План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации




Скачать 85.39 Kb.
НазваниеПлан Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации
Дата26.11.2012
Размер85.39 Kb.
ТипДокументы
Тема 15. Внутренняя и внешняя среда организации


Цель: Рассмотреть основные составляющие внутренней и внешней среды, и влияние их на деятельность предприятия


План

  1. Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента

  2. Структура внешней среды организации

  3. Внутренняя среда организации, факторы интраменедмжента




  1. Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента


Впервые понятие внешней среды было дано в «Тектологии» (Всеобщей организационной науке) А.А. Богданова. Здесь среда рассматривалась как сумма внешних отношений комплекса. Она разделялась на консервативную и изменчивую. Комплекс под воздействием определенной среды преобразуется и приспосабливается к изменениям. Уже тогда А.А.Богданов отмечал, что скорость изменений в обществе нарастает.

В 40-х годах появилась общая теория систем известного австрийского биолога Л. фон Берталанфи, где дается понятие открытой системы, отражающее взаимодействие внешней и внутренней среды.

Внешние факторы – это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на процессы в организации

Характеристики внешней среды

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды (это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на процессы в организации)

2. Сложность внешней среды

3. Подвижность среды

4. Неопределённость среды

Это идея получила дальнейшее развитие в книге В.Н. Садовского «Основания общей теории систем», в которой сформулированы понятия целостности системы и внешняя среда рассматривается как часть пространства, находящаяся за границами внутренней среды.

В работе Дж. Ван Гига «Прикладная общая теория систем» внешняя среда рассматривается как все системы, которые не контролируются лицом, принимающим решения. Это понятие внешней среды уже связывается с управлением, и внешняя среда рассматривается как фактор управления.

Действительно, для управления и в процессах управления происходит обособление системы и, следовательно, и возникает условное разделение ее на внешнюю и внутреннюю среду.

Но если это так, то управление можно рассматривать в двух видах – управление внутренними процессами и управление внешними процессами. Можно это назвать интра- и инфраменеджментом.

И в том и в другом случае имеется определенная степень управляемости. Очевидно в инфраменеджменте управляемость ниже. В этом одна из его особенностей. Большое значение в инфраменеджменте имеет сложность внешней среды. Она может быть различной, она определяет границы организации, ее поведение и внутренние процессы.


  1. Структура внешней среды организации


Существуют различные представления о структуре внешней Среды организации. Так М.Портер в книге «Международная конкуренция» в качестве элементов внешней Среды выделят так называемые «конкурентные силы», в состав которых он включает непосредственных конкурентов, покупателей, поставщиков, фирм, предлагающих товары-заменители, а также фирм, потенциально способных проникнуть в отрасль. Инфраменеджмент в этом случае сводится к попыткам воздействия на эти силы или, по меньшей мере, их контролированию.

Другая группа специалистов (У.Диллом, Дж. Томпсон, А. Негади) рассматривают внешнюю среду как двухуровневую структуру факторов. Так, например, А.Негоди выделяет внутреннюю среду организации, а во внешней среде – среду задачи (непосредственное окружение организации) и среду социоэтальную (общая среда, элементы всего общества – культура, идеология, политика, образование и пр.)

Ф. Котлер в книге «Основы маркетинга» внешнюю среду организации рассматривает как двухуровневую систему, состоящую из микро и макросреды, каждая из которых включает определенные факторы.

Микросреда включает те факторы, которые могут оказывать прямое на нее воздействие – конкуренты, посредники, поставщики, потребители, «контактные аудитории».

Макросреда представляет собой совокупность политических, экономических, правовых, технологических, социально-культурных, природно-географических и международных факторов, которые влияют не столько непосредственно на организацию, сколько опосредованно через влияние на всю ее микросреду.

Вообще разделение на внешнюю и внутреннюю среду имеет условный характер. Эта условность определяется границами деятельности организации (ее видом – фирма, предприятие, корпорация, холдинг и пр.) и полномочиями на управление этой деятельностью. Так для подразделения какой-либо фирмы внешней средой являются ее же подразделения, выполняющие роль потребителя, поставщика и пр.

Потребители воздействуют посредством требований снижения цен, повышения качества продукции или услуг, улучшения организации обслуживания и т.д. Но организация также может воздействовать на эти требования путем их учета и разъяснения своего отношения к ним, путем рекламы или каких-либо встречных предложений.

Поставщики также могут оказывать давление на организацию, нарушая условия поставки, выдвигая дополнительные требования, поднимая цены на поставляемую продукцию, снижая ее качество. Организация может воздействовать и на поставщиков посредством замены их, если имеется такая возможность, договариваясь о ценах, контролируя качество и выставляя встречные требования.

Посредники помогают в продвижение и реализации продукции, закупке ресурсов, оказании дополнительных услуг (транспортных, оформительских и пр.) Они также могут диктовать свои условия в отношении цен, комиссионных, тарифов, условий оплаты и поставки. Воздействие на них также организация может осуществлять. Это выбор посредников, установление встречных требований, создание определенных условий их деятельности.

«Контактные аудитории» – это различные внешние организации, проявляющие интерес к данной организации и способные каким-либо образом влиять на ее деятельность. К ним относятся государственные учреждения (налоговые органы, местная администрация и пр.), финансовые круги (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), консалтинговые, информационные и рекламные фирмы, средства массовой информации, общественные и религиозные организации и пр.

Среди факторов макросреды наибольшее значение имеют экономические факторы. Они отражают состояние экономики, покупательную способность населения, инфляционные процессы, уровень занятости и др. От экономической обстановки зависит стоимость и доступность ресурсов, объемы производства, наличие производственных мощностей и рабочих мест.

Политические факторы характеризуют стабильность политической обстановки, отношение органов власти к бизнесу, процессы государственного регулирования экономики.

Правовые факторы отражают законодательную систему, которая содержит определенные «правила игры» на рынке.

Научно-технические и технологические факторы характеризуют научно-технический прогресс, возможности обновления техники и технологии производства.

Социокультурные факторы – это факторы образования, культурных традиций и обычаев, демографии, психологии общественного поведения, социологии.

Природно-географические – включают климатические условия, состояние окружающей среды, доступность сырья и энергии, наличие дорог и путей сообщения.

Международные факторы представляют собой те тенденции и события в международной жизни, которые могут влиять на макросреду организации.

Прямое воздействие на все факторы макросреды организация не может иметь, хотя если это крупная организация, то такое возможно (транснациональная фирма, очень солидная компания, например, IBM), но косвенно такое влияние часто осуществляется и его также следует рассматривать, как инфраменеджмент. Ведь управление может быть прямым и косвенным.

Однако четкой границы между внешней и внутренней средой, также как и между отдельными факторами той и другой не существует. В чистом виде их выделить невозможно. Но при этом в практике управления учитывать необходимо. И этот учет проявляется в методологии управления (подходы, приоритеты, системность, миссия и пр.)

Связь внешней и внутренней среды проявляется в том, что любая организация должна приспосабливаться к внешней среде путем адаптации внутренней среды, которая определяет поведение организации. При этом важно не пассивное приспособление, а стремление влиять в пределах возможного на изменения внешней среды. Все это достигается в процессах управления, ибо управлением в конечном итоге определяется поведение организации. Практически это влияние представляет собой комплекс связей производителя с поставщиками, конкурентами, и «контактными аудиториями». Компании, продолжая конкурировать друг с другом, объединяют совместные усилия для создания новых видов продукции, более полного удовлетворения запросов потребителя и обновления ключевых сегментов рынка.

Преимуществами такого сотрудничества является снижение рисков, совместное использование различных знаний, экономия ресурсов, обусловленная ростом масштабов производства, взаимодополнения технологий, блокирование конкуренции, доступ к сырью, технологиям, труду, капиталу, каналам сбыта, покупателям и пр. Такое сотрудничество может привести и к слиянию или поглощению компаний. Но чаще всего организации сохраняют независимость и сотрудничают в рамках таких сетевых структур. Возможно и формирование стратегического альянса со своими бывшими конкурентами.


  1. Внутренняя среда организации, факторы интраменедмжента


Внутренние переменные – ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.

Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремится расширить и укрепить.

Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное чтобы избавиться от них.

К внутренним переменным организации относятся цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться трудовой коллектив.

1. Конкретные и измеримые.

2. Организация целей во времени

3. Достижимые цели.

4. Взаимоподдерживание цели.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в той форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки.

Под технологией понимается сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления несложных преобразований в материалах или людях.

Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Так как руководство достигает целей организации через других людей.

Внутренняя среда организации характеризуется комплексом факторов, определяющих состояние организации и изменения ее характеристик. К этим факторам относятся следующие:

1. Структура организации и системы управления ею. Этот параметр характеризует состав звеньев, подразделений и служб организации, их организационный статус, функции и масштабы. В деятельности этих звеньев можно увидеть условную границу внешней и внутренней среды.

2. Коммуникации, отражающие полный комплекс отношений и связей между звеньями, каналы движения информации.

3. Персонал, осуществляющий деятельность всей организации, ее функционирование и развитие. Состояние персонала характеризуется параметрами профессионализма, образования, квалификации, системой интересов и ценностей, накопленным опытом.

4. Корпоративность, существование и проявление в той или иной степени корпоративного духа, культуры, верности традициям организации.

5. Потенциал, который находит свое отражение в составе и структуре ресурсов, возможностях их использования, сопряжении.

6. Методология управления, проявляющаяся в господствующих в организации и управлении подходах и принципах решения проблем, освоенных методиках анализа ситуаций и разработки управленческих решений.

7. Финансовое состояние организации.

8. Уровень технологического развития и состояние техники.

9. Социально-психологическая атмосфера деятельности, которая характеризуется такими факторами как уверенность, верность, энтузиазм.


Тесты по теме


1.Внутренняя среда организации в бизнесе:

а. Экономическая политика страны

б. Связь с потребителями

в. Влияние мирового рынка


2.Внешняя среда организации в бизнесе:

а. Влияние ценообразования на экономику предприятия

б. Государственная поддержка предприятия

в. Влияние экономики других стран


Вопросы для самопроверки


  1. Что относится к факторам внешней среды?

  2. Какие факторы внутренней среды знаете?

  3. Перечислите основные сильные и слабые стороны организации?

  4. Какие факторы макросреды знаете?

Похожие:

План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации icon24 Характеристика внешней и внутренней среды организации
Элементы внутренней среды организации и степень их влияния на организацию
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации iconКонцепции стратегического менеджмента
Целью курса является дать студентам знания, которые помогут в поиске новых направлений предпринимательской деятельности в различных...
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации iconКонцепции стратегического менеджмента
Целью курса является дать студентам знания, которые помогут в поиске новых направлений предпринимательской деятельности в различных...
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации icon«Байкалсерт» Для чего организации необходима система менеджмента качества (мс исо 9001: 2008)
Чтобы выжить в современных, все более ускоряющихся изменениях внешней среды, организации жизненно важно разработать стратегию своего...
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации iconДипломный проект на тему: «Стратегический анализ внешней среды организации»
Рекомендации по созданию и оптимизации функционирования организации
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации iconПрограмма дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации icon1 Теоретико-методологические основы изучения среды организации 5
Целью данного проекта является исследование теоретической базы для изучения внешней и внутренней среды компании, определение ключевых...
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации iconКурс "Коммуникационный менеджмент" представляет собой теорию и практику управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и
Классические паблик рилейшнз ориентированы на информирование внутренней и внешней среды организации, коммуникационный менеджмент...
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации iconПрименение современных информационных технологий при изучении вопросов нетарифного регулирования внешней торговли
Место и роль информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела 9
План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Структура внешней среды организации iconВ бихевиористском подходе в психологии Дж. Уотсона изменение внешней среды понимается, прежде всего, как
Авторитет руководителя, обусловленный его мировоззренческими и нравственными качествами, называется
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница