МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
Факультет международных отношений
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
УТВЕРЖДАЮ Проректор по программному развитию МГИМО (У) МИД России ________________ А.Д.Богатуров «______»_____________ 2009 г.
Рабочая программа курса «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Москва-2009 г.
Программа курса « История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению
521600 «ЭКОНОМИКА» 522000 «КОММЕРЦИЯ»
по специальностям: 351300 «КОММЕРЦИЯ» 060600 «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА» 060400 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
Авторы программы: д.э.н. профессор Холопов А.В., к.э.н. доцент Буташина Н.В., к.э.н., доцент Ермилова С.В. к.э.н., доцент Артамонова Л.Н.
Программа курса утверждена на заседании Кафедры экономической теории . Факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России.
Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 2009 г.
Подпись зав. кафедрой: _________ /Ивашковский С.Н../
Ивашковский С.Н., 2009 МГИМО (У) МИД России, 2009 РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
Место курса в образовательной программе.
Курса «История экономических учений» предлагается в качестве основного курса для студентов 3 курса факультета МЭО, института ИВЭС
Для успешного прохождения курса «История экономических учений» студент должен обладать необходимыми знаниями по истории экономики России и зарубежных стран, микроэкономики и макроэкономики.
Курс «Истории экономических учений» является основным , обучающимся в рамках международно-политической образовательной траектории. Курс является дополняющим для таких дисциплин как «Мировая политика», «Современные международные отношения» «Коммерция», «Финансы и кредит».
1.2.Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).
В соответствии с назначением основной целью курса является изучение студентами основных проблем истории экономических учений, экономической теории, формирование у них общенаучных и профессиональных компетенций, определенных профилем бакалаврской подготовки. Целью курса является развитие у студентов знаний, умений и навыков, необходимых при осуществлении научно-исследовательской и экспертной работы, умением анализировать потенциальные или актуальные проблемы экономики и предлагать варианты их решения.
Задачи курса « История экономических учений» определены следующим образом:
Модуль «История экономических учений» ориентирован на формирование общенаучных и профессиональных компетенций, определенных профилем бакалавриата по направлению «Экономика».»Финансы и кредит».»Мировая экономика». Необходимо выработать умение и навыки ,необходимые для экспертной и научно-исследовательской работы умением анализировать потенциальные и актуальные проблемы, опираясь на знание различных экономических теорий.
Образовательные результаты курса.
После изучения курса студенты должны: знать, как развивалась экономическая теория, и какие основные экономические школы сформировались в процессе ее развития. понимать принципы формирования основных направлений развития экономических учений уметь использовать полученные знания по истории развития экономической теории в для анализа современных проблем экономики. знать основные школы, в том числе и современные, их представителей. Знать содержание главных работ основных экономических школ, в том числе классической политэкономии, маржинализма, кейнсианства, неолиберализма, институционализма. знать, как взаимосвязаны между собой основные экономические школы, их взаимовлияние. понимать место, роль науки истории экономических учений в современной рыночной экономике; иметь представление об основных нобелевских лауреатах и их направлениях работы.
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ | Знание и понимание: В качестве образовательных результатов выступают полученные слушателями знания, умения и навыки по истории экономических учений, а также сформированные на их базе компетентности. Слушатели приобретут интеллектуальные умения: - будут знать ключевые категории по проблемам экономических школ - научатся понимать тенденции развития проблем современной экономических теорий - смогут анализировать актуальные проблемы современной экономики используя исторический опыт
Слушатели получат практические, профессиональные навыки и умения : - научатся самостоятельно анализировать современные экономические процессы. | Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекционные и семинарские занятия, групповые и индивидуальные презентации по темам занятий, доклады и статьи, информационно-аналитическая справка, интерактивное обсуждение изученного самостоятельно и изложенного на лекциях материала, система обязательных письменных работ, междисциплинарный подход, работа в группе статистический обзор. |
| Форма проверки знаний
Контрольные работы (в количестве трех) Письменные контрольные работы (в количестве трех), домашние задания, устные опросы на семинарах, итоговый экзамен. |
КОМПЕТЕНЦИИ | Аналитические компетенции:
Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученными званиями. Умение просчитывать последствия принимаемых решений, вырабатывать рекомендации по снижению потенциальных рисков. Способность к комплексному и ситуационному анализу экономических, социально-экономических и политических процессов в международной среде. Способность к системному видению. Способность к сравнительному анализу и синтезу экономических процессов. Способность к общению ( устному и письменному), умению выносить аргументированные суждения в профессиональной области на основе неполной и противоречивой информации. Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретных задач. Умение строить формализированные и графические модели конкретных ситуаций, видеть причинно-следственные связи.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях в т.ч. устные опросы, выступлении, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей .
|
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен.
| Системные компетенции:
Способность демонстрировать самостоятельное обучение Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований Знание основ экономического поведения Овладение инструментарием экономического анализа Умение корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные , качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоретических и практических задач. Способность модулировать теоретический язык к языку конкретной ситуации. Умение использовать на практике результаты научных исследований. | Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей.
|
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager
Итоговый экзамен.
| Коммуникационные компетенции: Владение логико-лингвистическими и логико-графическими методиками обработки информации, в т.ч. методом функционального анализа. Способность к восприятию и документированию мультимедийной информацией в режиме реального времени. Способность к одинаковому пониманию темы и терминологию, в том числе и на иностранных языках. Способность представить результаты анализа проблем, изучаемых в рамках модуля, в устной и письменной форме.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях, устный опрос,выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager
Итоговый экзамен.
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью программы Mindmanagar
Итоговый экзамен.
|
1.3. Критерии оценки знаний и компетенций. Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Вид работы | Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы | Доля вида работы в итоговой оценке | Контрольная №1 | Знание литературы и основного материала лекций, в том числе и дополнительной, основных концепций и теоретического материала по курсу Способность демонстрировать самостоятельное обучение. Способность к восприимчивости. | 10% | Контрольная №2 | Знание основной литературы, основных концепций и теоретического материала по курсу. Способность демонстрировать самостоятельное обучение. Способность к сравнительному анализу. Способность к решению ситуационных задач. Способность к восприимчивости | 15% | Контрольная № 3 |
Знание основополагающей литературы, основных концепций и теоретического материала по курсу. Способность к сравнительному анализу и синтезу. Способность демонстрировать самостоятельное обучение. Способность к восприимчивости.
| 25% | Работа на семинаре | Формулирование предложений по решению наиболее актуальных проблем истории экономических учений. Способность к эффективному поиску информации в интернете, периодической и научной литературе, включая поисковые системы и базы данных. Способность к сравнительному анализу и синтезу. Способность к делегированию обязанностей. Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся непредсказуемыми. Способность демонстрировать самостоятельное обучение. Умение применять знания и умение к анализу ситуации. Умение редактирования материала. Способность к восприятию и документированию мультимедийной информации на иностранных языках в режиме реального времени, использование сайтов ведущих экономистов, в т.ч. нобелевских лауриатов. | 10% | Ответ на экзамене | Знание основного теоретического и практического материала по курсу истории экономических учений. Способность к сравнительному анализу и синтезу. Умение использовать конкретные знания и умение анализировать ситуацию. | 40% | Итог | | 100% |
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Организационно-методические данные курса.
Вид работы | Трудоемкость (в акад. часах) | Общая трудоемкость | 104 | Аудиторная работа | 72 | Лекции | 36 | Практические занятия/семинары | 36 | Самостоятельная работа | 108 | | | Курсовые работы | | Рефераты | | Внеаудиторные самостоятельные работы | 72 | Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.) | 72 | Виды текущего контроля (перечислить) | Три контрольные работы, проведение презентаций, подготовка конспекта статей, домашние задания. | Вид итогового контроля | Устный экзамен. |
Данный модуль рассчитан на 108 контактных часа, включая 2 часа ориентации, часов аудиторных занятий и часа аттестации. Аудиторные занятия состоят из лекций ( 36 часа) и семинарских занятий ( 36 часа), разбитых на 12 тем. Семинарские занятия включают тем для обсуждения, связанные с прочитанными лекциями и предусматривают комплексный и всесторонний анализ обсуждаемых в них проблем. Он способствует повышению эффективности самостоятельной работы студентов и укреплению взаимодействия с преподавателем, помогают максимально глубокому усвоению содержания обучения, а также позволяют осуществлять текущий контроль образовательных результатов.
2.2. Тематический план курса.
Наименование разделов и тем | очная форма обучения |
| Количество часов (в акад. часах и/или кредитах) |
| Лекции | Практические занятия | Самостоят. работа | Всего часов по теме | РАЗДЕЛ 1. Введение история экономических учений | | | | | Тема 1.Предмет и метод истории экономических учений (наименование раздела) | 1 |
1 |
1 |
3 | РАЗДЕЛ 2.История экономических учений зарубежных стран | | | | | Тема 2 .1Экономическая мысль античного мира и средневековья | 1 | 1 |
1 |
3 | Тема 2.2 .Меркантилизм. Особенности меркантилизма в России . |
2 |
2 |
2 |
6 | Тема2.3.Зарождение,становление и эволюция классической политэкономии |
6 |
6 |
6 |
18 | Тема 2.4 Становление и развитие критической школы |
2 |
2 22.3. Содержание курса.
После изучения курса студенты должны: знать, как работает рынок и почему рыночная система наиболее эффективно распределяет ограниченные ресурсы; понимать принципы и мотивы поведения покупателей и фирм на рынке; уметь анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы; знать, как осуществляется управление фирмой на разных типах рынков; понимать, почему в отдельные периоды времени в экономике сохраняется низкая занятость ресурсов и высокий темп роста цен; знать, как взаимосвязаны между собой основные макроэкономические переменные; понимать место, роль и границы государства в современной рыночной экономике; иметь представление о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, используемой государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого хозяйственного роста; знать также следующие графики: микроэкономика кривую производственных возможностей (КПВ); спроса, предложения, рыночного равновесия; равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах; равновесие абсолютной монополии; равновесия фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах; равновесия конкурентной и монопольной фирмы на рынке ресурсов; рынка труда; рынка капитала; рынка земельных ресурсов. макроэкономика макроэкономического равновесия (AD-AS); «кейнсианский крест»; равновесия товарных рынков (модель «IS»); краткосрочная и долгосрочная кривые Филлипса; кривую стагфляции; предложение денег, спроса на деньги, рынка денег, а также равновесия на рынке денег (модель «LM»); двойного равновесия рынка денег и товарных рынков (модель «IS-LM»); кривую Лаффера; кривую Лоренца.
|
2 |
6 | Тема 2.5. Зарождение и развитие социалистической экономической мысли. Марксизм. |
2 |
2 |
2 |
6 | Тема 2.6.Маржинализм и формирование неоклассической школы |
4 | 4 |
4 |
12 | Тема 2.7. Пересмотр неоклассических традиций: проблемы нерыночного равновесия монополии и конкуренция |
4 |
4 |
4 |
12 | Тема 2.8. Кейнсианство и его эволюция. |
4 |
4 |
4 |
12 | Тема 2.9. Неолиберализм .Современных консерватизм. |
4 |
4 |
4 |
12 | Тема 2.10. Социально-институциональное направление и развитие экономической мысли. |
4 |
4 |
4 |
12 | Раздел 3. Русская экономическая мысль |
|
| | | Тема 3.1 .Развитие экономической мысли в России – ХХ век. |
2 |
2 |
2 |
6 | Итого по курсу |
36 |
36 |
36 |
108 |
2.3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
|