Литература приложение




Скачать 421.49 Kb.
НазваниеЛитература приложение
страница1/5
Дата27.11.2012
Размер421.49 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5


Районная открытая научная конференция школьников


Секция: психология





Автор работы Грищенко Ирина

Место выполнения работы: с. Новоселицкое

МОУ СОШ №1, 10 класс.

Научный руководитель:

Сергеева Надежда Михайловна,

педагог-психолог


с. Новоселицкое, 2009


О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. ГЛАВА


Тревожность и ее сущностные характеристики в юношеском возрасте


  1. ГЛАВА

Диагностика тревожности у учащихся


  1. ГЛАВА

Психологическая коррекция тревожности


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА


ПРИЛОЖЕНИЕ


В В Е Д Е Н И Е


Актуальность проблемы исследования. Проблема личности, ее психологического и эмоционального развития является в настоящее время центральной в отечественной психологии. Это обусловлено стремлением современного общества к формированию здоровой, активной личности, способной приносить пользу себе и обществу. Психологическое здоровье предполагает полноценное психическое развитие человека на всех этапах его жизни.

В этой связи, ранний юношеский возраст является чрезвычайно важным и ответственным периодом, сопровождающийся завершением физического развития организма, проявлением необходимости самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности, свое назначение в жизни, осуществить профессиональное самоопределение. Еще Ж.- Ж. Руссо («Эмиль, или О воспитании») говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности.

Как показывают исследования, все это сопряжено с высоким уровнем тревожности, которая обусловливает трудности и противоречия развития психической сферы старшеклассников, что требует необходимых коррекционных воздействий, действенной психологической помощи.

Следует отметить, что проблемой преодоления тревожности занимались такие психологи, как Гримак Л.П., Бондаренко С.М., Выготский Л.С., Личко А.Е., Леви В., Линдерман Х., Прокофьев И.П., Селье Г., Спиридонов Н.И. и другие. Учеными обозначены снятия отрицательных воздействий тревожности и устранения ее, как относительно устойчивого личностного образования.

Исходя из того, что современная ситуация общественного развития не только не уменьшает, но, порой, усиливает тревожность старшеклассников, представляется значимым рассмотреть обозначенную проблему, ответив на следующие вопросы: какова тревожность старшеклассников, каковы возможности сеансов саморегуляции и аутотренинга по ее снижению? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования. Объектом исследования являются учащиеся 10 А класса МОУ СОШ №1 с. Новоселицкого, а его предметом – тревожность старшеклассников.

В основу гипотезы исследования легло заключения Мака- Рейнолдсона о том, что при измерении тревогу не следует считать однозначной по структуре, поскольку она отражает: состояние тревоги и тревожность как личностную черту; склонность к тревожности и существующую тревогу; общую и специфическую тревожность. Кроме того, мы предполагаем, что снижение тревожности возможно при применении комплекса систематизированных упражнений, получивших название саморегуляции и аутогенной тренировки.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволили сформировать задачи экспериментальной работы:

  1. Обосновать особенности проявления тревожности у учащихся.

  2. Провести диагностику тревожности.

  3. Разработать систему аутотренинга, направленную на преодоление тревожных состояний, и апробировать ее в ходе эксперимента.

В ходе исследования использовались следующие методы: эксперимент, наблюдение, беседа с учащимися и учителями старших классов, а также психологические методики.



  1. ГЛАВА

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» Карнеги Д. писал: «Одним из самых ужасающих комментариев к нашему образу жизни является то, что почти половина коек в наших больницах занята пациентами, страдающими нервными и психическими расстройствами».

Заболевания этих людей, по мнению автора, были вызваны не физическими нарушениями нервной системы, а такими эмоциональными проявлениями как безнадежность, фрустрация, тревожность, страх, отчаяние. Медицинская наука до сих пор не может в полной мере справиться с обозначенными психическими расстройствами, преодоление которых является также актуальной задачей современных психологов.

Психические состояния чаще всего проявляются, как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный, приспособительный характер к постоянно изменяющейся окружающей действительности. Психические состояния определяются информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне.

Психические состояния – явления исключительно индивидуализированные, т.к. зависят от особенностей конкретной личности, ее ценностных ориентаций и т.п. Соответствие психических состояний вызвавшим их условиям может быть нарушено. В этих случаях происходит снижение эффективности поведения и деятельности, возникновение «трудных состояний».

Одна из главных функций психики – уравновешивание деятельности организма с постепенно изменяющимися условиями внешней среды. Наиболее часто встречаются состояния, характеризующиеся избытком эмоционального напряжения. Если у животного избыток возбудимости разряжался через двигательные реакции, развитие мышечной активности, то у человека естественная разрядка напряжения не всегда возможна. Чаще требуется подавление активности, чем ее проявление. В этих случаях возникают явления «застойного возбуждения». К этой группе явлений относятся такие часто встречающиеся состояния, как: стресс, доминантные состояния, фрустрации, тревога.

Стресс – неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Естественная природа стрессовых реакций проявляется в том, что жизнь без стресса немыслима, а «полная свобода от стресса – как пишет Г. Селье, означает смерть».

Любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические состояния вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной. Дистресс всегда неприятен.

Принято выделять следующие основные симптомы хронического стресса: бессонница, грудная боль (скорее всего вызываемая спазмами мышц, а не сердечно - сосудистыми заболеваниями), кашель (или постоянное характерное покашливание для «очистки горла»), перепады настроения, хроническая усталость и конечно же избыточный вес. В стрессовых состояниях люди начинают усиленно питаться.

Фрустрация – (от лат. Frustratio) обман, неудача, ошибка – психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. После стресса это, пожалуй, наиболее распространенный вид трудных состояний, в которых может оказаться человек в своей жизни и деятельности.

Для фрустрации характерны следующие признаки определенных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения».

Тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой беспредметный страх. У человека тревога обычно связанна с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Тревога ослабляется с помощью защитных механизмов – вытеснения, замещения, рационализации, проекции./ Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий, тревожность обычно повышена при нервно- психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направленные на различения ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействия личности и ее окружения. / Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/

Тревожность – важное персональное качество человека, довольно устойчивое, проявляется в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности и т.п.

Можно сказать, что тревога лежит в основе любых изменений состояния и поведения, вызванных психологическим стрессом.

Итак, состояние тревоги влечет за собой такую последовательность реакций: состояние тревоги – когнитивная переоценка – механизмы перекрытия, избегания или психологической защиты.

Люди по- разному склонны к тревоге, т.е. восприимчивости различных видов стресса. Поэтому теория тревоги включает в себя и понятие тревоги как личностной черты. Индивиды, характеризующиеся высокими показателями тревожности, более предрасположены испытывать повышенное состояние тревоги в тех ситуациях, которые несут в себе угрозу для их самооценки.

Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год – для юношей и 16-20 лет – для девушек. На Западе существует, а теперь и у нас приписывается слово «тинейджер» (или сокращенно – «тин») как вообще название для любого, кому от 13 до 19 лет. В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходят в гармоническое соответствие сердечно- сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. Особенности психологического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем, не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора. Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз в IX классе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (профиль обучения в школе, которой учился, гимназия, техникум); второй – в XI классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социально – экономических перемен, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи – отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. Считается, что к шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши (девушки) гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек.

Как бы страстно не была направлена юность на поиск своего места в мире, сколько бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, много она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затлевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентиры молодого человека.

Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку. Юность – период, когда молодой человек продолжает рефлексировать отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответственен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким. Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, сущность. Он становится легко ранимым – ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб. В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения посторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление, как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими, позволяет любому человеку «сохранить свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.

Юность ценят все – это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам. Но эта субъективная и объективная ценность и значимость юности делает особенно важными решение задач развития, которые ставятся перед человеком. Исследователями называются различные задачи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно- исторических условий развития личности на данном возрастном этапе. Выделяют следующие основные задачи развития в ранней юности:

  • Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).

  • Обретение психологической идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

  • Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

  • Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Выпускнику средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более часто правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека. Не всегда целесообразно поступить в престижный ВУЗ или идти туда, куда идут твои друзья.

Отметим еще одну очень важную проблему, впервые достаточно отчетливо возникающую именно в 11 классе – это проблема сдачи Единого Государственного Экзамена. По существу, учащиеся сдают экзамены, от результатов которых зависит в какое учебное заведение они будут поступать. Иногда слабоуспевающие ребята, а порой и отличники вынуждены поступать в средне - специальные учебные заведения, только бы избежать сдачу ЕГЭ. Уходят из школы учащиеся с низкой успеваемостью и низкой самооценкой. Они мало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии важного решения о своих образовательных планах опираются главным образом на мнение своих приятелей, а не на собственные интересы и потребности. Обычно, такие школьники уже имеют какой-то личный доход или же озабочены тем, чтобы он был. Они стремятся как можно быстрее и любыми средствами обрести самостоятельность и независимость от семьи, от школы. Можно сказать, что у этих молодых людей доминирует прагматический, а не творческий тип развития. Иными словами, это молодые люди с целым рядом психологических проблем, и решение уйти из школы после 9 класса (которое само по себе не может быть обязательно оценено отрицательно, будучи для кого- то, возможно, даже единственно верным жизненным шагом) в подавляющем большинстве случаев может служить знаком определенного неблагополучия.

Образовательные планы девятиклассников обычно связаны с более широкой проблемой – выбором будущей профессии и избеганием сдачи ЕГЭ. Однако нередко эта проблема оказывается субъективно важной для девятиклассников и вне зависимости от предполагаемого пути завершения среднего образования. Проблема профессионального самоопределения в последнее время все чаще оказывается актуальной именно для 15-летних, а период обучения в старших классах школы становится уже периодом не только и не столько общеобразовательной, сколько специальной, профессиональной подготовки.

Все это вызывает подчас такой уровень напряженности и тревоги. Таким образом, юношеский возраст, характеризуется как интенсивным физическим, так и психологическим развитием, сопровождается наличием «трудных состояний», обусловливается появлением тревожности. В этой связи, обратимся к диагностике обозначенных состояний, проведенной в старших классах средней общеобразовательной школы.


  1. ГЛАВА

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Тревога – явление вплетенное в ткань повседневной жизни. В наш век, который называется веком тревоги, она все больше становится объектом внимания медиков, психологов, педагогов, философов и других ученных.

Мы знаем, что этим состоянием обладают все люди. Другое дело, в какой степени оно проявляется. Повышенная тревожность мешает учебе, работе, общению, другими словами, препятствует личностному росту. К тому же, тревожность является спутником таких состояний, как страх, «ночная психика», астения, одиночество.

Повышенная тревожность объясняется тем, что в наше время организм человека подвергается более высоким психическим и физическим нагрузкам, чем когда бы то ни было. Когда мы долгое время чем-то недовольны, страдаем или оказываемся во власти болезни, все это ранит наш организм, поэтому необходимо, чтобы каждый человек активно заботился о своем здоровье сам, умел наблюдать и контролировать функции своего организма, умел себе запрещать что-то. Надо научиться приказывать своему организму. Сделать это поможет аутогенная тренировка (АТ).

Каждый человек, за исключение детей дошкольного возраста, может овладеть АТ при условии, что научится выполнять специальные упражнения: концентрировать свою психику на состояние покоя и расслабленности и превратить это умение в автоматизированный рефлекторный навык.

С помощью АТ можно научиться расслаблять мышцы, концентрировать или отвлекать внимание, управлять вегетативной нервной системой и через нее деятельностью внутренних органов, создавать состояние покоя, внушать себе желаемое, корректировать тревожность, страх, стресс.

Поэтому исследование тревожности у старшеклассников явилось целью диагностики. В связи с этим были поставлены задачи:

  1. Подобрать методику для исследования, позволяющую установить наличие тревожности у старшеклассников.

  2. Определить уровень тревожности в количественных и качественных показателях, провести анализ полученных результатов.

  3. Разработать и апробировать систему АТ, позволяющую снизить уровень тревожности у старшеклассников.


Для определения уровня тревожности у учащихся нашего класса мы использовали тест школьной тревожности Филлипса.

В процессе применения опросного психодиагностического метода испытуемым задавались вопросы, отмечались и обрабатывались ответы, которые фиксировали признаки высокотревожного поведения. Мы допускали, что нужные сведения о тревожности у старшеклассников можно получить, анализируя их письменные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов. Мы предполагали, что если таких признаков окажется много, то можно будет сделать вывод о том, что изучаемое свойство личности развито у данных испытуемых достаточно сильно. Если подобных признаков не будет совсем, то можно будет сделать вывод, что тревожность у испытуемых отсутствует. Если, наконец, подобных признаков окажется умеренное количество, то можно будет сделать вывод о средней степени развитости «тревожности» у испытуемых.

Уровень школьной тревожности в 10 А классе

Первичный замер



Дата

обследования

Кол-

во

уч-ся

Уровень

нормальный

повышенный

высокий

1

1.12.08

23

61 %

14 ч

22 %

5 ч

17 %

4 ч



Особого внимания требуют учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречий между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряжения. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителям перегрузки, перенапряжение, выражающиеся в нарушении внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаноторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивность деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов.

Проведенный анализ результатов убедил нас в необходимости создания коррекционной программы и проведения занятий по снижению уровня тревожности у испытуемых в экспериментальной группе.



  1. ГЛАВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКО

Всем известно, что психические состояния во многом определяют наши физические силы, и наоборот – физические возможности сказываются на состоянии психики. Физические действия могут напрямую определить качество и силу психических состояний и реакций. Например, если дышать быстро и глубоко, то через 1-2 минуты можно почувствовать головокружение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Спокойное и ровное дыхание с удлиненным вздохом в течении 5 минут обязательно вызовет желание спать. Двигательное упражнение с попеременным напряжением больших групп мышц, наоборот, освежит голову и мысли. Эти примеры показывают, что человек может вполне самостоятельно и целенаправленно регулировать свое самочувствие, состояние физиологических систем (кровеносных сосудов мозга, органов чувств и т.п.).

Комплекс систематизированных упражнений аналогичного характера, получивший название аутогенной тренировки, был разработан более полувека назад и начал применяться в целях оздоровления и целенаправленного совершенствования некоторых психических и физических функций человека. Необычная популярность метода, как действенного психогигиенического и психопрофилактического средства связана с растущими нагрузками на нервную систему современного человека. Приемы, лежащие в основе АТ, были хорошо известны медицинской науке значительно раньше разработки самого метода. Суть их заключалась в возможностях целенаправленного управления физиологическими и психологическими функциями человека посредством внушения и гипноза. Цель занятий – помочь школьникам овладеть приемами саморегуляции и снижения уровня тревожности. Занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

С испытуемыми проводились упражнения два раза в неделю в течении месяца в школе и самостоятельно дома утром и вечером. После проведения упражнений, учащиеся делились своими впечатлениями. Почти у всех испытуемых в первый раз упражнение не получилось, и только на третий , четвертый день наметились сдвиги в освоении АТ. Ребята стали замечать, что после упражнений улучшалось настроение, стал отступать страх, сон стал спокойнее, не мучили мысли о прошедшем дне. Некоторые стали чувствовать себя увереннее, научились защищать себя от стресса, срыва, стали по- другому относиться к людям.

Но все испытуемые были единодушны во мнении, что с каждым днем упражнения получались все лучше и лучше, а настроение и общее состояние поднималось резко вверх.

Уровень школьной тревожности в 10 А классе

Повторный замер



Дата

обследования

Кол-

во

уч-ся

Уровень

нормальный

повышенный

высокий

2

26. 12.08

23

86 %

20ч

13 %

3 ч

-

-



Итак, как мы видим, работа испытуемых над собой показала не плохие результаты.

Проведенные исследования показали, что занятия АТ помогли учащимся не только снизить уровень личностной и ситуативной тревожности, но также помогли им увереннее чувствовать себя в наше не простое время.


Уровень школьной тревожности в 10 А классе

Сравнительный анализ




Дата

обследования

Кол-

во

уч-ся

Уровень

нормальный

повышенный

высокий

1

1.12.08

23

61 %

14 ч

22%

5 ч

17%

4 ч

2

26. 12.08

23

86 %

20ч

13 %

3 ч

-

-



  1   2   3   4   5

Похожие:

Литература приложение iconЛитература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора»
Психологические методы: личностные опросники, социометрия, тесты интеллекта, тесты способностей, психоанализ, самонаблюдение, психотерапия...
Литература приложение iconЛитература 24 Вопросы к квалификационному экзамену 27 Приложение 1 37 Приложение 2 38 Приложение 3 39 пояснительная записка специальность интернатуры «Детская хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент В. И. Аверин
Литература приложение iconПриложение 2 Литература к проекту «В стране здоровой пищи»
Аникина В. П. Старинные русские пословицы и поговорки. М., «Детская литература», 1983
Литература приложение iconЛитература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания»
Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование характеризуется следующими...
Литература приложение iconЛитература 18 Приложение 1 19 Приложение 2 20 Введение в нашей школе работает этнографический музей. Вся обстановка музея, экспонаты напоминают русскую старину в нем проводятся экскурсии, выставки, народные праздники. В школьном музее «Русская изба»
Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №28 Г. Томска
Литература приложение iconПриложение приложение: Приложение I
Считаете ли вы какое – либо из натуральных чисел необычным, отличающимся от других?
Литература приложение iconЛитература 32 Приложение Пример анкеты для опроса потребителей услуг гостиницы Приложение Пример анкеты для опроса посетителей ресторана гостиницы Введение в
Структурирование функции качества обслуживания на основе типологии Кедотта — Терджена 15
Литература приложение iconЛитература
Приложение IV перечень оборудования, приспособлений и инструмента мастерской
Литература приложение iconЛитература Устное народное творчество
...
Литература приложение iconПриложение 1 план-конспект урока
Литература. 9 кл. Учеб хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В2 ч. Авт. – сост. В. Я. Коровина. М. Просвещение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница