Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)»




Скачать 247.73 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)»
страница1/3
Дата27.02.2013
Размер247.73 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3





ВВЕДЕНИЕ


Программа кандидатского экзамена по специальности 07.00.03 – «Всеобщая история (новая и новейшая история)» рассчитана на определение профессиональной компетентности соискателя учёной степени кандидата исторических наук.

Кандидатский экзамен по специальности 07.00.03 предполагает знание соискателем основных проблем современной исторической науки, а также истории её развития.

Соискатель обязан изучить основные труды по Новой и новейшей истории стран Европы и Америки, а также по Новой и новейшей истории стран Азии и Африки, наиболее важные работы по историографии данного периода мировой истории, уяснить основные взгляды классиков отечественной и зарубежной исторической науки.

Программа составлена с учётом современных требований, опирается на классические и новейшие исторические исследования. В программе представлены две части:

    1. Типовая программа (минимум по специальности), разрабатываемая ведущими в соответствующей отрасли высшими учебными заведениями и научными организациями и утверждаемая Минобразованием РФ;

    2. Дополнительная программа, разработанная кафедрой зарубежной истории МГГУ им. М.А. Шолохова в соответствии с направлениями научных исследований кафедры.

Соискатель учёной степени должен показать глубокое знание современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, умение осуществлять доказательство научных проблем с помощью сравнительно-сопоставительного анализа, выявлять закономерности и тенденции в рассматриваемых вопросах, извлекать исторические уроки из теорий прошлого и уметь прогнозировать будущее. Наряду с общетеоретическими знаниями по данной специальности соискатель должен показать возможные пути решения новых, нерешенных, дискуссионных проблем, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, обнаружить способность к творческому, проблемному мышлению.

В ходе кандидатского экзамена соискатель должен решить следующие задачи:

  • проанализировать историю развития данной проблемы в науке;

  • высказать своё суждение по дискуссионным вопросам;

  • дать сравнительный анализ соответствующих концепций отечественной и зарубежной исторической науки;

  • связать историческую теорию с практикой обучения и воспитания в современных условиях.


Экзамен по специальности 07.00.03 – «Всеобщая история (новая и новейшая история)» состоит из двух частей.

Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных исторических проблем, сущности современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.


Содержание разделов программы


Раздел 1. Эпоха Великих географических открытий и интеграция мировой цивилизации.


Предпосылки и причины начала эпохи Великих географических открытий. Материальные достижения европейской цивилизации. Путешествие Х. Колумба и открытие им Америки в 1492 г. Открытие В. да Гамой морского пути в Индию в 1498 г. Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1522 гг.). Завоевание Мексики и Перу испанскими конкистадорами. Последствия Великих географических открытий для Старого и Нового Света. Географические открытия европейцев второй половины XVI – середины XVII вв.

Историческая природа процесса интеграции мировой цивилизации. Развитие производительных сил европейского общества в XVI-XVII вв. Процесс первоначального накопления капитала: источники и основные формы. Становление европейского международного рынка. Эволюция социально-экономической психологии в эпоху протоиндустриализации: от «духа наживы» к предпринимательскому духу». Трансформация сословной социальной структуры в ранний период Нового времени. Развитие классовых форм стратификации.


Раздел 2. Модернизация европейского общества: переход от традиционного аграрного общества к индустриальному.


Социальная структура общества. Основные критерии стратификации. Особенности механизма социализации личности. Политическая организация общества. Формы государственности. Правовая культура личности. Способы решения социальных конфликтов. Духовная система. Основы массовой психологии. Эмоциональный строй личности. Доминирующие морально-этические принципы и поведенческие стереотипы.

Экономическая система европейского общества. Основы общественного воспроизводства. Традиции материального быта и доминирующие формы экономической психологии. Специфика европейского традиционного общества. Цивилизационные предпосылки процесса модернизации. Кризисная трансформация социально-политического, экономического и духовного пространства европейской цивилизации.


Раздел 3. Секуляризация культуры и развитие научной картины мира.


Исторические предпосылки Возрождения. Роль Возрождения в цивилизационном развитии европейского общества. Особенности социальной философии и политико-правовой идеологии Возрождения. Основные тенденции в развитии массовой психологии. Основные художественные принципы и эстетические идеалы эпохи. Особенности региональных направлений Возрождения и их место в общем контексте цивилизационного развития европейского общества.

Мировоззренческие основы эпохи Возрождения. Специфика развития естественнонаучной мысли в рамках философии Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, натурфилософия, историософия, отношение к католической церкви. Взаимосвязь развития общественной мысли эпохи Возрождения и «Века науки» (XVII в.). Т. Гоббс. Р. Декарт. Б. Спиноза. Г. Галилей. Ф Бэкон. И. Ньютон.


Раздел 4. Кризис сословно-корпоративного строя и формирование гражданского общества.


Государственно-правовая система сословной монархии в Европе в период средневековья. Централизация сословной монархии. Роль сословного представительства в развитии системы государственного управления. Изменение функций государства в условиях качественной трансформации социальной структуры европейского общества в период протоиндустриализации. Предпосылки формирования общенациональной системы государственных институтов. Абсолютизм как переходный период протоиндустриализации. Просвещённый и консервативный абсолютизм.

Эволюция мировоззренческих ориентиров, массового сознания, материальных условий жизни человека. Доминирующие модели социального поведения. Просвещение как комплексная социальная философия. Проекты трансформации основ общественного устройства. Особый взгляд на человеческую природу. Роль Просвещения в политической культуре ведущих стран Запада. Взгляды просветителей на природу человека, всесилие человеческого разума, перспективы развития человечества по пути прогресса.


Раздел 5. Развитие государственно-правовой системы (абсолютизм, представительная демократия, конституционализм).


Индустриальный, прогрессистский генотип европейского идеологического пространства в эпоху модернизации. Мелкобуржуазный реформизм и революционная демократия – промежуточные формы развития идеологической системы индустриального общества. Национально-освободительное движение как компонент идеологического пространства индустриальной цивилизации.

Доминирующие формы социализации, характерные для индустриального общества. Динамика формирования и трансформации классовой социальной структуры. Основные отличительные признаки моделей социального поведения. Особенности буржуазных и пролетарских социальных групп. Мотивационный поведенческий комплекс. Формы занятости. Семья. Роль женщины. Образование и воспитание. Досуг. Специфика становления национальных конституционных моделей и партийно-политических систем в ведущих странах запада в XIX в.


Раздел 6. Европейские революции Нового времени.


Реформация в Англии. Обострение религиозного и конституционного конфликтов в предреволюционный период. Деятельность Долгого парламента и начало революции. Первая гражданская война и политика пресвитерианского парламента. Индепенденты и левеллеры. Вторая гражданская война и казнь Карла I. Внутренняя и внешняя политика индепендентской республики. Протекторат О. Кромвеля и причины реставрации династии Стюартов. Итоги и значение Английской революции.

Исторические предпосылки и начало Французской революции конца XVIII в. Первый этап революции (1789-1792 гг.). Внутренняя политика конституционалистов и принятие конституции 1791 г. Второй этап революции (1792-1793 гг.). Начало революционных войн. Внутренняя политика жирондистов и радикализация революционного движения. Провозглашение республики. Третий этап революции (1793-1794 гг.). Установление якобинской диктатуры. Режим революционного террора и конституция 1793 г. Четвёртый этап революции (1794-1799 гг.). Термидорианский переворот и внутренняя политика Директории. Конституция 1795 г. Внешняя политика Директории. Государственный переворот 18 брюмера. Итоги, характер и значение Французской революции конца XVIII в.


Раздел 7. Международные отношения в Новое время.


Основные формы межгосударственных отношений в период средневековья. Роль династической политики. Причины внешней экспансии. Основные факторы изменения характера международных отношений и внешнеполитической идеологии в период формирования абсолютистских государств. Складывание основ европейской системы «равновесия сил». Борьба ведущих держав за достижение политической гегемонии на континенте. Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Создание Вестфальской системы международных отношений (1648 г.).

Причины и характер изменения основных форм и направлений межгосударственных отношений в период завершения наполеоновских войн. Формирование Венской системы международных отношений. Венский конгресс 1814-1815 гг. Основные принципы развития системы международных отношений в первой половине XIX в. Идеологическая доктрина и политическая стратегия Священного союза. Революционный процесс 1820-1840-х гг. Причины Крымской войны. Трансформация Венской системы международных отношений.

Парижская мирная конференция. Программы мира великих держав. Мирный договор с Германией. Мирные договоры Версальской системы. Образование Лиги Наций. Мандатная система. Вашингтонская мирная конференция. Роль Версальско-Вашингтонской системы в развитии международных отношений в первой половине ХХ в.


Раздел 8. Революционный кризис после Первой мировой войны.


Кризис гражданского общества в странах Европы и Америки, готовность всех его слоев к радикальному политическому, экономическому и социальному обновлению. Проявление неспособности правящих кругов стран Европы и Америки, их старых государственных структур вывести свои общества из кризиса.

Двойственное влияние Октябрьской революции 1917 г. в России на развитие социально-политической обстановки в странах Европы и Америки: с одной стороны, «революционизация» масс, беднейших слоев, усиление социальной нетерпимости, классового противостояния, проявление революционного насилия; с другой, новое качество борьбы различных слоев общества за свои интересы и права, демократические преобразования, повышение уровня благосостояния, социальную защищенность; постепенная эволюция политической тактики правящих кругов в странах Европы и Америки.

Социально-экономические последствия Первой мировой войны. Истощение людских, сырьевых, продовольственных и материальных ресурсов. Демобилизация и занятость. Бывшие фронтовики и занятость. Рост социальной напряженности. Тенденции массового сознания. Духовная опустошенность и изменения психологического настроя масс.

Коммунистическая доктрина революционного преобразования мира. Абсолютизация Советов как универсальной модели государства «нового типа». Идея мировой революции.

Германская революция. Цели, задачи, периодизация, социальная характеристика участников, тезис о «предательстве» социал-демократов, место в революции КПГ, события весны 1919 г.

Революции в Австрии и Венгрии, революционные выступления в Англии, Франции, Италии, США, Финляндии.

Революция в Австрии. Провозглашение республики. Создание правительства во главе с социал-демократом К. Реннером.

Революция в Венгрии в октябре 1918 г. Свержение власти Габсбургов. Провозглашение республики. Политический кризис в Венгрии в начале 1919 г. Провозглашение Венгерской Советской Республики. Две революции в Венгрии: сравнительный анализ.

Революция в Финляндии. События на юге страны. Утверждение республиканской формы правления в июле 1919 г.

Революционные выступления в Англии, Франции, Италии, США.


Раздел 9. Пути стабилизации в Германии после Первой мировой войны.


Итоги революции в Германии. Отечественная и зарубежная историография германской революции. Конституция 1919 г. в Германии. Пути стабилизации в Германии.

Веймарская республика в Германии. Процесс становления Веймарской республики в 1919-1923 гг. Буржуазный и социал-демократический реформизм.

Первые внешнеполитические акции Веймарской республики. Рапалло, франко-бельгийская оккупация Рура, репарационный вопрос. Кризисы 1920 и 1923 г. Причины политической неустойчивости в Германии после революции.


Раздел 10. США в межвоенный период. От кризиса – к обновлению общества, укреплению демократии.


Закрепление экономического лидерства США в мире после Первой мировой войны. Политика реформ Вильсона: триумф и поражение. Место Вильсона в американской истории. Парламентские выборы 1920 г. и приход республиканцев к власти. Планы оживления экономики за счёт поощрения крупного капитала, налоговый закон 1921 г., тарифный закон 1922 г. Курс правительства Гардинга на возвращение к «нормальным порядкам», свёртывание органов государственного регулирования.

Американское «просперити». Принципы раннего и долгого экономического подъёма в США. Быстрое экономическое развитие и рост материального благополучия большинства американцев. Президентство К. Кулиджа – политика «победоносного бизнеса».

Победа на президентских выборах Г. Гувера (1928 г.). Идеология «твердого индивидуализма».

Мировой экономический кризис и «Великая депрессия» в США, ее причины. Политическая борьба и социальные движения в период кризиса. Президентство Э. Гувера. Президентские выборы 1932 г. Приход демократической партии к власти. Ф.Д. Рузвельт, его политический портрет. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Первые «100 дней» «Нового курса» Ф. Рузвельта, их антикризисная направленность. Задачи государственного регулирования экономики и социальные отношения. Вторая волна «Нового курса». Окончательное оформление концепции демократов о необходимости государственного участия в социально-экономическом развитии американского общества. Институционализация государственного регулирования и социальных отношений. Итоги и значение социальной политики Рузвельта. Дискуссии в современной исторической литературе о «Новом курсе», характере реформ Ф.Д. Рузвельта.


Раздел 11. Великобритания и Франция в межвоенный период; основные характерные черты политического и экономического развития.


Выборы в Англии в 1918 г. на основе нового избирательного закона. Консервативно-либеральная коалиция у власти, её деятельность. «Жесткий» курс Д. Ллойда Джорджа.

Новое наполнение двухпартийной системы Великобритании. Начало восхождения к власти лейбористской партии. Закрепление курса на социальный консенсус, на недопустимость открытой конфронтации между социальными группами и слоями путём выработки примирительных соглашений между промышленниками, правительством и профсоюзами.

Стабилизация в Англии. Особенности её проявления в экономике. Внутриполитическая ситуация. Замещение в английском двухпартийном механизме партии либералов лейбористской партией. Первое лейбористское правительство (1924 г.). Р. Макдональд, политический портрет. Программа лейбористов, её реализация во внутренней и во внешнеполитической областях.

Парламентские выборы в октябре 1924 г. Победа консервативной партии. С. Болдуин, политический портрет. Всеобщая стачка 1926 г., быстрое её прекращение; предательство тред-юнионов и лидеров лейбористской партии или готовность сторон к компромиссу ради сохранения социального мира? Новый этап в политике тред-юнионов. Курс на «промышленное партнерство»; «мондизм». Внешняя политика Англии в период стабилизации.

Экономический кризис 1929-1933 гг. в Англии. Определение путей выхода из него: укрепление позиций национального бизнеса, основание стерлингового блока, переход от свободной торговли к протекционизму, введение предпочтительных пошлин. Перипетии политической борьбы и политика «национального правительства». Выборы 1935 г. Возвращение консерваторов к власти. С. Болдуин. Н. Чемберлен, его политический портрет. Причины отторжения, неприятие британским обществом фашистской идеологии: глубокие демократические традиции, опыт демократического парламентаризма, отсутствие массовой базы для фашизма, отсутствие почвы для реваншистской пропаганды, фашистская диктатура в Германии как предостережение. Демократические силы Англии во второй половине 30-х годов.

Ноябрьские выборы 1919 г. во Франции. «Национальный блок» у власти. Р. Пуанкаре. Внешняя политика – приоритетное направление деятельности нового правительства. Жесткая репарационная политика в отношении Германии; надежды на погашение внутренних и внешних долгов за счет репараций, на установление социального спокойствия. Франко-бельгийская оккупация Рура (1923 г.). Обострение международной и внутренней социально-экономической обстановки. Смена правительства.

Период стабилизации во Франции. Выборы в Национальное собрание в июне 1924 г. Победа «Картеля левых». Доминирующее положение радикалов. Э. Эрио, политический портрет. Внешняя политика правительства Э. Эрио, его вклад в оздоровление международных отношений. Распад «Картеля левых» (1926 г.). «Национальный блок» у власти. Усилия правительства по оздоровлению финансовой системы. «Подготовка» Франции к экономическому кризису.

Кризис в экономике Франции, его некоторые особенности: смещение хронологических рамок (1930-1935 гг.), основной удар по отраслям легкой промышленности. Второе правительство левого блока. Программа выхода из кризиса. «Дирижизм». Народный фронт во Франции, его участники. Победа на выборах в 1936 г. Правительства К. Шотана, Э. Даладье. Отход от первоначальных программ Народного фронта – «предательство» или желание сохранить гражданский мир? Распад Народного фронта в 1938 г.


  1   2   3

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 020700 «История» и020800 «Историко-архивоведение») Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения исторического факультета
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 36 час. (1 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 18 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 36 час. (1 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 10 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 26 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 36 час. (1 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 18 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 10 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 62 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 36 час. (1 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 10 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 26 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 10 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 62 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая история (новая и новейшая история)» iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница