Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания»




НазваниеСостоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания»
Дата27.02.2013
Размер91.9 Kb.
ТипДокументы
Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки»

состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и «Современные философские проблемы отраслей знания»:

Раздел 1. (Модуль) - «Общие проблемы философии науки» - вопрос определяется экзаменационным билетом;

Раздел 2 (Модуль) - «Современные философские проблемы отраслей знания» - экзаменационный вопрос по этому разделу - на выбор аспиранта из предлагаемой ниже тематики его отрасли знания;  аспирант может также предложить для устной защиты на экзамене  реферативную письменную работу по  инициированной им теме, относящейся к его отрасли научного знания* .

Рефераты принимаются кафедрой философии ИФФ ГИ СФУ – до 1 мая текущего года. Тел для справок – 249-75-41.

Раздел (Модуль) 1  «Общие проблемы философии науки»

1. Наука как социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры.

Классификация наук. Формирование науки как профессиональной деятельности.

2.Основные стадии исторического развития науки.

3.Позитивистская традиция в философии науки (О.Конт, Венский кружок и др.).

4.Постпозитивистская проблематика философии науки: критический рационализм К.Поппера.

5.Постпозитивистские концепции философии науки: И.Лакатос, П.Фейерабенд.

6.Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.

7.Особенности научного познания и знания. Научное знание как система

8.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Формы развития научного знания. Методы научного познания, их классификация.

9.Научная картина мира, ее исторические формы и функции в системной организации познания и научного мировоззрения.

10. Парадигмы и теоретические модели в научном познании

11.Роль исследовательских программ и моделей в научном познании.

12. Научная картина мира и типы научной рациональности.

13. Научная теория как наиболее полная конкретно-содержательная форма

организации научного знания.

14.Научные традиции и научные революции. Т.Кун о структуре научных революций.

15.Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Изменение смыслов мировоззренческих оснований культуры; перестройка оснований науки.

16.Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

17.Главные характеристики современной постнеклассической науки. Процессы дифференциации и интеграции наук.

18. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

19. Критерии истины в научном познании.

20.Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов в научном познании.

21. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

_________________________________________________________________________________


*При выборе темы реферата аспирант (соискатель) может воспользоваться   государственной программой кандидатского экзамена «История и философия науки». Москва.2004.

2


22.Сциентизм и антисциентизм. Постнеклассическая наука и установки техногенной цивилизации.

23. Новые этические проблемы науки в ХХ1 столетии. Социальные ценности и процесс выбора стратегии исследовательской деятельности.

24. Наука как сфера отношения человека и природы. Экологическая этика и ее философские основания.

25. Философия космизма и развитие науки. Учение В.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

26. Наука как социальный институт Социологический и культурологический подходы в изучении его функций.

27. Научные сообщества и их исторические типы. Проблема коммуникаций в науке.

28. Роль науки в современном образовании и формировании личности

29. Наука и другие виды культурно-познавательной деятельности (искусство, религия, обыденное познание).

30. Философия и наука. Философские идеи как эвристика научного поиска.

31. Идеалы и нормы науки, их роль в научном познании.

32. Роль общенаучных методов в решении теоретических задач.

33. Синергетический подход в системном анализе развития науки.

34. Проблема, теоретический факт, теоретическое понятие в научном исследовании.

35. Компьютеризация и процессы развития научного познания.

36. Объективная диалектика бытия и выражающие ее принципы.

37. Специфика субъект-объектного отношения в гуманитарном подходе.

38. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативность как условие создания нового знания.

39. Проблема истинности в социо-гуманитарном познании.

40. Специфика естественно-научного и социо-гуманитарного познания.


Раздел (Модуль) 2.  «Современные философские проблемы             областей научного знания»

1.Философские проблемы математики

2.Философские проблемы физики.

3. Философские проблемы химии.

4. Философские проблемы биологии

5. Философские проблемы техники и технических наук

6. Философские проблемы науки о земле и природопользовании

7. Философские проблемы информатики

8. Философские проблемы современных гуманитарных наук.


1. Философские проблемы математики:

     1.Математика как феномен человеческой культуры.

2.Отношение математики к действительности. Абстракции и идеальные объекты в математике.   Проблема существования.

     3.Логика как метод математики и как математическая теория.

3

4.Проблема движения в математическом познании.

5.Проблема поиска адекватного математического аппарата для создания новых приложений: теория катастроф, теория фракталов и др.

6.Проблема синтеза математического знания.

7.Историческая логика развития  математического знания.

8.Математическое моделирование, выбор критериев адекватности, проблема интерпретации.

9.«Непостижимая эффективность» математики в физике: проблема рационального объяснения.

10.Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания.


2. Философские проблемы физики:

1.Частицы и поля как фундаментальные абстракции физической картины мира и проблема их   онтологического статуса.

2.Онтологический статус виртуальных частиц.

3.Стандартная модель фундаментальных частиц и взаимодействий и ее концептуальные трудности

4.Физический вакуум: поиск новой онтологии.

5.Проблема пространства и времени в современной физике.

6.Проблема детерминизма в физике.

7.Физический смысл константности скорости света, концепции дополнительности Н.Бора и принципа  неопределенности В.Гейзенберга.

8.Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике: детерминированный хаос и эволюция.

9.Проблема объективности в современной физике.

10.Роль социальных факторов в достижении истинного знания.


3. Философские проблемы химии

1.Проблема становления предмета химии. Как науки.

2.Классический и неклассический субъект познания в химии.

3. Классический и неклассический типы рациональности в химии.

4.Концептуальные системы классической и неклассической  химии как  логика познания вещества.

5.Химическое познание и диалектика.

6.Кинетические теории и проблема организации химических систем.

7.Поведение химических систем с точки зрения концепции самоорганизации  и синергетики.

8.Тенденции физикализации химии: редукционизм и единство химического знания.

9.Проблема смысла и значения приближенных методов в химии.

10.Методологические, социо-культурные проблемы становления неклассической химии. Место химии в системе наук  о природе.


   4. Философские проблемы биологии:

1.Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века.

2.Сущность живого и проблема его происхождения.

3.Принцип развития в биологии: развитие эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы.

4.Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

5.Проблема системной организации в биологии.

6.Проблема детерминизма в биологии: разнообразие форм детерминации.

4

7.Сущность и формы биологической телеологии; феномен «целесообразности»; целенаправленность как фундаментальная черта основных жизненных процессов.

8.Воздействие биологии на формирование новых форм, установок и ориентаций культуры.

9.Человек и природа в социо-культурном измерении.

10.Экологические императивы современной культуры.


5. Философские проблемы техники, технических наук.

1.Понятие «техника». Предметно-орудийная деятельность, техническая и инженерная деятельность. Образы техники в культуре.

2.Соотношение научного и технического знания; исследование и проектирование.

3.Роль техники в становлении классического  математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом естествознании.

4.Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках.

5.Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования, этапы формирования.

6.Дисциплинарная организация технической науки:  понятие научно-технической дисциплины ( семейство научно-технических дисциплин).

7.Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах.

8.Формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз.

9.Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Особенности системотехнического и социотехнического проектирования.

10.Социальная оценка техники. Научная и техническая рациональность и  иррациональные последствия научно-технического прогресса.


6. Философские проблемы наук о Земле и природопользовании

      1.Междисциплинарный характер наук о земле:  единство методов и познавательных средств.

      2.Проблема времени и пространства в геологии.

      3.Исторические формы связи  геологии и философии.

      4.Концепции развития в геологии.

      5.Понятие геологического закона.

      6.Философско-методологические проблемы геоэкологии.

      7.Концепция ноосферы как новый диалог человека с природой.

      8.Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере.

      9.Социальная экосфера как предмет геоэкологии.

     10.Экологические императивы современной культуры.


7. Философские проблемы  информатики

     1.Понятие информации. Историко-философский генезис  и современные интерпретации.

     2.Информация и знание.

     3.Интернет как информационно-коммуникативная среда науки.

     4.Синергетика и информация.

     5.Сущность социальной информатики.

     6.Информация и отражение.

     7.Атрибутивная концепция информации.

     8.Функционально-кибернетическая концепция информации.

     9.Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

10.Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды.

5

8. Философские проблемы  социо-гуманитарных наук 

1.Специфика объекта и предмета социо-гуманитарного познания.

2.Проблема истинны в социо-гуманитарных науках.

3.Аксиологические основания  социо-гуманитарного познания.

4.Феноменология как философская методология социо-гуманитарного познания.

5.Герменевтика как  философско-методологическая программа социо-гуманитарного познания.

6.Коммуникативность и проблема рациональности в социо-гуманитарных науках.

7.Системно-структурная методология и синергетический подход в социо-гуманитарном познании.

8.Философско-методологические  проблемы права.

9.Проблема равенства и справедливости в философии права.

10.Феномен правового нигилизма и его социальные последствия.

11.Лингвистический поворот в философии в философии науки. Философские проблемы языка.

12.»Идеальный тип» М.Вебера; его методологическое значение в социальном познании.

13.Теории культуры и их роль в социо-гуманитарном познании.

14.Теоретическое конструирование в историческом познании.

15.Роль парадигм в социо-гуманитарном исследовании.

Похожие:

Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по курсу “История и философия науки” состоит из трех обязательных разделов: “История технических наук”, “Основы философии науки” и “Современные философские проблемы техники и технических наук”.
История и философия науки” состоит из трех обязательных разделов: “История технических наук”, “Основы философии науки” и “Современные...
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconЗадачами изучения дисциплины является
Наука и техника как предмет философской рефлексии. Философско-методологический и историко-культурный анализ науки. Философские проблемы...
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconВопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук
«Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук» для аспирантов специальностей
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconОбщие вопросы науки и культуры
Будущее фундаментальной науки : концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / Рос акад наук, Ин-т философии; отв ред....
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» icon7. современные философские проблемы техники и технических наук
Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение...
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconТема Идея «философии науки», её цель и основные проблемы Начиная изучение какой-либо дисциплины, обычно говорят о её предмете и значении: что она изучает, какие проблемы ставит и решает, кому и для чего она нужна?
Философия науки – часть философии, представляет собой философские размышления о науке, поэтому для определения её предмета, проблем...
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconТесты для проверки знаний по курсу: 29 вопросы курсового экзамена. 44 Введение данное учебное пособие предназначено для магистрантов и содержит разнообразные материалы, необходимые для организации изучения ими курса «Философские проблемы науки и техники»
Учебное пособие предназначено для магистрантов и содержит разнообразные материалы, необходимые для организации изучения ими курса...
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы политической философии»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconСПб гу итмо кафедра философии
Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки и в философскую проблематику отдельных областей научного знания....
Состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания» iconФилософские проблемы науки и техники
Цель дисциплины: формирование системной организации философского и научно-технического знания
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница