Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности




Скачать 433.07 Kb.
НазваниеФормирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности
страница1/4
Дата27.02.2013
Размер433.07 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи


Санина Мария Константиновна


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ
ГРАМОТНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ


КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ



13.00.01 — общая педагогика,
история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Волгоград — 2012


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном
образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет».


Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор

Палаткина Галина Владимировна

(ФГБОУ ВПО «Астраханский государствен-

ный университет»).


Официальные оппоненты: Вырщиков Анатолий Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор

(ГБУ ДПО «Волгоградская государственная
академия повышения квалификации и пере-

подготовки работников образования»,

первый проректор-проректор по науке и

инновационной деятельности);

Попова Ольга Николаевна, кандидат

педагогических наук, доцент (ФГБОУ ВПО

«Волгоградский государственный социально-

педагогический университет», доцент

кафедры теории и методики трудового

обучения и воспитания).


Ведущая организация — ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный

университет».


Защита состоится 30 марта 2012 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212. 027. 02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.


Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http: // www. vspu.ru, http://www/aspu.ru 29 февраля 2012 г.


Автореферат разослан 29 февраля 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета А.А. Глебов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Многонациональный состав участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий обусловливает необходимость наличия у волонтеров комплекса этнокультурных знаний культурно-спортивной направленности, умений и навыков межнационального взаимодействия, способствующих эффективной реализации добровольческой деятельности в условиях мультикультурности. Эта потребность имеет своей предпосылкой Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающую обеспечение доступа к национальным и культурным ценностям, сохранение и популяризацию культурного наследия народов России, Национальную доктрину образования в Российской Федерации, в которой определена задача гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки этнической самобытности народов России. Способность волонтеров культурно-спортивной направленности к регулированию ситуаций межнационального взаимодействия, предупреждению даже малейшего дискомфорта во взаимоотношениях представителей различных этнических общностей в спортивном сообществе является этнокультурной грамотностью. Она служит определяющим фактором становления толерантности всех участников и гостей массовых культурно-спортивных мероприятий и синтезирует в себе этнокультурные знания и опыт межнационального взаимодействия (Т.В. Зайцева, Т.В. Поштарева, Е.Л. Трофимова и др.).

По данным диагностического эксперимента, проведенного в Волонтерском центре «Паралимпийский» на базе филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи и в волонтерском отряде «Эмпатия» на базе Астраханского государственного университета, лишь 18% волонтеров демонстрируют высокий уровень этнокультурных знаний и умений межнационального взаимодействия в условиях мультикультурности; 39% находятся на низком уровне, и 43% — на среднем уровне сформированности этнокультурной грамотности. Это состояние подтверждается исследованиями Г.Н. Волкова, В.П. Комарова, Г.В. Мухаметзяновой, А.Б. Панькина, Ю.С. Тюнникова, Л.В. Харисовой, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой, В.К. Шаповалова и др.

Данное обстоятельство является следствием того, что 1) разрабатываемые в последнее время научные рекомендации по включению этнокультурного компонента в образовательный процесс не применяются при подготовке волонтеров и, как правило, предлагают частные улучшения, ограниченный набор этнокультурной информации, ориентированы на знаниевый аспект преподавания; 2) ни одна из существующих концепций не ориентирует педагогическую деятельность на развитие у волонтеров психологической готовности и умения эффективно функционировать в условиях международных культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, способности к пониманию и принятию культур иных этносов во всем их многообразии через познание собственной этнической культуры; 3) отсутствуют систематизированные научные основы и технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Видно, что инновационная и, тем более, массовая практика образования нуждаются в технологиях, оптимизирующих формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Национальная культура в учебно-воспитательном процессе рассматривается в трудах Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, В.П. Комарова, Г.В. Мухаметзяновой, Ю.С. Тюнникова, Л.В. Харисовой, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой и др. Концепция этнокультурного подхода в построении процесса образования освещена в работах А.Б. Панькина, В.К. Шаповалова и др.; научные представления о мультикультурном образовании рассмотрены в работах К.Д. Дмитриева, Г.В. Палаткиной и др.

В педагогической теории активно изучается процесс формирования кросс-культурной (Н.Н. Васильева, П.А. Копылов, Д.В. Нестеров, В.Г. Рощупкин); поликультурной (П.А. Якимов); межкультурной (Л.И. Чернов) грамотности. Теоретическим аспектам проблемы формирования этнокультурной грамотности уделяется внимание в работах У. Книпа, С. Лейми, Д. Лернера, Я. Такера, Р. Сингха и других зарубежных авторов в связи с проблемой формирования глобально ориентированной личности.

Вопрос о гармонии национального и интернационального в воспитании личности рассматривается в работах Х.Х. Галимова, Р.Т. Гарданова, Г.Д. Гачева, М.И. Куранова, Д.С. Лихачева, А.Д. Солдатенкова, B.C. Соловьева и др.

Для разработки научных аспектов формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности особое значение имеют работы, посвященные вопросам добровольчества в молодежной среде (С.В. Алешенок, Л.И. Багрянцева, О.Ф. Петрова, Е.А. Панова, Т.Н. Мартынова, С.Г. Чухин, Н.В. Черепанова и др.), осмыслению гражданской активности и общественно полезной трудовой деятельности как специфических признаков социальности (К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Забродин, Л.Г. Лаптев, В.А. Петровский и др.), совершенствованию процесса формирования готовности волонтеров к добровольческой деятельности (Е.С. Азарова, Л.В. Болотова, Ю.П. Качалова, Л.П. Конвисарева, Н.В. Маковей, Н.А. Потапова, Е.А. Тополева, П.В. Ходырева, М.А. Щербаков и др.).

Технологические аспекты подготовки волонтеров рассматриваются в работах Г.П. Бодренковой, Р.М. Куличенко, А.В. Морова, Н.С. Моровой, Л.Е. Никитина, Е.А. Пановой, Н.Ю. Слабжинина, С.В. Тетерского и др.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии устойчивого научного и практического интереса исследователей к изучению процесса формирования этнокультурной грамотности. Однако данная проблема в рамках культурно-спортивной направленности не получила должного теоретического обоснования, т. к. не нашли полного научного осмысления целостное представление, система критериев этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и уровней ее сформированности. Кроме того, в научно-педагогических исследованиях не установлены научные основы разработки технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Изучение состояния современной педагогической теории и образовательной практики позволяет выявить ряд противоречий между:

— потребностью культурно-массовой и физкультурно-спортивной практики в волонтерах, обладающих этнокультурной грамотностью, и отсутствием методик подготовки таких волонтеров;

— необходимостью формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и отсутствием специальных исследований о сущности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

— необходимостью использования технологий формирования этнокультурной грамотности в практике подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности и неразработанностью технологического обеспечения этого процесса;

— разнообразием психолого-педагогических средств формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и неразработанностью соответствующих принципов их реализации.

Указанные противоречия определили проблему исследования: разработка и обоснование теоретических основ процесса формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности».

Объект исследования — подготовка волонтеров культурно-спортивной направленности.

Предмет исследования — процесс формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Цель исследования — разработать научное обоснование технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что процесс формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности будет более эффективным по сравнению с существующей практикой, если:

— в постановке целей опираться на понимание этнокультурной грамотности как способности волонтера культурно-спортивной направленности эффективно выполнять свои обязанности, максимально быстро адаптироваться и функционировать в условиях многонациональности состава участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, которая реализуется при наличии комплекса знаний об особенностях культуры своего и иных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия и эмоционально-психологической готовности к данному виду деятельности;

— процесс будет представлять последовательность этапов, обусловленную логикой развития этнокультурной грамотности (от стимулирования интереса к добровольческой деятельности и систематизации знаний об особенностях и специфике культур своего и иных этносов через формирование умений позитивного межэтнического взаимодействия с представителями иной национальности к формированию психологической составляющей этнокультурной грамотности);

— формирование этнокультурной грамотности будет осуществляться с помощью педагогических средств, соответствующих приоритетным задачам каждого этапа (на первом, мотивационно-когнитивном этапе — создание гуманистических, этнотолерантных отношений в социальном учреждении, где обучаются волонтеры различных национальностей; этнокультурная направленность процесса обучения волонтеров с учетом специфики добровольческой деятельности в условиях массовых культурно-спортивных мероприятий; на втором, деятельностно-творческом этапе — вовлечение добровольцев в практическую деятельность мультикультурной направленности; выполнение совместных творческих заданий; на третьем, рефлексивно-преобразующем, этапе — диалог культур, совместный анализ решения различных проблем межнационального взаимодействия в реальных и имитируемых ситуациях в процессе волонтерской деятельности по организации и проведению культурно-спортивных мероприятий);

— технология процесса подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности будет нацелена на последовательное формирование этнокультурной грамотности от низкого уровня к среднему и высокому;

— учитывать принципы реализации технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности (равноправие и взаимозависимость этнических культур; уважение к иным взглядам, ценностям, верованиям; стимулирование сознательного включения обучаемого в процессы межнационального взаимодействия и самокоррекции в отношениях с представителями иных культур, этносов и религий; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды — полиэтничности и мультикультурности волонтеров учебной группы, региональных, конфессиональных особенностей).

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:

1) определить сущность этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

2) выявить уровни сформированности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

3) разработать технологическую модель формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

4) обосновать принципы реализации технологической модели формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения целостного подхода о системности, структурированности педагогических явлений и процессов (В.С. Ильин, А.М. Саранов,
Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.), позволившие рассмотреть процесс формирования этнокультурной грамотности как целостный феномен; идеи этнопедагогического подхода в воспитании (В.Г. Богораз, Д.В. Буб-
рих, С.К. Бондырева, З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, В.С. Мухина, О.Д. Мукаева, Ю.А. Рудь, М.И. Сгельмахович, Г.А. Стачинский, Е.Л. Христова, Н.Н. Харузин) о восприятии культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры, позволившие выделить элементы общности национальных культур, образующих общечеловеческую культуру; идея культурного релятивизма в изучении этнических культур (М. Херсовиц), позволившая рассматривать каждую этническую культуру как равноправную систему; идеи проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.), ставшие основой для конкретизации логики развертывания педагогической деятельности.

Исследование проводилось в 2007—2011 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2007—2008 гг.) была сформулирована тема исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблемам формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, изучалось состояние проблемы в теории и на практике, выявлялись основные противоречия, определялись цели, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза.

На втором этапе (2008—2009 гг.) определялись сущностные характеристики этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, особенности технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Осуществлено конструирование технологии, выявлена система средств, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2009—2011 гг.) включал в себя анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, статистическую обработку данных, формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

• на 1-м этапе — теоретический анализ литературы по данной проблеме; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий;

• на 2-м этапе — педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование обследуемых в процессе констатирующего и формирующего экспериментов, статистическая и качественная обработка результатов исследования;

• на 3-м этапе — статистический и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
  1   2   3   4

Похожие:

Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconФормирование позитивной этнокультурной идентичности
История этноса – важная составляющая процесса воспитания позитивной этнокультурной идентичности младших школьников
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconВозможности урока русского языка для формирования информационной грамотности младшего школьника
Формирование информационной грамотности у школьников – одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы не только в России, но...
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности icon2. Руководство проведением Конкурса
Красноярского края на период до 2020 года и определения лучших учреждений в системе дополнительного образования детей физкультурно-спортивной...
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconОбразовательная программа дополнительного образования «Спортивный туризм»
Программа рекомендована Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту в качестве типовой программы туристско – спортивной...
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconПрограмма вступительного испытания творческой направленности для абитуриентов, поступающих на специальность 071801 Социально-культурная деятельность По виду «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»
Цели вступительного испытания: выявление творческих способностей, соответствующих виду: Организация и постановка культурно-массовых...
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconПрограммам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Приказ №1596Л о лицензировании гоу сош №494 от 16. 11. 2010г)
Охватывает около 60% учащихся. Система отражает широкую сферу интересов и потребностей участников образовательного процесса, позволяет...
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Цель дисциплины формирование базовых знаний о закономерностях организационного развития и особенностях управления организациями в...
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconАдминистрация города Дзержинска Нижегородской области постановление
«Проведение культурных, досуговых, социальных мероприятий с детьми и их родителями и молодежью: гражданско – патриотической направленности;...
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconМодели функционирования организма спортсменов в экстремальных условиях спортивной деятельности
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности iconПедагогу дополнительного образования белявская И. Б
Белявская И. Б. Формирование этнокультурной компетентности педагогов в условиях интеграции дополнительного и общего образования//Методист....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница