Проектная работа




НазваниеПроектная работа
страница1/6
Дата27.02.2013
Размер0.64 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6



муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»



ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


Организация проектно-исследовательской деятельности как путь формирования ключевых компетенций


Кривых Ольги Николаевны

учителя первой квалификационной категории


г. Нижневартовск


2011 год

Содержание

Пояснительная записка


Анализ психологических исследований в школе за последние 3 года показывает, что учащиеся, знающие как решить задачу, требующую логического мышления, не всегда знают, как решить проблему, требующую того же мыслительного алгоритма, если она составлена по-другому. Учащиеся точнее понимают поверхностное сходство, нежели чем структурную идентичность явления. А на самом деле здесь очень важно уметь увидеть сходство и взаимосвязь с различными на первый взгляд, явлениями. Это подтверждается также и наблюдениями, которые постоянно ведут учителя школы: выпускники, овладевая познавательной и деятельностной процедурами в ситуациях, которые формируются в классе, не всегда способны использовать это в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, возникла необходимость применять деятельностный подход в обучении ,что означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Поэтому считается, что акцент в современном школьном образовании нужно сделать на формировании у обучаемых общих и общеучебных умений, навыков, обобщенных способов деятельности – ключевых образовательных компетенций. Как отмечает А.В. Хуторской: «Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности».Переход на применение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современном образовании носят название компетентностей. Поворот к личностно-деятельному подходу в образовании предполагает новые требования к уровню подготовки школьников. Выпускник должен не только и не столько обладать суммой знаний и умений, сколько овладеть набором способов деятельности, т.е. компетентностями. Способности, которые традиционно были опорой той или иной профессии, сегодня более не отвечают требованиям самих изменившихся профессий.

Теперь необходимо предвосхищать трудности и вызовы мира труда, принимать нестандартные решения, уметь взаимодействовать с другими людьми, обоснованно принимать или отвергать чьи-то действия и т. д. Поэтому появление компетенций – это закономерность развития истории образования. Важной составляющей компетенции является деятельностное умение, включающее навык, т.к. овладение компетенцией означает способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. Этот фундаментальный контекстуальный характер компетенций является важным аспектом, на котором надо сделать ударение. Данное направление актуально, т.к. соответствует потребностям федеральной образовательной политики, обозначенным в концепции федеральной целевой программы развития образования. Так как все компетенции формируются через деятельностный подход, то проектно-исследовательская работа на уроках -самый прямой путь к формированию компетенций.


1. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ


1.1. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций.


Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Целью исследовательской деятельности является развитие личности,  приобретение учащимся функционального навыка. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента и  возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Для достижения намеченной цели необходимо было решить ряд задач:

1.Провести диагностику с целью определения уровня развития ключевых образовательных компетенций учащихся.

2.Разработать алгоритм действий по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся.

3.Построить учебные занятия, позволяющие формировать и совершенствовать ключевые образовательные компетенции учащихся.

4.Скорректировать микроструктуру учебного занятия: содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

5.Провести контрольную диагностику уровней сформированности ключевых образовательных компетенций по окончании внедрения новой технологии.

6. Организовать рефлексию собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.

Как считает автор работы, без такой деятельности невозможно сформировать ключевые компетенции у обучающихся.


1.2. Элементы проектно-исследовательской деятельности.


Новизна заключается в определенных принципах организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию применения проектно-исследовательской работы и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Следующие элементы проектно- исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

Аналитические: выдвижение идеи (мозговой штурм),  формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

Поисковые: находить информацию по каталогам, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

1.3. Основные требования к использованию проектно-исследовательской деятельности


Для того, чтобы применять на уроках такой вид деятельности, я изучила основные требования к ее использованию. Ниже привожу эти требования.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения).

2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, совместный выпуск газеты и пр.).

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

6. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

7. гипотезы их решения;

8. обсуждение методов исследования;

9. оформление конечных результатов;

10. анализ полученных данных;

11. подведение итогов;

12. корректировка;

Отсюда могут быть определены этапы разработки и проведения проектно-исследовательской работы (его структуры):

  1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или не­ сколько проблем по обсуждаемой тематике.

  2. Выдвижение гипотез для решения выявленной проблемы (мозговой штурм), обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

  3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

  4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов , под­тверждающих или опровергающих гипотезу.

  5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

  6. Выдвижение новых проблем.

Все эти элементы в том или ином виде я использую в своей работе.


1.4. Классификация проектно-исследовательской работы


В начале своей работы я изучила классификацию проектно-исследовательской работы.Проекты можно классифицировать по различным основаниям. По доминирующему в проекте методу или виду деятель­ности проекты могут быть исследовательскими, творческими, ролево - игровыми, информационными, практико-ориентированными.

Исследовательские проекты. Такие проекты полностью подчинены логике пусть небольшо­го , но исследования и имеют структуру, приближенную или пол­ностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, оп­ределение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных резуль­татов, выводов, оформление результатов исследования, обозна­чение новых проблем для дальнейшего хода исследования).

Творческие исследовательские проекты. Эти проекты предполагают соответствующее оформление ре­зультатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально про­работанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, про­граммы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизай­на и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролево – игровые исследовательские проекты. В таких проектах участники принимают на себя определен­ные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, осо­бенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные пер­сонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться вна­чале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом дея­тельности все-таки является ролево- игровая , приключенческая.

Информационно-исследовательские проекты.Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление участников про­екта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, пред­ назначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следу­ющим образом:

  1. цель проекта;

  2. предмет информационного поиска;

  3. источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и за­ рубежных партнеров, проведение «мозговой атаки* и пр.);

  4. способы обработки информации (анализ, обобщение, сравнение с известными фактами, аргументированные выводы);

  5. результат информационного поиска (статья, аннотация, ре ферат, доклад, видео и пр.);

  6. презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение,например, в телеконференции ).

Практико - ориентированные исследовательские проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот ре­зультат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования).

По предметно-содержательной области проекты могут быть монопроектами (в рамках одной области знания) и межпредметными проектами.

По характеру координации проекты делятся на непосред­ственные (жесткие, гибкие) и скрытые (неявные, имитирующие участника проекта)

По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира) проекты могут быть внутришкольными , региональными и международными.

По количеству участников проекта различают проекты:

  1. личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

  2. парные (между парами участников);

  3. групповые (между группами участников).

По продолжительности проекты делятся на:

1. краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработа­ны на нескольких уроках по программе одного предмета или междисциплинарные;

2. средней продолжительности (один месяц);

3. долгосрочные (до года).

Чаще всего на уроках использую мини-проекты, из которых , как из мозаики , можно собирать целые проектно-исследовательские работы. Долгосрочные работы выполняют обучающиеся для участия в различного уровня конкурсах и фестивалях.


1.5. Этапы проектной деятельности

Любая деятельность человека разбивается на этапы. Тем более такая многогранная , как проектно-исследовательская работа.

I этап - диагностика ключевых образовательных компетенций учащихся с целью определения дальнейших путей их развития и совершенствования, а также формирования новых компетенций учащихся.

Диагностика проводится по двум направлениям:

1.Для получения общей картины развития образовательных компетенций учащихся необходимо провести входную диагностику образовательных компетенций учащихся.

2.С целью выявления уровня готовности учащихся к проектно-исследовательской деятельности необходимо провести исследование их интереса к данной деятельности.

II этап технологической части проекта– разработке алгоритма действий по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся. Другими словами необходимо определиться с последовательностью и сроками каждого отдельного вида деятельности педагога при подготовке к уроку и его проведении. Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая.Моя задача ,как учителя современной школы «не мыслям учить, а учить мыслить».

Более пяти лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках физики. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов. Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе Демидова М.Ю.«Организация исследовательской деятельности на уроках физики» (М.,2005). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках физики, т.к. «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». Ученый убежден, что «исследовательскую работу на уроках физики целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».

III этап – этап построения макроструктуры учебного занятия. Как отмечают Т.М. Давыденко и Е.В. Тонков, в основе выделения этапов учебного занятия лежит структура процесса усвоения учащимися знаний.

Выполнение работы на каждом из этапов представляет определенную трудность для преподавателя и обучающихся. Таким образом, нами в данной главе рассмотрены теоретические основы проектной деятельности, выделены элементы и этапы проектно-исследовательской работы.

2. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Проектная работа iconПроектная работа 9 кл. Общие положения
Проектная работа выполняется в течение I полугодия 9 кл и защищается в конце декабря – начале января
Проектная работа iconТворческая работа тема: Проектная деятельность в начальной школе
Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего...
Проектная работа iconПроектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)
Проектная технология наиболее полно реализует поставленные цели личностно-ориентированного обучения. Работа над проектом помогает...
Проектная работа iconНоу сош «Росинка» Исследование архитектурного стиля Гауди Проектная работа

Проектная работа iconПрограмма дисциплины Проектная графика
Подготовка студентов по курсу «проектная графика», через изучение развития проектной графики, ее особенностей в современном дизайне,...
Проектная работа icon"Центр Вселенной в человеке" являются
Проектная работа по созданию мультимедийного пособия с использованием цифрового образовательного ресурса Интернета
Проектная работа iconПроектная работа
Суть проекта: создание и внедрение в масштабах школы системы управления качеством обучения старших школьников
Проектная работа iconПроектная работа Скринкастинг технология будущего
...
Проектная работа iconСамостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель)
Проектная деятельность учащихся по химии в рамках программы «Intel – обучение для будущего» и формирование экологической грамотности...
Проектная работа iconМастер – класс Проектная работа на деятельностной основе в экологическом образовании учащихся
«Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» под председательством Президента Чувашии Н. В. Федорова
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница