Скачать 435.05 Kb.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо Информатике и информационно-коммуникационным технологиям Класс 10-11 информационно-технологический профильПрограмма разработана на основе примерной программы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (профильный уровень) от 2004 года, рекомендованной Минобрнауки РФ и программой УМК М.Е. Фиошина, А.А. Рессина, С.М. Юнусова для общеобразовательных учреждений Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Профильный уровень, издательство «Дрофа», 2010 год Программу разработала учитель информатики Кудринская Н.В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом профильного уровня, изучаемым в 10-11 классах информационно-технологического профиля. Курс ориентирован на учебный план, объемом 280 учебных часов (4 ч. в неделю), согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах). Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Профильный уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (профильный уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ. Информатика и информационные технологии — предмет, непосредственно востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении. Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
Содержательная линия «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» направлена на освоение учащимися базовых понятий информатики и на развитие у них системного и алгоритмического мышления на основе решения практических задач из различных предметных областей. Развитие системного и алгоритмического мышления происходит на базе решения практических задач с применением сред программирования и прикладного программного обеспечения. Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления системами различной природы (физическими, техническими и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т. д. При изучении «Основ информационного управления» осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. Практическая составляющая предмета включает проведение практикумов, которые ориентированы на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума — ознакомление учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных, и приобретение навыков работы в их профессиональных или учебных версиях. В рамках практикума учащиеся решают задачи и выполняют соответствующие проекты, направленные на решение конкретных практических задач из различных областей и сфер деятельности человека. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, что позволит им в последующем быстро включиться в решение производственно-хозяйственных и других задач, связанных с применением ИКТ. Практикумы в виде проектов могут быть комплексными и могут выполняться как одним учащимся, так и группой учащихся, таким образом отрабатываются вопросы взаимодействия при совместной работе над проектом. Практикумы проводятся, как правило, после прохождения необходимого теоретического материала на уроках и самостоятельного его закрепления. В ходе изучения информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне, согласно требованиям стандарта, достигаются следующие цели:
Для реализации поставленных целей в учебнике имеется весь необходимый теоретический материал, который закрепляется практическими заданиями и упражнениями. К результатам обучения информатике и информационным технологиям на профильном уровне относится: умение квалифицированно и осознанно использовать ИКТ, умение оказывать помощь и содействовать в использовании ИКТ другими людьми; знание теоретических основ ИКТ; умение формировать модели информационной деятельности; формирование будущей профессиональной ориентации учеников. В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» соответствуют требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Рубрика «знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей. Рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, а также применять средства информационных технологий для решения задач. В рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося. Основное содержание и тематическое планирование 272 часа (4 ч в нед.) Тема занятия рассчитана на два урока, т. е. желательно в учебном расписании планировать сдвоенные уроки (пару). Модуль 1. Информатика и информация (14 ч) Информатика как наука и вид практической деятельности. Роль и значение информатики в современном обществе. Информация и ее свойства. Определение свойств информации. Классификация информации. Восприятие и обработка информации человеком. Измерение количества информации. Подходы к измерению количества информации: вероятностный, семантический и объемный. Формулы Хартли и Шеннона. Единицы измерения количества информации. Измерение целесообразности и полезности информации. Определение количества информации. Передача и кодирование информации. Сообщение, сигнал, данные. Системы передачи и приема информации. Передача непрерывного сигнала дискретными сигналами. Кодирование информации. Кодирование текстовой, звуковой и графической информации. Основная цель: уяснить значение и роль информатики в обществе, научиться определять свойства информации и ее количество, понимать принципы работы систем передачи и приема информации и ее кодирование. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
• как человек воспринимает информацию об окружающем мире; уметь:
Модуль 2. Информационные процессы и информационная деятельность человека (8 ч) Информационные процессы и технологии. Задачи сбора, обмена, хранения и обработки информации. Информационно-коммуникационные технологии. Информационное общество и его ресурсы. Информационные ресурсы общества. Основные предпосылки перехода к информационному обществу. Информационная культура. Правовая ответственность за компьютерные преступления. Компьютерная этика. Основная цель: уяснить роль и суть информационных процессов в деятельности человека, понимать и знать проблемы, присущие информационному обществу, а также способы их решения. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
уметь: • осуществлять поиск информации и работу с ней. Модуль 3. Аппаратное обеспечение компьютера (12 ч) Архитектура компьютера. Типы ЭВМ. Основные принципы организации и построения компьютера. Команды и их форматы. Структура персонального компьютера. Общая структурная схема персонального компьютера. Назначение основных структурных частей (микропроцессор и основная память, системная шина, периферийные устройства). Прерывания аппаратные и программные. Внешние запоминающие устройства. Назначение и классификация внешних запоминающих устройств. Накопители на магнитных дисках. Накопители на оптических дисках. Магнитооптические диски. Флэш-накопители. Устройства ввода и вывода информации. Назначение устройств ввода и вывода информации. Устройства ввода: клавиатура, манипуляторы, сенсорные экраны, сканеры. Устройства вывода информации: мониторы и видеоадаптеры, печатающие устройства.
знать:
уметь:
Модуль 4. Представление информации в компьютере (6 ч) Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичная арифметика. Представление чисел в компьютере. Прямой, обратный и дополнительный коды. Использование модифицированного обратного и дополнительного кодов. Форма записи числа с фиксированной и с плавающей точкой. Основная цель: уяснить представление чисел в компьютере и использование для этого различных систем счисления, уметь представлять числа в различных системах счисления и выполнять арифметические операции. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
Модуль 5. Логические основы работы ЭВМ (12 ч) Алгебра логики и логические выражения. Высказывания, суждения. Логические выражения, связки и таблицы истинности. Составное высказывание. Старшинство логических связок в составном высказывании. Построение дерева выражений. Логические формулы. Законы алгебры логики. Преобразование логических функций. Решение логических задач методами алгебры логики. Логика предикатов. Кванторы. Понятие предиката. Логические операции над предикатами. Кванторные операции. Запись математических предложений, определений в виде формул логики предикатов. Запись математических предложений с помощью кванторов. Основная цель: развитие логического мышления и умения решать логические задачи. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
уметь:
Модуль 6. Программное обеспечение компьютера (6 ч) Системное программное обеспечение. Классификация программного обеспечения компьютера. Состав системного программного обеспечения. Файловая система ОС. Работа в ОС Windows. Защита и резервирование информации. Методы обеспечения безопасности. Антивирусная защита. Резервирование информации. Основная цель: знать назначение и состав системного программного обеспечения и уметь его практически применять. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
уметь:
Модуль 7. Информационно-коммуникационные технологии (42 ч) Общая характеристика прикладного программного обеспечения. Классификация прикладного ПО. Назначение редакторов. Офисное программное обеспечение. Интегрированные пакеты. Использование CASE-технологий. Области применения экспертных и интеллектуальных систем. Краткая характеристика метод-ориентированного, проблемно-ориентированного ПО. Сетевое ПО. Обработка текстовой информации. Краткая характеристика текстовых редакторов. Назначение издательских систем. Системы распознавания текстов. Системы перевода и проверки текстов. Основы работы в Word. Правила ввода текста. Поиск и замена. Выделение и копирование фрагментов текста. Форматирование документа. Вставка номеров страниц, ссылок в документ. Стили. Создание стилей. Создание списков и таблиц. Типы списков. Создание многоуровневых списков. Создание и редактирование таблиц. Границы и заливки. Вычисления и сортировки в таблицах. Конвертация таблицы в текст и обратно. Автоматическая сборка содержания документа. Работа с рисунками. Создание математических формул. Вставка рисунков. Редактирование векторных и растровых рисунков. Основные приемы создания рисунков. Редактор математических формул. Назначение шаблонов при создании формулы. Автоматическая нумерация рисунков, таблиц, формул. Создание электронных форм. Подготовка документа путем слияния документов. Назначение электронных форм. Технология создания электронной формы. Основные этапы подготовки документа путем слияния. Технология создания документа путем слияния. Создание макросов в Word. Назначение макросов. Запись макроса. Запуск макроса на выполнение. Обработка табличной информации в Excel. Назначение Excel и основные возможности. Основы работы. Форматирование данных. Ввод и редактирование данных. Типы данных. Построение графиков. Создание формул. Копирование формул. Типы ссылок. Адресация. Условное форматирование. Создание последовательностей. Автозаполнение ячеек данными. Порядок решения задач в Excel. Назначение функций в Excel и применение их при решении задач. Решение практических задач из различных предметных областей. Создание пользовательских функций Excel. Технология создания мультимедийной информации. Разработка презентации. Понятие о мультимедиа. Области применения мультимедиа. Основные этапы при разработке презентации. Создание презентации в Power Point. Оформление слайда. Форматирование текста. Анимация элементов слайда. Графики. Организационные диаграммы. Настройка автоматического режима смены слайдов. Использование эффектов анимации. Вставка и редактирование объектов (рисунки, формулы, видеоролики). Основная цель: понимать назначение прикладного ПО и уметь использовать технологии для создания и обработки текстовой, табличной и мультимедийной информации. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать: • назначение и области применения прикладного программного обеспечения; уметь:
Модуль 8. Сетевые информационные технологии и разработка WEB-сайтов (30 ч) Компьютерные сети. Назначение и типы компьютерных сетей. Аппаратное обеспечение. Топология и технология локальной сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Соединение локальных сетей. Адресация в сети Интернет. Протокол TCP/IP. IP-адрес. Классы IP-адресов. Доменная система имен. Провайдер. Службы Интернета. Защита информации в сети. Назначение и основные функции служб: WWW, электронной почты, телеконференции и др. Протокол FTP. Меры по защите информации в сети. Межсетевые экраны. Шифрование информации. Криптография. Стеганография. Язык гипертекстовой разметки HTML. Назначение языка HTML. Теги. Атрибуты тегов. Комментарии. Структура документа. Функциональные разделы. Редакторы HTML. Размещение текста, списков и картинок в документе. Форматирование текста. Типы списков. Создание маркированных и нумерованных списков. Размещение картинки в документе. Установка параметров картинки. Ссылки внутри одного документа. Организация перехода к другому документу. Ссылка на файл. Использование картинки в виде ссылки. Создание таблиц и их использование. Основная цель: изучение принципов организации и функционирования компьютерных сетей. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
уметь:
Модуль 9. Алгоритмизация и программирование (34 ч) Алгоритм и его свойства. Способы описания алгоритма. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Построение алгоритмов. Последовательность разработки программы. Запись алгоритма с помощью блок-схем. Структура программы на языке Паскаль. Назначение и описание разделов программы. Типы данных. Выражения. Основы работы в среде Турбо Паскаль. Оболочка Турбо Паскаль. Основные команды меню. Создание файла программы. Составление программы. Запуск программы на выполнение. Операторы языка. Простые операторы. Составной оператор. Условный оператор. Операторы цикла. Массивы. Объявление массива. Одномерный массив. Двумерный массив. Работа с элементами массива. Алгоритмы сортировки. Создание процедур и функций в программах. Работа с файлами. Описание файла в программе. Обработка файлов. Запись в файл. Чтение из файла. Текстовые файлы. Обработка текстовых файлов. Тестирование и отладка программы. Основные задачи тестирования. Методы тестирования. Принципы тестирования: «черный ящик», «белый ящик». Составление тестов для программы. Отладка программы. Основная цель: развитие алгоритмического мышления, знакомство со структурным принципом программирования в среде программирования Паскаль. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
Модуль 10. Введение в объектно-ориентированное программирование (32 ч) Сущность объектно-ориентированного подхода. Объекты. Классы. Методы. Свойства объекта. Инкапсуляция. Наследование. Полиморфизм. Знакомство со средой программирования Delphi. Введение в язык Object Pascal среды программирования Delphi. Структура обработчика событий. Переменные и присваивание. Типы данных. Стандартные функции. Ветвление и циклы в Object Pascal. Синтаксис оператора ветвления. Составной оператор. Типы циклов. Синтаксис операторов цикла. Строки и массивы. Сортировка. Список. Работа с элементами списка. Стек и очередь. Рекурсия. Деревья. Процедуры и функции Object Pascal. Понятие исключения. Объявление записи. Файлы в Object Pascal. Основная цель: введение в объектно-ориентированное программирование, изучение среды Delphi и программирование на языке Object Pascal. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать: • понятие объекта, класса, метода;
Модуль 11. Моделирование и формализация (14 ч) Моделирование как метод познания. Модель. Свойства модели. Виды моделей. Компьютерное моделирование. Моделирование физических процессов. Моделирование в биологических системах. Модель неограниченного роста. Модель ограниченного роста. Модель «хищник-жертва». Оптимизационное моделирование. Основные этапы при решении задач оптимизации. Математическое программирование. Построение математической модели задачи. Решение задач оптимизации в Excel. Надстройка «Поиск решения». Имитационные и информационные модели. Среды имитационного моделирования. Представление информационной модели. Информационное взаимодействие в системе управления. Обратная связь. Основная цель: изучение основных понятий и принципов моделирования процессов. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
уметь:
Модуль 12. Базы данных и информационные системы (30 ч) Назначение и область применения баз данных. Основные понятия — база данных, предметная область. Информационная система. Специальные требования к БД. Модели данных. Модель «сущность-связь». Назначение моделей при проектировании БД. Поколения БД. Виды моделей: внешняя, концептуальная, внутренняя. Этапы разработки базы данных. Системы управления базами данных. Типы СУБД. Графическая модель «сущность-связь». Основные понятия модели — сущность, атрибут, связь. Реляционная модель. Основные понятия реляционной модели. Отношение. Кортеж. Домен. Свойства отношения. Ключи — первичные и внешние. Порядок разработки логической модели. Разработка модели «сущность-связь». Разработка БД в СУБД Access. Основные объекты СУБД Access. Таблицы. Запросы. Формы. Отчеты. Макросы. Создание таблиц и схемы базы данных. Режимы создания таблиц. Режим конструктора. Определение структуры таблицы. Свойства полей. Создание схемы базы данных. Связывание таблиц. Ввод и корректировка данных в таблицах. Порядок заполнения таблиц базы данных. Поиск и замена в таблицах. Фильтрация данных. Создание запросов к БД. Типы запросов. Запросы на выборку. Формирование условий отбора записей из таблиц. Параметрический запрос. Запрос с вычисляемым полем. Итоговые запросы. Активные запросы. Перекрестные запросы. Создание форм и отчетов. Режимы создания форм. Создание форм с помощью мастера. Редактирование формы в режиме конструктора. Добавление на форму элементов управления (кнопки, надписи и т. д.). Создание сложных форм. Вычисления в форме. Режимы создания отчетов. Создание отчетов с помощью мастера. Создание отчета в режиме конструктора. Создание и запуск макроса. Макрокоманды. Присоединение макроса к событию. Виды макросов (с условием, групповой). Разработка интерфейса приложения. Проектирование интерфейса. Создание кнопочной формы, добавление меню. Основная цель: научиться проектировать модели данных и создавать базы данных в СУБД MS Access. В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать:
уметь:
Резерв (32 часа)
|
![]() | Рабочая учебная программа по Информатике и информационно-коммуникационным технологиям Муниципальное общеобразовательное учреждение кильдинская средняя общеобразовательная школа | ![]() | Рабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы |
![]() | Рабочая учебная программа по Информатике и информационно-коммуникационным технологиям Программа разработана на основе примерной программы курса «Информатика и икт» для 10-11 классов (базовый уровень) от 2004 года, рекомендованной... | ![]() | Рабочая программа по Информатике и информационно-коммуникационным технологиям Программа разработана на основе авторской программы Босовой Л. Л. издательство Бином. Лаборатория знаний, 2006 г |
![]() | Рабочая программа по информатике для 3 класса «Мой инструмент компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен... | ![]() | Рабочая программа по информатике и информационным коммуникационным технологиям Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 |
![]() | Рабочая программа учебного курса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для 9 -Х классов Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего... | ![]() | Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы по информатике и икт (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы А. Изучение информатики и информационных технологий в 4 классе направлено на достижение следующих целей |
![]() | Москва Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным... | ![]() | Регламент проведения тренировочного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в компьютеризированной форме Настоящий документ содержит цели, задачи и программу проведения тренировочного экзамена по информатике и икт, а так же требования... |