Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году




Скачать 100.24 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году
Дата27.11.2012
Размер100.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации



Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113

Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05

E-mail: moin@chel.surnet.ru, www.minobr74.ru

ОКПО 00097442, ОГРН 1047423522277

ИНН/КПП 7451208572/745101001


22 сентября 2010 №103/4513



Руководителям

муниципальных органов

управления образованием




Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области»).

Методические рекомендации разрабатываются в целях реализации п.16 Положения о всероссийской олимпиаде школьников и использования единого методического подхода ко всем этапам всероссийской олимпиады школьников по химии (далее – Олимпиада).

Требования к проведению школьного этапа разрабатываются на основании п.п. 22 действующего Положения и с учетом требований к региональному и заключительному этапам Олимпиады.

Требования доводятся до сведения руководителей муниципальных органов управления в сфере образования, председателей оргкомитетов и жюри соответствующего этапа.

Требования могут включать следующие разделы:

  • Общие положения.

  • Функции оргкомитета (п.21).

  • Функции жюри.

  • Порядок регистрации участников (п.23).

  • Форма проведения Олимпиады.

  • Процедура шифрования, дешифрования и оценивания выполненных заданий.

  • Материально-техническое обеспечение.

  • Общая характеристика структуры заданий и комплектов в целом.

  • Процедура разбора заданий и показа работ.

  • Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий.

  • Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

  • Порядок подведения итогов Олимпиады (п.п. 24-28).

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Организаторами школьного этапа Олимпиады являются образовательные организации.

Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников школьного этапа Олимпиады (п.9 Положения).

Для проведения школьного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри. Все перечисленные органы наделяются соответствующими полномочиями (см. п.п. 11, 17-19, 21).

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций региональных и центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

Жюри на школьном этапе выполняет следующие функции:

  • изучает подготовленные соответствующей предметно-методической комиссией олимпиадные задания, критерии и методику их оценки;

  • составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников Олимпиады;

  • оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров школьного этапа Олимпиады;

  • готовит аналитический отчет о результатах проведения Олимпиады и передает его в оргкомитет.

Все участники Олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.

Школьный этап Олимпиады проводится с 1 октября по 15 ноября 2010 года.

В школьном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 8-11 классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Для соблюдения преемственности с муниципальным этапом Олимпиады школьный этап Олимпиады рекомендуется проводить в один тур. Длительность составляет 2 астрономических часа (120 минут).

Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к их проведению, по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций региональных и центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

Проведению школьного этапа Олимпиады предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в Олимпиаде, а также инструктаж по технике безопасности.

Для проведения Олимпиады на школьном этапе необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников. Для каждой параллели готовится отдельная аудитория (класс).

Участник может взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета), калькулятор. В аудиторию не разрешается брать средства сотовой связи, фото- и видеоаппаратуру. Пользоваться любой справочной литературой (кроме выданных таблиц периодической системы Д.И. Менделеева и таблицы растворимости) не разрешается.

Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов.

Для шифрования и дешифрования работ оргкомитетом создается специальная комиссия в составе не менее двух человек, один из которых является председателем. На бланке листа ответов каждой работы пишется соответствующий шифр, указывающий № класса и № работы (например, 8–01, 8–02, 8–03 и т.д.), который дублируется в персональных данных участника. После этого данные участника с продублированным шифром отрезаются, упаковываются в конверт и передаются председателю жюри, который помещает их в сейф и хранит там до показа работ. Работа по шифрованию, проверке и процедуры внесения баллов в компьютер организована так, что полная информация о рейтинге каждого участника Олимпиады доступна только членам шифровальной комиссии.

Выполнение заданий оценивается жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной предметно-методической комиссией муниципального этапа.

Результаты проверки всех работ участников Олимпиады члены Жюри заносят в итоговую таблицу.

Основная цель процедуры разбора заданий: знакомство участников Олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками Олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания. Разбор олимпиадных заданий школьного этапа может быть организован через сеть Интернет путем размещения ответов на задания (решения заданий) на сайте оргкомитета.

Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады.

Для проведения апелляции оргкомитет Олимпиады создает апелляционную комиссию из членов жюри (не менее трех человек). Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады, сопровождающих их лиц перед началом проведения Олимпиады.

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными предметно-методической комиссией.

Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление на имя председателя жюри по установленной форме. Заявление на апелляцию принимаются в течение 24 часов после окончания показа работ участников или размещения ответов (решений) на сайте оргкомитета.

Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии. Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются по результатам выполнения заданий. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение всех заданий.

Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной организаторами муниципального этапа, жюри определяет победителей и призеров.

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры

Окончательные итоги Олимпиады подводятся на заключительном заседании жюри после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты соответствующего этапа Олимпиады, является протокол жюри, подписанный его председателем, а также всеми членами жюри.

Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в оргкомитет для подготовки приказа об итогах школьного этапа Олимпиады.

Содержательные линии, включаемые в задания школьного этапа Олимпиады, определяются Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по химии. Задания школьного этапа должны быть составлены с учетом требований к уровню подготовки учащихся.

При подготовке заданий муниципальной предметно-методической комиссии рекомендует соблюдать принцип преемственности и использовать такую же структуру заданий, что и на муниципальном этапе. Рекомендуем составить одно тестовое задание (содержащее 10 вопросов с выбором ответов) и 4 текстовых задачи. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Одни задачи могут быть достаточно простыми, другие более сложными. Уровень сложности заданий школьного этапа должен быть доступен для большинства школьников. Предложенные задачи должны охватывать весь материал по химии, освоенный школьниками к моменту Олимпиады, быть комбинированными и, желательно, иметь межпредметные связи. По своей форме олимпиадные задачи должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны предполагаться приемы решений, которые не являются стандартными. Задания школьного этапа должны носить в большей степени занимательный характер.

Региональная предметно-методическая комиссия рекомендует включить в комплект задачу, требующую мысленного эксперимента.

Для удобства рекомендуем в тестовом задании каждый правильный ответ оценивать в 1 балл (итого 10 баллов). Каждую из текстовых задач оценивать в 10 баллов. Максимальное количество баллов школьного этапа олимпиады – 50 баллов.

Для выполнения заданий школьного этапа Олимпиады требуется инженерный калькулятор, который учащиеся приносят с собой. Организаторы школьного этапа Олимпиады выдают участникам таблицы периодической системы Д.И. Менделеева и таблицы растворимости.

При подготовке учащихся к олимпиаде рекомендуется использовать следующую литературу и Интернет-ресурсы:

  1. «Химия в школе» - научно-методический журнал

  2. Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие для вузов / Под ред. А.И.Ермакова. – М.: Интеграл-Пресс, 2006.

  3. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. – М.: МЦНМО, 2007.

  4. Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Мирос, 1995.

  5. Ленинджер А. "Основы биохимии" в 3-х томах, М.: Мир, 1985

  6. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии / Научн. редактор Э.М.Никитин.– М.: АПК и ППРО, 2005. – 128 с.

  7. Основы аналитической химии : учеб. для студентов хим. направления и хим. специальностей вузов : в 2 кн. / [Т. А. Большова и др.] ; под ред. Ю. А. Золотова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая шк., 2004

  8. Тиноко И. и др. Физическая химия. Принципы и применение к биологическим наукам. – М.: Техносфера, 2005.

  9. Химия: Энциклопедия химических элементов, под ред. А.Н. Смоленского, М.: Дрофа, 2000

  10. Чуранов С.С., Демьянович В.М. Химические олимпиады школьников. – М.: Знание, 1979. – 63с.

  11. Эмсли Дж. Элементы. - М.: Мир, 1993

  12. Эткинс П.. Физическая химия. – М.: Мир, 2006.

  13. Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. – http://www.chem.msu.ru/

  14. Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rosolymp.ru/ Этот портал объединяет Всероссийские олимпиады по всем предметам.

  15. Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня – http://chem.olymp.mioo.ru/ Этот портал является наиболее методически разработанным и информационно насыщенным, нацеленным на прямую работу с высокомотивированными школьниками.

  16. Портал педагогического университета издательского дома «Первое сентября» - дистанционные курсы для учителей «Система подготовки к олимпиадам по химии» - http://edu.1september.ru/index.php?course=18005.




Начальник управления общего образования и социальной поддержки детей



Т.В. Абрамова



Варганова Ирина Вячеславовна,

(351) 264-0151

Разослать: в дело, ЧИППКРО, отдел ОКО (Айткуловой Л.В.)


Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010-2011 учебном
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2010-2011 учебном
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2010-2011 учебном
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2010-2011
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011-2012 учебном
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011-2012 учебном
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011-2012
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2011-2012 учебном
Разрабатываются на основании единого подхода ко всем этапам всероссийской олимпиады школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница