Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ»




Скачать 299.19 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ»
страница1/3
Дата26.11.2012
Размер299.19 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет социологии

Программа дисциплины


Научный семинар «Комплексный социальный анализ»

для направления 040100.62 «Социология» подготовки магистра

магистерской программы «Комплексный социальный анализ»


Авторы программы:

Ледяев Валерий Георгиевич,

доктор философских наук, Ph.D,

профессор

valeri_ledyaev@mail.ru

Рождественская Елена Юрьевна,

кандидат социологических наук, профессор

rigasvaverite@gmail.com


Баньковская Светлана Петровна,

кандидат философских наук, профессор

sbankovskaya@gmail.com


Климов Иван Александрович,

Кандидат социологических наук, доцент

klimov_ivan@list.ru


Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов «___»_________2011  г.

Зав. кафедрой И.Ф. Девятко


Рекомендована секцией УМС факультета социологии «___»____________ 201_ г.

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________201_ г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина






Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100.62 «Социология», обучающихся по магистерской программе «Комплексный социальный анализ», изучающих дисциплину «Социология».

Программа разработана в соответствии с:

  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.68 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.1

1 Цели освоения дисциплины


Цель семинара – систематизировать у студентов навыки исследовательской работы и сфокусировать их знания и компетенции на подготовке магистерской диссертации. Семинар имеет целью, прежде всего, стимулировать развитие собственной научно-исследовательской работы магистрантов, что предполагает также включение их в научную жизнь преподавательского коллектива и более широкого научного сообщества.

Курс знакомит студентов как с общими основаниями научного производства и научного стиля изложения его результатов, так и с конкретными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. Главная задача курса – подготовка собственной выпускной работы магистрантов, планирование и проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных, грамотное изложение результатов и адекватная их презентация. Тем самым семинар призван способствовать формированию системных, профессиональных и социально-личностных компетенций в области социальной теории, развитию представлений о современных проблемах и тенденциях в социологической науке, расширению профессиональных аналитических навыков и практических компетенций, способствуя тем самым реализации базовых целей и задач магистерской программы «Комплексный социальный анализ»

2 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • актуальную проблематику социальных наук;

  • основные принципы организации научных исследований в области социологии;

  • основные этапы подготовки и проведения научного исследования;

  • основные принципы презентации результатов исследования;

    Уметь:

  • самостоятельно ориентироваться в междисциплинарном пространстве наличных социальных проблем и адекватно соотносить с ними свой исследовательский интерес;

  • критически анализировать и оценивать эмпирические проекты в области социологии;

  • корректно формулировать проблему исследования, цель, задачи, объект, предмет, основные гипотезы;

  • адекватно выбирать эмпирические референты, соответствующие переменным, представленным в гипотезе;

  • определять методы исследования, позволяющие решить выдвинутые цели и протестировать гипотезы, уметь их целесообразно комбинировать;

  • разрабатывать и тестировать инструменты сбора данных;

    Иметь навыки (приобрести опыт):

  • получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;

  • анализа текстов и материалов по социологической проблематике;

  • разработки дизайна социологического исследования, его теоретического обоснования, а также практической реализации исследовательского проекта;

  • участия в совместных исследовательских проектах;

  • презентации результатов исследования;

  • интерпретации социологических данных


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

СК-М1

− демонстрирует способность выбрать метод исследования для решения научной проблемы, поставленной в курсовой работе и дипломном проекте

− предлагает коррекции известных методик для решения проблем в новых и незнакомых контекстах

− дает независимую, самостоятельную оценку исследовательских проектов и текстов, обсуждаемых на семинаре

Подготовка и написание курсовой и дипломной работы; обсуждение текстов курсовых и дипломных работ на семинаре; обсуждение отдельных текстов и исследовательских проектов на семинаре

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности (формируется частично)

СК-М2

− показывает возможности адаптации и/или модернизации моделей исследования для изучения конкретных ситуаций

− предлагает оригинальные решения проблем по теме курсовой работы и дипломного проекта



Подготовка и написание курсовой и дипломной работы; обсуждение текстов курсовых и дипломных работ на семинаре; обсуждение отдельных текстов и исследовательских проектов на семинаре

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры (формируется частично)

СК-М4

− способен воспринимать перспективные исследовательские практики в новых сферах социального знания

− способен учесть современные тенденции в развитии научного знания и социальной практики для определения темы исследования и направления профессионального совершенствования

лекции ведущих специалистов в отдельных областях социологического знания и других социальных наук; подготовка и написание курсовой и дипломной работы

Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (формируется частично)

ИК-3

− умеет выстроить общий дизайн исследовательского проекта, определить основные направления исследования и конфигурацию используемых методов

− использует зарубежный опыт эмпирических исследований и разработанные когнитивные модели при подготовке программ эмпирического исследования


Подготовка и написание курсовой и дипломной работы; обсуждение текстов курсовых и дипломных работ на семинаре; обсуждение отдельных текстов и исследовательских проектов на семинаре

Способен оформлять и представлять результаты деятельности с использованием методов, методик и приемов презентации результатов

ИК-10

− представляет курсовую и дипломную работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной процедуре

− обладает навыками устного выступления перед аудиторией

Лекции, подготовка и написание курсовой и дипломной работы; обсуждение текстов курсовых и дипломных работ на семинаре; обсуждение отдельных текстов и исследовательских проектов на семинаре

Cпособен использовать концептуальные основы философии социальных наук, современной социологической теории, методологии и методов социальных наук применительно к задачам исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

(формируется частично)

ИК-15

− применяет известные ему (ей) принципы и способы концептуального анализа для разработки понятийного ряда и операционализации понятий

− демонстрирует связь между отдельными концептами и теориями в рамках единой объяснительной модели применительно к анализу конкретных кейсов

− определяет связь программы своего исследования с основными теоретическими перспективами в исследовании социальных явлений

Подготовка и написание курсовой и дипломной работы; обсуждение текстов курсовых и дипломных работ на семинаре; обсуждение отдельных текстов и исследовательских проектов на семинаре

Cпособен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

(формируется частично)

СЛК-8

− умеет подготовить полную структурированную библиографию по новой исследовательской теме

− ориентируется в различных областях социологического, философского и социально-гуманитарного знания

− способен применять знания в новых и незнакомых контекстах

Подготовка и написание курсовой и дипломной работы; обсуждение текстов курсовых и дипломных работ на семинаре; обсуждение отдельных текстов и исследовательских проектов на семинаре



3 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для магистерской программы «Комплексный социальный анализ» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной Цикла «Практика и научно-исследовательская работа


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Методология и методы социологического исследования;

  • Социология науки и научного знания;

  • Концепции измерения в гуманитарных науках;

  • Работа с социологической информацией;

  • Прикладное программное обеспечение;

  • Профориентационный семинар;

  • Принципы подготовки научно-исследовательской работы (факультатив):

  • Научно-исследовательский семинар;

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: ориентироваться в общих вопросах социологической теории, иметь представление о процессе научного исследования, об основных видах социологическмих данных и методах их анализа, обладать опытом сбора и анализа социологических данных, написания отчета о результатах исследования.

4 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Профориентационные выступления преподавателей кафедры и приглашенных специалистов, участие в научных мероприятиях, проводимых на факультете и кафедре, обсуждение исследовательских проектов и текстов







56 (по модулю на каждом курсе)




94

2

Принципы, формы и методы научной работы








56




94

3

Презентация проектов курсовых и дипломных работ студентов, обсуждение черновых версий текстов курсовых и дипломных работ







120




210




ВСЕГО

630 + часы на зачеты




232




398



5 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа























































Эссе

*










*













Реферат







*










*







Коллоквиум




























Домашнее задание




























Промежу­точный

Зачет




*




*




*










Экзамен




























Итоговый

Экзамен
























*






5.1 Критерии оценки знаний, навыков


Оценка за итоговый экзамен на втором курсе магистратуры складывается из суммы оценки за работу на семинарах и оценок за эссе и реферат, написанных на втором курсе.

Оценка за зачет во втором модуле первого курса магистратуры складывается в равных долях из: оценки работы на семинаре и оценки за эссе (силлабус и структура курсовой работы).

Оценка за работу на семинаре состоит из оценок:

− частоты посещения занятий (20 %);

− степени активности в обсуждении вопросов семинара, участия в оппонировании на докладах (20%);

− своевременности выполнения всех этапов курсового и дипломного проектов, периодического представления отчета о ходе работа над (1) дизайном исследования и (2) текстом диссертации (40%);

- выполнения домашних заданий (20%).

Оценка за зачет в четвертом модуле первого курса магистратуры складывается в равных долях из: оценки работы на семинаре (50%) и оценки за реферат (50%) (презентации курсовой в Power Point).

Домашнее задание предполагает выполнение заданий, в ходе которых необходимо решить одну из задач семинара, – составить библиографию источников по теме магистерской работы на русском и иностранных языках, сделать аннотацию статьи, сделать реферат основных источников по теме магистерской работы. Оценка домашнего задания включает в себя оценку формирования следующих компетенций:

  • способность предлагать концепции, модели, релевантные решению конкретной задачи;

  • способность оценивать освоенные научные методы анализа данных и применять их для решения конкретной задачи;

  • способность к самостоятельному освоению новых (не рассмотренных в рамках курса) методов исследования;

  • способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований.



Оценка за зачет во 2 модуле на втором курсе магистратуры складывается в равной мере из оценки работы на семинаре и оценки за письменную работу (эссе: силлабус магистерской работы).

Оценка за зачет в 4 модуле первого курса магистратуры складывается в равных долях из: оценки работы на семинаре и оценки за реферат (обзор литературы по теме диссертации).

Оценка за итоговый экзамен формируется как средняя из оценок по зачетам по НИС за второй курс и предзащиты своей магистерской диссертации в рамках НИС.


Оценивание презентации курсовой осуществляется по следующим критериям:

− стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения);

− структура работы;

− степень проработанности источников, на которых основывается курсовая;

− содержание и качество аргументации;

− техника презентации.

Оценка за реферат на первом курсе ставится за логичность структуры работы, глубину анализа литературы, обоснованность выдвигаемых положений и качество научного стиля.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6 Содержание дисциплины


Раздел 1. Профориентационные выступления преподавателей кафедры и приглашенных специалистов, участие в научных мероприятиях, проводимых на факультете и кафедре, обсуждение исследовательских проектов и текстов.

Данный раздел семинара не предполагает какой-то конкретный план мероприятий, поскольку выбор пула лекторов и специалистов, выступающих перед студентами, зависит от предпочтений самих студентов, возможностей руководителей семинара и планов работы факультетского и кафедрального семинаров. К участию в семинаре будут привлечены специалисты различного профиля (как отечественные, так и зарубежные), представляющие разные сферы социального знания, что позволит расширить представление студентов об актуальных направлениях исследования и современных тенденциях в развитии социологии. Акцент в лекциях, презентациях и мастер-классах будет сделан на направлениях исследований, востребованных на различных «рынках» (медиа, органы государственного управления, политическая власть, корпоративные исследования be-to-be, НКО и т.д.).


Раздел II. Принципы, формы и методы научной работы

Тема 1. Академическое чтение и академическое письмо

1.1. Научный стиль в социальных науках: его основные черты. Смысловой анализ научного текста; построение разделов научного текста, композиция научного текста; правила построения научного текста; сокращение текста и увеличение объема текста. Научное сообщество и научная коммуникация. Проблематика референтности в научных сообществах и ритуалы: публикации, цитирование, рецензирование, основные справочные источники о выходящей литературе. Основные приемы и культура ведения научной дискуссии. Аналитическое осмысление и представление данных. Принципиальные отличия аналитического текста от научной статьи, отчета, от публицистической статьи. Корректное предъявление данных в аналитическом тексте. Проблема «прозрачности технологии» исследования в аналитическом тексте и пути ее решения. «Стандартные» ошибки в предъявлении данных.

Тема 2. Концептуальный анализ в научном исследовании

Место и роль понятийного анализа в структуре научного познания. Понятие понятия. Онтологический статус понятия. Понятия и язык. Специфика понятий социального и политического дискурса. Концептуальный анализ как элемент исследования в политической философии и науке. Теоретико-методологические оснований анализа понятий политического дискурса (Ф. Сассюр, Л. Витгенштейн, Кембриджская школа, Р. Козеллек). Методология и основные принципы определения понятий. Номиналистская и эссенциалистская традиции в определении понятий. Таксономические и кластерные понятия. Базовые понятия политического дискурса. Логика конструирования понятий. Основные этапы и принципы конструирования понятий. Ценности и понятия. Понятия и категории. Концепция сущностной оспариваемости политических понятий и ее критика. Ключевые понятия. Операционализация понятий.

Тема 3. Написание диссертации: основные принципы и выборочный анализ «успешных» и «неуспешных» диссертаций

Специфика текста диссертации. Основные критерии оценки качества текста диссертации. Основные разделы диссертации. Введение, его структура и особенности. Проблема исследования: критерии выбора и научности. Актуальность темы исследования: основные аспекты и способы аргументации. Разработанность темы и логика библиографического обзора. Формулирование цели, задач, объекта, предмета и основных гипотез исследования: основные принципы и нюансы. Новизна и положения, выносимые на защиту. Обоснование методологии исследования. Типичные ошибки в формулировании базовых элементов Введения. Основная часть и способы ее структурирования. Заключение диссертации: возможные варианты. Оформление приложений и списка литературы. Выборочный анализ фрагментов диссертационных исследований и авторефератов разного уровня (магистерский, кандидатский, докторский).

Тема 4. Интервью: когнитивные и практические аспекты. Интервью как инструмент получения результатов в социологических исследований: интервью как коммуникативный триолог исследователя, интервьюера и респондента. Методы когнитивного интервью при тестировании анкеты, вопросника: цели и задачи методического использования когнитивного интервью Общие требования к интервьюеру: интервью как речеповеденческое взаимодействие и роль интервьюера, интервью – форма социальной интеракции, восприятие ситуации респондентом и ролевые позиции интервьюера, самопрезентационные стратегии респондентов в ситуации интервью, эффект интервьюера, его формы и проявления. Конструирование вопросника. Исследование как система коммуникативно-эпистемических переходов. Переход от концептуальных переменных к операциональным и вербальным переменным. Вопросник как протокол измерений и как проект коммуникативных ситуаций (интервьюер / респондент, исследователь / интервьюер). Ближняя и дальняя прагматика, конвенция и селекция. Общие принципы конструирования вопроса – наиболее распространенные ошибки. Сценарное исполнение вопросника, стандартные формы вопросов, стандартные сценарные решения. Интервью как искусство. Психологические аспекты интервьюирования. Анализ успешных практик проведения глубинных и экспертных интервью.


Тема 5. Методология социологического исследования: полевая работа. Формирование дизайна исследования и его трансформации в ходе полевого этапа. Управление исследованием: тайм-менеджмент, создание и управление командой, кризисное управление, методология оперативной рефлексии. Вход в поле и полевая работа: проблема доступа и «гейт-кипер», «легенда», проблема участия и вовлеченности, полевой дневник и аккумулирование полевых материалов, «эмоциональное выгорание». Экспертные интервью и панели: области применения и виды экспертного опроса; экспертное и профанное знание, создание концепции Эксперта, управление экспертной панелью, методы подбора экспертов, проблема доступа к экспертам, организация и проведение экспертного опроса, оценка качества экспертной информации. Включенное наблюдение в социальных науках: этика и прагматика, «карьера исследователя», участие vs изучение.


Тема 6. Поиск литературы в электронных базах данных НИУ ВШЭ

Описание электронных баз данных ГУ-ВШЭ. Правила работы с электронными базами данных. Поиск релевантной литературы. Индексы научного цитирования. Ресурсы с ключевыми социологическими журналами. Первая десятка социологических журналов по данным SCOPUS и ISI. Базы данных электронных книг. Описание системы поиска. Поиск по простому и расширенному запросу. Ключевые слова и предметные каталоги.


Тема 7. Доступные источники статистических и вторичных данных.

Открытые базы данных (Росстат, база данных ГУ-ВШЭ с макроэкономическими показателями, опросные фирмы, ООН (Comtrade), Мировой банк, Laborasta и др.) Базы данных по подписке (RLMS, СОФИСТ, CASMIN и др.) Порядок доступа и ограничения в использовании данных. Особенности описания вторичной эмпирической базы в проекте и отчете.


Тема 8. Актуальные проблемы социологических исследований.

«Фронтир» исследований и задач, обращенных к социологии со стороны различных «рынков» (медиа, органы госуправления, политическая власть, корпоративные исследования be-to-be, НКО и т.д.); актуальные процессы и тенденции в сферах общественной жизни, оказывающихся реальными и потенциальными потребителями социологической информации; актуальные запросы к работе социолога – методный арсенал, обоснованность методических решений, качество исполнения, консультирование и сопровождение, нестандартные исследовательские задачи. Место, функции и роль социологических служб в различных сферах бизнеса и политики.


Тема 9. Презентация и защита работы.

Регламент проведения защиты магистерской диссертации. Соблюдение регламента. Критерии выставления итоговой оценки. Подготовка графической презентации работы. Как рассчитать оптимальное количество слайдов. Представление результатов расчетов и моделей. Восприятия слушателей. Зрительное и устное восприятие. Раздаточные материалы.

Требования к содержанию устного выступления. Краткое представление полученных результатов. Подготовка текста выступления. Моменты, которые необходимо представить в устной презентации. Ответы на вопросы.

Подготовка публикации (статьи) на основе магистерской диссертации: основные требования и различия.

В основном мероприятия в рамках первых двух разделов программы семинара проводятся в втором и третьем модулях на 1 курсе, в первом и втором моделях 2 курса.



    Раздел III. Презентация проектов курсовых и дипломных работ студентов, обсуждение черновых версий текстов курсовых и дипломных работ

Обсуждение проектов и (предварительных) результатов исследований студентов и аспирантов проводится в 3 и 4 модулях на 1 курсе и в 2 и 3 модулях на 2 курсе. В зависимости от уровня готовности курсовой работы студенты представляют к обсуждению либо (а) концепцию курсовой работы, либо (б) проблемное поле исследования и основные подходы к решению проблемы в современной научной литературе, либо (в) предварительный вариант (текст) курсовой работы. В идеале каждый студент делает две презентации: 1) презентация общей концепции работы и обзор литературы; 2) презентация предварительных результатов исследования. Цель первой презентации – помощь в выборе оптимальной стратегии работы над темой и прояснение теоретико-методологических и инструментально-практических проблем, с которыми сталкивается студент в процессе работы. Цель второй презентации – помощь доработке и оптимизации первоначального текста.

7 Образовательные технологии


Занятия проводятся в форме интерактивных лекций, групповых дискуссий и презентаций курсовых и дипломных работ.


8 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма дисциплины «political power : theoretical discourse and research models» для магистерской программы «Комплексный социальный анализ» направления 040100. 62 «Социология» подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100....
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма дисциплины «Базовые аналитические процедуры обоснованной теории (Grounded Theory): практикум»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма дисциплины «Сравнительно-исторический метод в социальных исследованиях»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма элективного курса «Комплексный анализ текста»
Такую целенаправленную работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рас­сматриваться как «измеритель» языковой...
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 01. 01. 01 Вещественный, комплексный и функциональный анализ кэ. А. 03; цикл кэ. А. 00 «Кандидатские экзамены»
«Вещественный, комплексный и функциональный анализ» по физико-математическим и техническим наукам, утвержденной приказом Министерства...
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconРабочая программа дисциплины «Комплексный анализ хозяйственной деятельности»
Особое внимание при изучении данной дисциплины уделяется прогнозированию основных экономических показателей на основе ранее проведенного...
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма подготовки 010100. 68. 01 Комплексный анализ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единицы (180 часов)
Программа дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ» iconПрограмма дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница