствие и радость от самой деятельности, которая им удается. Здесь они выражают в музыке то, что близко их сердцу. Очень важно, чтобы творческая музыкальная деятельность проходила в процессе взаимного общения детей между собой. Таким образом они убеждаются в возможности взаимного обогащения на ниве творческой музыкальной деятельности».3

Нельзя не сказать и об огромных возможностях музыки оказывать арттерапевтическое воздействие на человека, снимать эмоциональные стрессы, регулировать психическое состояние в целом, гармонировать эмоционально-интеллектуальное развитие личности, ее волевые проявления.

Давно было замечено, что музыка может успешно взаимодействовать с сознанием человека, проникать в область бессознательного через стимуляцию различных эмоциональных состояний. Достаточно вспомнить шаманские техники, фольклор и т.д.

В настоящее время этот опыт переосмысливается, и музыка широко применяется для лечения пациентов, чьи проблемы связаны с подавленными эмоциональными состояниями, стрессами, аффектами. Накапливаясь в области бессознательного, отрицательные эмоции способны нарушить психику человека. Причем процесс этот может развиваться и проходить разные стадии—от появлении неуверенности в себе, тревожности до

депрессии. Остановить его способна специально подобранная и педагогически направленная на это музыка. Вступая в диалог с чувствами человека, она помогает не только расширить и обогатить спектр эмоциональных состояний ребенка, но и помочь ему осознать собственные переживания и таким образом в определенной мере препятствовать процессу невротизации.

Исследуя природу музыкальной психотерапии и обобщая данные разных школ и направлений, В.И.Петрушин выделяет следующие возможности применения музыки в психотерапевтических целях:

1.эстетизация и гармонизация больничной среды;

2.содействие развитию

3.развитие творческого воображения и фантазии;

4.релаксация психологического тонуса;

5.расширение и развитие эмоциональной среды;

6.развитие чувства коллективизма;

7.развитие эстетических потребностей.4

Как видим, все обозначенные направления ( и даже первое из них, если понимать его как эстетизация и гармонизация школьной среды) могут внедряться в процесс музыкального образования, оказывая благотворное влияние на развитие личности ребенка, на установление комфортного психологического климата на музыкальных занятиях.

В последние годы активно разрабатываются и внедряются в практику различные виды музыкально ориентированной арттерапии. При этом музыка применяется в лечебных или коррекционных целях. Имеется ввиду:

а) психосоматическое воздействие музыки, в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма;

б) психотерапевтическое воздействие музыки, в процессе которого осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии.

Сегодня музыка широко применяется для лечения пациентов с проблемами эмоционального развития: с неврозами, с аутизмом (уход от реальности в мир собственных переживаний), с фрустрацией (неудовлетворенность базовых потребностей в любви, приятии, душевном тепле) и др. Ведущим методом музыкальной терапии становится катарсическая разрядка. При этом сущность терапевтической функции музыки состоит не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. В катарсическом переживании, вызванном специально подобранной музыкой, сильное аффективное переживание усиливается и доводится до своих крайних форм, после чего наступает успокоение.

Арттерапевтическое воздействие музыка способна оказывать даже на делинквентных детей (детей со значительными отклонениями в поведении, в том числе правонарушителями).

К использованию арттерапевтических возможностей музыки на занятиях с детьми в последние годы обращаются и некоторые студенты—будущие учителя музыки. Под руководством опытных педагогов в своей практической работе они целенаправленно изучают такого рода возможности воздействия музыки на учащихся, имеющих резко выраженные психические отклонения в развитии.

Подводя некоторые итоги сказанному, подчеркну: для того чтобы музыка могла оказывать свое облагораживающее влияние на учащихся, надо научить их любить и понимать ее, сформировать потребность в общении с ней. А для этого необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

1)предоставить детям возможность как можно больше общаться с музыкой на уроках, во внеклассной и внешкольной деятельности (не подменяя непосредственного общения с ней учащихся многословными рассказами, как это нередко встречается в педагогической практике);

2)всемерно стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку;

3)учить их понимать интонационную природу музыкального искусства и находить в музыке ее содержательный смысл;

4)последовательно и целенаправленно расширять музыкально-слуховой фонд знакомой учащимся народной и классической музыки, включая в него музыку различных творческих направлений, стилей, школ;

5)знакомить школьников с лучшими образцами современной поп-музыки различных направлений, создавая таким образом «иммунитет против пошлости» (Д.Б.Кабалевский);

6)способствовать освоению учащимися знаний о музыке и приобретению умений оперировать ими в том или ином виде музыкальной деятельности;

7)накапливать художественно-творческий опыт общения учащихся с музыкой в различных видах музыкальной деятельности, не ограничиваясь каким-либо одним из них;

8)создать условия для того, чтобы на музыкальных занятиях каждый ребенок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен постичь смысл музыки, вступить с ней в диалог;

9)построить музыкальную работу таким образом, чтобы помочь детям включить музыку в свою повседневную жизнь, сделать общение с ней личностно значимым для них.


Глава 2. Содержание предмета «Музыка» и организация учебного процесса.


Содержание и организация уроков музыки определяются программой по данному предмету. В настоящее время существует несколько программ, имеющих федеральный статус. Они прошли апробацию в педагогической практике и рекомендованы Министерством образования для учреждений общеобразовательного типа. Эти программы близки по своей целевой направленности, но предлагают различные пути достижения поставленной цели.

Среди них можно выделить программы, охватывающие все направления музыкального образования, а также программы, направленные на боле углубленное изучение одной из сфер музыки, например народной музыки.

Существование различных программ одновременно чрезвычайно важно поскольку дает возможность выбрать ту программу, которая наиболее полно отвечает направленности и ценностным приоритетам конкретного учителя музыки.

В течение длительного времени в теории преподавания музыки продолжается дискуссия по вопросу о целостности урока музыки. По мнению Д.Б.Кабалевского, «урок музыки должен быть целостным, объединяющим все элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство…»5 Эта позиция обусловлена предлагаемым тематизмом, представленным в учебной программе, разработанной под его руководством.

Согласно концепции автора, особое значение «в целостном осознании музыкального искусства» имеет живое восприятие музыки. При настоящем, прочувствованном и продуманном восприятии музыки, подчеркивает Д.Б.Кабалевский, «активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжении душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слушать музыку, непрерывно совершенствуя умение и вдумываться в нее».6

Целостность урока музыки во многом зависит от того, насколько учитель сможет вдохнуть в него свою душу, свой профессионализм, свое мастерство, которые помогут провести занятие на одном дыхании и тем самым реализовать идею целостной, эмоциональной драматургии урока.

Таким образом, музыкально-педагогическая идея, объединяющая все элементы и грани урока, активнейшее участие в нем самой музыки, направленность всех видов музыкальной деятельности школьников на развитие музыкального восприятия, энергия учителя, сумевшего захватить внимание учеников и побудить их к заинтересованному творческому участию в занятиях искусством, -- вот те слагаемые, которые в своем единстве могут создать подлинно целостный урок музыки.

Как правило, цель урока (его музыкально-педагогическая идея) определяется тематизмом учебной программы в целом и темой конкретного урока в частности. Поэтому содержание и характер тематизма обусловливают заложенный в данной программе музыкально-педагогический подход к выстраиванию целостности урока.

В настоящее время существуют два принципиально различных подхода к разработке тематизма, определяющего содержание и организацию процесса музыкального образования учащихся.

Согласно концепции Д.Б.Кабалевского, тематизм, разработанный под его руководством и изложенный в программе по музыке, исходит из основных закономерностей музыкального искусства. В своей совокупности учебные темы отражают «различные грани музыки как единого целого».7

В дальнейшем, основываясь на этой позиции, последователями Д.Б.Кабалевского были разработаны различные варианты учебных программ по музыке, отличающиеся своим конкретным содержанием, но близкие по общей направленности тематизма.8Одна из таких программ разработанная авторами Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской.

В основе другого подхода к разработке тематизма уроков музыки на первом плане—различные формы отражения окружающей жизни и ее взаимодействия с музыкой. В этом случае темы формируются как та или иная грань жизни, жизненного опыта ребенка, общества в целом. Такая направленность, в частности, присуща программе по музыке, разработанная Г.С.Ригиной. В последние годы этой линии придерживаются в своих программах И.В.Кошмина, Т.И.Бакланова и ряд других педагогов-музыкантов.

В программе, разработанной авторским коллективом под руководством Ю.Б.Алиева, находят своеобразное претворение как та, так и другая позиции.9

Избранный подход к тематизму программы определяется той музыкально-педагогической концепции, которая принята автором за основу. Кроме того, музыкально-педагогическая концепция по-своему определяет задачи, принципы, содержание и методы, осуществляемые на уроках музыки. Их реализация в различных возрастных группах имеет свою специфику. Я работаю по программе, разработанной Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской и хотела бы поподробнее остановиться на ее особенностях.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Программа по предмету «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской для I-IV и V-IX классов образовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального комитета государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных общеобразовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Методологическим основанием программы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Содержание программы базируется на нравственно-этическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусств.

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Критериями отбора музыкального (шире—художественного) материала для программы являются критерии которые получили свое научно-методологическое обоснование в художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и доказали свою жизненность 30-летней практикой преподавания музыки в школах России: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность.

Цель массового музыкального образования и воспитания—развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры—наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

1.приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномены, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

2.развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображение через опыт собственной музыкальной деятельности;

3.воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

4.освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире—художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Основные методические принципы построения программы:

1.Принцип увеличенности.

2.Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя.

3.Принцип торжества и контраста, сходства и различия.

4.Принцип интонационности.

5.Принцип диалога культур.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сфере исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средство фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличяускаса, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Методами художественной педагогики в этой программе являются:

1.Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.

2.Метод интонационно-стилевого постижения музыки.

3.Метод эмоциональной драматургии урока.

4.Метод концентричности организации музыкального материала.

5.Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении).

6.Метод создания «композиций».

7.Метод художественного контекста (выход за пределы музыки).

Данная программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана образовательного учреждения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.

В этом направлении большое значение приобретает региональный и школьный компоненты музыкального образования. Полноценная реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры конкретного региона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и др.), а также установления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции конкретного региона могут быть отражены как в содержании уроков музыки, так и во внеурочных мероприятиях: проведении народных праздников, клубов по интересам и др. В них найдет отражение идея интеграции различных видов искусства и многообразие творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом— охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений из литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты—домашней фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинения крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.

Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.

Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческий подход учителя музыки к данной программе—залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.


Список использованной литературы:



  1. Изучение творческого наследия Д.Б.Кабалевского в образовательных учреждениях: Методические рекомендации/Сост. И.В.Пигарева, Г.П.Сергеева. – М., 2004.

  2. Как рассказывать детям о музыке?: Книга для учителя / Д.Б.Кабалевский –М: Просвещение, 2005.

  3. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы: Пособие для учителя/ Г.П.Сергеева Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина – М: Просвещение, 2002.

  4. Музыка. 1 класс: Учебник / Г.П.Сергеева Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина – М: Просвещение, 2000.

  5. Музыка. 3 класс: Учебник / Г.П.Сергеева Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина – М: Просвещение, 2000.

  6. Музыка. 5 класс: Учебник / Г.П.Сергеева Е.Д.Критская, – М: Просвещение, 2005.

  7. Музыка. 5–6 классы: Методическое пособие / Г.П.Сергеева Е.Д.Критская – М: Просвещение, 2005.

  8. Музы ходят хороводом…: Методические очерки по программе интегративного курса «Музыка». 5–6 классы. /О.С.Нечаева – М., 2000.

  9. Музыка. 1–4 классы: Программы образовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.– М: Просвещение, 2007.

  10. Музыка. 5–9 классы: Программы образовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М: Просвещение, 2005.

  11. Программа музыки: Интегративный курс для младших классов/О.С.Нечаева. – Серпухов, 1996.

Теория музыкального образования: Учебник /Е.В.Николаева, Э.Б.Абдуллин – М: Издательский центр «Академия», 2004


1 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы//Програмно-методические материалы. Музыка. Начальная школа.—М., 2001.—С.32.

2 Снидерс Ж.Может ли школа вызывать радость у детей от общения с музыкой?//Секция психологии и педагогики музыки под руководством Ж.П.Маларета:Пер. С фр. Е.Бецис.—Париж, 1989.—С.34—38.

3 Там же.—С.39.

4 См.: Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практьика: Учеб.пособие.—М.,2000.—С.16.

5 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Програмно-методические материалы. Музыка. Начальная школа.—М.,2001.—С.25—26.

6 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Програмно-методические материалы. Музыка. Начальная школа.—М.,2001.—С.26.

7 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Програмно-методические материалы. Музыка. Начальная школа.—М.,2001.—С.21.


8 См.: Музыка/ Авторский коллектив под руководством Г.П.Сергеевой// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная шкорла.—М.,2001.—С.182-218; Музыкальное искусство/ Авторский коллектив под руководством Л.В.Школяр.—Там же.—С.219-268.

9 См.: Музыка/ Авторский коллектив под руководством Ю.Б.Алиева// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа.—М.,2001.—С.131-181.

Похожие:

Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) icon«Реализация государственной, региональной и муниципальной политики по обеспечению информационной безопасности в сфере образования на современном этапе: проблемы, решения»
В стратегии развития информационного общества в России поставлена задача вхождения нашей страны к 2015 г в число 20 передовых стран...
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconПрограмма по музыке V-VII классы
Д. Б. Кабалевского. В данной програм­ме нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных...
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconРеализация концепции информационной войны военно-политическим руководством США на современном этапе
Специальность – 23. 00. 04 – политические проблемы международных отношений и глобального развития
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconДоклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе»
...
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconРоссийско-японские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы (Политологический анализ)
Работа выполнена на Кафедре Внешней политики России и актуальных международных проблем Дипломатической академии мид россии
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconВ статье анализируются основные направления внедрения медиаобразования, осуществляемые украинскими медиапедагогами на современном этапе (1992-2012 годы): основные акции, технологии, подходы. Ключевые слова
Федоров А. В. Украина: практика внедрения массового медиаобразования на современном этапе // Дистанционное и виртуальное обучение....
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconИзвестия высших учебных заведений
Правовая культура на современном этапе развития России. Возможности влияния рекламы 6
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconСправочник “ Религии и Секты в Современной России”
История Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь на Современном Этапе
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconНародное декоративно-прикладное искусство в системе многонациональной культуры России
Культура России на современном этапе ее развития представляет собой сложную и широко развитую систему духовных и эстетических ценностей,...
Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья) iconРезолюция всероссийского семинара-совещания руководителей национальных парков
Минприроды России совместно с Прибайкальским национальным парком проведен всероссийский семинар-совещание руководителей национальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница