Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка




Скачать 98.79 Kb.
НазваниеФормирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка
Дата27.11.2012
Размер98.79 Kb.
ТипУрок


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная

Школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Елабужского муниципального района


Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка


Выполнила учитель татарского языка

Габбасова Лилия Зяудатовна


Елабуга-2010

Актуальность проблемы и темы исследования.


В условиях демократизации общества и динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и

малоквалифицированного труда происходит становление новой парадигмы образования, которая должна соответствовать современным требованиям экономической системы в целом. На смену технократической парадигме образования приходит гуманистическая личностно ориентированная парадигма. Ряд исследователей (А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский и др.) отмечает, что новый этап развития российской системы образования характеризуется изменением представлений о личности учащегося, выступающей в качестве системообразующего начала образовательного процесса и, в контексте социальных качеств, востребованными становятся субъектные свойства, определяющие ее самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции и рефлексии.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».

Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

В настоящее время еще не сложилось однозначного определения ключевых компетенций. Не только научные исследования, но и документы, определяющие стратегию развития образования, дают различную трактовку данных понятий.

С 1992 года, когда впервые на официальном уровне термин «ключевые компетенции» появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась, в основном, в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике (С. Шо, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Р.Селман и др.), так и в отечественной (В.И.Байденко, А.М.Новиков, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская, Э.Ф.Зеер, В.А.Кальней и др.).

Отмечая неразработанность данной проблемы в образовательном пространстве средней школы, в качестве примера реализации направлений компетентностного подхода в отечественной педагогике и психологии в стратегии модернизации общего образования указаны работы И.Я.Лернера, В.В.Краевского, Г.П.Щедровицкого, В.В.Давыдова и их последователей.

Такие исследователи как В.А.Болотов, В.В.Сериков, С.Е.Шишов,

И.Г.Агапов, А.А.Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе.

Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к

процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью разработки технологии формирования у учащихся ключевых компетенций в образовательном процессе, определения критериев оценивания полученного результата образования.

Проблема исследования заключается в научном обосновании теоретико-методологических основ и практической реализации процесса формирования ключевых компетенций у школьников, определении условий и критериев оценки его эффективности.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике.

Объект исследования: ключевые компетенции школьников.

Предмет исследования: процесс формирования ключевых

компетенций у школьников.

Цель исследования – определить состав ключевых компетенций,

выявить психолого - педагогические условия, способствующие

эффективности процесса формирования ключевых компетенций у

школьников, разработать этапы технологии формирования ключевых

компетенций в образовательном процессе.

Компетентностный подход

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.

Концепция компетентностного подхода в образовании – идея сравнительно новая.

Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения и в части образовательных целей, и в части методики.

Необходимость перехода к компетентностному обучению не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обособленно судить об этой области эффективно действовать в ней.

Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемое часто понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностные отношения к ней и предмету деятельности.

Таким образом, под компетенцией имеется в визу некоторое отчуждение, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности

С данных позиций А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательная компетенция.

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучающего обучения, формированием навыков учебной деятельности, поэтому в своей практике я не первый год реализую эту цепочку взаимосвязанных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Момент совместного целеполагания присутствует на каждом уроке.

Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.

Типичные вопросы при обсуждении:

  • В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?

  • Какими способами я буду достигать цели?

  • Какие средства мне для этого понадобятся?

К примеру, в начале изучения темы «Работа для реальной жизни» (9 класс) ученики приходят к выводу, что изучение темы даст им возможность обсудить психологические предпосылки выбора профессии, изучать перечень необходимых качеств для той или иной профессии, научиться писать резюме для работодателя в той форме, которая принята в цивилизованных странах. Как правило, приобретение таких знаний учащиеся считают для себя важным, значимым и понимают, что для достижения высокого уровня обученности необходимо овладеть определенным словарным запасом, грамматическими структурами, а также компетенциями общекультурного и мировоззренческого характера (уметь выбрать приоритеты в ряду профессий, овладевать стилем и формой составления резюме.

Информационная компетенция.

Обучение татарскому языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции.

На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью.

Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, предоставляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность.

К примеру, работая над написанием эссе на тему «Личность, которой я восхищаюсь», некоторые учащиеся 8 класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни современных «звезд», которые часто являются их кумирами. Дети с удовольствием обмениваются информацией по данному вопросу.

Коммуникативная компетенция.

Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения татарскому языку – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям.

Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения и пр. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажите о себе», «Поделись своими мыслями на тему…» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках.

Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец-покупатель), «На улицах города» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий) и т.д.

Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.

Размышляя над целями уроков, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.

К примеру, работая над популярной для подростков темой «Спорт» (9 класс), учащиеся знакомятся с различными толчками зрения спортсменов-любителей, профессиональных спортсменов на ту сторону области спорта, которая часто остается «в тени»: тяжелые перегрузки, нездоровая конкуренция и нечестность в спорте, прием запрещенных препаратов. Ученики имеют возможность «пропустить эту информацию через себя», задуматься над своими ощущениями, определить свое отношение и даже выработать для себя определенные правила поведения в ситуации по данной проблеме. Заключительная дискуссия на тему «Спорт и наркотики: моя точка зрения» является логичным завершением темы, поскольку кроме языковой компетенции формирует в значительной мере компетенцию личностного самосовершенствования.

Возможность развития данной компетенции наличествует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – один из важнейших задач учителя.

Обучение татарскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям, потребности общаться, изучать окружающий мир, проявлять себя художником или мыслителем, попробовать ранее незнакомые роли.

На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так чтобы дать детям возможность реализовать себя.

Обучение и воспитание субстанции настолько живые, творческие, непрерывно изменяющиеся; здесь нет предела совершенствованию. Многое уже сделано в формировании у учащихся ключевых компетенций, а именно в формировании общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности; готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.



Похожие:

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconУроках математики
В настоящее время одной из главных задач образования является формирование и развитие ключевых компетенций учащихся. Выделены следующие...
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconПроекта: «Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через использование различных приемов обучения»
Тема проекта: «Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через использование различных приемов...
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconУроках и во внеурочной деятельности Приобретение и развитие компетенций зависит от активности обучающихся
Методы и приемы развития ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconПрезентационные мероприятия
Дискуссионный клуб «Lumen» как средство формирование ключевых компетенций учащихся
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconПрограмма развития формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе их социализации в деятельности сельской школы с дополнительным образованием д. Ботово 2010 год
Создание условий для формирования ключевых компетенций обучающихся в процессе социализации
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconФормирование ключевых компетенций при подготовке к егэ по русскому языку в 9 классе
Учительница русского языка и литературы Батыревской сош №1 Афанасьева В. Н
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconСодержание ключевые слова Компетентностный подход на
Компетентностный подход на уроках биологии, средства реализации компетентностного подхода, методы и приемы формирования ключевых...
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconУроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
Цель стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Стратегии модернизации и содержания общего образования»...
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconТест по английскому языку на проверку коммуникативной и информационной компетенций учащихся 5 класса основной школы в разделе «письмо»
Мониторинг интеллектуального развития и система оценивания основных ключевых компетенций учащихся основной школы
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка iconТест по английскому языку на проверку коммуникативной и информационной компетенций учащихся 7 класса основной школы в разделе «говорение»
Мониторинг интеллектуального развития и система оценивания основных ключевых компетенций учащихся основной школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница