ГБОУ СОШ №949 учитель истории и обществознания Тараканова Л.К.
КОНФЕРЕНЦИЯ «РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ РОСИИ XIX ВЕКА» (8 класс) Направленность: история России XIX века, внеклассная работа. Количество детей: 50 человек. Возраст: 8 класс. Место проведения: актовый зал школы. Ресурсы: проектор, экран, музыкальный центр, микрофоны.
Главная идея: расширение знаний учащихся по истории России XIX века, групповая самостоятельная исследовательская работа, составление компьютерной презентации, защита своего проекта. Познавательные задачи: познакомить учащихся с великими личностями XIX века, учить работать с дополнительными материалами в Интернет-ресурсах. Развивающие задачи: учить самостоятельно искать, подбирать материал, анализировать и делать выводы, способствовать расширению кругозора учащихся. Воспитательные задачи: развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы, воспитывать интерес к истории своего Отечества. Межпредметные связи: история, литература, информатика. Формы работы: групповая, индивидуальная. Время проведения: 90 минут.
Цели конференции: 1. интеллектуальное и творческое развитие учащихся школы посредством исследований; 2. демонстрация и пропаганда лучших достижений школьников; 3. привлечение общественного внимания к проблемам развития интеллектуального потенциала общества; 4. помочь учащимся познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи конференции: 1. выявление талантливых школьников, проявляющих интерес к научно- исследовательской деятельности, оказание им поддержки; 2. вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры; 3. демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся в учебной научно-исследовательской деятельности.
Для участия в Конференции участники должны представить исследовательскую работу в виде реферата. Для защиты работы необходимо подготовить тезисы работы и компьютерную презентацию.
В работе конференции приняли участие более 50 учащихся школы. Работали четыре секции: «Личности XIX в: императоры», «Личности XIX в: реформаторы», «Личности XIX в: учёные - исследователи», «Личности XIX в: деятели культуры».
Учащиеся группами подготовили исследовательские работы с компьютерной презентацией по темам: I СЕКЦИЯ: «Императоры XIX века»: Александр I, Александр II, Николай I, Александр III.
II СЕКЦИЯ: «Реформаторы XIX века»: Сперанский М.М., Канкрин Е.Ф., Киселёв П.Д., Витте С.Ю., Аракчеев А.А.
III СЕКЦИЯ: «Учёные - исследователи XIX века»: Пирогов Н.И., Тимирязев К.А., Мечников И.И., Менделеев Д.И., Ковалевская С.М.
IV СЕКЦИЯ: «Деятели культуры – историки XIX века»: Карамзин Н.М., Соловьёв С.М., Ключевский В.О., Бестужев – Рюмин К.Н.
Требования к работе. Научная работа должна содержать: 1. титульный лист; 2. оглавление; 3. введение; 4. основную часть; 5. заключение; 6. список литературы (библиографический список); 7. приложения.
Титульный лист должен содержать: - название работы, ее вид (исследование, реферат); - сведения об авторе (фамилия, имя, класс); - сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность).
В оглавление должны быть включены: - введение; - названия глав и параграфов; - заключение; - список используемых источников; - названия приложений и соответствующие номера страниц.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, описание собственного опыта работы в решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно: описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.
В список используемых источников заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.
Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности: - фамилия, инициалы автора; - название издания; - выходные данные издательства; - год издания; - № выпуска (если издание периодическое); - количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием.
Технология проведения Конференции
Работа Конференции предусматривает публичные выступления участников на секциях по результатам собственной исследовательской деятельности.
На конференции рефераты представляются в устной форме и в форме компьютерной презентации (Power Point), тезисы работы. В тексте тезисов необходимо: - четко определить область, предмет исследования, - определить цели и задачи работы, - отметить актуальность проблемы, - указать методы исследования, - кратко обосновать применение указанных методов, - описать главный результат, - сформулировать выводы.
На выступление по представлению своей работы участнику дается до 7 минут, на выступление при обсуждении — до 2 минут. Участники Конференции сдают в жюри напечатанный экземпляр текста своего реферата и тезисы работы. После работы секций проходит подведение итогов руководителями секций.
Подведение итогов Конференции
Жюри оценивает выступление участника и ответы на вопросы по следующим критериям:
- логичность выступления; - использование наглядности выступления (если есть); - культура речи; - компетентность докладчика (владение проблематикой области исследования); - культура речи при ответах на вопросы.
При активном обсуждении докладов (рефератов) участников, учащиеся имеют возможность получить дополнительные баллы.
По окончании работы жюри выносит решения о победителях и призерах. Все решения жюри протоколируются, подписываются, утверждаются председателем жюри.
Победители и лауреаты Конференции награждаются дипломами. Их работы рекомендуются для участия в Окружных конкурсах.
|