Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс»




Скачать 301.28 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс»
Дата27.02.2013
Размер301.28 Kb.
ТипРабочая программа


Государственное образовательное учреждение

города Москвы

Средняя общеобразовательная школа

«Школа здоровья» №855


«Утверждаю»

Директор школы

_____________Н.В. Сергеева

«___»_________2011


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ, 9 КЛАСС»


Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.



Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол №___ от «____»________2011

Председатель___________________(Гатунок Т.В.)


2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 34 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Практические работы

№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.

№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.

№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, и пассажиропотоков на территории Центральной России.

№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.

№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.

№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.

№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.

№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.


Творческие работы

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных помыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.

  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Особенности курса


Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него «замыкаются» и природа, и хозяйство; они показаны «глазами человека», во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

  1. «Очеловечивание» раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны;

  2. увеличение объёма и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т.д.

  3. формирование «образов мест» России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве, об отражении специфики регионов в литературе, искусстве.

  4. насыщение большинства сюжетов историческим материалом – раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды. Другими словами, современная ситуация показывается как результат длительного исторического развития, как итог огромной работы многих поколений наших предков, но в то же время как исходное положение для дальнейшего развития , ход которого будет зависеть уже от тех, кто учится сейчас в школе.

География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 часа в неделю.

В 9 классе изучается II часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России», а также добавлен 3 раздел как региональный компонент в курсе «География Москвы и Московской области (Московского столичного региона)».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

при изучении 1 раздела «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, её особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов даётся сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов даётся с учётом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

  1. формирование «образов» отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счёт комплексной физико-, экономико-, социально- и культурно-географической характеристики;

  2. углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Даётся более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет использовать метод сравнения при изучении других районов.

В заключительной теме «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи России, особенности её взаимоотношений с соседними государствами, раскрываются существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи с данными государствами.

Добавлен 3 раздел «География Московского столичного региона» для «привязки» содержания курса к жизни каждого через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, родственников, своего района и города.

Ключевым моментом курса – подготовка учащихся к ориентации в пространстве, формирование умения адаптироваться к окружающей среде. В то же время среда обитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро адаптироваться к ней: получать другие трудовые навыки, менять профессию и т.д. Поэтому курс показывает стабильные черты географии и подводит учащихся к пониманию возможных перемен. Последнее достигается за счёт подачи материала в историко-географическом ключе и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах страны.


Используемый УМК:

  1. А.И. Алексеев География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  2. Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику под редакцией А.и. Алексеева„География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  4. Евдокимов В.И. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику по ред. А.И. Алексеева/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009

  5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ.

ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ. 9 класс.

Раздел, тема

Основное содержание.

Виды деятельности учащихся

Введение. 1 час.

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества

Приводить примеры конкретных практических задач, в решении которых надо использовать географическую науку

Раздел I

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

19 часов


Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. (3 часа)


Понятие хозяйства. Его структура


Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли, группировка отраслей. Три сектора (сферы) хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Выделение в третичной сфере нового сектора — четвертичной сферы.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

- называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

- объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.

- называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в

структуре хозяйства.

- приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;

- выделять и показывать на карте географические районы страны.

Этапы развития хозяйства


Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Изменения структуры промышленности. Технологические уклады хозяйства — циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 часов)


Сельское хозяйство. Растениеводство


Сельское хозяйство — отрасль первичной сферы. Главные особенности

сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства. География растениеводства.

 Планируемые результаты подготовки учащихся:

- объяснять новые понятия и представления изучаемой темы: сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, животноводство ,товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства, АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения;

- называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий;

- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

- выделять и называть подотрасли животноводства;

- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства.

- называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;

- объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности.

Животноводство.


Зональная специализация сельского хозяйства

Животноводство — производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства.

Агропромышленный комплекс.


Легкая и пищевая промышленность. Представление об АПК и его составе. Сбалансированность звеньев АПК — условие решения проблемы обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Пищевая и легкая промышленность — третье звено АПК. Особенности их развития в современный период. География пищевой и легкой промышленности.


Лесной комплекс


Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса страны.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся при изучении комплекса отраслей промышленности:

- объяснять новые термины:

экономическая и социальная география;

первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства;

структура хозяйства, отрасль хозяйства, технологические циклы (Кондратьева);

наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энерго- и водоемкое производства;

межотраслевые комплексы;

специализация и кооперирование, концентрация в производстве;

внутри- и межотраслевые связи;

транспортная магистраль, инфраструктура; географическое разделение труда;

отрасль специализации;

экономический район, экономическое районирование.

- называть отрасли, входящие в состав того или иного промышленного комплекса;

- объяснять изменения структуры комплекса или производства;

- объяснять значение того или иного производства, отрасли для российской экономики;

- объяснять значение отрасли в хозяйстве страны и приводить примеры связей между различными производствами внутри отрасли и межотраслевые связи;

- называть и показывать главные районы размещения изучаемых отраслей промышленности: центров добычи сырья и топлива, центров переработки и производства,

- приводить примеры и объяснять особенности размещения предприятий на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды;

 - приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;

- приводить примеры современных видов связи;

- сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России.

- объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы.

- объяснять значение новых терминов урока, значение географического разделения труда, приводить примеры.


 Совершенствование метапредметных умений:

продолжение формирования и совершенствования представлений об экономгеографических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  своей страны и человечества, в том числе задач охраны окружающей среды и рационального природопользования:


- развитие и совершенствование умений

ставить учебные задачи,

формулировать проблемные вопросы, систематизировать информацию;

  • выделять главное, существенные признаки понятий.

  • уметь пользоваться разнообразными источниками географической информации, в том числе цифровыми и Интернет-ресурсами;

  • читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;

  • объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.

Топливно-энергетический комплекс.


Топливная промышленность. Угольная промышленность. Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность — “старейшая” отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы.

Топливно-энергетический комплекс.


Топливная промышленность (продолжение). Нефтяная и газовая промышленность. Нефтяная и газовая промышленность — основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.

Электроэнергетика


Электроэнергетика и ее значение. Представление об энергосистеме, сравнение разных видов электростанций, их преимущества и недостатки. Единая энергосистема страны (ЕЭС). Особенности размещения электростанций разных типов. Энергообеспеченность отдельных территорий страны. Проблемы и перспективы развития ТЭК.

Металлургический комплекс


Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. Карты черной и цветной металлургии. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития.

Машиностроительный комплекс


Машиностроение — сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. “Отрасль свободного размещения”. Ориентация на научные базы, квалифицированные кадры и удобные связи с поставщиками деталей и потребителями продукции. Тесная связь машиностроения и военно-промышленного комплекса.

Химическая промышленность


Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Химия полимеров — промышленность ХХ века. Производства в ее составе. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.

Транспорт


Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны.

Информационная инфраструктура


Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства.


Территориальное (географическое) разделение труда


Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Хозяйственная специализация территорий. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы.



Раздел II

РАЙОНЫ РОССИИ. 46 часов.





Тема 3. Европейская часть России (28 часов)





Восточно-Европейская равнина


Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства.

Волга


Волга и Волжский бассейн. Волга — стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы.

Центральная Россия


Центральная Россия: состав, географическое положение

Центральная Россия — исторический центр страны. Географическое (физико-, экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся при изучении раздела "Районы России":

  • Объяснять значение понятий: экономико - и политико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, территориально- хозяйственные связи, уровень развития региона, региональная политика, качество и уровень жизни населения.

  • читать и анализировать комплексные карты географических районов;

  • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;

  • отбирать необходимые источники информации для работы;

  • выявлять особенности развития географических районов. Показывать на карте состав и границы экономических района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

  • перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП.

  • перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;

  • объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;

  • называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;

  • объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения

хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия

внутри района;

  • определять показатель специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов;

  • называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;

  • называть общие черты и проблемы развития географических районов; оценивать перспективы развития;

  • объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России;

  • называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов.

  • объяснять роль европейской и азиатской части России во внутри государственном и межгосударственном разделении труда;

  • приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

  • объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.

  • объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;

  • оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.


Развитие и совершенствование метапредметных умений:

Регулятивных (учебно-организационных):

- ставить учебные задачи,

- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями ;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательных учебно-логических умений:

- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию;

- структурировать информацию;

- определять проблему и способы ее решения;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза.

Учебно-информационных умений:

- поиск и отбор необходимых источников информации;

- использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

- составление рецензии, аннотации.


Коммуникативных умений:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


Центральный район: особенности населения, хозяйство


Центральный район — ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения.

Центральный район — база индустриализации. Этапы развития хозяйства. Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг. Сложный хозяйственный комплекс с развитием всех сфер и отраслей хозяйства, постоянное развитие и усложнение комплекса в связи с изменяющимися условиями.

Москва — столица России.

Внутрирегиональные различия Москвы и Московского столичного региона

Москва — инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Развитие сервисных отраслей..

Контрасты природных особенностей, расселения и географии хозяйства.

Города Центрального района


Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. Города-крепости, исторические древние города, промышленные и научные центры.

Центрально-Черноземный район


Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы — чернозем, КМА. АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры.

Волго-Вятский район


Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация.

Северо-Западный район

Географическое положение и природа.

Города на старых водных торговых путях.

Особенности географического положения и природы. Озерный край, Ладожское озеро. Балтийское море — природа, морские пути, экологические проблемы.

Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов


Санкт-Петербург — новый “хозяйственный узел” России.

Санкт-Петербург — “вторая столица” России.


Основание и развитие города. Влияние географического положения на статус “морской столицы”. Изменение Петербургом своего экономико-географического положения (ЭГП): преодоление “окраинного положения” за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи. Санкт-Петербург — центр хозяйственной жизни Северо-Запада. Машиностроение, химия, легкая промышленность.

“Столичные” функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург — культурная столица России.

Калининградская область.

Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. “Янтарный край”. Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области.

Европейский Север.

Географическое положение и природа.

Этапы развития хозяйства


Состав и особенности географического положения. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Малоблагоприятность условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Географическое положение и природа. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы.

XVII в. — период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север — родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск — морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX — XX в. Новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.


Культурное наследие Севера. Монастыри — центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, “архитектурные жемчужины” России. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура.

Поволжье.

Географическое положение и природа.

Население и хозяйство.


Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы.

Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав.

Пестрота национального состава населения.

Крупнейшие города на Волге, их особенности.

Северный Кавказ .

Природные условия. Народы Северного Кавказа.

Хозяйство района.


Состав района, границы, физико-, экономико- и политико-географическое положение. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные).

Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.

Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону — самый крупный город Северного Кавказа.

Южные моря России.


Значение южных морей России. Черное море — природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря. Каспийское море. Экологические и хозяйственные последствия колебания уровня моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия.

Уральский район

Географическое положение и природа.

Этапы развития и современное хозяйство.

Города Урала. Проблемы района.


Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Спектры широтной и высотной поясности.

Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.

Рисунок размещения городов Урала. Екатеринбург — горнозаводский центр Урала. Пермь — промышленный и торговый центр. Челябинск — город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Тема 4. Азиатская часть России (16 часов).

Природа Сибири.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

Арктические моря.



Азиатская Россия — территория, рельеф, климат.

Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт. Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах.

Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири. Виды хозяйственной деятельности.

Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение. Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы.

Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири.


Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Взаимоотношения русских с коренными народами.

Освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск — старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. Освоение Сибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири.

Западная Сибирь.

Природные условия и ресурсы.

Хозяйство района.

Состав территории, географическое положение. Западно-Сибирская равнина, ее большая протяженность с севера на юг, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы.

Западная Сибирь — главная топливная база страны. Кузбасс — угольно- металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.

Восточная Сибирь.

Природные условия и ресурсы. Байкал.

Хозяйство района.


Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов.

Байкал — уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Эндемики Байкала. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы.

Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири — электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. Экологические проблемы.

Дальний Восток. Формирование территории.


Природные условия и ресурсы.

Моря Тихого океана.


Состав территории. Дальний Восток, его границы как природного и экономического района. Особенности политико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Современные границы района.

Дальний Восток — контактная зона “суша — море”, последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Режим рек. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы. Опасные природные явления — тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.

Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей.

Население района.

Хозяйство района.


Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения.

Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.

Типы районов России. Обобщение знаний по разделу “Районы России”.


Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские, центральные, глубинные и т. д. “Лицо” района, его роль в стране. Уровень развития районов, методы его измерения. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика.

Россия в мире.


Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике.






Похожие:

Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconРабочая программа Предмет: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы
Учебник: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы. 8-9 классы
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconТематическое планирование курса «География России»
Тематическое планирование курса «География России» (хозяйство и географические районы), 9 класс по учебнику А. И. Алексеева, В. А....
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconКурс «География России. Хозяйство и географические районы», 9 класс
Цель курса: сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconАлексеев А. И. и др. География России. Хозяйство и географические районы
Примерные программы по учебным предметам География 5- 9 классы. Серия «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2011
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconРабочая программа курса «география россии»
...
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconРабочая программа курса «география россии»
...
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconРабочая программа Устьянцева Любовь Владимировна, I квалификационная категория по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс Базовый уровень
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconСписок электронных образовательных ресурсов, доступ к которым обеспечивается обучающимся мкоу «Долговская сош»
Интерактивное учебно-наглядное пособие «Хозяйство и географические районы России»
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconУрок в 8 классе Разнообразие природных комплексов умк: 1 География России. В 2 книгах
России. В 2 книгах. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл.: учеб. Для 8-9 кл общеобразоват учреждений / Под ред. В. П. Дронова...
Рабочая программа учебного курса «география россии: хозяйство и географические районы, 9 класс» iconРабочая программа учебного курса «География России»
Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница