Предмет и задачи школьного курса информатики




НазваниеПредмет и задачи школьного курса информатики
страница1/10
Дата27.11.2012
Размер1.73 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
8 класс. Учебный модуль

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Основное содержание модуля

История становления информатики и пути ее развития. Информация и информационная деятельность человека. Человек как биологическая систе­ма обработки информации. Общество как социальная система обработки информации. Роль информации в развитии общества. Информационная культура - необходимое качество современного человека.

Понятие «информация». Виды информации.

Информационные процессы в природе, обществе и технике: основные параметры функционирования. Носитель информации как необходимое средство реализации информационных процессов. Виды носителей инфор­мации: сигнал, знак, язык.

Общеобразовательные цели:

• Иметь представление о предмете и методах информатики;

• Различать подходы к описанию мира с позиции информатики;

• Иметь представление об объектах как системах различной природы.

Воспитательные цели:

• Формирование мировоззренческой позиции при описании объектив­ной действительности;

• Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и себе.

Развивающие цели:

• Освоение способов эффективного взаимодействия в процессе учеб­ной коммуникации;

• Формирование социальной направленности любой деятельности.

Урок 1. Что изучает информатика?

Цели урока:

• Освоить области применения науки информатики;

• Освоить общее и особенное в курсе школьной информатики;

• Освоить правила по технике безопасности.

Ход урока

Теоретическая основа урока

Информатика является одной из фундаментальных отраслей научного знания, использующая системно-информационный подход к анализу окру­жающего мира, и рассматривающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, хранения и обработки информации с использованием технических средств. Это стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, которая расширяет область своего влияния на разные отрасли промышленной и научной сферы.

Зародившаяся в лоне кибернетики, информатика быстро приобрела са­мостоятельность и теперь активно влияет на развитие, как технических дисциплин, так и социогуманитарных направлений научного знания. При этом если первоначально предметом информатики служили автоматизиро­ванные системы обработки информации, то со временем пришло осозна­ние, что главным объектом изучения информатики должно выступать яв­ление, отраженное в понятии «информация».

Именно предмет информатики придает ей фундаментальность, что вле­чет за собой требование не ограничиваться рассмотрением лишь способов функционирования формализованных данных, обрабатываемых автомати­ческими средствами. Тогда информатика является фундаментальной нау­кой, рассматривающей закономерности функционирования информацион­ных процессов в системах различной природы.

Информация сложное, полисемическое понятие, имеющее множество определений и толкований. Споры относительно природы информации ве­дутся давно и в различных областях науки. Развитие такой научной области как «информатика» не может ограничиться рассмотрением определенных примеров или толкований информации. Необходимо рассмотреть ее более широко, привлекая при необходимости понятийный аппарат других дисци­плин.

(Все выше сказанное в первую очередь относится к учителю. Начинать изучение со столь сложных представлений нельзя, но при этом учитель должен осознавать, какова его роль в последовательном формировании общих представлений о мире с позиции протекания информационных про­цессов. Если учитель не почувствует глубину преподаваемого им предмета, тогда в конечном итоге результаты его деятельности, выраженных в знани­ях учеников, будут поверхностны и недолговечны.)

И для того, чтобы понять основные направления деятельности человека, рассматриваемого информатикой, предлагаем следующий вариант урока.

Норберт Винер в своей работе о кибернетике предлагал подумать о со­держании следующих строк:

Знаешь сколько звезд сияет Над тобой во тьме ночной? Знаешь, сколько тучек тает В чаще неба голубой? Только бог про это знает, До единой он считает Их огромное число.

Как вы думаете, на что хотел обратить внимание великий американский ученый? Сначала давайте определимся, кто ведет подсчеты звезд? Да, это астрономы. А кто наблюдает за появлением и исчезновением туч? Мы их называем метеорологами. А что их объединяет? Чем они занимаются? Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно их сохраняют, анализируют, чтобы на основе своих наблюдений делать даль­нейшие выводы.

Окружающий мир велик и совершенен. С первых дней становления че­ловечества люди стараются приспособиться к окружающему миру. А для этого необходимо было собирать информацию обо всем на свете: о поведе­нии животных, о смене погоды и смене времен года, о необходимых усло­виях для роста растений и т. д. Только при наличии достоверной информа­ции о различных объектах человек мог выжить в условиях дикой природы.

Мы использовали слово «объект», как Вы думаете, о чем идет речь? Объектом может служить все - дерево, школа, парта, ученик и кошка. Де­рево само по себе просто дерево, но если мы обратили внимание на это де­рево с целью ее изучить, то тогда это не просто дерево, а объект. Получает­ся, что объектом мы будем называть все предметы, явления или процессы, на которые обращено наше внимание с целью их изучения.

Постоянные наблюдения позволяли накапливать знания о различных объектах, которые постепенно складывались в научные направления, а за­тем и в стройную систему наук. Но при этом, очень долгое время никому не приходило в голову проанализировать сам процесс сбора, накопления информации. Только с возникновением кибернетики науки об информаци­онном управлении, пришло осознание, что существует такая сфера дея­тельности, которая никак не связана с технической стороной деятельности человека.

Итак, возникла необходимость в качестве объекта изучения уже выде­лять информацию, выяснить формы ее существования, закономерности ее проявления, особенности функционирования. Первоначально в кибернети­ке было высказано мнение об общности информационных процессов в сис­темах различной природы. Различают биологические, технические, соци­альные и социо-технические системы.

Затем была создана теория связи, когда возникла необходимость пере­давать информацию на большие расстояния. То есть стало необходимо представить информацию в таком виде, в котором она бы даже после пере­дачи техническим устройством не потеряла своего первоначального значе­ния. На базе теории связи возникла теория информации, развитие которой и привело в последующем к возникновению информатики. Технической основой возникновения нового научного направление стало появление электронно-вычислительных систем.

Тогда под информатикой мы будем понимать совокупность методов и средств сбора, хранения, передачи и преобразования информации.

Подводя итог

• то на что нацелено внимание человека, с целью изучения окружаю­щей действительности, принято называть объектом;

• наблюдение за окружающей действительностью порождает огром­ное количество информации;

• необходимо фиксировать не только информацию об объектах, но и сам процесс сбора, хранения и преобразования информации;

• информатика изучает все методы и средства сбора, хранения, пере­дачи и преобразования информации.

Практическая часть

Для умелого использования компьютерной техники в своей образова­тельной, а в дальнейшем и трудовой деятельности необходимо научиться пользоваться клавиатурой. Но прежде, мы должны освоить правила по тех­нике безопасности, т. к. кабинет информатики является кабинетом повы­шенной опасности. На тыльной части титульной страницы пишем: «Прави­ла поведения и техники безопасности в компьютерном классе». (Можно раздать заготовленные распечатки правил и требований ученикам, чтобы они наклеили их на обороте обложки рабочей тетради.)

Общие положения:

• К работе в кабинете информатики допускаются школьники, про-. шедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указа­ния учителя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

• Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безо­пасности.

• Нарушение этих правил может привести к поражению электриче­ским током, к получению механических повреждений и травм, вы­звать возгорание.

Правила поведения в кабинете:

• Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви и с громоздкими предметами.

• Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.

• Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.

• Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.

• Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии види­мых повреждений оборудования на рабочем месте.

• Включать и выключать компьютеры только с разрешения учителя.

Требования безопасности во время работы:

• быть предельно осторожными при работе с техникой;

• не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру;

• соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера;

• при появлении изменений в функционировании аппаратуры, само­произвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;

• контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;

• не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Запрещается:

• пользоваться неисправной техникой;

• при включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера;

• касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, со­единительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;

• самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры;

• передвигать системный блок и дисплей;

• работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;

• работать за дисплеем дольше положенного времени.

С устройствами компьютера мы познакомимся чуточку позднее. А сей­час мы начнем работу с клавиатурным тренажером, чтобы не терять в дальнейшем времени на поиск необходимых клавиш. Клавиатура функцио­нально разделена на три части: алфавитно-цифровое поле, поле дополни­тельных клавиш и функциональные клавиши. Нажатие клавиши приводит к одному из перечисленных действий:

1. отображает нажатый символ на экране;

2. позволяет перемещаться по экрану;

3. удаляет символ.

Рассмотрим основную группу клавиш:

Клавиша

Назначение клавиши

Enter

клавиша ввода команды

Shift

верхнего регистра

Caps Lock

клавиша фиксации верхнего регистра для клавиш алфавита

Ctrl, Alt

управляющие клавиши, использующиеся для изменения назначения других клавиш

Tab

клавиша табуляции, предназначенная для перемещения курсора на несколько позиций вправо

Backspace

клавиша удаления символа слева от курсора



клавиша вызова главного меню



клавиша вызова контекстного меню

Основной клавишей является самая большая клавиша , нажати­ем которой завершается любое действие. Клавиша позволяет пре­рвать выполнения той или иной команды. Кроме одинарных нажатий, при­меняется еще двойное нажатие, выполняющее определенное действие.

Представим с помощью таблицы:

Совокупность клавиш

Выполняемое действие



Смена регистров алфавита: с русского на англий­ский или с английского на русский.



Смена регистра букв: строчные на прописные и на­оборот.



Смена регистра букв у выделенного фрагмента.

<1> и т.д.

Выбор значений верхнего регистра всего ряда.

Далее учащиеся работают с клавиатурным тренажером «Baby».

Домашнее задание

Знать основные определения рассмотренных понятий; подумать, где приходится сталкиваться с информацией в обычной жизни.

Урок 2 Информация. Виды информации

Цели урока:

• составить представление об информации;

• освоить понятие «информационный объект»;

• различать виды и свойства информации.

Ход урока

Актуализация знаний

- Какой предмет мы будем изучать?

- Что изучает информатика?

- Почему возникла необходимость в новой науке?

- Знания, каких научных направлений легли в основу информатики?

Теоретическая основа урока

- Что Вы понимаете под информацией? (Обычно учащиеся начинают перечислять, что это новости, сведения, новые знания и т. д.)

- А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно - потому, что до сих пор не могут определиться, что же такое информация.

- Давайте, понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе? {Наступила осень.)

- Но, почему Вы решили, что наступила осень? (Листья желтые, по­холодало, постоянно капает дождь.)

- Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. {Но мы знаем, что все это означает, что наступила осень.)

- Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из ок­ружающей действительности и есть информация.

После обработки информацию можно сохранять на бумаге (в тетради, книге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями. Но, то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информацией. Обработав и запомнив информацию, мы получим знания. Получается такая цепочка:

С
обранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называет­ся сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть потеряна, а часть обога­щена имеющимися знаниями человека.

Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей дей­ствительности. Для того чтобы обладать информацией, необходимо извле­кать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генети­ческую информацию, и только благодаря этой информации от семечка бе­резы вырастает только береза. Для деревьев источником информации явля­ется воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может опреде­лить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелета, и каждая стая идет только своим заданным в генах маршрутом.

Во всех этих примерах всегда присутствуют два объекта: это источник информации и приемник информации. Например: на небе появилась туча. Это признак того, что может пойти дождь. Но когда человек, увидев эту тучу, берет в руки зонт, эта тучка превращается для человека в источник информации.

С такой информацией нам приходится иметь дело на интуитивном уровне. Мы уже приучены делать выводы из явлений окружающей нас сре­ды и выполнять определенные действия. Для нас более существенна та ин­формация, которая может пригодиться в учебной и трудовой деятельности. К такому выводу в свое время пришли и ученые разных направлений и стран. И первым шагом в усвоении информации стало ее представление удобное для хранения, сбора и передачи. Очень часто формы представле­ния информации называют видами информации и различают текстовую, символьную, графическую и музыкальную формы.

Одна и та же информация может быть представлена различными спосо­бами. Например, дом может быть представлен в виде рисунка, наборов букв, числа, звука голоса. При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной. Различные спосо­бы представления информации позволяют описывать объективную дейст­вительность необходимыми для той или иной ситуации средствами. Для дальнейшего изучения нам будет интересно представление данных в такой форме, в какой будет возможно хранение и передача информации автома­тическими средствами.

Одним из главных достижений человечества стало создание письменно­сти. Когда окружающий мир стали описывать с помощью символов или зна­ков. Конечная совокупность знаков, использующаяся для хранения инфор­мации и оперирующая определенными правилами, называется алфавитом. Примерами алфавитов являются не только набор знаков русского или друго­го языков, но и язык жестов, математический набор символов. Предметы, использующиеся для хранения и передачи информации, называются носите­лями. Носителями информации является компьютерный диск, книга, бере­стяная грамота и т. д. Данные носители позволяют сохранять информацию.

Для передачи информации используются другие носители, основными из которых являются сигнал и знак. Знаки являются носителями смысловой информации в социальных и коммуникативных системах, сигналы - носи­телями информации в технических, социотехнических и биологических системах и средах. Различие между знаком и сигналом состоит в множест­венности смыслов (трактовки) знака для приемника информации и в одно­значности «трактовки» конкретного сигнала приемником информации в технических системах и средах.

Прагматический аспект знаков и сигналов состоит в том, что информа­ция может передаваться как знаками, так и сигналами, в зависимости от природы системы, в которой протекает информационный процесс. Для тех­нических устройств, сигнал и информация, которую он «несет» неразрыв­ны, т. е. приемник информации может единственно возможным способом декодировать (интерпретировать) поступающий сигнал, так что передавае­мая информация будет «адекватна» получаемой информации (в случае от­сутствия помех в канале связи).

Чего нельзя сказать о знаке как носителе информации. Одним и тем же знаком и/или определенной последовательностью небольшого числа различ­ных знаков можно отобразить смысловое (семантическое) многообразие ок­ружающего мира (например, в процессе письменной передачи информации).

Знаки делятся на: тонические знаки (материальные или графические подобия-копии объекта), индексы (отражающие признаки объекта) и сим­волы (графические объекты, в которых связь самого знака с объектом ус­ловна, знаки в какой-нибудь системе языка). Под знаком в данной работе понимается некий материальный или графический объект, выступающий в качестве заместителя объекта-оригинала, использующийся для хранения, обработки и обмена информацией об объекте-оригинале и обладающий множественностью трактовки. Знак отличается от сигнала своей семанти­ческой наполненностью. (Ч. Пирс).

Множественность или однозначность толкования знака или сигнала зави­сит от приемника информации. Если же знак рассматривать безотносительно к приемнику информации, тогда он может выступать в роли признака или симптома. (В отличие от знаков, сигналы могут быть дискретными или не­прерывными, однако последнее в базовом курсе информатики давать неже­лательно из-за несогласованности программ по физике и информатике.)

При дальнейшем рассмотрении курса школьной информатики мы чаще всего будем иметь дело с информационными объектами. Что собой пред­ставляет информационный объект? Это логически связанный блок инфор­мации, о каком-либо объекте действительности и выраженный с использо­ванием различных форм представления. Например, это может быть текст, сюжетный рисунок, музыкальный файл, фотография и т. д. В компьютер­ных системах приходится оперировать информационными объектами.

Подводя итог

• Информация отображает все многообразие окружающего мира, по­этому не может иметь одно определение.

• Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.

• Для оперирования информация должна быть представлена соответ­ствующим способом.

• Одним из распространенных способов представления информации является алфавит.

• Носителями информации называют объекты, использующиеся как для хранения информации, так и для передачи информации.

• Носителями смысловой информации в социальных и коммуникатив­ных системах являются знаки.

• Носителями информации в технических, социотехнических и биоло­гических системах и средах являются сигналы.

Практическая часть

Отработка навыков работы на клавиатурном тренажере.

Домашнее задание

Выучить основные определения рассмотренных понятий; найти приме­ры видов знаков и сигналов в различных системах.

Урок 3. Информационные процессы

Цели урока:

• Научиться определять виды информационного процесса в системах различной природы;

• Научиться работать со знаком и образом, как носителями информации.

Ход урока

Актуализация знаний

- Что такое информация?

- Как может быть представлена информация? Приведите примеры.

- Зависит ли смысл, содержание информации от способа представления?

- Что такое алфавит? Приведите примеры.

Теоретическая основа урока

Урок необходимо начать с активизации учебного материала, рассмот­ренного на предыдущем уроке, с фиксацией действий, выполняемых над сведениями, информацией, знаниями: «Сведения содержатся в ..., инфор­мация извлекается из ..., знания сохраняются в ...» Когда речь идет об из­влечении информации из окружающей среды, из сведений и сообщений, необходимо подчеркнуть об уровне абстракции рассматриваемого понятия. Получается, что информация есть нечто, содержащееся в мире, книгах, со­общениях, но как материальное явление или объект мы не можем ее распо­знать. Другими словами, речь идет о смысле, содержащемся в различных источниках.

Затем необходимо рассмотреть, какие действия мы выполняем, работая с информацией (стоит отметить, что на данном этапе пока идет оперирова­ние понятием на бытовом уровне). Выделяем основные действия: обмена, поиска, хранения, обработки информации. Данный урок ценен не только в содержательном, но и в методическом плане. Необходимо зафиксировать внимание учащихся на особенностях протекания информационных процес­сов в системе человек-человек и внутри самого человека (базовой информационной, коммуникативно-информационной системе и информационной подсистеме).

Хранение. Здесь необходимо выделить особенности форм хранения ин­формации на внешних и внутренних носителях. Закрепляем понятие «носи­тель», и на этом стоит особо остановиться. В каком виде хранятся сведения в книгах, в сознании человека, в техническом устройстве? Символы, слова, нейроны, электрические сигналы и т. д. - все используется для хранения информации. И здесь рассматриваем различия разных носителей информа­ции, и повторяем функциональные характеристики знака и сигнала.

На данном уроке рассматривается знак - как средство оформления, при­дания формы информации. Это означает, что существует окружающая дей­ствительность, независимая от нашего сознания. Для общения (коммуника­ции), обмена и хранения информации используются знаки-слова, знаки-символы (условные рисунки). Знаки наполняются определенным смыслом, имеющим небольшой диапазон значений, что позволяет людям достаточно хорошо понимать друг друга при использовании данных знаков.

Одной из основных знаковых систем, используемых человеком, высту­пает язык. Нужно отметить, что различают два типа знаковых систем, для одной из которых характерным является использование символов, не не­сущих в себе смысловую нагрузку, когда смысл приобретает лишь опреде­ленная совокупность символов. Другой тип, когда символы (иероглифы) сами являются информационными единицами, обладающие определенным смыслом. Именно этим объясняется различие в европейском и восточном типе мышления.

Для действий обмена в системе человек-человек характерно использо­вание всех каналов восприятия, и для адекватного отражения окружающего мира, необходимо ощущение полного эмоционального комфорта.

Необходимо подчеркнуть, что для того, чтобы информация была вос­принята ребенком, нужно работать с имеющимися образами, хранящимися в его сознании. Стоит подчеркнуть, что при работе с образами активизиру­ется правое полушарие головного мозга, а т. к. традиционно в школьной практике идет упор на развитие левого полушария, то здесь происходят компенсационные процессы, позволяющие равномерно развивать оба по­лушария (когнитивные структуры головного мозга). Равномерное развитие обоих полушарий позволяет развивать творческое мышление ребенка.

При обмене информацией необходимо учитывать очень важный фактор -это как сохраняется информация в памяти человека. Любые знания в памяти хранятся в виде образов. Данный образ включает весь комплекс восприятия человека. То есть с определенным словом связываются все ощущения: так­тильные, вкусовые, зрительные, слуховые, вестибулярные, мышечные и т. д. Невозможно двум абсолютно одинаковым людям создать полностью одина­ковые условия для воспроизведения в памяти абсолютно одинакового образа. Слово одно, а восприятие и воспоминание о слове у всех абсолютно разное.

Здесь можно предложить следующие задание: учитель называет слово, а дети должны озвучить тот образ, который у них возник. Например, слово «береза». Образы, естественно, у всех будут разные, что очень удивляет уче­ников. И здесь необходимо подчеркнуть то, что люди по-разному воспринимают мир и слова - это совершенно нормальное явление. И чтобы понимать друг друга, необходимо сразу оговаривать условия и определять понятия.

Как мы уже отмечали, для обмена информацией необходимо существо­вание системы, состоящей из источника информации и приемника инфор­мации.

Затем необходимо привести примеры различных систем с выделением источника, приемника, носителя информации и что выступает каналом пе­редачи информации, при этом постоянно повторяются слова «система», «элементы системы», «связь между элементами».

Учитель - ученик: учитель - источник информации ученик - прием­ник информации, носитель информации - звуковая волна, воздух - канал передачи информации.

Человек - компьютер: человек - источник информации, компьютер -приемник, электричество - носитель информации, канал передачи - провода.

Компьютер - человек: Компьютер - источник, человек - приемник, канал передачи - монитор, носитель информации - изображение на экране.

Для закрепления учебного материала предлагается привести несколько примеров систем различной природы с описанием всех элементов инфор­мационного обмена.

Практика показывает, что учащиеся с трудом находят примеры из жизни. Сложность составляет выделение из окружающей среды какого-либо объекта в виде информационной системы и выделения элементов системы. Чаще все­го предлагают примеры, аналогичные рассмотренным учителем. Можно еще предложить примеры, очень интересные в методическом плане:

Отопительная система - человек: Отопительная система - источник информации, человек - приемник, канал передачи - воздух, носитель ин­формации - воздух.

Отопительная система - человек, который держит руку на отопи­тельной системе: Отопительная система - источник информации, человек -приемник, канал передачи - отопительная система, носитель информации -отопительная система (вода не является носителем информации, т. к. непо­средственный контакт осуществляется именно с отопительной системой).

Домашнее задание

Привести 10 примеров систем, в которых должны быть выделены ис­точник и приемник информации, носитель и канал передачи информации. Подготовиться к проверке знаний по пройденному материалу.

Урок 4

Информационные процессы в природе, обществе и технике: основные параметры функционирования

Цели урока:

• обобщить учебный материал по рассмотренной теме;

• сформировать общее представление об информационной картине мира;

• провести текущий контроль знаний по всему модулю.

Ход урока

Теоретическая основа урока

На прошлых занятиях мы познакомились с основными направлениями курса школьной информатики. Выяснили, что изучает информатика, что, является предметом информатики, формами представления информации, видами информационного процесса. Сегодня мы должны акцентировать наше внимание на особенности нашего существования в условиях развито­го информационного общества.

Окружающий нас мир многолик и каждое существо, живущее на земле, так или иначе, приспосабливается к нему. Приспосабливаться можно двумя путями: за счет информации заложенной в генах, когда организм сам регу­лирует основные стороны своего развития и за счет внешней информации, которую можно получать через органы восприятия. Тогда необходимо вес­ти речь о системах и средах различной природы, где различаются способы обмена и обработки информации. Существуют биологические, социальные, технические системы, кроме этого, совмещение особенностей социальных и технических систем, образуют социотехнические системы.

Последовательно можно задавать вопросы:

- Чем отличаются данные системы и среды, если рассматривать их с позиции протекания информационных процессов?

- Через какие внешние проявления информационных процессов мож­но выделить информацию как таковую?

- Чем отличается информация, протекающая в данных системах и сре­дах?

- Как проявляют себя сигналы и знаки в данных системах и средах?

И т. д. Задаваемыми вопросами необходимо подвести учеников к мысли о том, что разговор о качественной характеристике информации уместно вести только по отношению к человеку и его деятельности в социальных и социотехнических системах. Тогда информация будет звучать, как «про­цесс и результат познавательной деятельности человека». Необходимо также акцентировать внимание на уровне функционирования знаков и сиг­налов в рассматриваемых системах и средах. Для использования знака в процессе познавательной деятельности необходимо было достижение био­логическими системами уровня психического развития, т. е. предполагало осознанное использование средств описания окружающего мира. Сигнал же используется для передачи информации, для ее однозначной трактовки участниками коммуникации.

После этого необходимо перейти к особенностям протекания информа­ционных процессов во внешней среде и внутри самого человека. Недоста­точно познавать внешний мир, необходимо еще познавать свой внутренний мир, где протекание информационных процессов не так однозначно, как, кажется на первый взгляд. Существуют информационные барьеры, препят­ствующие хорошему протеканию информационных процессов и т. д.

На протяжении всего существования человечества шло накопление ин­формации в различных областях знаний. И достигло такой критической массы, когда те технические средства, которые были изобретены челове­ком, уже не могли в достаточной мере облегчить труд человека при обработке, сборе и хранении информации. Возникла необходимость не просто в создании технической системы, а нужна была автоматизированная система, которая в совокупности с человеком обрабатывала бы большие объемы информации. Такой системой стала электронно-вычислительная машина, затем и компьютер.

При создании компьютера в качестве образца были использованы воз­можности самого человека. Именно человек является универсальной био­логической машиной по обработке информации. Характерные особенности оперирования информацией отдельным человеком были перенесены на целое сообщество людей, т. е. на социальные системы. Только после созда­ния технических систем по обработке информации возникла необходи­мость конкретизации протекания информационных процессов в системах различной природы.

И первым шагом стала формализация информации или придания ин­формации такой формы, с помощью которой ее можно было бы передавать на расстояния. Для этого воспользовались кодированием - процессом пре­образования символов (букв) одного алфавита в символы (буквы) другого по определенным правилам.

Код - правило, описывающее отображение одного набора знаков в дру­гой набор знаков. Основная задача кодирования - представление информа­ции в сжатом, компактном виде. По средствам связи и в компьютере ин­формация передается с помощью сигналов и в закодированном виде.

Не зря информатика была включена в школьный курс. Только в курсе информатики можно овладеть необходимыми качествами по обработке информации. В других предметных областях информация тоже изучается, но только в информатике осуществляется работа не просто с информацией, а конкретизируются способы работы с информацией и информационными объектами. Мы должны понять не только что такое информация, но и осво­ить способы действий над информацией. Это необходимое качество чело­века было названо информационной культурой.

Сразу подчеркнем, что информационная культура - это не умение рабо­тать с прикладным программным обеспечением, не умение программиро­вать. Информационная культура - это, прежде всего, глубокое проникнове­ние в суть процессов обработки информации. Она будет выражаться в сле­дующих наших умениях:

• делать правильные целевые установки при решении задачи;

• использовать компьютер в своей учебной, и практической деятель­ности;

• свободно оперировать информацией;

• осуществлять поиск информации необходимый для решения задачи;

• анализировать информацию для дальнейшей ее систематизации и структуризации;

• представлять информацию в нужном для решения задачи виде;

• применять методы информатики: моделирование и формализацию (что это такое мы познакомимся позже);

• прогнозировать результат (по образному выражению академика П. К. Анохина, именно умение прогнозировать отличает человека от компьютера).

Контрольный тест по теме

1. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:

а) всевозможные сведения, сообщения, знания; б) сведения, передаваемые в форме знаков, сигналов;

в) сведения, уменьшающие неопределенность знаний; г) сведения, хранящиеся на материальных носителях;

д) знания, получаемые об окружающем нас мире.

2. Самую высокую информационную нагрузку несет канал:

а) осязания; б) слуха; в) обоняния; г) зрения; д) мышечных рецепторов.

3. Для восприятия информации человек использует

а) каналы осязания; б) каналы слуха; в) все каналы; г) каналы зрения; д) каналы мышечных рецепторов.

4. Примером числовой информации может служить:

а) текст учебника; б) цены на товарах; в) математические формулы; г) таблица умножения; д) детская считалка.

5. Носителем текстовой информации является ...

а) книга, написанная на любом языке; б) любая книга, написанная на языке приемника информации;

в) фотография; г) нотная грамота; д) светофор.

6. Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:

а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную; б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую;

в) социальную, техническую, биологическую, генетическую; г) научную, производственную, техническую, управленческую;

д) зрительную, слуховую, тактильную,, обонятельную, вкусовую, мы­шечную, вестибулярную.

7. Информация по форме представления подразделяется на:

а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную; б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую;

в) социальную, техническую, биологическую, генетическую; г) научную, производственную, техническую, управленческую;

д) зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, мы­шечную, вестибулярную.

8. Лектор читает лекцию о вреде курения. Он излагает Вам

а) сведения; б) информацию; в) знания; г) сообщения; д) сведения и знания.

9. В книге содержатся ...

а) сведения; б) информация; в) знания; г) сообщения; д) сведения и знания.

10. Читая книгу, мы извлекаем из нее ...

а) сведения; б) информацию; в) знания; г) сообщения; д) сведения и знания. ,

11. Учебник по математике содержит информацию следующих видов:

а) графическую, текстовую и числовую; б) графическую, звуковую и числовую;

в) графическую, текстовую и звуковую; г) только текстовую информацию;

д) исключительно числовую информацию.

12. Основные действия, выполняемые над информацией:

а) обмен, передача, хранение, обработка; б) прием, передача, обработка;

в) обмен, хранение, обработка; г) накопление, прием, передача, хранение;

д) поиск, обмен, хранение, обработка.

13. Для знакового представления информации используется

а) язык; б) речь; в) письменность; г) символы; д) примитивы.

14. Изменение формы представления информации без изменения ее содер­жания может осуществляться в процессе

а) приема информации; б) обмена информации; в) обработки информации; г) хранение информации; д) передачи информации.

15. Информационными процессами называются действия, связанные:

а) с работой во всевозможных информационных системах; б) с работой средств массовой информации;

в) с хранением, обменом и обработкой информации; г) с поиском информации в информационных системах;

д) с разработкой программного обеспечения.

16. Под носителем информации понимают:

а) линии связи для передачи информации;

б) параметры физического процесса произвольной природы, интерпре­тирующиеся как информационные сигналы;

в) устройства для хранения данных в персональном компьютере; г) телекоммуникации; д) среду для записи и хранения информации.

17. Процесс коммуникации предполагает:

а) наличия двух и более людей; б) наличия средств хранения информации;

в) наличия источника, приемника информации и канала связи между ними; г) наличия достоверной информации;

д) наличия двусторонней связи.

18. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:

а) хранения информации; б) передачи информации; в) поиска информации; г) обработки информации; д) обмена.

19. Самым предпочтительным носителем информации на современном эта­пе является:

а) бумага; б) средства видеозаписи; в) лазерный компакт-диск; г) дискета, жесткий диск; д) магнитная лента.

20. Носителем информации, представленной наскальными росписями дав­них предков, выступает:

а) бумага; б) камень; в) папирус; г) фотопленка; д) холст.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Предмет и задачи школьного курса информатики iconПредмет и задачи школьного курса информатики
Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции. Общество как социальная...
Предмет и задачи школьного курса информатики icon2. Организация преподавания школьного курса информатики
Школьный кабинет информатики. Локальная сеть. Функции и обязанности заведующего кабинетом информатики. Санитарно-гигиенические нормы....
Предмет и задачи школьного курса информатики iconПрограмма Государственного экзамена
Программное обеспечение по курсу информатики; Планирование учебного процесса по курсу информатики; Формы обучения; Организация проверки...
Предмет и задачи школьного курса информатики iconЛитература Информатика в экономике: Учебное пособие
Тема Цель, задачи, предмет и метод информатики. Основные понятия и определения информатики
Предмет и задачи школьного курса информатики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "компьютерное моделирование" (факультет прикладной информатики и информационных технологий) для специальности (050202-09-14 R)
Курс компьютерное моделирование предназначен для подготовки будущих учителей с квалификацией "Учитель информатики и математики" к...
Предмет и задачи школьного курса информатики iconОсновы теории журналистики
Задачи и терминологический аппарат курса. Предмет курса, его целевые установки и место в программе профессионального образования....
Предмет и задачи школьного курса информатики iconСтатья в соответствие с примерной рабочей программой общего образования по информатике и икт, «одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма»
Икт, «одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма» [1]. Соответственно,...
Предмет и задачи школьного курса информатики iconТематическое планирование по 5 классу пояснительная записка Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класс
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Предмет и задачи школьного курса информатики iconВитебск 200 г. Общие вопросы методики преподавания информатики
Проблема целеполагания при изучении информатики. Выбор целей изучения курса информатики, его неоднозначность. Варианты системы целей....
Предмет и задачи школьного курса информатики iconПримерный перечень контрольных вопросов
Информатика как наука. Предмет и задачи. Сравнение с кибернетикой (предмет и задачи)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница