История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности




Скачать 188.96 Kb.
НазваниеИстория биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Дата26.11.2012
Размер188.96 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение по естественнонаучному образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук


__18__ _____07________ 2011 г.


Регистрационный № ТД-G. 374 /тип.


История биологии


Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-31 01 01 Биология (по направлениям)



СОГЛАСОВАНО


Председатель Учебно-методического объединения по естественно-научному образованию _______________ А.Л. Толстик


__28__ ____03______ 2011 г.



СОГЛАСОВАНО


Начальник Управления высшего и

среднего специального образования

Министерства образования

Республики Беларусь

________________ Ю.И. Миксюк

__18__ ____07______ 2011 г.


Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский

институт высшей школы»

________________ В.И. Шупляк

__22__ ____06______ 2011 г.


Эксперт-нормоконтролер

________________ С.М. Артемьева

__22__ ____06______ 2011 г.



Минск 2011


Составители:


Наталья Павловна Максимова, заведующая кафедрой генетики Белорусского

государственного университета, доктор биологических наук, профессор;

Сергей Витальевич Глушен, доцент кафедры генетики Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;

Василий Викторович Гринев, доцент кафедры генетики Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент


Рецензенты:

Кафедра общей биологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»;

Михаил Сергеевич Морозик, декан факультета экологической медицины Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова», кандидат биологических наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой генетики Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 20 октября 2010 г.);


Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 1 от 03 ноября 2010 г.);


Научно-методическим советом по специальности 1-31 01 01 Биология

Учебно-методического объединения по естественнонаучному образованию

(протокол № 8 от 16 ноября 2010 г.)


Ответственный за редакцию: Сергей Витальевич Глушен


О


тветственный за выпуск: Василий Викторович Гринев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Предметом изучения курса «История биологии» является обзор развития биологических наук с древнейших времен до наших дней. В нем, в частности, анализируются общие закономерности развития естественных наук, дается периодизация развития биологии, рассматриваются основные факторы, обеспечивающие прогресс как отдельных биологических наук, так и всей биологии в целом. В курсе последовательно рассматривается развитие биологических наук в исторические эпохи Древней Греции и Рима, Средневековья, Возрождения и Нового времени. Период классической биологии XIX и первой половины XX в. представлен историческими обзорами таких наук как сравнительная морфология, палеонтология и эмбриология животных, физиология человека и животных, теория биологической эволюции, микробиология, цитология, биохимия и генетика. Подробно рассматривается возникновение и развитие молекулярной биологии во второй половине XX в. Отдельный раздел программы посвящен истории биологических наук и высшего биологического образования в Республике Беларусь.

Цель курса – дать представление о закономерностях развития биологических знаний со времени зарождения рациональной науки в Древней Греции и до конца XX в.

Задачи:

  • познакомить с современным научным подходом к изучению фактографического материала по истории биологии;

  • рассмотреть основные закономерности развития биологии в различные исторические эпохи;

  • показать становление философского, теоретико-гипотетического и эмпирического компонентов классической биологии;

  • проследить условия возникновения и пути развития молекулярной биологии;

  • обсудить тенденции развития биологических наук в настоящее время.

Курс «История биологии» связан с такими дисциплинами как «Цитология и гистология», «Теория эволюции», «Общая экология», «Анатомия человека», «Микробиология», «Генетика», «Физиология растений», «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Зоология беспозвоночных», «Систематика высших растений» и др.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • историю основных биологических идей, традиций и научных направлений;

  • методологические особенности биологии по сравнению с физикой, химией и другими науками;

  • влияние философии, а также точных и естественных наук на развитие биологии;

  • роль личности ученого на развитие науки на примерах из биологии;

  • современную проблематику и перспективы развития биологии

уметь:

  • использовать основные биологические понятия и категории;

  • ориентироваться в современной проблематике биологии;

  • отличать подлинно научные концепции от лже- и псевдонаучных;

  • применять биологические знания в различных сферах деятельности человека.

При чтении лекций по курсу «История биологии» целесообразно применять наглядные материалы в виде рисунков и таблиц, а также технические средства обучения для демонстрации слайдов и компьютерных презентаций.

При организации самостоятельной работы студентов по курсу рекомендуется использовать современные информационные технологии – разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программу, рекомендуемые учебные пособия, список информационных ресурсов, вопросы для самоконтроля и др.).

Курс «История биологии» должен расширить кругозор студентов, дать им представления о тенденциях развития биологии в различные исторические эпохи, показать роль биологических наук в развитии современной цивилизации. Программа курса рассчитана на 28 часов, из них 20 аудиторных – лекционных.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




разделов и тем


Наименование разделов и тем


Аудиторные часы

Всего

Лекции

1.

Введение

1

1

2.

Биологические знания в Древнем мире и Средневековье


2

2

3.

Развитие биологических наук в Новое время

3

3

4.

Становление классической биологии в XIX в.

6

6

5.

Развитие биологии в ХХ в.

8

8

ИТОГО:

20

20



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Введение



Предмет, задачи и методы истории биологии. Научные школы в области истории и философии биологических наук. Роль научного метода в становлении и развитии биологии. Происхождение термина «биология». Периодизация истории биологии.

Закономерности развития естественных наук. Эволюционные и революционные периоды развития науки. Теория парадигмы Т. Куна. Роль парадигмы в науке и образовании. История биологии как взаимодействие и смена парадигм. Познавательные модели биологии.

2. БиологиЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В древнеМ мире

И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ



Возникновение наук в Древней Греции. Предпосылки появления рационального знания в Древней Греции. Биологические представления древнегреческих ученых − Фалеса Милетского, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита Эфесского, Пифагора, Гиппократа. Биологические труды Аристотеля и Теофраста. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в Римской империи. Л. Кар и его поэма «О природе вещей». «Естественная история» Плиния. Работы Галена и Диоскорида. Значение начального периода развития биологических наук.

Символическая картина мира Средневековья. Особенности семиотическаой парадигмы. Реализм и номинализм. Вклад философов-схоластов в развитие науки. Биологические знания в трудах Авиценны, Альберта Великого, Венсана де Бове и других ученых. Проникновение естественнонаучного знания в Киевскую Русь в связи с принятием ею христианства.


3. Развитие биологических наук в НОВОЕ ВРЕМЯ


Возрождение рациональной науки. Социально-экономические и культурные преобразования в Европе в XIV-XVI вв. Изобретение И. Гутенбергом печатной книги и основание национальных библиотек. Великие географические открытия, создание музеев естественной истории, ботанических и зоологических садов. История возникновения Лондонского Королевского Общества и Российской Академии наук. Роль Ф. Бэкона Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона и Г.В. Лейбница в формировании научной картины мира.

Развитие ботаники и зоологии в XV-XVIII вв. Начальный этап описания и систематизации растений (И. Бок, М. Лобелий, К. Баугин, А. Чезальпино, Д. Рэй, Ж. Турнефор). Открытие клетки (Р. Гук) и возникновение анатомии растений (М. Мальпиги, Н. Грю). Системы растений К. Линнея, М. Адансона, Б. и А.-Л. Жюссье, Ж.Б. Ламарка. Опыты по «водному» питанию растений, движению воды и транспирации (Я. Гельмонт, Р. Бойль,С. Гейлс). Развитие представлений о размножении растений (Р.Камерариус, Й-Г. Кельрейтер).

Первые сводки животных нового времени (К. Геснер, Т. Моуфет, У. Альдрованди, Э. Уоттон, Дж. Рэй). Система животных К. Линнея. «Естественная история» Ж. Бюффона. Исследования насекомых (Р. Реомюр), червей и тлей (Ш. Бонне), гидры (А. Трамбле), регенерации и оплодотворения низших позвоночных (Л. Спалланцани).

Развитие физиологии человека и животных в XV-XVIII вв. Работа А. Везалия «Семь книг о строении человеческого тела». Открытие кровообращения У. Гарвеем, простейших А. Левенгуком, фолликулов в яичниках млекопитающих Р. де Граафом. Первая экспериментальная работа по биологии русского ученого М. Тереховского «О наливочном хаосе Линнея». Диссертация А. Шумлянского «О строении почек». А. Галлер и его работа «Элементы физиологии».

Теории развития живых организмов − преформизм (Сваммердам, Левенгук, Лейбниц, Бонне, Галлер) и эпигенез (Мопертюи, Дидро, Нидхэм, Бюффон). «Теория зарождения» К. Ф. Вольфа.


4. Становление классической биологии в XIX в.


Морфология, палеонтология и эмбриология животных. Развитие сравнительной анатомии и морфологии животных. Вклад в науку Ж. Кювье и Э. Ж. Сент-Илера. Диспут Кювье и Сент-Илера в 1830 г. Открытие зародышевых листков Х. Пандером. Теория зародышевых листков К. М. Бэра. Открытие ядра Р. Броуном. Создание клеточной теории (Т. Шванн) и возникновение гистологии (Я. Э. Пуркине и И. Мюллер).

Теория биологической эволюции . Зарождение эволюционных идей (Ш. Нодэн, Л. Окен, Э. Эйхвальд, К.Ф. Рулье). Теория эволюции Ж.Б. Ламарка. Научная биография Ч. Дарвина. Гносеологические аспекты теории эволюции Дарвина. Перестройка палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии и систематики животных под влиянием дарвинизма (В.О. Ковалевский, Л. Долло, А.О. Ковалевский, И.И. Мечников, Ф. Мюллер, Э. Геккель и др.).

Физиология человека и животных. Развитие физиологии человека и животных. Работы Ф. Мажанди, К. Бернара, И. Мюллера, Э. дю Буа-Реймона, Г. Гельмгольца и К. Людвига, Основоположники русской школы физиологии И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

Микробиология. Формирование микробиологии. Исследования этиологии сибирской язвы и туберкулеза Р. Кохом. Научная деятельность Л. Пастера. Открытие вирусов Д.И. Ивановским и М. Бейеринком. Фагоцитарная (И.И.Мечников) и гуморальная (П. Эрлих) теории иммунитета.

Цитология. Выделение цитологии в самостоятельную науку. Создание теории микроскопа Э. Аббе. Открытие клеточного ядра (Р. Броун), клеточного центра (Т. Бовери), митохондрий (Р. Альтман, К. Бенда), пластинчатого комплекса (К. Гольджи). Описание митоза (Э. Страсбургер, В. Флемминг), мейоза (Э. ван Бенеден) и оплодотворения (О. Гертвиг, С.Г. Навашин).

5. Развитие биологии в ХХ в.



Предпосылки развития биологии в XX в. Этапы развития биологии в ХХ веке. Влияние физики и химии на биологию. Книга Э. Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики» и принцип редукционизма. Разработка методов ультрацентрифугирования (Сведберг), электрофореза (Тизелиус), хроматографии (Мартин, Синг) и рентгеноструктурного анализа (Лауэ, Брэгг). Создание электронного микроскопа (Кнолль и Руска).

Биохимия. Исследования строения углеводов и белков (Фишер), нуклеиновых кислот (Мишер, Коссель, Левин). Разработка теории катализа (Фишер, Анри, Михаэлис, Ментен). Открытие витаминов (Функ) и коферментов (Эйлер). Исследования гликолиза и дыхания Варбургом, Сент-Дьерди, Кребсом и др. Открытие антибиотиков (Флеминг, Флори, Чейн, Ваксман). Рентгеноструктурный анализ нуклеиновых кислот (Астбери, Уилкинс) и белков (Полинг, Перутц, Кендрью). Секвенирование белков (Сенгер, Стейн, Мур). Исследования окислительного фосфорилирования (Энгельгардт, Ленинджер, Митчел).

Генетика. Работа Менделя «Опыты над растительными гибридами» и подтверждение открытых им законов Корренсом, Чермаком и де Фризом. Разработка проблем генетики количественных признаков Гальтоном, Пирсоном и Иогансеном. Создание хромосомной теории наследственности (Сэттон, Бовери, Морган). Первые генетические карты дрозофилы (Стертевант) и кукурузы (Эмерсон, Бидл и Фрейзер). Исследования полиплоидии (Винклер, Карпеченко, Жебрак, Астауров). Открытие физического (Мёлер, Стадлер) и химического мутагенеза (Ауэрбах, Рапопорт), разработка теории мишени (Тимофеев-Ресовский и Дельбрюк). Возникновение популяционной генетики и синтетической теории эволюции (Четвериков, Райт, Фишер, Добжанский). Исследования тонкой структуры гена (Серебровский, Дубинин). Работы по цитогенетике Навашина, Левитского и Живаго.

Молекулярная биология. Исследование генетической роли нуклеиновых кислот (Грифит, Эвери, Херши, Чейз, Френкель-Конрат). Открытие двойной спирали ДНК (Уотсон, Крик), исследования тонкой структуры гена (Бензер), репликации (Мезельсон, Сталь, Корнберг) и транскрипции (Темин, Балтимор и др). Расшифровка генетического кода и механизма трансляции (Гамов, Ниренберг, Маттеи, Спирин и др.). Изобретение полимеразной цепной реакции (Маллис, 1983). Исследования дифференциальной активности генов (Жакоб и Моно), открытие апоптоза (Керр, Бреннер, Хорвиц) и теломеразных часов (Оловников, Блэкберн, Грейдер). Проект «Геном человека» (1990–2003 гг.).

Современные тенденции развития биологии.

История биологии в Республике Беларусь. Ученые XVIII-XIX вв. (Жилибер, Снядецкий, Эйхвальд, братья Ковалевские и др.).

Основание Белорусского государственного университета и Национальной Академии наук. Исследования белорусских ученых-биологов до и после Великой Отечественной войны (А.В. Федюшин, И.Н. Сержанин, В.Ф. Купревич, Т.Н. Годнев, А.Р.Жебрак, П.Ф. Рокицкий и др). Формирование научных школ по геоботанике (И.Д. Юркевич, В.Д. Гельтман, Д.С.Голод), почвенной зоологии (Э.И. Хотько), гидробиологии (Г.Г.Винберг), систематике насекомых (И.К. Лопатин), физиологии растений (Т.Н. Годнев), генетике (Н.В. Турбин), физиологии человека и животных (И.А.Булыгин) и другим биологическим наукам. Развитие исследований по биоразнообразию и охране растительного и животного мира (В.И. Парфенов, Н.В. Козловская, Г.Ф. Рыковский и др.).

Развитие биологических наук и высшего биологического образования в Республике Беларусь.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ЛИТЕРАТУРА


О с н о в н а я:

  1. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века / под ред. С. Р. Микулинского. – М.: Наука, 1972.

  2. История биологии с начала ХХ века до наших дней / под ред. Л. Я. Бляхера. − М.: Наука, 1975.

  3. Глушен С.В. История биологии / С.В. Глушен. – Мн.: БГУ, 2010.


Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики / А. Азимов.

М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.

2. Бабий Т П. Биологи (биографический справочник) / Т. П. Бабий, Л. Л.

Коханова, Г. Г. Костюк и др. Киев : Навукова думка, 1984.

3. Базилевская Н. А. Краткая история ботаники / Н. А. Базилевская, И. П.

Белоконь, А. А. Щербакова. − М.: Наука, 1968.

4. Брызгалина Е.. В. История биологии как смена парадигмального знания /

Е.В.Брызгалина. − М.: МГУ, 1998.

5. Вермель Е. М. История учения о клетке / Е. М. Вермель. − М.: Наука, 1970.

6. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П. Вернан. М.:

Прогресс, 1988.

7.Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии / Н.Н. Воронцов.

− М.: Прогресс-Традиция, 1999.

8. Гайсинович А. Е. Зарождение и развитие генетики / А. Е. Гайсинович. −

М.: Наука, 1988.

9. Кацнельсон З. С. Клеточная теория в ее историческом развитии / З. С.

Кацнельсон. − Л.: Гос.изд-во мед. литературы, 1963.

10. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. − М.: Прогресс, 1977.

11. Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина / В. В. Лункевич. − М.:

Гос. уч.-пед. ид-во Министерства просвещения РСФСР, 1960. − Т. 1–2.

12. Нидэм Дж. История эмбриологии / Дж. Нидэм. − М.: Иностранная

литература, 1947. − Т. 12.

13. Рьюз М. Философия биологии / М. Рьюз. − М.: Прогресс, 1977.

14. Уотсон Дж. Двойная спираль. Воспоминания об открытии структуры

ДНК / Дж. Уотсон. − М.: Мир, 1969.

15. Томпсон М. Философия науки. / М.Томпсон. − М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

Философия биологии. Вчера, сегодня, завтра / под ред И.К.Лисеева и

Д.В.Локтионова. − М.: ИФРАН, 1996.

16. ШредингерЭ. Что такое жизнь с точки зрения физики? / Э. Шредингер. −

М.: Римис, 2009.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Баллы

Показатели оценки

1

2

1 (один)

НЕЗАЧТЕНО

Отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа

2

(два)

НЕЗАЧТЕНО



Фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых ошибок; пассивность на лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий

3

(три)

НЕЗАЧТЕНО

Недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными ошибками; слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины; пассивность на лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий

4

(четыре)

ЗАЧТЕНО

Достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач; умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку; работа под руководством преподавателя на лабораторных занятиях, допустимый уровень исполнения заданий

1

2

5

(пять)

ЗАЧТЕНО

Достаточные знания в объеме учебной программы; использование научной терминологии, грамотное логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно принимать типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; самостоятельная работа на лабораторных занятиях, фрагментарное участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий


6

(шесть)

ЗАЧТЕНО

Достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; использование необходимой научной терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и обоснованные выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий


7

(семь)

ЗАЧТЕНО

Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; самостоятельная работа на лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий


1

2

8

(восемь)

ЗАЧТЕНО

Систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины (в том числе техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

9

(девять)

ЗАЧТЕНО

Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; систематическая, активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

10

(десять)

ЗАЧТЕНО

Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой учебной дисциплине; умение свободно ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; творческая




самостоятельная работа на лабораторных занятиях, активное творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий


ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ


Типовыми учебными планами направлений специальности 1-31 01 01 «Биология» в качестве формы итогового контроля по дисциплине рекомендован зачет.

Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине можно использовать следующий диагностический инструментарий:

  • защита подготовленного студентом реферата;

  • компьютерное тестирование.



Похожие:

История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория журналистики Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория русской литературы (XХ век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория русской литературы (XIX век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЛитература типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)»
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconОкеанология типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заве-дений Республики Беларусь по естественно-научному образованию
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconВысшая математика Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
История биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория южных и западных славян типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница