Скачать 443.24 Kb.
|
Институт проблем развитиясреднего профессионального образования Примерная программа учебной дисциплины “СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) МОСКВА-2002 . Примерная программа учебной дисциплины “Социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). — М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002, 28 с. Управление среднего профессионального образования Минобразования России 14 мая 2002 г. Авторы: Е.И.Исаев - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого; Н.И.Калугина -канд. социолог, наук, доцент кафедры психологии образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого; Рецензенты Н.Б. Орлова - методист Учебно-методического кабинета по профессиональному образованию Московского комитета образования; О.В. Попова - зам. директора по учебно-методической работе Узловского машиностроительного колледжа Ответствен- Р.Л. Палтиевич - главный специалист ИПР СПО,. за ный за выпуск канд ист. наук, доцент Редактор Т.Н.Маннина Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр., 43. © ИПР СПО Минобразования России, 2002 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА“Социальная психология” в структуре дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического циклов нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека, его профессионального и личностного становления в социальных общностях посредством включения в систему межличностных связей и отношений. В примерной программе дисциплины “Социальная психология” пять разделов. В первом разделе “Теоретико-методологические основы социальной психологии” представлены темы: “Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии”, “История становления и развития социальной психологии”. В содержании раздела рассматриваются разные научные подходы к определению объекта и предмета социальной психологии, история становления науки, ее роль в жизни современного общества. Во втором разделе “Социальная психология общения и взаимодействия людей” представлены темы: “Место общения в жизнедеятельности человека. Содержание, функции и виды общения”, “Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения”, “Психология воздействия в общении”. В разделе показана специфика социально-психологического подхода к общению, рассматривается многоуровневое содержание общения и его полифункциональность, анализируются элементы коммуникативного процесса и условия его эффективности, социально-психологические механизмы восприятия и понимания друг друга партнерами по общению, виды взаимодействий, технологии и способы убеждающего воздействия. В данном разделе выделены также психологические проблемы делового общения, проблемы оптимизации совместной деятельности через воздействие на процессы общения. Третий раздел “Психология социальных сообществ” представлен темами: “Группа как социально-психологический феномен”, “Психология больших социальных групп и массовых социальных движений”, “Социальная психология малых групп”, “Психология межгрупповых отношений”. В разделе рассматриваются феноменология и закономерности больших и малых социальных групп, динамические процессы группового функционирования, социально-психологические эффекты межгруппового взаимодействия, психологические условия эффективности групповой деятельности. В четвертом разделе “Социальная психология личности” представлены темы “Социально-психологический портрет личности” и “Социализация личности”. В разделе описываются феноменология, социально-психологическая структура личности, проблемы социализации и развития личности. Пятый раздел “Прикладные отрасли социальной психологии” представлен темами: “Психология семьи и семейного воспитания”, “Психология асоциального поведения”, “Социальная психология конфликта”, “Методы активного социально-психологического обучения и развития”. В содержании темы “Психология семьи и семейного воспитания” рассматриваются различные аспекты психологии семьи, возрастная структура взаимоотношений в семье, типы взаимоотношений супругов, родителей и детей. В теме “Психология асоциального поведения” рассматриваются проблемы социальной детерминированности отклоняющегося поведения и его виды, социально-психологические характеристики личности подростка, юноши с асоциальным типом поведения, условия и причины делинквентного поведения, проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Содержание темы “Социальная психология конфликта” включает вопросы о сущностных свойствах конфликта, его социально-психологической структуре, функциях и динамике. Рассматриваются причины конфликтов в организациях, стратегии поведения участников конфликта и пути его урегулирования. В теме “Методы активного социально-психологического обучения и развития” определяются принципы активного социально-психологического обучения и развития, раскрывается содержание и специфика его методов. Программа рассчитана на 64 аудиторных часа, в том числе 10 из них отводятся на лабораторные и практические занятия, и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования. На основании данной примерной программы учебное заведение самостоятельно разрабатывает рабочую программу. В программе приведена примерная тематика практических занятий, самостоятельных работ, рефератов и сообщений . При изучении социальной психологии равнозначными являются такие виды профессиональной подготовки, как исследование и проектирование. Социально-психологическая нацеленность проектов связана с созданием образовтельно-развивающей среды жизнедеятельности студентов — будущих специалистов, с построением системы связей и отношений друг с другом. Обоснование и реализация социально-психологических проектов могут быть осуществлены в ходе аудиторных занятий, а также на профессиональной практике. Проектирование, в отличие от исследования, в первую очередь ориентировано на практическую работу будущего специалиста с людьми внутри своей профессии. В разработке и реализации образовательного проекта могут участвовать одновременно несколько студентов. Важная роль в руководстве проектом отводится преподавателям психологии и педагогики. При изучении “Социальной психологии” студенты должны освоить общие социально-психологические закономерности общения, взаимодействия людей, приобрести знания о психологических процессах, протекающих в малых и больших группах. Студенты должны приобрести умения анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в нем индивидов, выявлять и оценивать специфику социально-психологических связей и отношений в социальных сообществах, проектировать социально-психологические условия совместной деятельности, квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми, руководить совместной их деятельностью. Реализация программы обеспечит социально-психологическую компетентность будущих специалистов как неотъемлемую часть их профессионализма. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ) Предмет социальной психологии; социально-психологическая характеристика личности; проблема социализации личности; проблема межличностных отношений; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий.
|
![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Примерная программа учебной дисциплины “Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М-: Издательский... | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности для средних специальных учебных заведений Базовый уровень Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень).... |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ основы политологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Примерная программа учебной дисциплины "Основы политологии" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский... | ![]() | Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский... |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Тема Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ Основы права” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Примерная программа учебной дисциплины "Основы права" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский... | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень).... |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Авторы: А. И. Кравченко доктор социологических наук, профессор мгу им. Ломоносова | ![]() | Программа для студентов средних специальных и высших учебных заведений, учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы Программа предназначена для воспитанников современных кадетских корпусов и курсантов военных институтов, может быть использована... |