Аксиологический аспект при проектировании программ образования




Скачать 66.25 Kb.
НазваниеАксиологический аспект при проектировании программ образования
Дата27.02.2013
Размер66.25 Kb.
ТипДокументы
Аксиологический аспект при проектировании программ образования

Поломошнова С.А. (МСКОУ СКОШИ, e-mail: polomoshnova@mail.ru)


Аннотация (In this article the author considers the possibilities of implanting human, ethnocultural and basic national values in the practice of contemporary school by projection of educational programmes.)


Во второй половине XIX века в философии произошло выделение особой отрасли - аксиологии (от греч. «аксиа» - ценность), которая исследует природу ценностей, их место в реальной действительности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности.

Всё существующее в мире является объектом ценностного отношения, т.е. оцениваться человеком как добро или зло, красота или безобразие, допустимое или недопустимое. По мнению Л.А.Степашко, ценность есть «отношение к миру, другим людям, самому себе, в котором всегда присутствует оценка объекта, проявляются избирательность, предпочтения по сравнению с другими объектами. Тем самым объекты приобретают такие свойства, которыми не обладают, которыми их наделяет субъект» (7, С.26). То, что является ценным для одного человека, для другого может ничего не значить или даже являться неприятным. Таким образом, ценность определяется её значимостью для субъекта, и таким (субъективным) образом существует.

Ценностные ориентации являются особым содержательным ценностно-смысловым измерением, которое характеризует субъекта как личность (8, С.76). Индивидуальная система ценностных ориентаций человека является важнейшей подсистемой личности. Она обеспечивает её устойчивость, поведение, определяет направленность потребностей и интересов. Целостность и устойчивость системы ценностей определяет зрелость личности.

В XX веке к теории ценности обратились разные сферы научной мысли, в том числе и педагогика. Обучение и воспитание напрямую связаны основами мировоззрения человека, с системой смыслов и ценностей. Образование как институт социализации призвано выполнять ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций.

В связи с этим перед педагогической общественностью встают вопросы: систему, каких ценностей должно осваивать современное отечественное воспитание в качестве своего содержания, и каков механизм внедрения ценностей в жизнь школы, как довести их до каждого педагога, а затем и каждого ученика?

Попытаемся найти ответы, на эти вопросы, рассмотрев методологию проектирования программ образования.

При проектировании программ образования можно выделить три целевые области направления программ: образовательная среда, сфера образования, образовательное пространство. Выделение целевой области программы как фокуса приложения усилий помогает определить идеологию и методологию построения программы, её миссию, а также механизмы и ресурсы, необходимые для реализации программы.

Если программа направлена на образовательное пространство как целевую область приложения программы, то она охватывает такие различные институты социализации как семья, средства массовой коммуникации, религия, традиции и новации культуры и т.п., которые, наряду с образованием, как ведущей социальной деятельностью, определяют общественное развитие.

Таким образом, мы имеем дело с построением национальной программы образования или так называемой президентской программой. Миссией этой программы развития образования является реализация общенациональной идеологии и политики, позволяющей достичь таких системных социальных и ментальных эффектов как гармонизация общества, социальная стратификация, рост конкурентоспособности страны, формирование гражданской идентичности как основы развития демократического общества.

В том случае, если целевой областью программы является сфера образования, то фокусом приложения усилий программы является управление образованием как особой отраслью социально-экономического развития государства, такой же, как здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность и т.п.

В этом случае речь идет о проектировании федеральной или региональной программы развития образования. Сценарий развития образования как отрасли должен войти в общий сценарий проектирования национальной программы социокультурной модернизации образования как социальной деятельности, соответственно происходит и трансляция миссии программы (3).

В контексте программ, целевым фокусом которых являются образовательное пространство и сфера образования стандарт образования выступает как общественный договор, а повышение качества, доступности и мобильности образования как инструменты, обеспечивающие миссию образования. Аксиологическим ориентиром данных программ выступают базовые национальные ценности, определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.). К ним относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

И, наконец, в том случае, если целевой областью программы является образовательная среда, то усилия программы направляются на общее и профессиональное образование личности в том или ином конкретном образовательном учреждении. Этот вид программ является наиболее приближенным к ребенку, ориентированным на его актуальные запросы. В рамках этих программ ценности становятся содержанием воспитания, а процесс воспитания строиться как процесс освоения ценностей, их интериоризации (3).

Ориентируясь на базовые национальные ценности, этнокультурные ценности важно формировать в детском сознании ценности общечеловеческие, фундаментальные, образующие культурную основу любого общества.

В классификационной модели И.В.Федосовой, на которую может ориентироваться педагог, отражается состав ценностей и взаимосвязь между ними.

К духовным ценностям автор относит - эстетические и этические взгляды, нравственные принципы и установки человека. Материальные ценности — природные богатства, орудия труда, предметы производства человека, произведения искусства. Материальные ценности становятся общечеловеческими, если охраняются, воссоздаются и приумножаются людьми в интересах нынешних и будущих поколений. Духовные и материальные ценности взаимосвязаны. Общечеловеческие ценности — особые ценностные категории, выработанные веками в истории человечества и признаваемые им как всеобщие. Они вбирают в себя духовные и материальные ценности общечеловеческого значения (8, с.83-84).

Способы, которые педагог может использовать для формирования ценностных отношений личности могут быть различными. Раскрыть реальные ценностные установки образования, на достижение которых должны быть направлены образовательные программы А.Г. Асмолов предлагает через формирование идентичности личности: гражданской, этнокультурной, общечеловеческой (1, с.80). В качестве путей восхождения личности к ценностям А.В.Кирьякова называет интеграцию учебных предметов с акцентом на ценностное их содержание; обеспечение свободы поиска, оценки, выбора, проекции во всех видах деятельности и общения, в целенаправленно организуемых ситуациях поиска оценки, выбора, проекции; И.В.Бабурова указывает на «диалог смыслов» и ключевую роль примера (2); И.Ю.Малисова подчеркивает важность обеспечения старшеклассников адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений (6).

Таким образом, через различные модели, формы и методы работы система ценностей, смыслов и приоритетов должна органично вливаться в систему учебно-воспитательной работы образовательного учреждения формируя у детей ценностное сознание, ценностное отношение и ценностное поведение.

Выделение целевой области программы как фокуса приложения усилий программы (образовательная среда, сфера образования, образовательное пространство) позволяет просмотреть системность работы по развитию ценностных ориентаций личности, единство государственной политики в сфере социокультурной модернизации образования и инновационной работы школы. Программы образования не должны замыкаться внутри сферы образования, а образование сводиться к набору услуг, которые оно должно обеспечить как одна из отраслей народного хозяйства. Проект по формированию ценностей должен быть открытым государственным национальным проектом, где школе принадлежит опережающая и формирующая роль. Говоря словами Н.И.Пирогова, школа должна «восстановить свое прямое предназначение – быть руководителем жизни на пути к будущему».


Литература

  1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. // Вестник образования. 2008. №1.

  2. Бабурова И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Смоленск, 2009.

  3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М., 1996.

  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2009.

  5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей (монография). - Оренбург, 1996.

  6. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психолог. журн. - 1994. - т. 14. - № 4.

  7. Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

  8. Федосова И.В. Проблема ценностных ориентаций в современной литературе. // Ценности и смыслы. 2009, №2.

Похожие:

Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconРазработка комплекса программ имитационного моделирования при проектировании автоматизированных производственных систем
Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconПрименение метафоры «слуга» при проектировании качественного интерфейса пользователя
Излагаются особенности использования метафоры «слуга» при проектировании качественного программного интерфейса для создания интуитивно...
Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconАксиологический аспект влияния высоких технологий на миропонимание человека
Работа выполнена в отделе социальных и гуманитарных наук Федерального государственного научного учреждения Северо-Кавказский научный...
Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconИнформатизация технологических процессов при проектировании современной системы управления подразделениями мчс
Анализируются предельные возможности при проектировании систем втоматизированного управ-ления оперативно-спасательными подразделениями...
Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconНаучно-образовательный материал «Разработка программ-тренажеров на примере курса «Моделирование»
Это особенно актуально при использовании в лабораторных практикумах, а также в дипломном и курсовом проектировании современные информационные...
Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconФразеологизмы семантической оппозиции «сила» vs. «Слабость» в современном русском языке (аксиологический аспект)
Охватывают в основном фразеологизмы семантической зоны «сила»: сложно выявить единицы, которые выражали бы семантическую зону «слабость»,...
Аксиологический аспект при проектировании программ образования icon"Применение вариативных программ на уроках английского языка с упором на лексико-грамматический аспект"
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования
Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconКомплекс программ для оценки эффективности алгоритмов решения нелинейных навигационных задач фильтрации
Разработка такого комплекса позволит существенно облегчить процесс синтеза и анализа точности при проектировании алгоритмов решения...
Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconА­ние и на­ука из­вес­тия уральско­го от­ДЕ­ЛЕ­ния рос­сийской ака­ДЕ­мии об­РА­ЗО­ВА­ния №3(60) Журнал теоретических и прикладных исследований Март, 2009 issn 1994-85-81
Функциональный анализ как инструмент определения результатов обучения при проектировании модульно-компетентностных образовательных...
Аксиологический аспект при проектировании программ образования iconПроектирование процесса пластической деформации при изготовлении трансверсально-изотропных композиционных электропроводников с заданным уровнем дефектности
При проектировании технологических процессов обработки металлов давлением необходимо обеспечить деформирование металла без образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница