Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч)




НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч)
страница1/20
Дата27.11.2012
Размер2.62 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Пояснительная записка

к рабочей программе по русскому языку (175ч)



Программа курса «Русский язык» соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану образовательных учреждений России. Она реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Дети должны грамотно писать тексты, сочинения, изложения и др.

В учебниках 4 класса представлено меньшее количество уроков (66 уроков «Русский язык» I часть и 69 уроков II части). Оставшиеся уроки (резервные) учитель использует для проведения контрольных работ.

Целями обучения русскому языку являются:

  1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

  2. Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

  3. Развитие устной и письменной речи учащихся;

  4. Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

1. Знакомя учащихся с основными положениями мы:

-формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной(русский) язык как часть окружающего мира.

-Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

2. Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

-грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или

моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

-навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений

(регулярном тренинге);

-разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль

со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

3. Речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации.

Научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

В программе курса «Русский язык» выделяют три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  1. «Как устроен наш язык»

  2. «Правописание»

  3. «Развитие речи»

В учебниках реализуется блоковая подача материала.


Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Такое структурирование курса позволяет:

-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

-решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.

-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.


Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) - 54 часа

  1. Фонетика – 1 ч.

  2. Состав слова – 1ч.

  3. Морфология -52 ч.

  1. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6ч.);

  1. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи (22ч.).

Наречие как часть речи (5ч.).

Имя числительное: общее значение (3ч.)

  1. Синтаксис – 16 ч

Синтаксический анализ простого предложения(4ч.) Словосочетание (7ч.) Сложное предложение (5ч.)

Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 52 часа

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи) Отработка орфографических правил, изученных во 2 – 4 классах.

Блок «Развитие речи» - 29часов

Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений( без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные , выборочные и изложения с элементами сочинения, сочинения – повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Резервные уроки – 35 часов

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть: изученные части речи; значимые части слова;

различать, сравнивать:

-буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные; -имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; -предлог и приставку; -корень, приставку, суффикс, окончание; -главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

-простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

-виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

-выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении); -пользоваться словарями;

-использовать алфавит при работе со словарём.


Блок «Правописание»

Учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

-писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 – 80 слов со следующими изученными правилами правописания:

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

звонкие и глухие согласные в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания жи – ши, ча –ща, чу – щу, сочетания чк, чн;

-удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова);безударные гласные, не проверяемые ударением;

-разделительные мягкий и твёрдый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

-не с глаголами;

-безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;

-правописание безударных личных окончаний глаголов;

-словарные слова, определённые программой;

-знаки препинания в конце предложения(точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

Учащиеся должны: решать практические и учебные задачи: отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Программа рассчитана на один год.


Календарно - тематическое планирование

по русскому языку (175 часов)






НАИМЕНОВАНИЕ

ТЕМ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДА

ТА


ТИП

ВИД КОН. ИНТ

ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ,

ПРИМЕ/

П

Ф

1

Повторение («Развитие речи»)

Пишем письма

1




01.09

Комбини-

рованный

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать)

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Написать письмо

с.4,5




2

Фонетика и словообразование

(«Как устроен наш язык»)

Повторяем фонетику и словообразование


1




02.09.

повторение


Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению

С 6, у5




3

Повторение орфографии («Правописание»)

Вспоминаем изученные орфограммы

1




05.09.

повторение


Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

С8, у1




4

Повторение орфографии («Правописание»)

Вспоминаем изученные орфограммы

1




06.09.

текущ

Фронт


С11, у3




5

Повторение

(«Развитие речи»)

Повторение.

1




07.09.

текущ

груп


С13, у2




6

Морфология.

Имя существительное

(«Как устроен наш язык» )

Повторяем признаки имени существительн


1




08.09.

текущ

Фронт


Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать)

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

С15 ,у4




7

Окончания имен

существительных

(«Правописание» )

Повторяем правописание окончаний имен сущ l-гo скл.

1




12.09.

текущ

Фронт


Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.


С17 ,у2




8

Окончания имен существительных («Правописание» )

Повторяем правописание окончаний имен сущ 2-гo скл.

1




13.09.

текущ

Фронт


С19 ,у2




9

Окончания име существительных

(«Правописание» )

Повторяем правописание окончаний имен сущ 3-гo скл.

1




14.09.

текущ

груп


С21,у2




10

Правописание»

Входная контрольная работа№1. Диктант.

1




15.09.

итогов

Индив

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности







11

Письмо («Развитие речи»)

Пишем письма.

1




16.09.

текущ

Фронт

Уметь выбирать решение из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Письмо

другу




12

Письмо («Развитие речи»)

Пишем письма . Сочинение

1




19.09.

текущ

груп

Сочини рассказ.




13

Морфология. Имя существительное

(«Как устроен наш язык»)

Морфологический разбор имени существительного

1




20.09.

текущ

Фронт


Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать)

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

С26 ,у4




14

Морфология. Имя существительное

(«Как устроен наш язык»)

Морфологический разбор имени существительного

1




21.09

текущ

Фронт


С28,у4




15

Окончания имен существительных

(«Правописание» )

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1




22.09.

текущ

Фронт


Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями.

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

С31,у4





16

Окончания имен существительных

(«Правописание» )

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1




23.09.

текущ

груп


С30,у2




17

(«Правописание» )

Проверочная работа №1 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1




26.09.

темат

Индив


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

объяснять причины сделанных ошибок

Р тетр




18

Текст

(«Развитие речи»)

Рассуждение


1




27.09.

текущ

Фрон

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

С32, у2




19

Морфология. Имя прилагательное

(«Как устроен наш язык»)

Повторяем признаки имени прилагательного

1




28.09.

текущ

Фронт


Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.


С34, у3




20

Окончания имен прилагательных

(«Правописание»)

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1




29.09.

текущ

Фронт


Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

С38, у6




21

Морфология.

Имя прилагательное

(«Как устроен наш язык»)

Морфологический разбор имени прилагательного

1




30.09.

текущ

Фронт


Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача.


С41, у4




22

Текст («Развитие речи»)

Типы текста

НРК Осень в нашем крае



1




03.10

текущ

груп


Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой операции.

С42, у2



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе программы по русскому языку Нины Григорьевны Гольцовой из...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПрограмма по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений пояснительная записка
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПрограмма Спецкурса по русскому языку Система подготовки к егэ по русскому языку в 11 классе. Автор: Насонова Е. Ю., учитель литературы Томск 2010 Пояснительная записка. Спецкурс «Система подготовки к егэ по русскому языку»
С одной стороны, это позволит повысить общую грамотность учащихся, восполнить те пробелы, которые могли возникнуть во время учебы...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПояснительная записка абитуриенты, поступающие в Тувинский государственный университет, сдают экзамен по русскому языку в случаях, предусмотренных Правилами приема в Тувгу 2012 года
Настоящее издание содержит характеристику экзамена, описание процедуры экзамена и критериев оценки. Перечень знаний, умений и навыков,...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconРешение педсовета протокол №1 от 31. 08 2010
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, рабочей программы основного общего образования по...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100.
Программа включает примерные вопросы по русскому языку и литературе, список рекомендованной литературы для подготовки к экзамену,...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПояснительная записка к Рабочей программе по геометрии 9 класса
Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / составитель: Бурмистрова Т. А. М: Просвещение,...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПояснительная записка к Рабочей программе по геометрии 9 класса
Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / составитель: Бурмистрова Т. А. М: Просвещение,...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 года
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (175ч) iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языку и методике его преподавания орел 2009 г. Пояснительная записка программа вступительного экзамена по русскому языку и методике его преподавания составлена для абитуриентов, поступающих на филологический
Программа вступительного экзамена по русскому языку и методике его преподавания составлена для абитуриентов, поступающих на филологический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница